Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 05.08.2021 N 3099
Законодательная Дума Томской области комитет по экономической политике
О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 1 декабря 2000 года N 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области"
/отчет/
Введение
Отчет о результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 1 декабря 2000 года N 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области" (далее - Закон Томской области или Закон N 56-ОЗ) подготовлен комитетом Законодательной Думы Томской области (далее - Дума) по экономической политике в соответствии с:
- Положением о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой (утв. постановлением Думы от 25.06.2015 N 2768 "Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Думой),
- постановлением Законодательной Думы Томской области от 24 декабря 2020 года N 2726 "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2021
год",
- графиком мероприятий по проведению мониторинга правоприменения Закона Томской области (утв. решением комитета Думы по экономической политике от 16.12.2020 N РКЭП6-56-372).
Президент Российской Федерации объявил 2021 год - Годом науки и технологий. Это важнейшее событие не только для отечественной науки, но и для всей страны. Задача Года - привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий, повысить вовлеченность профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития, а также сформировать у граждан страны четкое представление о реализуемых сегодня государством и бизнесом инициативах в области науки и технологий.
Проведение мониторинга обеспечено отделом по экономической политике аппарата Думы.
Мониторинг правоприменения указанного закона проведен с использованием информации Администрации Томской области, прокуратуры Томской области, Управления Минюста России по Томской области, Ассоциации некоммерческих организаций "Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций", а также Доклада о реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации в 2018 и 2019 годы, информации, размещенной на официальных сайтах Российской академии наук и других организаций.
Целью проведения мониторинга правоприменения является обобщение практики правоприменения Закона N 56-ОЗ и выявление направлений совершенствования регионального законодательства в сфере научной деятельности и научно-технической политики.
Отчет о результатах проведения мониторинга правоприменения подготовлен на основе анализа:
- федеральных и областных законов и иных нормативных правовых актов (далее - НПА);
- НПА, принятых в целях реализации положений Закона N 56-ОЗ, а также иных НПА, регулирующих отношения в смежных сферах;
- заключения юридического отдела аппарата Думы;
- практики правоприменения НПА в сфере научной деятельности и научно-технической политики в иных субъектах РФ.
Отчет о результатах мониторинга правоприменения состоит из введения, двух разделов и заключения.
Во введении указаны основания проведения мониторинга правоприменения Закона N 56-ОЗ, его цель и структура отчета.
В первом разделе представлен общий обзор правовых основ научно-технической политики на федеральном уровне, представлен перечень основных стратегических документов, регламентирующих отношения в сфере науки и научно-технической политике, и система управления наукой в Российской Федерации, а также основные изменения сферы науки за последние 20 лет.
Во втором разделе обобщена практика правоприменения Закона N 56-ОЗ, его обеспеченность подзаконными правовыми актами, проведен анализ задач и реализуемых органами государственной власти Томской области полномочий в целях достижения указанных задач.
В заключении сформулированы итоговые выводы по мониторингу Закона N 56-ОЗ (с учетом поступивших мнений участников мониторинга) и перспективам совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в сфере научно-технической политики Томской области.
Материалы отчета предназначены для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством, и иными организациями в соответствии с вопросами их ведения.
Раздел I. Законодательное и нормативное правовое сопровождение научной деятельности и государственной научно-технической политики
1.1 Общий обзор правовых основ научно-технической политики в Российской Федерации
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Конституцией Российской Федерации наука отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормативное правовое регулирование формирования и реализация государственной научно-технической политики осуществляются в рамках федеральных законов и законодательных актов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, документов стратегического планирования, других нормативных правовых актов.
Основополагающим документом, определяющим государственную научно-техническую политику, является Доктрина развития российской науки (Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 N 884).
Суть Доктрины заключается в том, что "государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей".
В этом политическом документе продекларированы необходимость формирования механизмов государственного регулирования научной и научно-технической деятельности, обеспечивающих сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала страны, а также создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники.
Формирование и реализация государственной научно-технической политики регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Этот закон определил систему отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции.
Законом разграничены предметы ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также определены предметы совместного ведения и полномочий в области проведения единой государственной научно-технической политики, размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, меры по социальной защите научных и научно-технических работников, порядок финансирования науки и множественности его источников, аккредитации научных организаций и др.
В первоначальной редакции N 127-ФЗ "О науке..." (1996 г.) был закреплен уровень бюджетного финансирования науки в размере 4% от расходной части бюджета.
Российское законодательство не только не запрещает осуществлять научную, преподавательскую и иную творческую деятельность в качестве предпринимательской, но в большинстве случаев прямо закрепляет такое право в соответствующем отраслевом законодательстве. К примеру, п. 6 ст. 4 N 127-ФЗ "О науке..." наделяет научного работника правом на осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 впервые законодательно признано право на обоснованный риск в научной и научно-технической деятельности. При этом необходимо уточнить, что в целях N 127-ФЗ "О науке..." указанное положение ограничивается исключительно областью научной деятельности.
Впервые получило законодательное определение понятие "грант" применительно к сфере научных исследований. Предоставление денежных и иных средств в виде гранта является одним из механизмов целевого финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, легализованной формой поддержки или стимулирования государством научных исследований и разработок.
Гранты выделяются как российскими государственными фондами поддержки науки, внебюджетными фондами финансирования исследований и разработок, так и международными фондами.
За прошедшие со времени принятия общего закона N 127-ФЗ годы было принято несколько частных законов об отдельных субъектах научно-технической деятельности федерального масштаба (такие как, Инновационный центр "Сколково", НИЦ "Курчатовский институт", НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет и другие).
Научное и технологическое обеспечение прорывного развития Российской Федерации - одна из основных целей государственной политики, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 474 разработана новая редакция национального проекта "Наука и университеты", реализация которого началась в 2021 году.
В состав национального проекта "Наука и университеты" входят четыре федеральных проекта:
"Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям" (Исследовательское лидерство);
"Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" (Инфраструктура);
"Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок" (Кадры);
"Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии" (Интеграция).
Ключевым документом реализации научно-технологической политики страны является Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее - СНТР), цель которой - обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
При этом основным инструментом реализации СНТР является государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - ГП НТР), которая направлена на:
- научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике;
- эффективную организацию и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности;
- развитие интеллектуального потенциала нации.
На федеральном уровне правовое регулирование науки и научно-технической политики, помимо Конституции Российской Федерации, основывается и регулируется, в том числе:
Федеральными законами:
- Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" ";
- Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЗ "О Российской корпорации нанотехнологий";
- Федеральный закон от 04.11.2014 N 326-ФЗ "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского" ";
- Федеральный закон от 10.11.2009 N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете";
- Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
- Федеральный закон от 02.11.2013 N 291-ФЗ "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральный закон от 19.07.2018 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ";
и др.
Постановлениями Правительства Российской Федерации:
- Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 544 "Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники";
- Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 699 "Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы";
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 08.07.2019 N 869 "О Совете по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития";
- Постановление Правительства РФ от 30.04.2021 N 689 "Об утверждении Положения о Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации";
- "Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Правительством РФ);
и др.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации:
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года";
- Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.";
- Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2019 N 1824-р "Об утверждении Перечня показателей реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, динамика которых подлежит мониторингу";
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3684-р "Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)";
и др.
Указами Президента РСФСР, Российской Федерации:
- Указ Президента РСФСР от 21.11.1991 N 228 "Об организации Российской академии наук"
- Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 884 "О доктрине развития российской науки";
- Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 28.07.2012 N 1059 "О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию";
- Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
- Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента РФ от 15.03.2021 N 143 "О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики";
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Иное:
- "Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности", срок - 2019-2024 годы (утв. Минэкономразвития России);
- Постановление СФ ФС РФ от 22.05.2019 N 162-СФ "О мерах Правительства Российской Федерации по обеспечению научно-технологического развития России";
- Национальный проект "Наука" (паспорт национального проекта "Наука" (утверждён протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16), в 2021 году национальный проект скорректирован в части входящих в него федеральных проектов и переименован в "Наука и университеты".
1.2 Система управления сферой науки в Российской Федерации
Исходя из анализа нормативных правовых документов, принятых на федеральном уровне, можно сделать следующий вывод о системе управления сферой науки в Российской Федерации:
Общее руководство сферой науки осуществляет Президент Российской Федерации, который утверждает приоритетные направления развития науки, технологий и техники 1, перечень критических технологий Российской Федерации, а также определяет направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды 2.
Проведение единой государственной научно-технической политики обеспечивает Правительство Российской Федерации. В 2018 году в его структуре выделен отдельный федеральный орган исполнительной власти в сфере науки - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) 3, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов и т.д.
Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, осуществляет научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью научных организаций и высших учебных заведений.
Важную координационную функцию осуществляет Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 4.
Кроме того, в целях реализации Указа Президента РФ от 15.03.2021 N 143 "О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики" при Правительстве Российской Федерации создан постоянно действующий орган - Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации, образованная для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных академий наук, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, общественных объединений, научных, образовательных и иных организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и (или) инновационную деятельность, при формировании и реализации государственной научно-технической политики.
Поддержку научной, научно-технической, инновационной деятельности на конкурсной основе осуществляют Российский научный фонд (далее - РНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (далее - РФФИ). РНФ создан в целях финансовой и организационной поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки. РФФИ предоставляет финансовую и организационную поддержку фундаментальных научных исследований на конкурсной основе. В 2020 году на площадке Министерства науки и высшего образования РФ руководители РНФ и РФФИ согласовали основные подходы к объединению этих двух фондов.
1 - Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации"
2 - Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и научно-технической политике"
3 - Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 г. N 682 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
4 - Указ Президента РФ от 28.07.2012 г. N 1059 "О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию"
1.3 Основные изменения сферы науки в России за последние 20 лет (в цифрах) 1
Численность учёных в России сопоставима с населением крупного города.
В России свыше 348 тысяч исследователей. За 20 лет (2000-2019) их стало меньше в 1,2 раза - в 2000 году было почти 426 тысяч.
Всего - с учётом техников, вспомогательного персонала и прочих лиц - в отечественной сфере исследований и разработок трудится 682,5 тыс. человек - в 1,3 раза меньше, чем в 2000 году (887,7 тыс. человек).
Несмотря на сокращение персонала, РФ остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке, уступая только Китаю, США и Японии.
За 20 лет в России почти в 1,6 раза увеличилось число промышленных предприятий, имеющих научные подразделения: с 284 в 2000 году до 450 в 2019-м.
С 33 до 44 выросло количество опытных заводов. Но в основном исследования выполняются в научно-исследовательских институтах (НИИ), конструкторских организациях и вузах.
Число НИИ заметно сократилось: с 2686 (2000 год) до 1618 (2019 год).
Свыше трети организаций, выполнявших исследования и разработки, расположены в Центральном федеральном округе, здесь же работает половина научных кадров страны.
Около 29% исследователей (99,9 тыс. человек) имеют учёную степень. Каждый пятый (21,6% или 75,1 тыс. чел.) - кандидат наук, 7,1% (24,8 тыс. чел.) - доктора наук.
Средний возраст докторов наук в России 64 года, кандидатов наук - 51, учёных без степени - 43.
Гендерный вопрос решен в пользу мужчин: 61% среди исследователей, в том числе больше половины (58%) кандидатов и 73% докторов наук.
Численность женщин, имеющих учёную степень, растёт, в отличие от общей численности исследовательниц. В 2010-м последних в России было 153,9 тыс., а в 2018-м уже 136,4 тысячи. Тогда же - в 2018 году - по удельному весу женщин в численности учёных Россия занимала 25-е место из 55-ти стран. Примерно на равных с Беларусью, Испанией и Великобританией.
Вне зависимости от гендерной принадлежности большинство исследователей - около 21,4 тыс. человек или 61,4% (2019 год) - представлены в области технических наук.
На втором месте - 79,3 тыс. (22,8%) естественные дисциплины. На третьем - 19,5 тыс. (5,6%) - общественные. Медицинское направление развивают 14,4 тыс. учёных (4,1%). Гуманитарные - 11,7 тыс. (3,4%). Меньше всего - 9,5 тыс. (2,7%) занятых в сельскохозяйственной сфере.
Основную часть внутренних затрат на исследования и разработки в России "забирают" технические науки. На них расходуется более 70% средств, ситуация не меняется многие годы.
Второе место (17,6%) у естественных наук. Суммарная доля остальных не превышает 10% (за исключением 2018 года). Наименьший объем затрат связан с исследованиями и разработками в сфере гуманитарных (1,5%) и сельскохозяйственных (1,7%) наук.
В целом в 2019 году объем внутренних затрат достиг 1134,8 млрд. рублей и вырос с 2010 года на 13,4% (в постоянных ценах). В соответствующем международном рейтинге Россия девятая после США, Китая, Японии, Германии, Республики Корея, Франции, Индии, Великобритании.
66,3% внутренних затрат на исследования и разработки финансирует государство, в основном из федерального бюджета. В 2010 году вклад был весомее - 70,3%.
Доля вложений в науку из предпринимательского сектора за этот период наоборот увеличилась: с 25,5% в 2010 году до 30,2% в 2019-м. Незначительный объем иностранных инвестиций стал ещё меньше: 2,4% против 3,5%.
В топ-10 государств-лидеров по общему объему финансирования науки российский масштаб участия государства сопоставим с Индией. В остальных доминирует бизнес - от 54,8% в Великобритании до 80,3% на Тайване.
За последнее десятилетие в производство внедрены разработки лишь 20% исследовательских организаций. В 2018 году реализовано около 17 тыс. технологических инновационных проектов, в 1,2 раза меньше, чем в 2015-м.
Чаще других (30% от общего числа проектов) в реальный сектор экономики внедряются разработки ученых Москвы. На втором месте Мордовия, на третьем Санкт-Петербург. В десятке лидеров (совокупно 20%) Ставропольский край, Республика Татарстан, Ростовская, Нижегородская, Московская, Новосибирская и Свердловская области.
За 11 лет с 2009 года удельный вес России в общемировом количестве цитирований увеличился 1,75 раза в Web of Science и в 2,02 раза в Scopus. Однако на работы российских авторов ссылаются существенно реже, чем в среднем по миру.
За то же время значительно выросло количество статей авторов из России в научных журналах, индексируемых Web of Science (в 1,9 раза) и Scopus (в 2,28 раза), но на позиции страны в мировых рейтингах это почти не повлияло.
В 2019-м, как и в 2009-м, в рейтинге стран по числу статей, индексируемых в Web of Science, Россия занимала 14-е место (63 251 статья). В Scopus - поднялась на две ступени до 12-й позиции (73 496 статей).
1 - Источник: Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, https://issek.hse.ru/news/442044357.html
Раздел II. Практика правоприменения Закона Томской области от 01.12.2000 N 56-03 "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области"
2.1 Обзор основных положений Закона Томской области от 01.12.2000 N 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области". Обеспеченность Закона Томской области подзаконными правовыми актами
Закону Томской области "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области" более 20 лет. Закон был принят в 2000 году, за период его действия изменения вносились шесть раз.
Закон состоит из трех глав:
1. "Общие положения",
2. Организационно-правовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности",
3. "Финансово-экономическое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности".
Согласно преамбуле Закона Томской области от 01.12.2000 N 56-0З его действие направлено на создание дополнительных гарантий для использования результатов научно-технической деятельности в материальном производстве и социальной жизни Томской области, определение организационных форм, механизмов управления и финансирования научно-технической деятельности на территории области.
Возможность осуществления правового регулирования данных отношений основывается на положениях Конституции Российской Федерации. Согласно п. "е" части 1 статьи 72 вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и закреплены в статье 1 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики закреплены в части 3 статьи 12 указанного Федерального закона.
Согласно статье 2 Закона Томской области научно-техническая политика Томской области разрабатывается и реализуется в интересах населения области в соответствии с единой государственной научно-технической политикой.
В соответствии со статьей 3 Закона Томской области от 01.12.2000 N 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области" целью научно-технической политики Томской области является развитие и эффективное использование научно-технического потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание и внедрение наукоемких технологий, укрепление взаимосвязи науки и образования, выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы.
Администрация Томской область формирует научно-техническую политику как часть стратегии социально-экономического развития Томской области 1.
Цели и принципы научно-технической политики Томской области изложены в статье 3 Закона N 56-ОЗ, их перечень является закрытым. Цели и принципы государственной научно-технической политики закреплены в статье 11 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ, однако их перечень является более широким по сравнению с целями и принципами, содержащимися в статье 3 Закона Томской области.
В связи с вышеизложенным предлагаем рассмотреть вопрос об уточнении целей и принципов научно-технической политики Томской области.
В статье 4 Закона Томской области определены задачи научно-технической политики Томской области. Согласно заключению Ассоциации некоммерческих организация "Томский консорциум научно-образовательных и научных организации" (далее - Томский консорциум), полученному в рамках проводимого мониторинга, формулировка задачи в пункте 7 статьи 4 Закона Томской области требует уточнения в части словосочетания содействие "конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности". Кроме того, предлагается в перечень принципов или задач включить следующий: "развитие межрегионального и международного научного и научно-технического сотрудничества Томской области".
В статьях 5 - 7 Закона Томской области норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Статья 9 Закона Томской области содержит перечень субъектов организационно-правового обеспечения научной и (или) научно-технической деятельности на территории Томской области. Согласно статье 14 Закона Томской области полномочия данных организаций определяются их уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области, в том числе договорами и соглашениями с Администрацией Томской области в рамках реализации настоящего Закона. Учитывая, что перечень субъектов содержит отсутствующие в настоящее время организации и структуры, предлагаем внести соответствующие изменения в статью 9, а в статью 14 внести изменение в части уточнения, что правовое регулирование полномочий указанных субъектов организационно-правового обеспечения научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется в рамках реализации настоящего Закона. Кроме того, согласно заключению Томского консорциума в пункте 7 статьи 9 предлагается конкретизировать перечень "негосударственных (общественных) академий наук".
Статью 10 Закона Томской области предлагаем дополнить полномочием Законодательной Думы Томской области по учреждению премии Законодательной Думы Томской области для молодых ученых и дарований.
Премия Законодательной Думы Томской области для молодых ученых и дарований учреждена постановлением Государственной Думы Томской области от 26.12.2002 N 422 "Об учреждении Премии Законодательной Думы Томской области для молодых ученых и юных дарований". Конкурс на соискание звания "Лауреат Премии Законодательной Думы Томской области" проводится в двух номинациях: "Молодые ученые" и "Молодые дарования".
Статья 11 Закона Томской области устанавливает полномочия Администрации Томской области по реализации научной деятельности и научно-технической политики в Томской области.
Анализ подзаконного нормотворчества в части обеспечения реализации полномочий Администрации Томской области в сфере научной деятельности и научно-технической политики позволяет сделать следующие выводы:
часть 1 статьи 11 Закона Томской области:
а) по пункту 1 "формирует свои предложения по структуре приоритетных направлений научно-технической деятельности Томской области на основе стратегии социально-экономического развития Томской области с учетом предложений субъектов научной и научно-технической деятельности, потребностей производства и сферы услуг, тенденций на российском и мировом рынке" информация о принятых решениях отсутствует.
Выработка и организация реализации региональной политики в сфере научно-технической деятельности является одной из задач заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации 2. В составе Администрации Томской области образован Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области. В задачи данного департамента, определенные в соответствующем положении 3, не входит развитие научно-технической сферы. Разработка документов стратегического планирования Томской области, относящихся к научно-технической сфере, подготовка предложений по формированию приоритетных направлений научно-технической политики в Томской области и по индикаторам, характеризующим эффективность развития научно-технической сферы региона, относится к функциям Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области 4.
В части 2 статьи 7 и в части 1 статьи 12 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют приоритетные направления развития науки, технологий и техники. В качестве примеров можно привести соответствующие распоряжения и постановления высших исполнительных органов государственной власти Московской, Калужской, Тамбовской и Тюменской областей, Республик Татарстан и Мордовия, Санкт-Петербурга;
б) по пункту 2) "утверждает государственные программы Томской области в целях развития научной, научно-технической и инновационной деятельности" приняты следующие правовые акты:
ведомственная целевая программа "Подготовка кадров для инновационного развития экономики региона":
- Постановление Администрации Томской области от 08.02.2018 N 72а "Об утверждении ведомственной целевой программы "Подготовка кадров для инновационного развития экономики региона";
- Постановление Администрации Томской области от 25.05.2018 N 226а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 08.02.2018 N 72а";
- Постановление Администрации Томской области от 05.02.2019 N 52а "Об утверждении ведомственной целевой программы "Подготовка кадров для инновационного развития региона";
- Постановление Администрации Томской области от 29.05.2020 N 250а "Об утверждении ведомственной целевой программы "Подготовка кадров для инновационного развития экономики региона";
в) по пункту 3) "обеспечивает кредитование и финансирование научно-технической деятельности в рамках государственных программ Томской области за счет бюджетных и внебюджетных средств" приняты следующие правовые акты:
- Постановление Администрации Томской области от 11.03.2021 N 68а "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии Региональной общественной организации "Томское профессорское собрание" в целях финансовой поддержки научных исследований по проектам-победителям региональных конкурсов проектов, проводимых Администрацией Томской области с Российским фондом фундаментальных исследований";
- Постановление Администрации Томской области от 04.12.2020 N 574а "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидии Ассоциации некоммерческих организаций "Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций" в целях финансового обеспечения затрат, связанных с разработкой современной модели научно-образовательного комплекса Томской области в форме кооперации "Большой университет Томска".
Предлагаем уточнить формулировку данного полномочия в части словосочетания "обеспечивает кредитование";
г) по пункту 4) "формирует органы управления в научной и научно-технической сфере и участвует в создании и деятельности соответствующих межрегиональных органов управления" принято Распоряжение Губернатора Томской области 30.01.2018 N 20-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора Томской области от 09.11.2010 N 329-р" (вместе с "Положением о Совете молодых ученых Томской области");
д) по пункту 5) "проводит конкурсы научных разработок Томской области и на звание лауреата Томской области в сфере науки и образования" приняты следующие правовые акты:
Конкурс на соискание премий Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры и на звание "Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры" проводится ежегодно, начиная с 2006 года. Ежегодно присуждается 190 премий по 12 номинациям (до 2015 года - 220 премий), общее количество участников конкурса - ежегодно более 700 человек.
Финансирование расходов на выплату премий осуществляется за счет средств, предусмотренных на данные цели законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Общий объем ежегодного финансирования конкурса составляет 6 690 тыс. рублей.
Основные правовые акты, регламентирующие проведение конкурса:
- Закон Томской области от 13.03.2006 N 29-ОЗ "О премиях Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры";
- Постановление Администрации Томской области от 01.06.2006 N 72а "О премиях Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры" (вместе с "Положением о конкурсе на соискание премий Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры и на звание "Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры");
- Постановление Администрации Томской области от 05.05.2006 N 56а "О Совете по присуждению премий Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры" (вместе с "Положением о Совете по присуждению премий Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры");
- Распоряжение Администрации Томской области от 13.08.2018 N 553-ра "О результатах конкурса на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры" (вместе со "Списком лауреатов премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры");
- Распоряжение Администрации Томской области от 06.12.2018 N 803-ра "О результатах конкурса на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры" (вместе со "Списком лауреатов премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры");
- Распоряжение Администрации Томской области от 20.08.2019 N 508-ра "О результатах конкурса на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры" (вместе со "Списком лауреатов премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры");
- Распоряжение Администрации Томской области от 10.12.2019 N 732-ра "О результатах конкурса на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры" (вместе со "Списком лауреатов премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры");
- Распоряжение Администрации Томской области от 21.12.2020 N 796-ра "О внесении изменения в распоряжение Администрации Томской области от 10.12.2020 N 783-ра".
Конкурс разработок молодых ученых. Конкурс проводится в два этапа. Первый этап проходит в форме заочной оценки проектов. Второй этап проходит на специально организованном мероприятии в рамках Форума молодых ученых U-NOVUS в форме очной презентации проектов, занявших три первых места по итогам первого этапа в каждом тематическом направлении.
Победители конкурса определяются в каждом тематическом направлении и награждаются памятными дипломами и денежной премией в зависимости от номинаций: от 80 до 140 тыс. рублей.
Основные правовые акты, регламентирующие проведение конкурса:
- Постановление Администрации Томской области от 28.03.2019 N 106а "О конкурсе разработок молодых ученых" (вместе с "Положением о конкурсе разработок молодых ученых");
- Постановление Администрации Томской области от 20.09.2018 N 372а "О конкурсе проектных инициатив "Школа PI (Школа ключевых исследователей)" (вместе с "Положением о конкурсе проектных инициатив "Школа PI (Школа ключевых исследователей)").
Конкурс на соискание премий Администрации Томской области "Профессор года", "Студент года":
- Постановление Администрации Томской области от 26.12.2020 N 618а "О премиях Администрации Томской области "Профессор года", "Студент года";
- Распоряжение Администрации Томской области от 26.12.2020 N 833-ра "О результатах конкурса на соискание премий Администрации Томской области "Профессор года", "Студент года";
е) по пункту 6) "содействует привлечению средств на кредитование и финансирование научно-технической деятельности за счет федеральных программ, зарубежных организаций и фондов, частных инвестиций, в том числе с долевым финансированием из областного бюджета" специальных правовых актов не принято.
В 2018 году Администрация Томской области и Российский фонд фундаментальных исследований заключили новое соглашение "О проведении региональных конкурсов проектов фундаментальных научных исследований и регионального конкурса проектов организации российских и международных мероприятий", в котором предусмотрен региональный конкурс "проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными".
Предлагаем Администрации Томской области уточнить формулировку данного полномочия в части словосочетания "содействует привлечению средств на кредитование".
Анализ информации о реализации полномочий Администрации Томской области, установленных в подпунктах 7 - 14) части 1 и части 2 статьи 11 Закона Томской области, не позволяет сделать вывод о полноте их реализации.
Информация о реализации части 3 статьи 11 Закона Томской области: на официальном интернет-портале Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области (далее - ДНиВО АТО) (https://depvpo.tomsk.gov.ru/) ведутся тематические разделы о деятельности Департамента (исполнение "майских" указов Президента РФ; исполнение поручений Президента РФ; отчеты и доклады о деятельности; планы работ; информация о государственных программах и проектах и др.).
В разделе "Документы" - "Государственные и целевые программы" размещена вкладка с прямой ссылкой на раздел интернет-портала Администрации Томской области "Отчеты о реализации государственных программ", где размещаются все отчеты по государственным программам, действующим на территории Томской области (https://depvpo.tomsk.gov.ru/Gosudarstvennie-i-tselevie-programmi).
В разделе "Деятельность" - "Отчеты и доклады о деятельности" ежегодно размещается информация об основных результатах деятельности научно-образовательного комплекса Томской области (https://depvpo.tomsk.gov.ru/Otcheti-i-dokladi-o-deyatelynosti). Данная информация также размещена на интернет-портале Администрации Томской области в разделе "Научно-образовательный комплекс".
В разделе "Новости" регулярно осуществляется размещение информации о деятельности ДНиВО АТО, а также о достижениях организаций Томского научно-образовательного комплекса (о результатах научной деятельности, о победителях различных конкурсов федерального и регионального уровней, о награжденных правительственными наградами, наградами Томской области, об юбилейных мероприятиях), освещаются наиболее значимые мероприятия в курируемой сфере.
Информация о реализации статьи 15 Закона Томской области: объем расходов областного бюджета на реализацию Департаментом науки и высшего образования Администрации Томской области Ведомственной целевой программы "Подготовка кадров для инновационного развития экономики региона" приведен в таблице 1. В таблице 2 представлена динамика финансовых показателей организаций научно-образовательного комплекса Томской области.
Таблица 1
N п/п |
Наименование мероприятия |
Содержание мероприятия |
Расходы на мероприятие (тыс. руб.) |
|||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||
1. |
Организация и проведение мероприятий по выявлению и поддержке лучших научно-образовательных практик региона |
1. Организация и проведение конкурса на соискание премий Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры |
7 133,6 |
7 133,6 |
7 133,6 |
7 133,6 |
2. Организация и проведение конкурса на соискание званий "Профессор года" и "Студент года" |
- |
- |
1 988,0 |
1 988,0 |
||
2. |
Организация и проведение встречи Губернатора Томской области с выпускниками-отличниками |
Разработка сценария мероприятия, аренда помещения, информационное освещение мероприятия, подготовка сувениров выпускникам-отличникам |
4 500,0 |
- |
- |
- |
3. |
Организация и проведение Студенческой площадки Форума университетских городов |
Организация конкурса студенческих работ, разработка сценария мероприятия, информационное освещение мероприятия, подготовка информационно-методических материалов для участников мероприятия, формирование призового фонда |
342,9 |
400,0 |
400,0 |
400,0 |
4. |
Организация и проведение Дня российской науки (2018 г.) Организация и проведение Недели науки (2019 г. -2021 г.) |
Разработка сценария мероприятия, аренда помещения, информационное освещение мероприятия, проведение выставок и экспозиций, мероприятий научно-просветительского характера, подготовка информационно-методических материалов для участников мероприятия |
600,0 |
1 680,9 |
1 680,9 |
1 680,9 |
5. |
Организация и проведение отчетной конференции по проектам-победителям региональных конкурсов, проводимых Администрацией Томской области совместно с Российским фондом фундаментальных исследований |
Разработка сценария мероприятия, информационное освещение мероприятия, организация выставки и презентаций проектов-победителей, подготовка информационно-методических материалов для участников мероприятия |
- |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
6. |
Реализация регионального проекта "Учись в Томске!" |
Организация выездных образовательных миссий в муниципальные образования Томской области, в страны ближнего и дальнего зарубежья; разработка и выпуск полиграфической продукции; подготовка и выпуск информационно-аналитических материалов в области науки и высшего образования |
1 357,2 |
450,0 |
450,0 |
450,0 |
7. |
Подготовка и выпуск информационно-аналитических материалов в области науки и высшего образования |
Организация и проведение анкетирования организаций научно-образовательного комплекса Томской области; формирование реестра проектов фундаментальных исследований; подготовка аналитических отчетов и презентации результатов проведенного исследования организаций научно-образовательного комплекса Томской области; формирование и тиражирование сборника аннотаций научных проектов |
- |
350,0 |
350,0 |
350,0 |
Всего: |
13 933,7 |
10 114,5 |
12 102,5 |
12 102,5 |
Таблица 2
Динамика
финансовых показателей организаций научно-образовательного комплекса Томской области (2017-2019 гг.)
Наименование |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
||||||
ВУЗы |
НИИ |
Всего |
ВУЗы |
НИИ |
Всего |
ВУЗы |
НИИ |
Всего |
|
Общий объем финансирования (млн. руб.) |
16106 |
8457,5 |
24563,5 |
18675,02 |
9579,14 |
28254,16 |
18467,1 |
10394,3 |
28861,4 |
Объем финансирования научной деятельности, (млн. руб.) |
4511 |
2599,91 |
7110,91 |
5259,79 |
3001,62 |
8261,41 |
5122,3 |
3063,43 |
8185,7 |
1 - Статья 11 Закона Томской области от 01.12.2000 N 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области"
2 - Распоряжение Губернатора Томской области от 02.10.2012 N 281-р "Об утверждении Положения о заместителе Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации"
3 - Постановление Губернатора Томской области от 14.10.2015 N 113 "Об утверждении Положения о Департаменте науки и высшего образования Администрации Томской области"
4 - Постановление Губернатора Томской области от 02.11.2007 N 146 "Об утверждении Положения о Департаменте по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области"
2.2. Научно-образовательный комплекс Томской области. Основные достижения
В состав Томского научно-образовательного комплекса (ТНОК) входят 10 вузов (6 государственных университетов, 3 филиала иногородних вузов, 1 негосударственный вуз) и 13 научных организаций (5 академических институтов СО РАН, 3 филиала иногородних НИИ, Томский научный центр СО РАН, Томский национальный исследовательский медицинский центр РАН, объединяющий 5 томских медицинских НИИ, 2 центра Федерального медико-биологического агентства, АНО "Институт микрохирургии).
4 апреля 2012 года была создана Ассоциация некоммерческих организаций "Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций" 1, в которую вошли все томские университеты и академические институты. Томский консорциум - оператор взаимодействия региональной власти с научно-образовательным комплексом Томской области, является связующим звеном между промышленностью, прикладной наукой, вузовской и академической средой. Задача консорциума - повышение эффективности и качества научно-образовательной и инновационной деятельности, а приоритеты его деятельности связаны с прорывными проектами, определяющими будущее региона.
С 2015 года по 2020 год объем финансирования организаций научно-образовательного комплекса Томской области увеличился с 24,7 до 30,7 млрд. рублей, прирост составил 24%. Финансирование научной деятельности увеличилось с 7,3 млрд. рублей до 7,5 млрд. рублей.
Положительная динамика сохраняется при оценке результативности деятельности образовательных и научных организаций Томской области, проводимой Межведомственной комиссией.
В 2016 году всего 2 томских академических института (ИФПМ СО РАН и ИОА СО РАН) имели I категорию, а к 2020 году уже 4 томских университета (ТГУ, ТПУ, ТУСУР и СибГМУ) и 3 учреждения науки (ИОА СО РАН, ИФПМ СО РАН, ТНИМЦ РАН) получили аналогичную наивысшую категорию. Получение такого статуса подтверждает мировой уровень образовательной деятельности, а также высокий уровень научных исследований и разработок и дает возможность этим ведущим организациям участвовать в программе обновления приборной базы, реализуемой в рамках федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ". В рамках национального проекта "Наука" данным организациям в 2020 году было выделено финансирование из средств федерального бюджета в размере 759,8 млн. рублей, в том числе на закупку высокотехнологичного научного оборудования - 493,1 млн. рублей, и на финансирование капитальных ремонтов - 266,7 млн. рублей.
В рамках реализации федерального проекта "Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок" национального проекта "Наука" в вузах и академических НИИ г. Томска за последние 5 лет открыто более 20 новых молодежных лабораторий, выполняющих исследования по тематикам, соответствующим приоритетам Стратегии научно-технологического развития РФ.
В период с 2015 года по 2020 год томские научные разработки получали высокие оценки на федеральном уровне, так 12 проектов организаций Томского научно-образовательного комплекса вошли в число победителей конкурсов мегагрантов 2. В 2020 году в ведущих университетах г. Томска созданы 4 новые лаборатории, научными руководителями которых являются крупные зарубежные ученые из США, Италии и Португалии. На финансирование их деятельности Министерством науки и высшего образования РФ до 2023 года будет выделено 360 млн. рублей.
С 2015 года по 2020 год в организациях ТНОК в рамках реализации постановления Правительства РФ от 09.04.2010 N 218, выполнялось 10 комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств на базе крупных промышленных партнеров.
В 2020 году коллектив ученых НИИ кардиологии Томского НИМЦ стал призером национальной премии "Призвание" в номинации "За вклад в развитие медицины представителям фундаментальной науки и немедицинских профессий".
В 2020 году Томская область вышла с инициативой по созданию первого российского научного консорциума по развитию водородных технологий. Инициатором объединения стал Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Участниками консорциума стали еще 5 российских университетов и институтов РАН, сотрудники которых будут заниматься совместными исследованиями и разработкой технологий для получения водорода, его транспортировки, безопасного хранения и использования в энергетике. Проект такого объединения наряду с Томской областью активно поддержали главы Сахалинской, Самарской и Новосибирской областей.
В 2014-2019 годах внутренние затраты региональных организаций на исследования и разработки (ВЗИР) возросли почти в 2 раза и превысили плановое значение (2020 г. - 2,7%, план 2020 г. - 2,59%). 3 . По доле затрат на НИОКР в ВРП (2,7%) регион имеет значение выше среднероссийского показателя (1,11% ВВП). С 2015 по 2019 гг. Томская область улучшила позицию с 6-го до 4-го места в России.
Национальный исследовательский Томский государственный университет занимает 4 место среди российских образовательных организаций высшего образования в рейтинге QS по состоянию на 2021 год и входит в топ-250 образовательных организаций высшего образования в мире; Томский политехнический университет - 15 место в рейтинге в России, 401 - в мире.
Томск занимает сильные позиции в рейтинге глобальных студенческих городов (73 место в мире, 3 место среди российских городов), входит в пятерку лучших и доступных городов мира за счет более низких затрат на проживание по сравнению с крупными мегаполисами.
В настоящее время научно-образовательным комплексом Томской области планируется к реализации ряд приоритетных пилотных инициатив на основе интеграции и кооперации научно-образовательного и индустриального комплексов:
1. Отработка модели в образовательной, научной и инновационной деятельности - создание университета мирового класса "Большой университет Томска", который способен отвечать на глобальные вызовы и включаться в мировую систему разделения научно-технического труда и экспорта образовательных услуг.
2. Создание новых лабораторий под руководством молодых перспективных ученых по прорывным направлениям: водородная энергетика, микроэлектроника и системы связи, перспективные материалы и др. Их создание в регионе позволит обеспечить поиск технологических возможностей и развитие кадрового потенциала для решения масштабных задач национального и мирового значения, а также привлечь лучшие интеллектуальные ресурсы по новой производственной специализации Томской области.
3. Создание пространства нового типа - межуниверситетского кампуса мирового уровня - многофункционального студенческого городка, который выступит пилотной площадкой по отработке комбинированной модели арендного жилья, гостиниц, делового центра и студенческих общежитий. Кампус станет точкой присутствия центров разработок крупных компаний с площадками для тестирования технологий.
1 - http://unitomsk.ru/
2 - Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации"
3 - По данным Томскстата: ВЗИР (в текущих ценах) увеличились с 9,7 млрд руб. в 2014 г. до 16,8 млрд руб. в 2019 г.; доля ВЗИР в ВРП увеличилась с 2,25% в 2014 г. до 2,67% в 2018 г. , оценочное значение 2019 г. - 2,7%
Показатели
научно-технической политики, определенные стратегическими документами Российской Федерации и Томской области
Таблица 3
Показатель |
Документ |
Срок достижения |
Плановые показатели |
Фактическое исполнение |
Показатели федерального уровня | ||||
Вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов |
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 |
2020 г. |
Не менее 5 вузов в первой сотне ведущих мировых университетов |
2018 г. - мировой рейтинг Best Global Universities: МГУ им. Ломоносова - 275 место; НИЯУ МИФИ - 419 место; Новосибирский государственный университет (НГУ) - 433 место
Шанхайский рейтинг-2018 г. МГУ - 93 место |
Утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период |
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 |
2012 г. |
|
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12. 2012 г. N 2538-р. "Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)" |
Увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд руб. |
2018 г. |
25 млрд руб. |
В 2017 г. финансирование РНФ - 18,5 млрд руб.; РФФИ -11,58 млрд руб.; Итого: 30,08 млрд руб. |
|
Повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе |
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" |
2018 г. |
200% от средней заработной платы в соответствующем регионе |
В 2017 году планового значения в 179% от средней заработной платы по региону зарплата научных сотрудников достигла в 10 субъектах РФ, где работают 5% всего персонала этой категории |
Увеличение количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации. |
Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" |
2024 г. |
Не менее чем в два раза |
|
Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития |
2024 г. |
В числе пяти ведущих стран мира |
|
|
Обновление приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки |
2024 г. |
Не менее 50% |
|
|
Создание научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики |
|
2021 г. |
Не менее 15 |
|
Обеспечение присутствия Российской Федерации по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования |
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" |
2024 г. |
В числе десяти ведущих стран мира |
|
Расходы на НИОКР в структуре валового внутреннего продукта (% ВВП) |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. |
2008-2012 гг.
2013-2020 гг. |
1,4-1,6 % ВВП
3% ВВП |
2012 г. - 1,12% ВВП (Источник - Росстат)
2017 г. - 1,06 % ВВП |
Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. |
2020 г. |
2,5-3% ВВП, из них более половины - за счет частного сектора |
|
|
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 |
2015 г. |
1,7 % ВВП |
2015 г. - 1,19% ВВП (Источник - Росстат) |
|
Увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах |
Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. |
2020 г. |
3% |
2016 г. - 2,67% (Доклад МОН за 2017 г. "О реализации государственной научно-технической политики") |
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 |
2015 г. |
2,44% |
2014 г. - 2,12% (по данным Thomson Reuters)
2015 г. - 2,37% (ИПРАН РАН)
2016 г. - 2,42% (БД SCI-E)
2017 г. - 2,37% (БД SCI-E) |
|
Увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года |
2020 г. |
не менее 25 % |
|
Создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании граждан трудоспособного возраста |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года |
2020 г. |
не менее 50 процентов ежегодно |
|
Увеличение государственных расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года |
2020 г. |
до 1,3 % ВВП |
|
Увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до 4 единиц |
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. |
2020 г. |
4 вуза |
QS Word University ran- kings - 2018 г.: 95 место - МГУ им. М.В. Ломоносова; 240 место - Санкт-Петербургский ГУ; 250 место - Новосибирский ГУ; 291 место - МГТУ имени Н.Э. Баумана |
Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет с персонального компьютера, в общем числе домохозяйств |
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. |
2020 г. |
95 % |
2020 г. - 65,9 % (по данным федеральной службы государственной статистики) |
Валовая добавленная стоимость инновационного сектора |
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. |
2020 г. |
17 % ВВП |
|
Доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров |
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. |
2020 г. |
2 % |
|
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций |
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. |
2020 г. |
25 % |
|
Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки |
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. |
2020 г. |
15 % |
|
Доля федеральных государственных услуг, которые население может получить в электронном виде, в общем количестве таких услуг |
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. |
2020 г. |
100 % |
|
Доля городских округов и муниципальных районов, на территории которых созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в общем количестве городских округов и муниципальных районов |
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. |
2020 г. |
100 % |
|
Количество инновационных кластеров, получивших федеральную поддержку после 2010 года и сумевших удвоить высокотехнологичный экспорт с момента такой поддержки |
Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. |
2020 г. |
7 единиц |
|
Внутренние затраты на исследования и разработки за счет всех источников в текущих ценах в процентах от валового внутреннего продукта |
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации |
2035 г. |
не менее 2 процентов к 2035 году |
|
Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки |
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации |
2035 г. |
не менее 1 к 2035 году |
|
Перспективная экономическая специализация Томской области, включающая: деятельность профессиональная, научная и техническая |
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года |
2025 г. |
|
|
Место Российской Федерации десятке ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования |
Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" |
2021 г. |
9 место |
|
Место Российской Федерация в десятке ведущих стран мира по удельному весу в общем числе статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных |
Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" |
2030 г. |
5 место |
|
Национальный проект "Наука и университеты" |
|
|||
"Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Правительством РФ) |
|
|||
Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей |
Национальный проект "Наука и университеты" |
2024 г. |
50,1 % |
|
Соотношение темпа роста внутренних затрат на исследования и разработки за счет всех источников к темпу роста ВВП |
Национальный проект "Наука и университеты" |
2024 г. |
1,02 % |
|
Показатели регионального уровня | ||||
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте |
Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 г. |
2030 г. |
3,1 % |
|
Объем инновационных товаров, работ, услуг организаций Томской области |
Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 г. |
2030 г. |
31,2 млрд руб. |
|
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте |
Государственная программа "Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области" |
2026 г. |
23,6 % |
|
Число созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест по курируемым видам экономической деятельности |
Государственная программа "Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области" |
2026 г. |
28,5 тыс. ед. |
|
Реализация на территории Томской области пилотного эксперимента по отработке модели территориальной интеграции научно-образовательного комплекса (проект "Большой университет Томска") |
Национальный проект "Наука и университеты" |
2024 г. |
1 |
|
Обновление приборной базы ведущих томских университетов и академических НИИ |
Национальный проект "Наука и университеты" |
2024 г. |
не менее 50% |
|
Создание и развитие деятельности исследовательских лабораторий, с участием ведущих мировых ученых |
Национальный проект "Наука и университеты" |
2024 г. |
не менее 5 |
|
Создание новых молодежных научных лабораторий по приоритетам СНТР |
Национальный проект "Наука и университеты" |
2024 г. |
не менее 7 |
|
Создание научного центра мирового уровня |
Национальный проект "Наука и университеты" |
2024 г. |
1 |
|
Заключение
1. Закон Томской области от 1 декабря 2000 года N 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области" является базовым региональным законом и создает основу для реализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, а именно цели N 1 - "Реализация модели интенсивного развития, включая развитие высокотехнологичных производств на основе потенциала научно-образовательного комплекса, создание условий для инвестиций, развитие предпринимательства". Использование потенциала научно-образовательного комплекса Томской области заложено в основе развития большинства отраслей экономики региона (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, индустрия гостеприимства и т.д.), социальной сферы (медицины, образования, физической культуры и спорта) и природопользования.
Научное и технологическое обеспечение прорывного развития Российской Федерации - одна из основных целей государственной политики, определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Национальный проект "Наука", а начиная с 2021 года "Наука и университеты", реализуется в Российской Федерации в связи с принятием Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В целях реализации Указа N 204 в Томской области в декабре 2018 года утверждены паспорта региональных проектов по направлениям "Развитие научной и научно-производственной кооперации", "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации" и "Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок", соответствующих одноименным проектам Национального проекта "Наука".
2. Закон N 56-ОЗ принят в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
Рассматриваемый Закон Томской области вступил в силу более 20 лет назад, изменения вносились шесть раз, последние изменения были внесены в 2015 году.
Первая глава Закона Томской области содержит положения о целях, принципах и задачах научно-технической политики Томской области. Цели и принципы научно-технической политики Томской области изложены в статье 3 Закона N 56-ОЗ, их перечень является закрытым. Цели и принципы государственной научно-технической политики закреплены в статье 11 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ, однако их перечень является более широким по сравнению с целями и принципами, содержащимися в статье 3 Закона Томской области.
В статье 4 Закона Томской области определены задачи научно-технической политики Томской области. Согласно заключению Ассоциации некоммерческих организация "Томский консорциум научно-образовательных и научных организации" (далее - Томский консорциум), полученному в рамках проводимого мониторинга, формулировка задачи в пункте 7 статьи 4 Закона Томской области требует уточнения в части словосочетания содействие "конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности". Кроме того, Томский консорциум предлагает в перечень принципов или задач включить следующий: "развитие межрегионального и международного научного и научно-технического сотрудничества Томской области".
В связи с вышеизложенным, предлагаем Администрации Томской области рассмотреть вопрос об уточнении целей, принципов и задач научно-технической политики Томской области (статьи 2, 3 и 4 Закона N 56-ОЗ).
3. Статья 9 Закона Томской области содержит перечень субъектов организационно-правового обеспечения научной и (или) научно-технической деятельности на территории Томской области. Согласно статье 14 Закона Томской области полномочия данных организаций определяются их уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области, в том числе договорами и соглашениями с Администрацией Томской области в рамках реализации настоящего Закона.
Учитывая, что перечень субъектов содержит отсутствующие в настоящее время организации и структуры (например, Президиум Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук), предлагаем Администрации Томской области подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в статью 9, а в статью 14 внести изменение в части уточнения, что правовое регулирование полномочий указанных субъектов организационно-правового обеспечения научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется в рамках реализации настоящего Закона.
4. На федеральном уровне общее руководство сферой науки осуществляет Президент Российской Федерации, который утверждает приоритетные направления развития науки, технологий и техники 1, перечень критических технологий Российской Федерации, а также определяет направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды 2. Проведение единой государственной научно-технической политики обеспечивает Правительство Российской Федерации. В целях реализации Указа Президента РФ от 15.03.2021 N 143 "О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики" при Правительстве Российской Федерации создан постоянно действующий орган - Комиссия по научно-технологическому развитию Российской Федерации
В Томской области при Совете при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам в ноябре 2020 года образован Президиум Совета по вопросам высшего образования и науки, председателем которого является Губернатор Томской области.
Учитывая, что долгосрочное социально-экономическое развитие региона неразрывно связано с реализацией таких крупных проектов в сфере образования и науки, а именно: Многофункциональный межуниверситетский кампус и Большой университет Томска, предлагаем Администрации Томской области рассмотреть возможность дополнения Закона N 56-ОЗ новой статьей - "Полномочия Губернатора Томской области", предусматривающие, прежде всего, определение стратегических направлений региональной научно-технической политики, а также принятие решений о разработке важнейших стратегических инициатив в сфере науки и образования Томской области.
5. Статью 10 Закона Томской области предлагаем дополнить полномочием Законодательной Думы Томской области по учреждению премии Законодательной Думы Томской области для молодых ученых и дарований.
Премия Законодательной Думы Томской области для молодых ученых и дарований учреждена постановлением Государственной Думы Томской области от 26.12.2002 N 422 "Об учреждении Премии Законодательной Думы Томской области для молодых ученых и юных дарований". Конкурс на соискание звания "Лауреат Премии Законодательной Думы Томской области" проводится в двух номинациях: "Молодые ученые" и "Молодые дарования".
6. Анализ подзаконного нормотворчества в части обеспечения реализации полномочий Администрации Томской области в сфере научной деятельности и научно-технической политики позволяет сделать вывод о необходимости актуализации статьи 11 Закона N 56-ОЗ, например:
- в части 2 статьи 7 и в части 1 статьи 12 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют приоритетные направления развития науки, технологий и техники. В качестве примеров реализации данной нормы можно привести соответствующие распоряжения и постановления высших исполнительных органов государственной власти Московской, Калужской, Тамбовской и Тюменской областей, Республик Татарстан и Мордовия, Санкт-Петербурга.
В Законе Томской области предусмотрено, что Администрация Томской области "формирует свои предложения по структуре приоритетных направлений научно-технической деятельности Томской области на основе стратегии социально-экономического развития Томской области с учетом предложений субъектов научной и научно-технической деятельности, потребностей производства и сферы услуг, тенденций на российском и мировом рынке" 3, вместе с тем информация о принятых решениях по данному полномочию отсутствует;
- часть 2 статьи 11 предусматривает, что один раз в три года осуществляется оценка экономической эффективности областной научно-технической политики. Механизмы и информация о реализации данного положения отсутствуют;
- формулировки, предусмотренные в пунктах 3) и 6), а именно: "обеспечивает кредитование" и "содействует привлечению средств на кредитование" требуют уточнения;
- кроме того, обращаем внимание, на необходимость актуализации положений о Департаменте науки и высшего образования Администрации Томской области и Департаменте по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области. Выработка и организация реализации региональной политики в сфере научно-технической деятельности является одной из задач заместителя Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации 4, вместе с тем, в задачи Департамента науки и высшего образования Администрации Томской области, определенные в соответствующем положении 5, не входит развитие научно-технической сферы. Разработка документов стратегического планирования Томской области, относящихся к научно-технической сфере, подготовка предложений по формированию приоритетных направлений научно-технической политики в Томской области, по индикаторам, характеризующим эффективность развития научно-технической сферы региона, относится к функциям Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области 6.
Предлагаем Администрации Томской области с учетом практики правоприменения полномочий, предусмотренных статьей 11 Закона N 56-ОЗ, рассмотреть вопрос об их актуализации, а также подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в Закон Томской области.
7. В настоящее время Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 1184615-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающий возможность финансового обеспечения реализации образовательных программ высшего образования, проведения научных исследований в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и научных организациях и реализации программ развития этих организаций за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также участие субъектов Российской Федерации в формировании инфраструктуры федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и научных организаций при условии выполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в полном объеме.
Предложить Администрации Томской области после принятии данного федерального закона:
- проработать вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в два региональных закона: Закон Томской области от 01.12.2000 N 56-ОЗ "О научной деятельности и научно-технической политике Томской области" и Закон Томской области от 12.08.2013 N 149-ОЗ "Об образовании в Томской области";
- актуализировать содержание Главы 3 "Финансово-экономическое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности" Закона N 56-ОЗ в соответствии с современными инструментами, создаваемыми в Российской Федерации для поддержки науки и научно-технической деятельности.
1 - Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники
в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации"
2 - Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и научно-технической политике"
3 - пункт 1 части 1 статьи 11 Закона N 56-ОЗ
4 - Распоряжение Губернатора Томской области от 02.10.2012 N 281-р "Об утверждении Положения о заместителе Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации"
5 - Постановление Губернатора Томской области от 14.10.2015 N 113 "Об утверждении Положения о Департаменте науки и высшего образования Администрации Томской области"
6 - Постановление Губернатора Томской области от 02.11.2007 N 146 "Об утверждении Положения о Департаменте по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Томской области от 5 августа 2021 г. N 3099 "О результатах мониторинга правоприменения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.