В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.07.2021 N 689-д "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области" , на основании ст. ст. 28, 31 Устава городского округа Заречный администрация городского округа Заречный постановляет:
1. Утвердить Положение о муниципальной системе оценки качества образования городского округа Заречный (прилагается).
2. МКУ "Управление образования ГО Заречный" (А.А. Михайлова) обеспечить информирование муниципальных образовательных организаций об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования городского округа Заречный.
3. Признать утратившим силу постановление администрации городского округа Заречный от 13.01.2020 N 4-П "Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования городского округа Заречный".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа Заречный по социальным вопросам Т.Л. Соломеину.
5. Опубликовать настоящее постановление в Бюллетене официальных документов городского округа Заречный и разместить на официальном сайте городского округа Заречный (www.gorod-zarechny.ru).
Глава городского округа Заречный |
А.В. Захарцев |
Утверждено
постановлением администрации
городского округа Заречный
от 23.08.2021 N 852-П
"Об утверждении Положения о
муниципальной системе оценки
качества образования городского
округа Заречный"
Положение
о муниципальной системе оценки качества образования городского округа Заречный
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее положение определяет цели, задачи, единые требования к функционированию муниципальной системы оценки качества образования (далее - МСОКО) городского округа Заречный (далее - городской округ), ее структуру и функции.
2. Настоящее положение разработано в соответствии с:
1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
3) приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 20.07.2021 N 689-д "Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Свердловской области".
3. В МСОКО используются следующие понятия:
1) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
2) качество образования на муниципальном и региональном уровнях - комплексная характеристика региональной системы образования, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности государства и общества в достижении планируемых результатов основных общеобразовательных программ и являющаяся отражением экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей региона;
3) оценка качества образования на муниципальном и региональном уровнях - оценка способности региональной системы образования удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям государства и общества в части эффективного и всестороннего развития человека вследствие освоения основных общеобразовательных программ;
4) механизмы оценки качества образования на муниципальном и региональном уровнях - совокупность принятых и осуществляемых в региональной системе образования оценочных процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных достижений обучающихся, оценки качества и условий реализации основных общеобразовательных программ, а также деятельности системы образования региона в целом;
5) процедуры оценки качества образования на муниципальном и региональном уровнях - совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных контрольных измерительных материалов, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выраженное в степени их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям участников образовательных отношений;
6) мониторинг системы оценки качества образования на муниципальном и региональном уровнях - сбор, обработка, накопление, комплексный анализ информации о результатах оценочных процедур, о количественных и качественных изменениях в состоянии региональной системы образования, установление степени соответствия состояния ее элементов, структур, механизмов целям и задачам оценки качества образования федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиями (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения обучающимися планируемых результатов образовательной программы.
4. Региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО) и муниципальная система оценки качества образования как части Единой системы оценки качества образования (ЕСОКО) представляют собой совокупность компонентов, обеспечивающих на единой информационной основе и в соответствии с полномочиями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (далее - Министерство), осуществляющего управление в сфере образования, оценку качества образования в части структуры, содержания, условий реализации, результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, а также формирование и представление по результатам оценки информации, необходимой для принятия управленческих решений.
МСОКО является одним из механизмов реализации приоритетных направлений развития системы образования.
5. Результаты МСОКО как источник объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг и результатах образования могут быть использованы:
1) администрацией городского округа Заречный, МКУ "Управление образования ГО Заречный";
2) образовательными организациями городского округа Заречный (далее - образовательные организации);
3) органами государственно-общественного управления образованием;
4) обучающимися и их родителями (законными представителями);
5) научными и методическими организациями;
6) работодателями и их объединениями;
7) общественными организациями (объединениями);
8) средствами массовой информации;
9) иными гражданами и организациями, заинтересованными в оценке качества образования.
Глава 2. Цель, задачи и принципы МСОКО
6. Целью МСОКО является получение и распространение субъектами РСОКО достоверной объективной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы при принятии управленческих решений.
МСОКО направлена на:
1) развитие системы муниципальных и региональных исследований качества общего образования (включая федеральный сегмент), позволяющий оценивать качество образования на уровнях общего образования, включая сбор контекстных данных;
2) создание (пополнение) фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки общего образования на муниципальном уровне;
3) функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования на региональном и муниципальном уровнях;
4) формирование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на региональном и муниципальном уровнях;
5) обеспечение единства и соотнесенности между собой (в соответствии с полномочиями) региональной, муниципальной и институциональных систем оценки качества общего образования (включая дошкольное, в том числе образование детей с ограниченными возможностями здоровья); достижение обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
7) оценку результатов, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
8) формирование функциональной грамотности, повышение уровня образовательных результатов в городском округе на основе анализа национальных исследований качества образования и международных сопоставительных исследований в сфере образования;
9) повышение качества образовательных результатов, отражающего региональные особенности (специфику) Свердловской области.
7. Основными задачами МСОКО являются:
1) осуществление оценки качества образования и образовательных достижений, обучающихся по уровням общего образования, включая общественную и педагогическую экспертизу;
2) оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования городского округа для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;
3) формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;
4) информационное, методическое и технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;
5) информирование населения городского округа о качестве образования;
6) развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования городского округа;
7) расширение участия общественных организаций и объединений, социальных институтов в оценке качества образовательной деятельности образовательных организаций городского округа;
8) удовлетворение потребностей субъектов образования в объективной информации о состоянии и развитии системы образования городского округа.
8. Общими принципами МСОКО являются:
1) объективность, достоверность, полнота и системность информации;
2) открытость и информационная безопасность;
3) ориентация на требования внешних пользователей;
4) учет текущих и перспективных потребностей системы образования с учетом социально-экономических особенностей Свердловской области;
5) снижение субъективности оценки за счет использования автоматизированных информационных систем при определении качества освоения обучающимися образовательных программ;
6) инструментальность и технологичность показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребительских восприятию);
7) информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;
8) оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
9) переход к системе мониторинговых исследований;
10) организация аналитической деятельности по результатам оценки качества;
11) сопоставимость системы критериев (показателей) с международными аналогами процедур оценки качества образования;
12) соблюдение морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания.
Глава 3. Структура МСОКО
9. МСОКО включает в себя следующие составляющие:
1) нормы соответствия федеральным и региональным требованиям к качеству общего образования;
2) субъекты МСОКО и их функции;
3) объекты МСОКО;
4) механизмы (модули) МСОКО (инвариантные и вариативные) на региональном и муниципальном уровнях;
5) процедуры оценивания: постоянные (непрерывные) и осуществляемые периодически, а также их виды;
6) формы и регламенты проведения оценочных процедур;
7) оценочные средства (инструментарий оценивания) для каждой процедуры;
8) система оценивания (критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка);
9) примерный перечень управленческих действий (решений) обеспечивающих требуемый уровень качества общего образования.
10. Организационная структура МСОКО предусматривает два уровня: муниципальный и институциональный.
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях действующего законодательства, и вариативную составляющую, определяемую специальными потребностями субъектов МСОКО и особенностями оценочных процедур.
11. Субъектами МСОКО являются:
1) на муниципальном уровне:
МКУ "Управление образования ГО Заречный;
городской методический совет;
городские методические объединения;
2) на институциональном уровне:
образовательные организации осуществляющие образовательную деятельность на территории городского округа Заречный;
коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.
Глава 4. Функции субъектов МСОКО
12. Распределение функций между субъектами МСОКО:
1) МКУ "Управление образования ГО Заречный":
обеспечивает разработку и функционирование муниципальной модели системы оценки качества образования;
оказывает содействие в проведении международных, федеральных, региональных мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования;
обеспечивает проведение ГИА, ЕГЭ в городском округе;
обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур в образовательных организациях;
обеспечивает участие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников, общественных наблюдателей в процедурах оценки качества образования;
осуществляет сбор статистической информации о состоянии муниципальной системы образования;
обеспечивает сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень:
осуществляет в рамках своих полномочий проведение процедур оценки качества образования, оказывает содействие их развитию;
осуществляет анализ состояния муниципальной системы образования с учетом результатов оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию;
осуществляет внутреннюю оценку качества образования, мониторинг результатов и перспектив развития муниципальных образовательных организаций;
осуществляет анализ состояния муниципальной системы образования с учетом результатов оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию;
обеспечивает объективность и информационную открытость проведения процедур РСОКО, МСОКО в соответствии с действующим законодательством;
осуществляет подготовку предложений в адрес Министерства, ГАОУ ДПО СО "ИРО" по вопросам развития РСОКО;
2) городской методический совет:
вносит предложения по развитию муниципальной системы образования на основе результатов процедур оценки качества образования;
обеспечивает подготовку предложений и рекомендаций образовательным организациям по направлениям мониторинговых исследований;
осуществляет подготовку предложений в адрес Министерства, ГАОУ ДПО СО "ИРО" по вопросам развития РСОКО;
принимает участие в обсуждении системы критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций, муниципальной системы образования и системы образования Свердловской области;
3) городские методические объединения, осуществляют информационно-методическое сопровождение МСОКО на основе анализа результатов оценки качества образования, других процедур РСОКО;
4) образовательные организации:
обеспечивают функционирование системы внутренней оценки качества образования;
осуществляют ведение, сбор и представление сведений в действующие базы данных;
обеспечивают объективность и информационную открытость проведения процедур оценки качества образования;
обеспечивают регулярное проведение самообследования;
обеспечивают проведение процедур оценки качества образования;
осуществляют анализ состояния системы образования образовательной организации с использованием результатов оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию.
Глава 5. Объекты МСОКО. Механизмы и процедуры оценивания
13. Объектами МСОКО являются:
1) основные образовательные программы: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
2) условия реализации основных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
3) результаты освоения обучающимися основных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
14. Реализация МСОКО обеспечена комплексом механизмов (модулей) оценки качества образования в Свердловской области:
1) оценка качества основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
2) оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
3) оценка качества результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (в том числе оценка образовательных результатов и индивидуальных достижений обучающихся образовательных организаций);
4) оценка качества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных);
5) оценка качества образовательной системы по уровням образования.
6) оценка механизмов управления качеством образовательной деятельности, в том числе результатов профессиональной деятельности и профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций);
7) оценка системы организации воспитания и социализации обучающихся; оценка сформированности функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.
15. Механизмы (модули) оценки качества общего и профессионального образования осуществляются с использованием двух типов процедур: постоянных (непрерывных) и осуществляемых периодически.
16. К процедурам оценки качества общего образования, носящим постоянный (непрерывный) характер, относятся мониторинговые процедуры, являющиеся источником информации об уровне обеспечения качества образования в Свердловской области.
С учетом объектов МСОКО к такой информации относятся сведения о:
1) содержании образовательной деятельности и организации образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) кадровом обеспечении образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных) в части реализации основных общеобразовательных программ, а также об оценке уровня заработной платы педагогических работников;
3) материально-техническом и информационном обеспечении образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных) в части реализации основных образовательных программ (дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования);
4) условиях получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
5) результатах аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, в том числе результатах ОГЭ, ЕГЭ;
6) учебных и внеучебных достижениях обучающихся, сформированности функциональной грамотности обучающихся;
7) мерах по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса в образовательных организациях (дошкольных, общеобразовательных);
Мониторинг осуществляется на основе:
1) данных федерального статистического наблюдения;
2) обследований, в том числе социологических, деятельности образовательных организаций;
3) информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) информации, опубликованной в средствах массовой информации;
5) информации, поступающей в администрацию городского округа Заречный, МКУ "Управление образования ГО Заречный" от организаций и граждан.
6) сведений, перечень которых определен региональными документами в рамках развития РСОКО, на основе методики Рособрнадзора и Федерального института оценки качества образования.
Мониторинг осуществляется не реже одного раза в год в соответствии с порядком, сроками проведения процедур, показателями, определенными Рособрнадзором, Министерством, МКУ "Управление образования ГО Заречный".
Система постоянных (непрерывных) мониторинговых процедур на региональном уровне включает в себя следующие мониторинги:
1) мониторинг выполнения основных мероприятий и достижения показателей, определенных государственными программами Свердловской области;
2) мониторинг введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
3) мониторинг сайтов образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, профессиональных) в информационно телекоммуникационной сети "Интернет";
4) мониторинг количества руководящих и педагогических работников дошкольных, общеобразовательных организаций, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам;
5) мониторинг реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы.
На муниципальном уровне включает мониторинги:
1) мониторинг оценки качества подготовки обучающихся;
2) мониторинг состояния школ с низкими результатами обучения и/или функционирующими с сложных социальных условий;
3) мониторинг состояния системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
4) мониторинг состояния системы самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся;
5) мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций;
6) мониторинг профессионального развития педагогических работников;
7) мониторинг состояния системы организации воспитания обучающихся;
8) мониторинг качества дошкольного образования.
17. К процедурам оценки качества образования, осуществляемым периодически, относятся:
1) государственный контроль (надзор);
2) государственная аккредитация образовательной деятельности;
3) лицензирование образовательной деятельности;
4) аттестация педагогических кадров;
5) государственная итоговая аттестация обучающихся;
6) исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений, обучающихся международного, федерального, регионального уровней;
7) оценка качества образования, в том числе оценка качества подготовки обучающихся и оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций;
8) общественная аккредитация (признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующей критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций);
9) независимая оценка качества образования.
18. Исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений, обучающихся включают в себя:
1) международные сравнительные исследования качества образования (внешняя оценка):
международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования Т1МSS (период - 4 года);
международная программа по оценке учебных достижений РISA (период - 5 лет);
международное исследование граждановедческого образования 1ССS (период - 6 лет);
международное исследование по информационным технологиям в обучении ICILS (период-4 года);
международное исследование РIRLS "Изучение качества чтения и понимания текста" (период - 4 года);
2) исследования качества образования на федеральном уровне (оценка отдельных компонентов системы образования Российской Федерации):
государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ, государственного выпускного экзамена, всероссийские проверочные работы (далее - ВПР);
национальное исследование качества образования (далее - НИКО) - регулярные (не реже 2 раз в год) исследования качества образования по отдельным учебным предметам по уровням общего образования;
3) исследования качества образования на региональном уровне:
диагностические контрольные работы обучающихся;
репетиционное тестирование выпускников 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к ГИА, ЕГЭ;
иные региональные исследования.
4) исследования качества образования на муниципальном уровне:
диагностические контрольные работы обучающихся.
19. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования по соответствующим учебным предметам, осуществляются в соответствии с графиком проведения мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ на текущий учебный год, утверждаемым приказом Министерства.
Перечень критериев качества образования в Свердловской области, их количественные характеристики определяются Министерством.
20. Мониторинговые исследования с использованием методики Рособрнадзора и Федерального института оценки качества образования в рамках РСОКО осуществляются в соответствии со сроками, определенными нормативными правовыми актами, другими документами Министерства.
По итогам анализа результатов мониторинговых исследований разрабатываются адресные рекомендации, нацеленные на повышение качества подготовки обучающихся
Глава 6. Оценка результатов
21. Оценка результатов РСОКО предполагает формирование системы управленческих решений на муниципальном и институциональном уровнях.
22. Реализация РСОКО на институциональном уровне позволит обеспечить образовательные организации востребованной объективной информацией, позволяющей субъектам образовательных отношений анализировать данные, полученные в результате оценочных процедур, и принимать эффективные управленческие решения в части:
1) построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования в соответствии с подходами, механизмами, содержанием и процедурами РСОКО, в том числе с учетом специфики реализации образовательных программ в конкретной образовательной организации;
2) оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников образовательных организаций, в том числе для формирования оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, формирования оптимальных траекторий профессионального развития педагогов,
3) оценки качества реализуемых образовательных программ для принятия решений по их изменению, доработке и корректировке;
4) оценки инфраструктуры образовательной организации на соответствие требованиям к условиям реализации образовательных программ, в том числе для подготовки дорожной карты совершенствования таких условий и программы развития образовательной организации, согласованной с ее учредителем;
5) образовательных организаций, вошедших в "зону риска" по результатам процедур оценки качества образования;
6) информирования родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций о качестве образования, результатах оценочных процедур, формирования позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
23. Реализация РСОКО на муниципальном уровне позволит:
1) формировать целевые муниципальные программы и осуществлять эффективное распределение ресурсов муниципальной образовательной системы для обеспечения управления качеством общего образования (в рамках полномочий);
2) совершенствовать муниципальную систему оценки качества образования, применять аналоговые модели управления качеством образования;
3) оценивать качество выполнения образовательными организациями муниципального задания,
4) соотносить результаты оценки качества образования с показателями и критериями эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, в том числе для проведения аттестации,
5) рационально распределять дополнительные финансовые и материально технические ресурсы между образовательными организациями,
6) планировать научные и методические мероприятия по повышению качества образования, формировать заказ на повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
7) информировать граждан о качестве образования в образовательных организациях, формировать позитивное отношение к объективной оценке образовательных результатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Заречный Свердловской области от 23 августа 2021 г. N 852-П "Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования городского округа Заречный"
Текст постановления опубликован на официальном сайте городского округа Заречный Свердловской области (http://gorod-zarechny.ru), в газете "Бюллетень официальных документов городского округа Заречный" от 25 августа 2021 г. N 36