В целях повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции, выявления и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок, в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, руководствуясь Уставом муниципального образования "Увинский район", Администрация муниципального образования "Увинский район" постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок в органах местного самоуправления муниципального образования "Увинский район".
2. Назначить ответственным лицом за проведение оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок должностных лиц ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Глава муниципального образования |
В.А. Головин |
Порядок
оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок в органах местного самоуправления муниципального образования "Увинский район"
(утв. постановлением Администрации муниципального образования "Увинский район" от 2 июня 2021 г. N 583)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок в органах местного самоуправления муниципального образования "Увинский район" (далее - Порядок) разработан в соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда России по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
2. Порядок направлен на внедрение эффективного механизма по профилактике и пресечению коррупционных проявлений в закупочной деятельности органов местного самоуправления муниципального образования "Увинский район" с целью минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
3. Порядок не устанавливает и не имеет целью установление исчерпывающего перечня случаев (видов) коррупционных проявлений, а определяет возможные признаки таких проявлений и основные подходы к их выявлению и пресечению.
4. Процедура оценки коррупционных рисков и принятия мер по минимизации выявленных коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов:
подготовительный этап;
описание процедуры осуществления закупки;
идентификация коррупционных рисков;
анализ коррупционных рисков;
ранжирование коррупционных рисков;
разработка мер по минимизации коррупционных рисков;
утверждение результатов оценки коррупционных рисков;
мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.
5. Проведение оценки коррупционных рисков осуществляется на основании распоряжения главы муниципального образования "Увинский район"
6. Для целей оценки коррупционных рисков утверждается рабочая группа, в которую входят должностные лица ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений и сотрудники других структурных подразделений.
7. Для целей выявления коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупки, используются внутренние (организационно-штатная структура, положения об отделах, должностные инструкции муниципальных служащих и лиц, участвующих в закупке, сведения о коррупционных правонарушениях, ранее совершенных работниками при осуществлении закупок и т.п.) и внешние (нормативно-правовые акты Российской Федерации, обращения граждан, материалы, представленные Управлением Федеральной антимонопольной службы и т.п.) источники информации.
8. Коррупционные действия в сфере закупок - это отдельная группа правонарушений, отличительной чертой которых является нацеленность муниципального служащего, лица, участвующего в закупке (далее - муниципальный служащий (работник)) на получение личной выгоды за умышленные противоправные действия (бездействие) с использованием своих должностных обязанностей.
9. При проведении оценки коррупционных рисков детально анализируется процедура осуществления закупок, а также идентификация коррупционных рисков.
10. К числу возможных форм коррупционных проявлений при осуществлении закупок можно отнести следующие коррупционные риски:
описание объекта закупки и определение условий исполнения контракта;
определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта с единственным поставщиком;
разработка документации о закупке;
публикация информации о закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС);
определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
проведение экспертизы для проверки соответствия результата выполненных работ требованиям, установленных муниципальным контрактом;
приемка выполненных работ, оказанных услуг и поставленных товаров по муниципальным контрактам.
11. Потенциально возможные коррупционные схемы отражены в карте коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг (приложение 1).
12. Целью минимизации коррупционных рисков является снижение вероятности совершения коррупционного правонарушения и (или) возможного вреда от реализации такого риска (снижение до приемлемого уровня или его исключение).
13. Снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок способствует:
повышение уровня конкуренции, честности и прозрачности при осуществлении закупок (например, обеспечение возможности для широкого круга физических и юридических лиц участвовать в закупочных процедурах и недопущение влияние личной заинтересованности муниципальных служащих (работников) на результаты таких процедур);
повышение (улучшение) знаний и навыков служащих (работников), участвующих в осуществлении закупок;
усиление контроля за недопущением совершения коррупционных правонарушений при осуществлении закупочных процедур;
использование стандартизированных процедур и документов при осуществлении закупки "обычных" товаров, работ, услуг;
проведение правового просвещения и информирования;
повышение качества юридической экспертизы конкурсной документации в целях исключения противоречивых условий исполнения контракта;
анализ обоснованности изменения условий контракта, причин затягивания (ускорения) сроков заключения (исполнения) контракта и т.д.
II. Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг
14. Для оценки значимости коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг должен использоваться метод оценки значимости коррупционных рисков на основе коррупциогенных факторов. Данный метод основан на анализе наличия и степени выраженности обстоятельств, увеличивающих вероятность совершения коррупционных правонарушений.
15. К числу ключевых коррупциогенных факторов относятся:
возможность получения кем-либо из муниципальных служащих (работников) в результате реализации потенциальной коррупционной схемы материальной выгоды;
простота потенциальной коррупционной схемы;
распространенность потенциальной коррупционной схемы, т.е. наличие информации о неоднократном использовании коррупционной схемы в организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, в иных организациях;
отсутствие или неэффективность механизмов внутреннего контроля в критической точке;
недостаточная регламентация процессов в критической точке.
16. Для оценки коррупционных рисков должны использоваться критерии, приведенные в Методических рекомендациях Минтруда России по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд:
Степень выраженности |
Процентный показатель |
Описание |
Очень часто |
Более 75% |
Сомнения в том, что событие произойдет, практически отсутствуют. В определенных обстоятельствах событие происходит очень часто, что подтверждается аналитическими данными |
Высокая частота |
50% - 75% |
Событие происходит в большинстве случаев. При определенных обстоятельствах событие является прогнозируемым |
Средняя частота |
25% - 50% |
Событие происходит редко, но является наблюдаемым |
Низкая частота |
5% - 25% |
Наступление события не ожидается, хотя в целом оно возможно |
Очень редко |
Менее 5% |
Крайне маловероятно, что событие произойдет, ретроспективный анализ не содержит фактов подобного события (либо случаи единичны), событие происходит исключительно при определенных сложно достижимых обстоятельствах |
17. Градация степени выраженности критерия "потенциальный вред":
Степень выраженности |
Описание |
Очень тяжелый |
Реализация коррупционного риска приведет к существенным потерям, в том числе охраняемым законом ценностям, и нарушению закупочной процедуры |
Значительный |
Реализация коррупционного риска приведет к значительным потерям и нарушению закупочной процедуры |
Средней тяжести |
Риск, который, если не будет пресечен, может привести к ощутимым потерям и нарушению закупочной процедуры |
Легкий |
Риск незначительно влияет на закупочную процедуру, существенного нарушения закупочной процедуры не наблюдается |
Очень легкий |
Потенциальный вред от коррупционного риска крайне незначительный и может быть администрирован служащими (работниками) самостоятельно |
18. Оценка коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг с использованием градации степени выраженности критериев "вероятность реализации" и "потенциальный вред" (значение риска оценивается по 10-ти бальной шкале):
N |
Риск |
Вероятность наступления негативного события (нарушения, недостатка) |
Влияние негативного события на эффективность использования ресурсов |
Значимость риска |
1 |
формирование наименования объекта закупки, не соответствующего описанию объекта закупки, чтобы ограничить конкуренцию и привлечь конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
низкая частота |
средней тяжести |
6 |
2 |
характеристики товара, работы или услуги определены таким образом, что он (она) может быть приобретен(а) только у одного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
низкая частота |
средней тяжести |
6 |
3 |
необоснованное сокращение срока исполнения контракта при осуществлении закупки, чтобы привлечь конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
очень редко |
средней тяжести |
3 |
4 |
необоснованное завышение (занижение) начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки, чтобы привлечь конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
очень редко |
значительный |
4 |
5 |
установленный в документации о закупке неправомерный порядок оценки заявок ограничивает конкуренцию, в результате чего возникает возможность привлечения конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
низкая частота |
очень тяжелый |
10 |
6 |
установленное в документации о закупке необоснованное требование к участникам закупки о наличии специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ ограничивает конкуренцию |
очень редко |
средней тяжести |
3 |
7 |
опубликованные документы закупки невозможно или сложно открыть, прочитать, скопировать, что может повлечь привлечение конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
очень редко |
значительный |
4 |
8 |
проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Низкая частота |
значительный |
8 |
9 |
принятие исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по муниципальному контракту (этапу муниципального контракта), не соответствующих требованиям муниципального контракта |
низкая частота |
средней тяжести |
6 |
19. Перечень основных коррупционных рисков, подготовленный на начальном этапе, не является исчерпывающим и может быть расширен в ходе проведения контрольного мероприятия (мониторинга реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков).
20. Ранжирование коррупционных рисков по значимости может проводиться с использованием как качественных, так и количественных показателей. Значимость коррупционных рисков определяется сочетанием рассчитанных ранее параметров: вероятности реализации коррупционного риска и возможного (потенциального) вреда от его реализации (вред).
21. Одним из возможных способов ранжирования коррупционных рисков является использование матрицы оценки значимости рисков. При этом все риски по степени своей значимости разделяются на критические, существенные и незначительные.
Значимость риска обозначим буквой R, тогда критический риск наступает при условии, что 16R
25, существенный риск: 12
R
15, незначительный риск: 1
R
10. При этом значимость риска есть вероятность, умноженная на вред.
Матрица коррупционных рисков при осуществлении закупок представлена в таблице:
Вероятность реализации |
Очень часто |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
Высокая частота |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
|
Средняя частота |
2 |
6 |
9 |
12 |
15 |
|
Низкая частота |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
|
Очень редко |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
Очень легкий |
легкий |
Средней тяжести |
значительный |
Очень тяжелый |
Потенциальный вред |
22. По результатам проведенной оценки коррупционных рисков должностные лица ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений составляют реестр коррупционных рисков и план по минимизации коррупционных рисков.
23. Проекты реестра коррупционных рисков и план по минимизации коррупционных рисков направляются на согласование во все заинтересованные подразделения. Проекты реестра коррупционных рисков и план по минимизации коррупционных рисков утверждаются Главой муниципального образования и размещаются после утверждения на официальном сайте Увинского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
III. Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков
24. Мониторинг реализации мер по минимизации выявленных коррупционных рисков является элементом системы управления рисками и проводится в целях оценки эффективности реализуемых мер.
25. Мониторинг проводится 1 раз в год.
Приложение 1
к Порядку оценки коррупционных
рисков при осуществлении закупок
в органах местного самоуправления
муниципального образования
"Увинский район"
Карта
коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок товаров, работ, услуг
N |
Краткое наименование коррупционного риска |
Описание возможной коррупционной схемы |
Наименование должностей муниципальных служащих (работников), которые могут участвовать в реализации коррупционной схемы |
Меры по минимизации (устранению) коррупционных рисков |
1 |
Описание объекта закупки и определение условий исполнения контракта |
формирование наименования объекта закупки, не соответствующего описанию объекта закупки, чтобы ограничить конкуренцию и привлечь конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), аффилированного с заказчиком или выплачивающим ему незаконное вознаграждение |
Муниципальные служащие и работники, ответственные за формирование задания на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; |
оценка муниципальными служащими соответствия наименования объекта закупки описанию объекта закупки; направление муниципальных служащих, участвующих в закупках товаров, работ, услуг на повышение квалификации по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд"; информирование специалиста по профилактике коррупционных правонарушений о поступивших жалобах от участников закупок на ограничение конкуренции; проверка наличия возможности аффилированности между поставщиком и должностными лицами |
характеристики товара, работы или услуги определены таким образом, что он (она) может быть приобретен(а) только у одного поставщика (подрядчика, исполнителя), аффилированного с заказчиком или выплачивающим ему незаконное вознаграждение |
Муниципальные служащие, ответственные за формирование задания на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; руководитель и муниципальные служащие контрактной службы |
оценка муниципальными служащими контрактной службы объективности характеристик товара, работы или услуги; направление муниципальных служащих, участвующих в закупках товаров, работ, услуг на повышение квалификации по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд"; информирование специалиста по профилактике коррупционных правонарушений о поступивших жалобах от участников закупок на ограничение конкуренции; проверка наличия возможности аффилированности между поставщиком и должностными лицами |
||
установление сроков исполнения контракта при осуществлении закупки, чтобы привлечь конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), аффилированного с заказчиком или выплачивающим ему незаконное вознаграждение |
Муниципальные служащие, ответственные за формирование задания на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг; руководитель и муниципальные служащие контрактной службы |
оценка муниципальными служащими контрактной службы объективности характеристик товара, работы или услуги; направление муниципальных служащих, участвующих в закупках товаров, работ, услуг на повышение квалификации по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд"; информирование специалиста по профилактике коррупционных правонарушений о поступивших жалобах от участников закупок на ограничение конкуренции; проверка наличия возможности аффилированности между поставщиком и должностными лицами |
||
2 |
Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта с единственным поставщиком |
необоснованное завышение (занижение) начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки, чтобы привлечь конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), аффилированного с заказчиком или выплачивающим ему незаконное вознаграждение |
руководитель и муниципальные служащие контрактной службы, отвечающие за определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта |
- оценка муниципальными служащими проведенного определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта на соответствие методам и порядку, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; направление муниципальных служащих, участвующих в закупках товаров, работ, услуг на повышение квалификации по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд"; информирование специалиста по профилактике коррупционных правонарушений о поступивших жалобах от участников закупок на ограничение конкуренции; проверка наличия возможности аффилированности между поставщиком и должностными лицами |
3 |
Разработка документации о закупке (формирование заявки) |
установленный в документации о закупке неправомерный порядок оценки заявок ограничивает конкуренцию, в результате чего возникает возможность привлечения конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), аффилированного с заказчиком или выплачивающим ему незаконное вознаграждение |
руководитель и муниципальные служащие в составе контрактной службы, отвечающие за подготовку документации |
оценка муниципальными служащими контрактной службы установленного в документации о закупке порядка оценки заявок с целью создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупки; направление муниципальных служащих, участвующих в закупках товаров, работ, услуг на повышение квалификации по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд"; информирование специалиста по профилактике коррупционных правонарушений о поступивших жалобах от участников закупок на ограничение конкуренции; проверка наличия возможности аффилированности между поставщиком и должностными лицами |
установленное в документации о закупке необоснованное требование к участникам закупки о наличии специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ ограничивает конкуренцию, в результате чего возникает возможность привлечения конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), аффилированного с заказчиком или выплачивающим ему незаконное вознаграждение |
руководитель и муниципальные служащие в составе контрактной службы, отвечающие за подготовку документации |
оценка установленного в документации о закупке требований к участникам закупки с целью создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупки; направление муниципальных служащих, участвующих в закупках товаров, работ, услуг на повышение квалификации по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд"; информирование специалиста по профилактике коррупционных правонарушений о поступивших жалобах от участников закупок на ограничение конкуренции; проверка наличия возможности аффилированности между поставщиком и должностными лицами |
||
4 |
Публикация информации о закупке в ЕИС (за исключением документации о закупках, проводимых путем торгов в рамках заключенного соглашения с ГКУ "РЦЗ УР" от 16.10.2018 N АБ-434/177 |
опубликованные документы закупки невозможно или сложно открыть, прочитать, скопировать, что может повлечь привлечение конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя), аффилированного с заказчиком или выплачивающим ему незаконное вознаграждение |
руководитель и муниципальные служащие в составе контрактной службы, отвечающие за подготовку документации |
использование классификаторов, позволяющих идентифицировать закупку в ЕИС; опубликование документов закупки в формате, обеспечивающем возможность сохранения на технических средствах, поиска и копирования произвольных фрагментов текста; |
5 |
Приемка выполненных работ, оказанных услуг и поставленных товаров по муниципальным контрактам |
принятие результатов исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту (этапу контракта), не соответствующих требованиям контракта |
ответственные за реализацию государственных контрактов |
размещение документов о приемке и отчета об исполнении контракта в открытом доступе в ЕИС |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Увинского района Удмуртской Республики от 2 июня 2021 г. N 583 "О проведении оценки коррупционных рисков при осуществлении закупок в органах местного самоуправления муниципального образования "Увинский район"
Текст постановления опубликован на официальном сайте муниципального образования "Увинский район" Удмуртской Республики http://uva.udmurt.ru/ 10 июня 2021 г.