г.Калуга |
|
7 декабря 2021 г. |
Дело N А36-6385/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства Лопатина Анатолия Васильевича - Лопатиной Л.П. по доверенности от 14.08.2020, диплом;
от Управления сельского хозяйства Липецкой области; индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Середина Евгения Сергеевича; ИП главы КФХ Морнева Геннадия Ивановича, ИП главы КФХ Брояна Нвера Темури, ИП главы КФХ Кашерина Дмитрия Николаевича, ИП главы КФХ Расояна Асана Алиевича, главы КФХ Усова Алексея Владимировича, ИП главы КФХ Неровных Алексея Эриковича, ИП главы КФХ Моргуновой Марины Николаевны, ИП главы КФХ Крапивенских Анатолия Анатольевича, ИП главы КФХ Оборотовой Зинаиды Кирилловны, ИП главы КФХ Саввиной Лидии Анатольевны, ИП главы КФХ Худойназарова Нарзулло Шамсовича, ИП главы КФХ Алехигна Ивана Ивановича, ИП главы КФХ Пузакова Андрея Владимировича, ИП главы КФХ Гасанова Магомеда Халирбагиновича, ИП главы КФХ Насибовой Марины Александровны, ИП главы КФХ Кашина Петра Михайловича, ИП главы КФХ Озманяна Княза Джамалевича, ИП главы КФХ Васильева Евгения Александровича, ИП главы КФХ Алехина Валерия Владимировича, ИП главы КФХ Стюфляевой Людмилы Викторовны, ИП главы КФХ Донских Светланы Сергеевны, ИП главы КФХ Торшина Вячеслава Вячеславовича, ИП главы КФХ Краснова Николая Ивановича, ИП главы КФХ Корткова Даниила Константиновича, ИП главы КФХ Крысанова Игоря Александровича, ИП главы КФХ Брояна Андраника Загаровича, ИП главы КФХ Хромых Александра Александровича, ИП главы КФХ Андросова Юрия Витальевича, ИП главы КФХ Рязанцева Сергея Михайловича, ИП главы КФХ Леушина Владимира Ивановича, ИП главы КФХ Рязанцева Евгения Сергеевича, ИП главы КФХ Глазковой Альбины Петровны, ИП главы КФХ Наумовой Елены Алексеевны, ИП главы КФХ Леоке Елены Владимировны, ИП главы КФХ Мулиной Екатерины Александровны - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лопатина Анатолия Васильевича на решение Арбитражного суда Липецкой области 9 марта 2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2021 года по делу N А36-6385/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава крестьянского фермерского хозяйства Лопатин Анатолий Васильевич (далее - истец, ИП Лопатин А.В.) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с иском о признании конкурса для предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году, организованный Управлением сельского хозяйства Липецкой области, недействительным в части невключения истцу в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта"; признании недействительными приказов Управления сельского хозяйства Липецкой области N 558 от 27.11.2019 и N 557 от 27.11.2019 в части выплаты гранта "Агростартап" победителю конкурсного отбора, имеющему наименьший совокупный показатель из числа победителей конкурса, которым предоставлен грант "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году - ИП Главе КФХ Середину Евгению Сергеевичу; признании недействительным соглашения о предоставлении гранта, заключенного Управлением сельского хозяйства Липецкой области с указанным победителем - ИП Главой КФХ Серединным Евгением Сергеевичем; применении последствия недействительности сделки в виде прекращения действия соглашения на будущее время и возврата полученных денежных средств (с учетом уточнения предмета требования, принятого судом к рассмотрении в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены победители конкурсного отбора по предоставлению гранта "Агростартап" в 2019 году, ИП глава КФХ Морнева Геннадия Ивановича, ИП глава КФХ Брояна Нвера Темури, ИП глава КФХ Кашерина Дмитрия Николаевича, ИП глава КФХ Расояна Асана Алиевича, ИП глава КФХ Середина Евгения Сергеевича, ИП глава КФХ Усова Алексея Владимировича, Неровных Алексея Эриковича, ИП глава КФХ Моргунову Марину Николаевну, ИП глава КФХ Крапивенских Анатолия Анатольевича, ИП глава КФХ Оборотову Зинаиду Кирилловну, ИП глава КФХ Саввину Лидию Анатольевну, ИП глава КФХ Худойназарова Нарзулло Шамсовича, ИП глава КФХ Алехина Ивана Ивановича, ИП глава КФХ Пузакова Андрея Владимировича, ИП глава КФХ Гасанова Магомеда Халирбагиновича, ИП глава КФХ Насибову Марину Александровну, ИП глава КФХ Кашина Петра Михайловича, ИП глава КФХ Озманяна Княза Джамалевича, ИП глава КФХ Васильева Евгения Александровича, ИП глава КФХ Алехина Валерия Владимировича, Стюфляеву Людмилу Викторовну, ИП глава КФХ Донских Светлану Сергеевну, ИП глава КФХ Торшина Вячеслава Вячеславовича, ИП глава КФХ Краснова Николая Ивановича, ИП глава КФХ Корткова Даниила Константиновича, ИП глава КФХ Крысанова Игоря Александровича, ИП глава КФХ Брояна Андраника Загаровича, ИП глава КФХ Хромых Александра Александровича, ИП глава КФХ Андросова Юрия Витальевича, ИП глава КФХ Рязанцева Сергея Михайловича, ИП глава КФХ Леушина Владимира Ивановича, ИП глава КФХ Рязанцева Евгения Сергеевича, ИП глава КФХ Глазкову Альбину Петровну, ИП глава КФХ Наумову Елену Алексеевну, ИП глава КФХ Леоке Елену Владимировну, ИП глава КФХ Мулину Екатерину Александровну.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08. 2021, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, ИП Лопатин А.В. обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель полагает, что судами неправомерно не учтено наличие на праве собственности необходимого по величине земельного участка, что следует из представленного соглашения об использовании земельного участка; режим собственности данного земельного участка, вопреки ошибочным выводам судов, следовало определять как общую совместную собственность супругов; по мнению кассатора, суды не дали оценки доводам истца о неравнозначном подходе комиссии к участникам конкурса при определении показателей по критериям отбора победителей; учитывая, что при увеличении совокупного показателя Лопатина А.В. на 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта" он будет равен 28,73, что соответствует 26 месту в рейтинге, заключенный договор с Серединым С.Е., набравшим 26,27 баллов, следует признать недействительным, а торги - проведенным с существенным нарушением применительно к положениям ч.1 ст.449 ГК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В настоящем судебном заседании, представитель ИП Лопатина А.В. поддержала доводы изложенные в кассационной жалобе, просила принятые судебные акты отменить, а кассационную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.08.2019 Лопатин А.В. подал заявку на участие в конкурсе на получение гранта "Агростартап" с приложением документов, указанных в пункте 5 Порядка предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году (далее - Порядок).
Середин С.Е. 28.08.2019 также подал заявку на участие в конкурсе на получение гранта "Агростартап" с приложением документов, указанных в пункте 5 Порядка.
Как следует из приложения N 1 к приказу Управления сельского хозяйства Липецкой области от 11.09.2019 N 388, оба претендента допущены к участию в конкурсе. Всего к участию в конкурсе допущены 103 претендента.
В дальнейшем документы допущенных к участию в конкурсном отборе претендентов, были переданы на рассмотрение конкурсной комиссии, созданной распоряжением N 375-р. Конкурсная комиссия провела отбор участников конкурса по критериям, установленным пунктом 13 Порядка N 235, определила победителей конкурсного отбора, сформировала их рейтинг и оформила свое решение протоколом N 4 от 17-19 сентября 2019.
Согласно протоколу N 4 от 17-19 сентября 2019 Лопатин А.В. и Середин С.Е. признаны победителями конкурса, при этом Лопатину А.В. присвоен рейтинг - 18,73, а Середину С.Е. - 26,27.
В связи с недостаточностью бюджетного финансирования для предоставления грантов всем победителям конкурсного отбора в соответствии с их заявками, предусмотренные Законом Липецкой области от 24.12.2018 N 224-ОЗ денежные средства в размере 90 871 730 руб. были распределены между 34 победителями конкурса, набравшими наибольший совокупный балл (с 37 баллов по 27 баллов включительно).
Впоследствии Законом Липецкой области от 07.11.2019 N 308-ОЗ размер финансирования грантов "Агростартап" в 2019 году был увеличен до 97 871 730 руб., в связи с чем на основании приказов Управления сельского хозяйства Липецкой области N 514 от 12.11.2019, NN 557, 558 от 27.11.2019, NN 623, 624 от 19.12.2019 грант "Агростартап" был выплачен еще двум грантополучателям, следующим по рейтингу - Крысанову И.А. (26,64 баллов) и Середину Е.С. (26,27 баллов).
Полагая, что конкурсная комиссия неправомерно снизила его рейтинг, в связи с чем лишила его права на получение гранта, Лопатин А.В. обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиям.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Лопатиным А.В. не доказаны предусмотренные статьями 166, 168, 449 ГК РФ основания признания недействительными результатов конкурса для предоставления грантов, равно как и отсутствуют основания для вывода о наличии у претендента Лопатина А.В. на праве собственности земельного участка, позволяющего реализовать проект, и, как следствие, присвоить Лопатину А.В. 10 баллов по критерию "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта (земельных участков, производственных объектов)".
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Исходя из предмета и оснований иска, окончательно сформулированных Лопатиным А.В. 30.11.2020, его фактическая и правовая цель заключается в оспаривании подведения результатов конкурса по причине необоснованного снижения его рейтинга и, как следствие, направлена на признание его победителем и необходимость выделения денежных средств в виде гранта.
Верно применяя положения статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, суды учитывали, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 8 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 110 приложения N 26 к Закону Липецкой области от 24.12.2018 N 224-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" гранты "Агростартап" в форме субсидий в 2019 году предоставлялись в объеме 90 871 730 руб. (в первоначальной редакции) на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с государственной программой Липецкой области "Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30.10.2013 N 490.
Постановлением главы администрации Липецкой области от 30.04.2019 N 235 утвержден Порядок предоставления грантов "Агростартап" в форме субсидий на софинансирование затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, связанных с реализацией проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в 2019 году (далее - Порядок N 235).
Постановлением главы администрации Липецкой области от 30.04.2019 N 235 установлено, что гранты предоставляются главным распорядителем средств областного бюджета в сфере сельского хозяйства (далее - главный распорядитель) на конкурсной основе в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Законе Липецкой области от 24.12.2018 N 224-ОЗ (пункты 1, 2).
Организатором конкурсного отбора является управление сельского хозяйства Липецкой области (далее - организатор конкурса).
Согласно пункту 5 Порядка N 235 в конкурсном отборе могут принимать участие крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане Российской Федерации (далее - претенденты). Тем же пунктом установлен состав документов, которые должны быть представлены претендентами организатору конкурса.
В соответствии с пунктами 8 и 10 Порядка N 235 организатор конкурса в течение 8 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока приема документов, проводит проверку документов, представленных претендентами и полученных организатором конкурса в порядке межведомственного взаимодействия, по результатам которой принимает решение о допуске к участию (об отказе в участии) претендентов в конкурсном отборе, оформленное приказом организатора конкурса, и в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока приема документов, передает документы претендентов, допущенных к участию в конкурсном отборе (далее - участники конкурса), на рассмотрение конкурсной комиссии, созданной распоряжением администрации Липецкой области (далее - конкурсная комиссия).
Конкурсная комиссия в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения документов, проводит отбор участников конкурса по критериям, установленным пунктом 13 Порядка, определяет победителей конкурсного отбора, формирует их рейтинг в порядке, установленном пунктом 15 Порядка, и оформляет свое решение протоколом, который подписывают председатель и секретарь комиссии (пункт 11 Порядка N 235).
Как установлено пунктом 17 Порядка N 235, главный распорядитель в течение 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения протокола, указанного в пункте 11 Порядка, осуществляет распределение субсидий между победителями отбора и издает приказ об утверждении перечня получателей гранта.
В силу пункта 14 Порядка N 235 конкурсный отбор осуществляется по балльной системе. Члены конкурсной комиссии выставляют участнику конкурса по каждому критерию отбора соответствующий балл.
Совокупный показатель по каждому участнику конкурса определяется суммой баллов по всем критериям отбора. Исходя из размера совокупного показателя, конкурсная комиссия определяет победителей конкурсного отбора (далее - победитель отбора), формирует их рейтинг.
Победителями отбора признаются участники конкурса, набравшие более 18 баллов. Максимальный рейтинг победителя отбора равен максимальному размеру совокупного показателя (пункт 15 Порядка N 235).
Подпунктом 10 пункта 5 Порядка N 235 установлено, что для целей участия в конкурсе претенденты представляют организатору конкурса проект создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства с приложением справки о наличии производственных фондов на дату подачи заявки. На основании пункта 7 Порядка N 235 организатор конкурса в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания срока приема документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, в рамках межведомственного взаимодействия запрашивает ряд документов, характеризующих имущественное положение претендента, в том числе выписку из Единого государственного реестра недвижимости о наличии или отсутствии у претендента производственных и (или) складских зданий, помещений, сооружений, земельных участков (подпункт 6). Претенденты вправе представить оригиналы документов, указанных в настоящем пункте, по собственной инициативе.
Критерии, по которым осуществляется конкурсный отбор, показатели, по которым оцениваются критерии, и максимальное количество баллов по каждому критерию установлены пунктом 13 Порядка N 235.
Единственным основанием недействительности результатов конкурса, как это установили суды, Лопатин А.В. считает невключение ему в совокупный показатель 10 баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта".
В соответствии с Порядком N 235 при проведении конкурса закреплена обязанность предоставления каждым из участников сведений о наличии у претендента имущества, необходимого для реализации проекта (земельных участков, производственных объектов).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в представленном с заявкой от 27.08.2019 проекте создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства Лопатин А.В. указал, что в собственности претендента имеется земельный участок 68,76 га. Вся указанная площадь земельного участка необходима для реализации проекта.
Далее, суды исследовали и подвергли надлежащей оценке действия комиссии по проверке представленных документов и сочли, что проверка осуществлена в установленном порядке.
В частности, комиссией была получена и проанализирована выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 06.09.2019 КУВИ-001/2019-21882365, согласно которой в собственности Лопатина А.В. находится 1/8 доля в праве собственности на земельный участок площадью 68,76 га с кадастровым номером 48:16:1070401:122, расположенный по адресу: Липецкая область, Усманский район, сельское поселение Излегощенский сельсовет, что составляет 8,6 га.
Согласно повторяющимся доводам кассатора, конкурсная комиссия, отходя от формального рассмотрения представленных и полученных ею документов, неправомерно не дала оценки представленной копии соглашения об использовании земельного участка от 27.08.2019, а также не приняла во внимание, что, несмотря на содержание выписки из ЕГРН, земельный участок является совместной собственностью его и Лопатиной З.Е, как в силу статей 33 - 35 Семейного кодекса РФ (совместная собственность супругов), так и статьи 253 ГК РФ (имущество крестьянского (фермерского) хозяйства). Соответствующие доводы не получили надлежащей оценки и со стороны судов.
Тем не менее, вопреки доводам кассатора, судами было проанализировано представленное в материалы дела соглашение об использовании земельного участка от 27.08.2019, заключенное между Лопатиным А.В. и Лопатиной З.Е., которой принадлежит 7/8 долей в праве собственности на земельный участок площадью 68,76 га, и обоснованно учтено, что по условиям данного соглашения стороны договорились использовать земельный участок для создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства по производству подсолнечника и зерновых сельскохозяйственных культур.
Учитывая, что указанное соглашение не предусматривает конкретных условий использования земельного участка, порядка и условий передачи прав на него, а также тот факт, что на момент его подписания крестьянское (фермерское) хозяйство не было создано, а само соглашение о создании крестьянского фермерского хозяйства в составе заявки не представлено, суды правомерно заключили, что соглашение от 27.08.2019 доказательством, свидетельствующим о наличии у Лопатина А.В. права пользование земельным участком, принадлежащим Лопатиной З.Е., не является, так как по своей сути является соглашением о намерениях.
Доводы Лопатина А.В. о том, что супруга Лопатина З.Е. фактически является членом КФХ с 13.09.2019, но документы не были оформлены, были рассмотрены и отклонены, поскольку, как это следует из материалов дела, КФХ было создано непосредственно Лопатиным А.В. 13.09.2019, на момент создания КФХ соглашение с Лопатиной З.Е. не было заключено, следовательно, основания считать, что Лопатина З.Е. являлась членом КФХ по смыслу пункта 2 статьи 1 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" отсутствуют.
Давая оценку доводу о режиме совместной собственности супругов в отношении спорного земельного участка в соответствии со статьями 33 - 35 Семейного кодекса РФ, суды учитывали содержание данных Единого государственного реестра недвижимости от 06.09.2019, согласно которой в собственности Лопатина А.В. находится 1/8 доля в праве собственности на земельный участок площадью 68,76 га с кадастровым номером 48:16:1070401:122. Одновременно, суды правомерно руководствовались положения статей 7, 38 СК РФ, в силу которых возможен раздел общего имущества супругов по их соглашению, в том числе в период брака. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным ст. ст. 38, 39 СК РФ и ст. 254 ГК РФ. Следовательно, исключительно сам заявитель доказывает тот факт, что вопреки данным ЕГРН, земельный участок находится в совместной собственности супругов, а его режим в период владения не изменялся.
В этой связи суды обоснованно указали, что поскольку в данном случае существуют специальные нормы и критерии оценки заявок участников конкурса на получение гранта, четко регламентирующие как перечень, документов, так и порядок заполнения документов, порядок оценки, содержащихся в них сведений, служащие для более прозрачного и понятного соотнесения позиций оценки, конкурсная комиссия не должна принимать решение исходя из предположений, в каком правовом статусе находится то или иное имущество супругов, давать юридическую квалификацию достигнутым договоренностям.
В этой связи суд округа находит соответствующими материалам дела и сделанными при правильном применении норм права выводу судов о том, что конкурсной комиссией, исходя из сведений, сообщенных участником конкурса Лопатиным А.В., обоснованно не начислено баллов по критерию 5 "Наличие у претендента имущества, необходимого для реализации проекта" (в данном случае земельного участка площадью 68,76 га).
Доводы кассационной жалобы в отношении неправомерного присвоения баллов иному участнику - Краснову Н.И. - отклоняются судом округа, поскольку, как не относимые к предмету требования с учетом его уточнения, не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, правильно применив нормы статей 168, 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, данные в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а также принимая во внимание, что заключенное с Серединым Е.С. (предшественником в рейтинге заявок) соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта реализуется, им достигнуты показатели результативности и оснований для возврата гранта не имеется, а также то обстоятельство, что распределение сумм субсидий изначально осуществлялось в строго определенных объемах, констатировали, что основания для признания недействительными торгов отсутствуют, поскольку удовлетворение данного требования не приведет к восстановлению прав и законных интересов Лопатина А.В.
Приведенные в кассационной жалобе доводы идентичны доводам, заявленным в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Указанные доводы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области 9 марта 2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2021 года по делу N А36-6385/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы в отношении неправомерного присвоения баллов иному участнику - Краснову Н.И. - отклоняются судом округа, поскольку, как не относимые к предмету требования с учетом его уточнения, не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, правильно применив нормы статей 168, 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения, данные в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а также принимая во внимание, что заключенное с Серединым Е.С. (предшественником в рейтинге заявок) соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта реализуется, им достигнуты показатели результативности и оснований для возврата гранта не имеется, а также то обстоятельство, что распределение сумм субсидий изначально осуществлялось в строго определенных объемах, констатировали, что основания для признания недействительными торгов отсутствуют, поскольку удовлетворение данного требования не приведет к восстановлению прав и законных интересов Лопатина А.В."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 декабря 2021 г. N Ф10-5621/21 по делу N А36-6385/2020