г. Калуга |
|
09 декабря 2021 г. |
Дело N А23-10080/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Леоновой Л.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Калачеевский мясокомбинат" (Воронежская область, Калачеевский район, поселок Пригородный, ул. Промышленников д. 23, ОГРН 1173668036288, ИНН 3610001321): Козлова А.И. (доверенность от 06.04.2020);
от государственного бюджетного учреждения Калужской области "Калужская городская станция по борьбе с болезнями животных" (г. Калуга, ул. Труда, д. 37, ОГРН 1024001344619, ИНН 4028023171): Волкова Е.В. (доверенность от 04.03.2021);
от государственного бюджетного учреждения Калужской области "Областные станция по борьбе с болезнями животных и ветеринарная лаборатория" (г. Калуга, ул. Московская, д. 299А, ОГРН 1114029000690, ИНН 4029044713): Кучапина Н.Ю. (доверенность от 21.10.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калачеевский Мясокомбинат" на решение Арбитражного суда Калужской области от 22 июня 2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2021 года по делу N А23-10080/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Калачеевский мясокомбинат" (далее - ООО "Калачеевский мясокомбинат", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными действий государственного бюджетного учреждения Калужской области "Калужская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ГБУ КО "Калужская горветстанция", горветстанция) по проведению отбора проб продукции "сердце свиное замороженное", осуществленных 02.10.2020; государственного бюджетного учреждения Калужской области "Областные станция по борьбе с болезнями животных и ветеринарная лаборатория" (далее - ГБУ КО "Областные СББЖ и ветлаборатория", ветлаборатория) по проведению лабораторных исследований продукции "сердце свиное замороженное", осуществленных 02.10.2020; ветлаборатории по размещению 02.10.2020 результатов лабораторных исследований продукции "сердце свиное замороженное" в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии "ВетИС", а именно в компоненте этой системы под названием "Веста" в форме протокола испытаний от 02.10.2020 и в форме срочного отчета от 02.10.2020 по форме 4-вет-Б; об обязании горветстанцию и ветлабораторию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 22 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Калачеевский мясокомбинат" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Горветстанция и ветлаборатория в отзывах на кассационную жалобу просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Калачеевский мясокомбинат" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители ГБУ КО "Калужская горветстанция", ГБУ КО "Областные СББЖ и ветлаборатория" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по данным входящего электронного журнала ФГИС "Меркурий" 23.09.2021 в адрес ИП Осиповой И.И. по ВСД 6927735246 поступила продукция "сердце свиное замороженное" в количестве 498,89 кг, выработанная обществом. Из этого объема ИП Осиповой И.И. направлено на переработку: 29.09.2020 по ВСД 2545928500 - 21,09 кг, 30.09.2020 по ВСД 2550512284 - 41,4 кг, 01.10.2020 по ВСД 2554083835 - 81,6 кг. Остаток продукции "сердце свиное замороженное", полученной Осиповой И.И. от общества 23.09.2021 по ВСД 6927735246 по состоянию на 02.10.2020, составлял 354,8 кг.
01.10.2020 в адрес Комитета ветеринарии Калужской области (далее - комитет) поступило письмо Управления ветеринарии Воронежской области от 01.10.2020 N 63-11/2334 о получении положительного результата на африканскую чуму свиней (далее - АЧС) при исследовании стабилизированной крови от свиней, принадлежащих ООО "Специализированное хозяйство Калачеевское" Калачеевского района Воронежской области с приложением перечня получателей продукции для проведения исследований на АЧС и принятия соответствующих мер.
К данному письму приложен перечень получателей мясной продукции от ООО "Калачеевский мясокомбинат", пункте 13 которого указана ВСД от 23.09.2020 N 6927735246 на субпродукты свиные - сердце свиное замороженное в количестве 498,89 кг выработанная 01.09.2020-18.09.2020 обществом, отправитель ООО "Мясокомбинат Бобровский", получатель - ИП Осипова И.И. (г. Калуга).
Данную информацию комитет письмом от 02.10.2020 N 2460/1-20 довел до сведения горветстанции, одновременно запросив информацию о наличии остатков указанной в письме Управления ветеринарии Воронежской области от 01.10.2020 N 63-11/2334 свиноводческой продукции и указав на необходимость организации мониторинговых исследований на АЧС в случае наличия таких остатков.
Горветстанция по данным электронного журнала ФГИС "Меркурий" установила отсутствие продукции, указанной в приложении к письму Управления ветеринарии Воронежской области от 01.10.2020 N 63-11/2334.
02.10.2020 ИП Осипова И.И. обратилась в комитет с заявлением о выделении специалиста для проведения отбора проб для лабораторных исследований на АЧС сердца свиного замороженного производства ООО "Калачеевский мясокомбинат".
На основании данного заявления специалистами горветстанции 02.10.2020 осуществлен выезд на предприятие ИП Осиповой И.И.
Согласно акту отбора проб от 02.10.2020 сотрудниками горветстанции в присутствии ИП Осиповой И.И. и бухгалтера Ломтевой О.Д. по адресу: г. Калуга, ул. Ромодановские дворики, д. 67, в соответствии с Правилами отбора проб осуществлен отбор проб - сердце свиное замороженное (3 пробы) для проведения вирусологического исследования методом ПЦР на исключение АЧС.
Горветстанция заявкой на испытания от 02.10.2020 N 2835Д направила данные пробы на исследование в ветлабораторию.
По результатам исследований ветлабораторией в пробе N 1 "субпродукты свиные - сердце свиное замороженное" выявлена ДНК вируса АЧС (протокол испытаний ветлаборатории от 02.10.2020 N 2835Д). Одновременно сведения о результатах испытаний внесены в ФГИС "Веста".
Не согласившись с действиями горветстанции и ветлаборатории, ООО "Калачеевский мясокомбинат" обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями, которые судами двух инстанций признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствие с положениями пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона о ветеринарии система Государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя в субъектах Российской Федерации - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им организации. К задачам названной Службы отнесено, среди прочего, предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Калужской области - в области ветеринарии является комитет, которому подведомственны горветстанция и ветлаборатория, к уставным задачам которых отнесены предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; охрана территории Калужской области от заноса заразных, в том числе особо опасных, болезней животных из других регионов.
Пунктом 4 Перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденного приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 N 476, африканская чума свиней отнесена к особо опасным болезням животных
Статьей 2.2 Закона о ветеринарии установлены ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.05.2016 N 213 были утверждены Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней (далее - Правила N 213), действовавшие в период совершения оспариваемых действий (до 01.03.2021).
Пунктом 8 Правил N 213 основаниями для подозрения на возникновение в хозяйстве заболевания АЧС является в том числе наличие контактов между хозяйством - предполагаемым очагом АЧС и хозяйством, где в течение последних 12 месяцев регистрировалась АЧС (перемещение людей, транспорта, грузов).
Согласно пункту 9 Правил N 213 должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения) в течение 24 часов после получения указанной в пунктах 9 и 10 данных Правил информации о подозрении на заболевание свиней (диких кабанов) АЧС определяет вероятные источники и пути заноса возбудителя АЧС, а также возможные пути распространения возбудителя АЧС; осуществляет отбор проб биологического материала от свиней и (или) диких кабанов, подозреваемых в заболевании, и патологического материала от павших свиней и (или) диких кабанов и направление указанных проб в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АЧС.
Довод о том, что в условиях подозрения на АЧС отбор проб биологического материала может осуществляться исключительно от подозреваемых свиней или кабанов (и соответственно патологического материала - от павших животных) обоснованно отклонен судами как основанный на неверном применении норм права. Правилами N 213 установлена обязанность уполномоченного органа определить вероятные источники и пути заноса возбудителя АЧС. Запрета отбирать пробы продукции для целей определения вероятных источников и путей заноса возбудителя АЧС Правила N 213 не содержат.
Согласно пунктам 4, 4.1 данных Правил основным источником возбудителя АЧС являются больные, переболевшие и/или павшие от АЧС домашние свиньи и дикие кабаны, а также их органы, кровь, ткани, секреты, экскреты. Передача возбудителя АЧС осуществляется путем непосредственного контакта домашней, в том числе декоративной свиньи, дикого кабана с больным или павшим животным, пищевыми продуктами и сырьем, полученными от них, при контакте с контаминированными возбудителем АЧС кормами, одеждой, объектами окружающей среды, включая почву, воду, поверхности помещений, оборудования, транспортных и технических средств.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отбор продукции не противоречит требованиям Правил N 213.
Как установлено судами, пунктами 3.4 и 3.7 устава горветстанции к целям ее деятельности отнесено выполнение государственного задания, для достижения которых горветстанция вправе проводить исследования.
16.12.2019 комитетом утверждено государственное задание для горветстанции на 2020 год и на плановый период 2021 года и 2022 годов, в составе которого содержится государственная услуга "проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и их лечению", включающая проведение плановых диагностических мероприятий на особо опасные болезни животных (птиц) и болезни, общие для человека и животных (птиц) на выезде. Форма оказания услуги - отбор проб.
Следовательно, горветстанция вправе за счет бюджетных средств осуществлять отбор проб в целях проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, в связи с чем доводы общества об обратном являются несостоятельными.
Вопреки доводам общества отбор проб сердец свиных замороженных не противоречит пункту 4 Правил N 213, согласно которому основным источником возбудителя АЧС являются больные, переболевшие и/или павшие от АЧС домашние свиньи и дикие кабаны, а также их органы, кровь, ткани, секреты, экскреты.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 213 при возникновении подозрения на АЧС (на основании эпизоотологических, клинических, патологоанатомических данных) проводится отбор проб для проведения лабораторных исследований, который осуществляет должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения).
Судами установлено, отбор проб произведен специалистами горветстанции на основании эпизоотологических данных (письмо Управления ветеринарии Воронежской области от 01.10.2020 N 63-11/2334), пробы доставлены в ветлабораторию для проведения лабораторных исследований в соответствии пунктом 16 Правил N 213.
Претензии общества к форме заявки, обоснованно не приняты во внимание судами, поскольку форма, использованная при оформлении заявки от 02.10.2020 N 2835Д, утверждена документом системы менеджмента качества "Документированная процедура ДО 07-2014 "Взаимодействие с заказчиком. Движение пробы". Необходимая информация для идентификации (продукция, от которой отобраны пробы, место отбора, лица, осуществившие отбор, цель и метод будущего исследования) в заявке присутствует, происхождение спорной продукции от общества установлено с достаточной полнотой всей совокупностью исследованных выше непротиворечивых доказательств и не опровергнуто заявителем, в том числе представленными материалами ФГИС "Меркурий".
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что горветстанция правомерно осуществила отбор проб произведенной обществом продукции "сердце свиное замороженное" у ИП Осиповой И.И. и с соблюдением условий для сохранности проб направила их на исследование в ветлабораторию для проверки наличия ДНК вируса АЧС.
Как верно отмечено судами, ветлаборатория в силу уставных задач и наличия государственной аккредитации обладает полномочиями и компетентцией по проведению исследования биологического материала, продуктов свиноводства и пищевых изделий свиного происхождения по показателю ДНК вируса АЧС. При этом в задачи ветлаборатории не входит проверка правовых оснований отбора представленных на исследование проб. Кроме того, все графы заявки на испытания, позволяющие однозначно идентифицировать пробы, а также влияющие на достоверность результатов, заполнены заказчиком (горветстанцией).
Установив методом ПЦР в образце N 1 наличие ДНК вируса АЧС, ветлаборатория на основании подпункта 28 пункта 1.1 Регламента предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, утвержденного приказом Минсельхоза России от 02.04.2008 N 189, направила в ФГБУ "Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория" срочный отчет о выявлении карантинных и особо опасных болезней животных по результатам лабораторных исследований по форме 4-вет-Б.
Автоматически сформированный ветлабораторией протокол испытаний, информация из которого размещена в ГИС "ВетИС", в полной мере содержит предусмотренные подпунктом g) пункта 7.8.2.1 "ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Межгосударственный стандарт. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" сведения: описание, однозначную идентификацию и состояние образца.
Вопреки доводам общества, подпункт k) пункта 7.8.2.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 прямо предусматривает указание в отчете (протоколе испытаний) ссылку на план и метод отбора образцов, использованные лабораторией или другими органами, лишь в случае, если это важно для достоверности или применения результатов.
Между тем, сведений о том, что наличие ДНК АЧС в пробах в данном случае находится в какой-либо зависимости от метода отбора проб, не имеется.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к верному выводу о том, что горветстанция и ветлаборатория в данном случае действовали в пределах своих уставных целей и полномочий, предоставленных законодательством, в связи с чем права и законные интересы заявителя не нарушены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую оценку, основаны на неправильном толковании норм материального права, а также свидетельствуют о несогласии общества с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 288 АПК РФ не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 22 июня 2021 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2021 года по делу N А23-10080/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.