город Калуга |
|
10 декабря 2021 г. |
Дело N А62-11365/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 06 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н., |
||
судей |
Власова Е.В., Крыжской Л.А., |
||
при участии в заседании: |
|
||
от заявителя кассационной жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Васикова Н.Г. - представитель прокуратуры Смоленской области, служебное удостоверение N 277215;
не явились, извещены надлежаще, |
||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Смоленской области в интересах муниципального образования "Город Смоленск" в лице администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.06.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу N А62-11365/2020,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Смоленской области в интересах муниципального образования "Город Смоленск" (далее - истец, прокурор) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковыми требованиями к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Дирекция парков" города Смоленска (далее - ответчик, МБУК "Дирекция парков" города Смоленска) и индивидуальному предпринимателю Люлькину Вадиму Александровичу (далее - ответчик, ИП Люлькин В.А.) о признании недействительным договора возмездного оказания услуг от 10.08.2020 N 16 и применения последствий недействительности сделки в виде возвращения предоставленного предпринимателю земельного участка муниципальному бюджетному учреждению культуры "Дирекция парков" города Смоленска и освобождения указанного участка от имущества и оборудования ИП Люлькина В.А..
Решением арбитражного суда от 03.06.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по настоящему делу решением и постановлением арбитражного суда, прокурор обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя прокуратуры, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между МБУК "Дирекция парков" города Смоленска (сторона - 1) и ИП Люлькиным В.А. (сторона - 2) заключен договор возмездного оказания услуг от 10.08.2020 N 16, по условиям которого сторона-1 обязуется обеспечить оказание услуг стороне-2 по организации работы торговых точек согласно приложению N 2, их размещению на территории центрального парка культуры и отдыха "Лопатинский сад", а сторона-2 принять услуги и оплатить их.
Согласно пункту 1.2 договора МБУК "Дирекция парков" дает разрешение ИП Люлькину В.А. на размещение на территории парка торговых точек, указанных в перечне торговых точек (приложение N 1 к настоящему договору) и определяет соответствующие места размещения торговых точек, которые обозначаются на плане-схеме (приложение N 2 к настоящему договору).
Торговые точки ИП Люлькина В.А. могут быть размещены на территории, отведенной МБУК "Дирекция парков", в местах организации пункта общественного питания, аттракционов, хранения имущества (пункт 1.3 договора).
Договор заключен на срок с 01.09.2020 по 31.10.2025, а в части расчетов - до полного завершения (пункт 5.1 договора).
В соответствии с пунктами 1.3 и 1.6 Устава МБУК "Дирекция парков" города Смоленска, утвержденного постановлением администрации г. Смоленска от 27.04.2020 N 881-адм, учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учредителем и собственником имущества учреждения является город Смоленск.
Постановлением администрации г. Смоленска от 28.03.2005 N 738 утвержден проект границ земельного участка площадью 108 779 кв. м в границах улиц Пржевальского-Кирилла и Мефодия-Дзержинского. Указанный земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, предоставлен МБУК "Дирекция парков" города Смоленска на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании вышеуказанного договора возмездного оказания услуг от 10.08.2020 МБУК "Дирекция" разрешило ИП Люлькину В.А. установку на земельном участке, находящемся у учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования, торговых точек, аттракционов.
Прокурор, ссылаясь на то, что спорный договор является притворной сделкой, фактически направленной на предоставление ИП Люлькину В.А. в аренду части земельного участка, принадлежащего учреждению, для размещения предпринимателем торговых точек и аттракционов, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что в соответствии со статьями 39.33, 39.36 и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 на основании оспариваемого договора ИП Люлькину В.А. разрешена установка нестационарных торговых объектов и аттракционов, размещение которых осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда обеих инстанций в части правовой оценки оспариваемого договора на предмет соответствия данной сделки требованиям действующего законодательства не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств спора, имеющих значение для дела.
В частности, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, иной порядок размещения нестационарных торговых объектов допускается только на земельных участках, находящихся в частной собственности.
Как следует из материалов дела, на основании требований вышеуказанного федерального закона, постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2011 N 38 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области схем размещения нестационарных торговых объектов" постановлением администрация города Смоленска от 05.12.2014 N 2122-адм "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска" утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Смоленска.
Согласно указанной схеме, размещение торговых точек, указанных в приложении к спорному договору возмездного оказания услуг, принадлежащих ИП Люлькину В.А., не предусмотрено.
Учитывая, что на основании договора от 10.08.2020 N 16 ИП Люлькину В.А. разрешена установка нестационарных торговых объектов и аттракционов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, при новом рассмотрении настоящего дела необходимо установить, относятся ли данные объекты к тем торговым объектам, размещение которых допускается только после включения их в соответствующую схему, утверждаемую органом местного самоуправления.
Отсутствие в исковом заявлении прокурора доводов в этой части для целей правовой оценки оспариваемого договора не могло служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, так как, исходя из предмета спора, суд должен проверить и дать оценку оспариваемой сделке на предмет ее соответствия всем требованиям действующего законодательства.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора также необходимо учитывать, что для размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов владельцем данных объектов фактически используется часть земли, занятой данными объектами, без оформления прав на землю.
Как указано выше, на основании оспариваемого договора ИП Люлькину В.А. разрешена установка нестационарных торговых объектов и аттракционов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, и переданном МБУК "Дирекция парков" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на основании данной сделки фактически имело место распоряжения муниципальной собственностью.
При таких обстоятельствах спора при новом рассмотрении настоящего дела необходимо исследовать и дать оценку действиям МБУК "Дирекция парков", связанным с распоряжением муниципальной собственностью, на предмет соответствия действующему законодательству, устанавливающему конкурентные способы распоряжения муниципальной собственностью для обеспечения равного доступа всех хозяйствующих к использованию данного имущества в предпринимательской деятельности.
В случае возникновении необходимости, при новом рассмотрении настоящего дела исследовать и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявленного спора.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.06.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу N А62-11365/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда обеих инстанций в части правовой оценки оспариваемого договора на предмет соответствия данной сделки требованиям действующего законодательства не основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств спора, имеющих значение для дела.
В частности, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 декабря 2021 г. N Ф10-5353/21 по делу N А62-11365/2020
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7966/2022
23.09.2022 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-11365/20
10.12.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5353/2021
26.08.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4951/2021
03.06.2021 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-11365/20