Решение Верховного Суда РФ от 15 июля 2021 г. N АКПИ21-373
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.
с участием прокурора Гавриловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыбинского Андрея Владимировича о признании частично недействующим абзаца второго пункта 13 методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 280н,
установил:
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 280н (далее - Приказ) утверждены методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации (далее - Методические указания). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 10 октября 2019 г., регистрационный номер 56193, опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 октября 2019 г.
Согласно пункту 13 Методических указаний при принятии решения о предоставлении получателю компенсаций, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 25 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), детям первого поколения граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы (далее - облучение) одного из родителей, следует учитывать, что документами, подтверждающими рождение детей первого поколения именно после облучения одного из родителей, являются свидетельство о рождении этого ребенка и соответствующее удостоверение, имеющееся у родителя, подтверждающее его статус, установленный в соответствии с пунктами 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона N 1244-1 (абзац первый). При принятии решения о предоставлении получателю компенсаций, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 25 Закона N 1244-1 детям второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, родившимся после облучения одного из родителей, следует учитывать, что документами, подтверждающими рождение детей второго и последующих поколений именно после облучения одного из родителей, являются свидетельство о рождении этого ребенка и удостоверение, имеющееся у родителя, подтверждающее факт его облучения, установленный в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 13 Закона N 1244-1 (абзац второй).
Административный истец Рыбинский А.В., являясь сыном участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и отцом несовершеннолетнего ребенка, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим абзаца второго пункта 13 Методических указаний в части, устанавливающей, что документом, подтверждающим рождение детей второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, именно после облучения одного из родителей, в целях принятия решения о предоставлении компенсаций, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 25 Закона N 1244-1, помимо свидетельства о рождении этого ребенка является удостоверение, имеющееся у родителя, подтверждающее факт его облучения, установленный в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, ссылаясь на несоответствие оспариваемого положения нормативного правового акта, незаконно возлагающего на него обязанность представлять не предусмотренное законом удостоверение, части первой статьи 25 в смысловой взаимосвязи с пунктом 9 части первой статьи 27 1 Закона N 1244-1.
В обоснование требования административный истец указал, что на основании оспариваемой нормы территориальным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнюю дочь.
Административный истец и его представитель Фатеев С.С., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее также - Минтруд России) и заинтересованное лицо Минюст России указали, что Приказ, утвердивший Методические указания, издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований, предъявляемых к принятию нормативных правовых актов, их государственной регистрации и опубликованию, соответствует в оспариваемой части законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представители Минтруда России - Ерохина Ю.В. и Минюста России - Максутов Р.А. просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административного ответчика и заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гавриловой М.Н., полагавшей в удовлетворении административного иска отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2020 г. N АКПИ20-7 установлено, что Методические указания утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федеральных законов с соблюдением порядка принятия и введения его в действие.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, как указано в статье 2 Закона N 1244-1, регулируются данным законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих этому закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Закон N 1244-1 направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1).
Как следует из положений статьи 3 названного закона, гражданам гарантируются возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В силу части первой статьи 13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется его действие, отнесены двенадцать категорий граждан, в число которых входят в том числе: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пункт 1); инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2); граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986- 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (пункт 3); граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6).
Законом N 1244-1 для каждой категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе их детей, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы указанных граждан, предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки исходя из степени риска вследствие их проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяемому в зависимости от радиационной обстановки и ее влияния на здоровье людей, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Таким образом, Законом N 1244-1 установлен дифференцированный подход к определению объема предоставляемых мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По смыслу положений части четвертой статьи 15 и части одиннадцатой статьи 24 Закона N 1244-1, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаются соответствующие удостоверения, подтверждающие их статус, установленный им в соответствии с частью первой статьи 13 данного закона, и право на меры социальной поддержки.
Кроме того, соответствующее удостоверение как гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, выдается детям и подросткам, страдающим болезнями, обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, поименованным в части второй статьи 25 Закона N 1244-1. При этом часть вторая статьи 25 Закона N 1244-1 не содержит норм, предусматривающих у детей развитие инвалидности, обусловленной генетическими последствиями радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Таким образом, Закон N 1244-1 не содержит ограничений по отнесению детей граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 в пункте 6 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, при достижении ими 18-летнего возраста к категории граждан, упомянутых в пункте 1 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, и по предоставлению им мер социальной поддержки на основании соответствующего удостоверения при условии наличия заболевания, связанного по заключению межведомственного экспертного совета с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий данной катастрофы, выполненными их отцами (матерями).
Установление причинной связи развившихся заболеваний с последствиями чернобыльской катастрофы согласно статье 24 Закона N 1244-1 осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями в соответствии с Перечнем заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2004 г. N 592.
Выдача специального удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее - удостоверение) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, указанным в части второй статьи 25 Закона N 1244-1, осуществляется в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утвержденного приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н.
Следовательно, вопросы, связанные с выдачей удостоверений детям и подросткам в возрасте до 18 лет, указанным в части второй статьи 25 Закона N 1244-1, урегулированы положениями этого закона и названного приказа.
Частью первой статьи 25 Закона N 1244-1 детям первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, гарантируются компенсации, установленные пунктом 3 части первой статьи 25 Закона N 1244-1, в виде ежемесячной компенсации на питание обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего или среднего общего образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям, а также ежемесячная компенсация на питание обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, если они не посещают организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по медицинским показаниям.
Из изложенного следует, что положения части первой статьи 25 Закона N 1244-1 обусловливают право детей второго и последующих поколений указанных граждан на получение мер социальной поддержки наличием радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
Доводы административного истца о том, что дети, внуки, правнуки граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона N 1244-1, имеют право на ряд мер социальной поддержки вне зависимости от риска причинения вреда вследствие радиоактивного облучения в результате чернобыльской катастрофы их родителям, противоречат части первой статьи 25 Закона N 1244-1, не соответствуют конституционному принципу равенства граждан перед законом и концепции Закона N 1244-1.
Ввиду того, что оспариваемые положения Методических указаний соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Рыбинского Андрея Владимировича о признании частично недействующим абзаца второго пункта 13 методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2019 г. N 280н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 15 июля 2021 г. N АКПИ21-373
Текст решения опубликован не был