Постановление Верховного Суда РФ от 26 июля 2021 г. N 45-АД21-6-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Степанова Александра Николаевича на вступившие в законную силу постановление судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 03.08.2020 N 5-578/2020, решение судьи Свердловского областного суда от 21.10.2020 N 71-599/2020 и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2021 N 16-773/2021, состоявшиеся в отношении Степанова Александра Николаевича (далее - Степанов А.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 03.08.2020 N 5-578/2020, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 21.10.2020 N 71-599/2020 и постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2021 N 16-773/2021, Степанов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Степанов А.Н. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в отношении него, ставя вопрос об их отмене.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Степанова А.Н. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 данного Кодекса те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Коронавирусная инфекция (2019-nCov) (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10-16. В34.2) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66).
Исходя из положений Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" режим повышенной готовности вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности (подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 этого закона).
Пунктом 1 указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCo V)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из пункта 9 названного указа следует, что на граждан, прибывающих в Свердловскую область с территории иностранных государств, а также из города Москвы, Московской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области возложены обязанности: 1) обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня прибытия в Свердловскую область; 2) сообщать о своем прибытии в Свердловскую область, месте, датах пребывания и контактную информацию (в том числе для принятия решения о направлении на обсервацию) на горячую линию Свердловской области; 3) при появлении первых респираторных симптомов незамедлительно обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций; 4) соблюдать постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции и медицинского наблюдения в домашних условиях или в условиях обсерватора.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, в числе иного, разъяснено, что привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 данного Кодекса, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (вопрос 22).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Степанову А.Н., прибывшему в г. Асбест Свердловской области из г. Москвы 18.04.2020, вменено нарушение названным лицом в 09 часов 40 минут 22.04.2020 режима изоляции вопреки требованиям постановления от 21.04.2020 N 498/2020 главного государственного санитарного врача по г. Заречный, р.п. Малышева Свердловской области о соблюдении режима изоляции в течение 14 дней с 18.04.2020 по 01.05.2020 по месту проживания (...).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения названного лица к административной ответственности постановлением судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 03.08.2020 N 5-578/2020 на основании части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу.
Изложенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, в числе которых: протокол об административном правонарушении (л.д. 10), рапорт от 22.04.2020 оперативного дежурного отделения полиции N 4 МО МВД России "Асбестовский", согласно которому с сообщением о нарушении Степановым А.Н. режима изоляции в отделение полиции в 10 часов 20 минут 22.04.2020 обратилась Б. (л.д. 11), копия постановления от 21.04.2020 N 498/2020 главного государственного санитарного врача по г. Заречный, р.п. Малышева Свердловской области (л.д. 17), письменные объяснения Степанова А.Н., Б., С., Т. и иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 этого Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность Степанова А.Н., а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы судебных инстанций сомнений не вызывают. Правовых аргументов, могущих служить основанием для отмены или изменения принятых судебных актов, Степановым А.Н. при рассмотрении дела, равно как и в настоящей жалобе не приведено.
Вопреки доводам жалобы представленные доказательства, оцененные судами по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, позволили судебными инстанциям однозначно установить то, что событие вмененного Степанову А.Н. административного правонарушения имело место в 09 часов 40 минут 22.04.2020.
Материалами дела не подтверждаются утверждения заявителя жалобы о том, что в указанные время и дату он находился дома. Показания заместителя руководителя ФМБА МРУ N 32 С. данные ею должностному лицу МВД России "Асбестовский" и в судебном заседании судьи Асбестовского городского суда Свердловской области, о том, что в утреннее время (около 09 часов 00 минут) она передала Степанову А.Н. постановление от 21.04.2020 N 498/2020 главного государственного санитарного врача по г. Заречный, р.п. Малышева Свердловской области, не противоречат показаниям Б., работающей фельдшером в ГАУЗ "Малышевская городская больница", из которых следует, что в 09 часов 40 минут 22.04.2020 она видела Степанова А.Н., производившего выгул собаки в нарушение требований упомянутого документа о соблюдении режима изоляции, с которым он был ознакомлен.
Порядок и срок давности привлечения Степанова А.Н. к административной ответственности соблюдены.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан с учетом фактических обстоятельств дела, данных о личности заявителя и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся в отношении Степанова А.Н. о привлечении его к административной ответственности на основании части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмене или изменению не подлежат.
Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Асбестовского городского суда Свердловской области от 03.08.2020 N 5-578/2020, решение судьи Свердловского областного суда от 21.10.2020 N 71-599/2020 и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26.02.2021 N 16-773/2021, состоявшиеся в отношении Степанова Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу названного лица - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 26 июля 2021 г. N 45-АД21-6-К7
Текст постановления опубликован не был