город Калуга |
|
23 декабря 2021 г. |
Дело N А08-9780/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н., |
||
судей |
Крыжской Л.А., Якимова А.А., |
||
при участии в заседании: |
|
||
от заявителя кассационной жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явились, извещены надлежаще; не явились, извещены надлежаще, |
||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ващенко Александра Юрьевича на решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.05.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А08-9780/2020,
УСТАНОВИЛ:
Областное казенное учреждение "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" (далее - ОКУ "Комитет автодорог Курской области") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к индивидуальному предпринимателю Ващенко Александру Юрьевичу (далее ИП Ващенко А.Ю., ответчик) о возмещении вреда в сумме 477 678 руб., причиненного автомобильной дороге транспортным средством, принадлежащем ответчику, с использованием которого осуществлялась перевозка тяжеловесных грузов.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 31.05.2021, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, ИП Ващенко А.Ю. обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 08.04.2019 на передвижном пункте весогабаритного контроля (ППВГК N 1), установленном на автомобильной дороге "Лукьяновка-Тим-Курс-Борисоглебск" 39 км на участке, которым на основании решения комитета по управлению имуществом Курской области от 29.10.2010 г. N 01-18/1876 владеет областное казенное учреждение "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" на праве оперативного управления, выявлено превышение нагрузки по общей массе и на ось транспортного средства, принадлежащего на праве собственности Ващенко Александру Юрьевичу: КАМАЗ 53212 государственный регистрационный номер Е647ОР 31 (свидетельство о регистрации 31 ТЕ 067085), с использованием которого осуществлялась перевозка груза.
Измерение весовых параметров транспортного средства осуществлялось с применением весов автомобильных ВА-20П N 13-37062/2013, прошедших в установленном порядке поверку.
По результатам взвешивания транспортного средства составлен соответствующий акт от 08.04.2019 N 12, в котором зафиксирован факт превышения нагрузки по общей массе и на ось транспортного средства.
Руководствуясь требованиями Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.2009 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", истцом произведен расчет платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге, который составил 477 678 руб.
В досудебном порядке ответчик отказался от уплаты указанных денежных средств, в связи с чем истец обратился в суд с иском о взыскании причиненного вреда.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 29 Федерального закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством. Выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (действовавшие в спорный период) установлены предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда (действовавшие в спорный период).
В частности, согласно пунктам 2, 3, 5 вышеуказанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приказом Минтранса России N 211 от 12.08.2011 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам.
Приказом Дорожного управления Курской области N 54 от 06.03.2019 введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Курской области регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси в весенний период 2019 года.
Как следует из материалов дела, при перевозке груза с использованием транспортного средства, принадлежащего ИП Ващенко А.Ю., специальное разрешение последним получено не было.
Факт превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, установленных вышеуказанными нормативными правовыми актами, подтвержден соответствующими доказательствами, которым дана оценка арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.
Расчет причиненного вреда автомобильной дороге, представленный истцом, признан правильным и выводы суда в этой части в кассационном порядке не обжалуются.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия считает, что принятые по настоящему делу судебные акты по существу заявленного спора являются законными и обоснованными.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции по настоящему делу направлены на переоценку выводов арбитражного обеих инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 31.05.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А08-9780/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (действовавшие в спорный период) установлены предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда (действовавшие в спорный период).
...
Приказом Минтранса России N 211 от 12.08.2011 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 декабря 2021 г. N Ф10-5686/21 по делу N А08-9780/2020