В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", а также в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, в дополнение к государственной программе "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 года N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы" приказываю:
1. Утвердить Положение о республиканской системе оценки качества образования (далее - РСОКО).
2. Управлению общего образования (Т.Т. Федорова) обеспечить нормативно - правовое и организационно - методическое сопровождение мероприятий в рамках РСОКО.
3. Государственному бюджетному учреждению "Республиканский центр мониторинга качества образования" (Б.М. Юнусов), государственному автономному образовательному учреждению "Республиканский олимпиадный центр" Министерства образования и науки Республики Татарстан (Г.И. Исламова):
3.1. Организовать работу в рамках Положения о РСОКО;
3.2. Обеспечить информационно-технологическое и аналитическое сопровождение мероприятий РСОКО
4. Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" (Л.Н. Нугуманова):
4.1. Использовать результаты и анализ мероприятий РСОКО для:
выполнения научных исследований, связанных с обеспечением инновационного развития образования в Республике Татарстан, выработки
соответствующих предложений и рекомендаций органам государственной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления;
создания эффективного инструментария выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических и управленческих кадров системы образования;
разработки научно-методических материалов по актуальным проблемам развития образования.
4.2. Обеспечить осуществление методического сопровождения деятельности муниципальных органов управления образования, организацию и проведение аналитических исследований, включая организацию мониторинга качества образования по вопросам деятельности системы образования.
5. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием Республики Татарстан руководствоваться:
положением о РСОКО в работе по обеспечению функционирования и развития республиканской системы оценки качества образования;
использовать программу, разработанную управленческой командой Республики Татарстан и утвержденной в рамках защиты проектов Институтом отраслевого менеджмента Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, при осуществлении мероприятий РСОКО в части функциональной грамотности.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра М.3.Закирову.
Министр |
И.Г. Хадиуллин |
Положение
о республиканской системе оценки качества образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РТ от 29 марта 2021 г. N под-434/21)
1. Общие положения республиканской системы качества образования
1.1. Настоящее Положение о республиканской системе оценки качества образования (далее - Положение) определяет ее цель, задачи, организационную и функциональную структуру, функции субъектов республиканской системы оценки качества в системе образования Республики Татарстан (далее - РСОКО), направленные на установление единых подходов к и требований к оценке качества образования в Республике Татарстан.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642);
Указом Президента России от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Национальным проектом "Образование", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 590 и Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 N 219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся";
Методическими рекомендациями по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации (разработаны федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный институт оценки качества образования", 2020 г.;
Законом Республики Татарстан "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" от 17 июня 2015 N 40-ЗРТ;
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 февраля 2014 г. N 110 "Об утверждении государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы" (с изменениями и дополнениями)
приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.07.2017 N под-1266/17 "Об утверждении отраслевой стратегии развития образования Республики Татарстан на 2017-2021 годы и на период до 2030 года".
2. Цель и основные задачи республиканской системы оценки качества образования
2.1. Цель РСОКО - получение и распространение объективной и достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности в республике, тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы управления образованием и предоставления необходимой информации участникам образовательного процесса, работодателям, обществу и его институтам.
2.2. Основными задачами РСОКО являются:
выявление проблемных зон в управлении качеством образования на республиканском уровне для последующей организации деятельности по совершенствованию управленческих механизмов в данном направлении;
определение степени связи республиканской и муниципальной систем управления качеством образования на основе анализа соотнесения результатов оценок республиканских и муниципальных механизмов управления качеством образования;
выявление лучших муниципальных практик управления качеством образования с целью тиражирования опыта.
3. Принципы республиканской системы оценки качества образования
3.1. Объективность, достоверность, полнота и системность информации, включая:
обеспечение реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
учет текущих и перспективных потребностей системы образования, включая ориентацию на требования внешних пользователей;
оптимальный выбор источников первичных данных для определения показателей качества образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
иерархичность системы показателей (с учетом особенностей образовательных программ);
минимизацию системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
ответственность субъектов РСОКО за достоверность информации и объективность проведения процедур;
3.2. Открытость и информационная безопасность;
3.3. Инструментальность и технологичность, включая:
информатизацию процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;
переход к системе мониторинговых исследований с использованием цифровых платформ;
определение тенденций и динамики результатов оценочных процедур;
создание единой базы данных с частичным доступом для разных агентов;
3.4. Адресность оценочных процедур и управленческих решений, включая:
учет индивидуальных особенностей объектов и субъектов оценки;
контекстную интерпретацию результатов;
ориентацию на адресную помощь по результатам анализа и интерпретации информации;
3.5. Единство и сопоставимость организационных форм, инструментов и результатов, включая:
единство создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования;
сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
3.6. Соблюдение морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;
3.7. Ответственность участников образовательного процесса за повышение качества образования, включая:
повышение роли самообследования в системе оценки качества;
сочетание процедур профессиональной (ведомственной) оценки с независимой оценкой качества.
4. Субъекты РСОКО и их функции
4.1. Субъектами РСОКО являются:
4.1.1. Министерство образования и науки Республики Татарстан (далее МОиН РТ). В его функции в рамках РСОКО входят:
формирование РСОКО, регламентация ее функционирования; подготовка и принятие правовых актов по вопросам функционирования и развития РСОКО;
разработка, корректировка и утверждение критериев РСОКО;
постановка задач по аналитическому обеспечению РСОКО перед подведомственными учреждениями (организациями) и/или привлечение для этой работы экспертов;
принятие управленческих решений для повышения качества образования;
предоставление образовательным организациям, органам государственно-общественного управления в сфере образования, общественным организациям, средствам массовой информации, гражданам и организациям, заинтересованным в оценке качества образования, предусмотренной законодательством информации о состоянии качества образования в Республике Татарстан;
обеспечение повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций по вопросам управления и оценки качества образования;
контрольно-надзорные процедуры: контроль соблюдения образовательными организациями лицензионных требований, контроль содержания образования и качества результатов подготовки обучающихся образовательных организаций, в том числе в ходе процедур федерального государственного контроля качества и государственной (итоговой) аттестации (далее - ГИА);
стимулирование развития независимой системы оценки качества образования.
4.1.2. Координационный совет Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - Координационный совет).
В функции Координационного совета входят:
подготовка предложений для принятия решений по актуальным вопросам оценки и управления качеством образования в образовательных организациях Республики Татарстан, эффективности реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).
координация деятельности субъектов РСОКО по вопросам качества образования;
подготовка предложений по организационному, техническому и правовому сопровождению открытости и доступности информации о качестве образования на всех уровнях РСОКО (аналитических докладов, тематических справок, сопоставительных материалов на основе различных процедур оценки качества образования);
участие в организации и проведении научно-практических мероприятий по вопросам, касающимся оценки и управления качеством образования в соответствии с требованиями ФГОС, качества реализации ФГОС;
предоставление всем участникам образовательных отношений в сфере образования, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о состоянии и развитии системы оценки и управления качеством образования на уровне республики, муниципального образования, образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего, дополнительного и профессионального образования;
4.1.3. Государственное бюджетное учреждение "Республиканский центр мониторинга качества образования" (далее - РЦМКО).
В функции РЦМКО в рамках РСОКО входят:
выполнение функций организации-оператора РСОКО;
участие в разработке и корректировке критериев РСОКО;
методическое и аналитическое обеспечение РСОКО
информационное обеспечение РСОКО, включая ведение раздела РСОКО на официальном сайте;
ресурсное, техническое и организационно-технологическое сопровождение РСОКО;
организационное сопровождение федеральных и республиканских мониторинговых исследований и оценочных процедур;
разработка контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) для республиканских исследований (при необходимости);
разработка, закупка и адаптация программных средств для проведения оценки качества образования;
разработка, организационно-технологическое и методическое сопровождение информационных систем для сбора, хранения и анализа результатов оценочных процедур, включая
сбор, хранение, статистическую обработку информации о состоянии и динамике качества образования в Республике Татарстан;
ведение и совершенствование республиканской базы данных; базы данных экспертов, привлеченных к проведению процедур разработчиков тестовых заданий; баз данных экспертов ЕГЭ и ГИА; баз тестовых заданий; баз результатов ГИА; баз результатов республиканских оценочных процедур; баз результатов самообследований и внешних оценок качества образования; результатов аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций;
организационно-технологическое сопровождение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования;
разработка методических рекомендаций в области оценки качества образования, включая рекомендации по подготовке локальных актов образовательных организаций и по использованию результатов оценочных процедур;
подготовка информационных материалов о состоянии качества образования в Республике Татарстан, включая подготовку ежегодного республиканского отчета о ГИА и оценочных процедурах;
повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования районов и образовательных организаций; участие в формировании экспертного сообщества;
предоставление информации по вопросам оценки качества образования субъектам РСОКО.
4.1.4. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" (далее - ИРО РТ):
В функции ИРО РТ в рамках РСОКО входят:
научно-методическое и научно-организационное обеспечение РСОКО. включая разработку концептуальных положений по оценочным процедурам и использованию результатов оценочных и диагностических процедур;
методическое и организационное обеспечение РСОКО по дополнительному профессиональному образованию;
создание КИМ и компетентностно-ориентированных заданий для процедур диагностики и контроля качества образования, государственного контроля качества образования (при необходимости), включая разработку концептуальных подходов: участие в разработке и корректировке критериев РСОКО, методик оценивания; анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;
организация и/или проведение дополнительных обследований (мониторингов по запросам МОиН РТ);
проведение комплексных исследований в целях оценки качества образования;
участие в формировании экспертного сообщества;
повышение квалификации руководителей образовательных организаций в области оценки качества;
повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования;
участие в подготовке ежегодного республиканского комплексного отчета РСОКО;
выполнение научных исследований, связанных с обеспечением инновационного развития образования в Республике Татарстан, выработки соответствующих предложений и рекомендаций органам государственной власти Республики Татарстан, органам местного самоуправления;
создание эффективного инструментария выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических и управленческих кадров системы образования;
разработка научно-методических материалов по актуальным проблемам развития образования.
4.1.5. Государственное автономное образовательное учреждение "Республиканский олимпиадный центр" (далее - РОЦ).
В функции РОЦ в рамках РСОКО входит:
методическое и организационное обеспечение РСОКО по выявлению и поддержке одаренных детей;
организация мониторинговых исследований и сбор статистики по выявлению и поддержке одаренных детей;
анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества и эффективности работы образовательных организаций по выявлению и поддержке одаренных детей;
повышение квалификации специалистов в области выявления и поддержке одаренных детей;
участие в формировании экспертного сообщества; участие в подготовке ежегодного отчета РСОКО;
представление информации о результатах оценочных процедур, аналитических отчетов и рекомендаций для размещения на портале МОиН РТ.
4.1.6. Общественные организации (объединения).
В функции общественных организаций в рамках РСОКО входит:
общественный контроль качества образования и деятельности образовательных организаций в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
участие в формировании информационных запросов пользователей РСОКО;
подготовка предложений в адрес МОиН РТ и муниципальных органов управления образованием Республики Татарстан по вопросам развития РСОКО;
участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, систем образования муниципальных районов Республики Татарстан;
участие в проведении итоговой аттестации обучающихся и других оценочных процедурах в качестве независимых наблюдателей;
участие в оценочных процедурах независимой оценки качества условий образовательной деятельности.
4.2. Субъектами муниципального уровня РСОКО являются:
4.2.1. Муниципальные органы управления образованием Республики Татарстан (далее - МОУО).
В функции МОУО в рамках РСОКО входит:
регламентация РСОКО на уровне муниципального образования;
ведение и предоставление сведений, на основе действующих в Республике Татарстан баз данных;
организация сбора образовательной статистики;
содействие в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур, социологических исследований по вопросам качества образования;
обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;
обеспечение объективности проведения и достоверности результатов оценочных процедур;
создание механизмов участия образовательных организаций в независимой системе оценки качества образования;
привлечение общественности к участию в оценке качества.
4.2.2. Муниципальные методические объединения педагогических работников.
Муниципальные методические объединения педагогов принимают участие:
в подготовке, проведении и анализе результатов оценочных процедур, анализе результатов учебной деятельности в районе;
выработке единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов;
планировании и анализе результатов профессионального самообразования, переподготовки и повышения квалификации педагогов;
оказании помощи педагогам в выявлении профессиональных дефицитов и планировании непрерывного повышения педагогического мастерства в том числе через систему наставничества;
в разработке рекомендаций и КИМ для текущего и промежуточного оценивания обучающихся;
в планировании и организации системы работы по поиску талантов и профориентации обучающихся.
4.3. На уровне образовательных организаций субъектами РСОКО являются:
4.3.1. Образовательные организации.
В функции образовательных организаций в рамках РСОКО входит:
обеспечение функционирования внутренней системы качества образования в образовательной организации;
сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базы данных;
обеспечение объективности и достоверности представляемой информации;
обеспечение информационной открытости в соответствии с действующим законодательством;
создание условий для осуществления образовательной деятельности в организации в соответствии со стандартами;
обеспечение функционирования в образовательной организации системы поиска и поддержки талантов и профориентации обучающихся;
создание условий для осуществления повышения квалификации педагогов в соответствии с результатами оценочных процедур и их запросами, в том числе для функционирования системы наставничества в образовательной организации;
проведение самообследования и включение в независимую систему оценки качества образования.
4.3.2. Методические объединения педагогических работников.
В функции методических объединений педагогических работников в рамках РСОКО входит:
участие в подготовке, проведении и анализе результатов оценочных процедур, анализе результатов учебной деятельности;
выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов;
внесение изменений и дополнений в образовательную программу образовательной организации и рабочие программы педагогов в том числе по результатам оценочных процедур;
разработка системы промежуточной аттестации учащихся; планирование и анализ результатов профессионального самообразования, переподготовки и повышения квалификации педагогов, входящих в методическое объединение;
оказание помощи обучающимся по результатам оценочных процедур и при составлении индивидуальных образовательных маршрутов;
планирование и организация внеклассной и внешкольной деятельности для развития талантов и профориентации обучающихся в том числе на основе результатов оценочных процедур.
4.3.3. Органы государственно-общественного управления (попечительские советы, родительские советы и др. в соответствии с полномочиями, определенными уставом образовательной организации).
В функции органов государственно-общественного управления в рамках РСОКО входит:
общественная оценка качества образования как составляющая внешней оценки качества;
оценка эффективности реализации программы развития образовательной организации, обеспечения качества условий обучения.
5. Организационная структура оценки качества образования
5.1. РСОКО включает 8 направлений (систем):
1). Система оценки качества подготовки обучающихся.
Система оценки качества подготовки обучающихся предназначена для диагностики достижения обучающимися:
планируемых результатов освоения основной образовательной программы:
предметных результатов - усвоения обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета и на межпредметном уровне;
метапредметных результатов (познавательных, регулятивных, коммуникативных умений) - освоенных обучающимися способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
личностных результатов - совокупности ценностных отношений обучающихся к себе, к своим возможностям, к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу, к изучаемому и собственному социальному опыту;
способности использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (функциональной грамотности).
2) Система работы со школами с низкими результатами обучения.
Система работы со школами с низкими результатами обучения предназначена для обеспечения доступа к качественному образованию и выравниванию образовательных результатов обучающихся посредством реализации адресных и комплексных программ перевода этих школ в эффективный режим развития, включая повышение качества образования, управление образовательным процессом, а также модернизацию финансово-экономических и материально-технических условий, обеспечение стабильности их эффективного развития.
3). Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи предназначена для формирования образовательной системы, способной создать необходимые и достаточные условия для полноценного развития способностей детей, их самоопределения и самореализации в избранном виде деятельности, а также достижении при этом максимальных образовательных и личностных результатов.
4). Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся включает в себя определение качества и проведение оценки самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными организациями, удовлетворения потребностей региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям;
5). Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций.
Система мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций республики предназначена для определения качества и проведения оценки деятельности руководителей образовательных организаций, включая оценку профессиональной компетентности руководителей, оценку результатов деятельности образовательных организаций, а также формирования резерва управленческих кадров образовательных организаций;
6). Система обеспечения профессионального развития педагогических работников.
Оценка качества обеспечения профессионального развития педагогических работников предназначена для комплексного анализа организации методической работы с педагогами;
7). Система организации воспитания обучающихся.
Система организации воспитания обучающихся ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
8). Система мониторинга качества дошкольного образования.
Система мониторинга качества дошкольного образования ориентирована на выявление степени соответствия образовательных программ дошкольного образования и условий осуществления образовательной деятельности дошкольными образовательными организациями нормативным требованиям и социальным ожиданиям, направлена на совершенствование управления качеством дошкольного образования.
5.2. Каждая система представляет управленческий цикл - комплекс поэтапно выполняемых действий, закрепленных в соответствующих документах, направленных на выявление дефицитов при помощи конкретных инструментов, а также их устранение при помощи конкретных мер, разработанных на основе этих дефицитов:
- постановка и обоснование целей;
- выбор показателей оценки состояния системы;
- выбор методов сбора и обработки информации;
- проведение мониторинга состояния системы (по показателям);
- проведение анализа результатов мониторинга;
- разработка адресных рекомендаций;
- разработка комплекса мер и мероприятий, направленных на совершенствование направления;
- принятие управленческих решений;
- анализ эффективности принятых управленческих решений, комплекса мер, проведенных мероприятий.
5.3. Источниками данных в РСОКО являются:
а) Оценка достижений обучающихся: международные исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA), исследования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (TIMSS, PIRLS, PISA), национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР), единый государственный экзамен (ЕГЭ), основной государственный экзамен (ОГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ), республиканские мониторинговые исследования и диагностические работы, результаты Всероссийской олимпиады школьников.
б) Качество деятельности образовательных организаций, в том числе организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с ОВЗ: данные о качестве образования из открытых и ведомственных источников, данные о соответствие результатов образования потребностям рынка труда, данные о социально-экономических и этно-культурных аспектах среды расположения образовательной организации, данные о системе образования, содержащиеся в информационных системах и региональной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования (далее - РИС ГИА), образовательный портал "Электронное образование в Республике Татарстан", данные о системе образования, собранные в ходе специально проводимых опросов, характеристики условий осуществления образовательной деятельности в образовательной организации, характеристики системы управления образованием, результаты социологических исследований, данные об удовлетворенности выпускников, родителей и работодателей результатами образования, данные об удовлетворенности обучающихся и родителей образовательной деятельностью, мониторинги повышения квалификации педагогов и руководящих работников
в) Результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций, в том числе организаций для детей с ОВЗ: результаты аттестации педагогических работников, руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций, результаты профессиональных педагогических конкурсов, мониторинги эффективности деятельности руководителей, конкурсы инновационной деятельности, результаты контрольно-надзорных процедур, результаты аккредитации образовательной деятельности, анализ баз данных о системе образования Республики Татарстан, анализ результатов независимой оценки (педагогической экспертизы), самообследование образовательной системы, результаты комплексных оценок образовательных организаций и систем.
5.4. Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество результатов, качество процессов, качество условий и качество управления. Перечень критериев качества образования в Республике Татарстан, их количественные характеристики устанавливаются МОиН РТ.
5.5. Объекты оценочной деятельности в РСОКО по уровням управления, в том числе образовательных организаций для детей с ОВЗ:
- качество подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- результаты работы со школами с низкими результатами обучения;
- результаты работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
- результаты работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- эффективность деятельности руководителей образовательных организаций;
- качество обеспечения профессионального развития педагогических работников;
- качество организации воспитания и социализации обучающихся;
- качество дошкольного образования.
5.6. Информация, полученная в результате оценки качества образования, представляется в стандартизированной форме для последующего анализа, интерпретации и представления результатов.
5.7. Система анализа и оценки качества образования основана на методиках интерпретации первичных данных образовательной статистики.
5.8. Вся информация, собираемая из первичных источников, не должна противоречить требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и должна быть доступна для официального использования.
5.9. Информация формируется для обеспечения аналитической основы принятия эффективных управленческих решений на республиканском, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.
5.10. Информация о качестве образования в Республике Татарстан представляется в форме публичной отчетности: ежегодный публичный доклад о состоянии и результатах РСОКО.
5.11. Периодичность проведения процедур по оценке качества образования определяется ежегодным графиком процедур оценки качества образования, который утверждается приказами МОиН РТ.
6. Основные процедуры РСОКО
6.1. РСОКО включает комплекс процедур, формируемых на международном, федеральном, республиканском, муниципальном уровнях, а также на уровне образовательной организации.
6.2. С целью выполнения требований Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", требований ФГОС к результатам образования, выполнения образовательных программ, профилактики перегрузки обучающихся, руководящего и педагогического состава МОиН РТ ежегодно утверждается план-график проведения оценочных процедур в рамках РСОКО.
6.3. Основными оценочными процедурами, используемыми в рамках РСОКО являются:
международные:
международные сравнительные исследования (T1MSS, PIRLS, PISA и пр.);
федеральные:
исследования на основе практики международных сравнительных исследований (Общероссийская оценка по модели P1SA, региональных оценок по модели P1SA и пр.);
национальные исследования качества образования (НИКО);
всероссийские проверочные работы (ВНР);
основной государственный экзамен (ОГЭ);
единый государственный экзамен (ЕГЭ);
государственный выпускной экзамен (ГВЭ);
мониторинг системы образования;
исследования компетенций учителей;
республиканские:
процедуры государственной регламентации образовательной деятельности;
мониторинги системы образования;
республиканские диагностические работы (предметные и метапредметные);
республиканские диагностические работы по оценке функциональной грамотности;
анализ республиканских баз данных и статистических показателей; оценка знаний и умений обучающихся в рамках государственного контроля качества образования и государственной аккредитации образовательных организаций;
независимая оценка качества условий образовательной деятельности;
оценка удовлетворенности получателей образовательных услуг;
собеседования по планированию сети образовательных организаций;
анализ инновационной деятельности;
олимпиады и конкурсы школьников;
аттестация педагогических кадров;
профессиональные конкурсы;
мониторинг эффективности руководителей образовательных организаций;
мониторинг качества системы повышения квалификации;
социологические исследования и опросы;
комплексные и тематические исследования;
муниципальные:
анализ результатов самообследований;
адресные диагностические работы;
муниципальные олимпиады и конкурсы;
контекстный анализ результатов оценочных процедур, организованных на федеральном и республиканском уровнях;
муниципальные контекстные исследования;
анализ условий деятельности образовательных организаций;
анкетирования и опросы;
аттестация кадров;
муниципальные профессиональные конкурсы;
анализ инновационной деятельности в муниципалитете;
образовательные организации:
текущее оценивание обучающихся;
итоговое оценивание обучающихся;
самообследование;
внутри школьные мониторинги;
портфолио обучающихся и педагогов;
внутренняя оценка условий образовательной деятельности;
независимые оценочные процедуры;
опросы и анкетирования;
аттестация педагогических кадров;
6.4. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ рассматриваются как независимые процедуры РСОКО, осуществляются общественными организациями, профессиональными сообществами и отдельными экспертами в соответствии со ст. 94-96 ФЗ N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации".
6.5. Независимые процедуры экспертизы и оценки качества могут быть организованы как по инициативе образовательной организации, так и по инициативе общественной организации, профессионального сообщества или эксперта. Организаторы процедур, указанных в п. 5.1, для их осуществления должны пользоваться открытыми данными, опубликованными, в том числе на сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6.6. Порядок учета результатов федеральных и республиканских независимых процедур экспертизы и оценки качества определяется МОиН РТ, муниципальных процедур - МОУО.
6.7 Процедуры оценки качества образования, мониторинговые и иные исследования осуществляются в соответствии с планом работы и приказами МОиН РТ.
6.8 Информация, полученная в результате экспертиз и измерений, подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений.
7. Использование информации, полученной в рамках РСОКО
7.1. Результаты РСОКО, как источник объективной и достоверной информации о качестве образования предоставляются заинтересованным в оценке качества образования сторонам:
исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан;
учреждениям и организациям Республики Татарстан, осуществляющим деятельность в сфере образования, подведомственные МОиН РТ;
отделам образования муниципальных образований Республики Татарстан;
органам государственно-общественного управления образованием;
учредителям образовательных организаций и образовательным организациям различных форм собственности;
обучающимся и их родителям (законным представителям);
научным и методическим организациям; работодателям и их объединениям;
общественным организациям (объединениям);
средствам массовой информации;
иным гражданам и организациям.
7.2. Результаты РСОКО используются для решения управленческих задач на уровне образовательной организации, муниципальном и республиканском уровнях.
а) на уровне образовательной организации для:
информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;
разработки программ и планов адресной помощи обучающимся и группам обучающихся;
поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации; разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся;
анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников образовательных организаций;
подготовки программ и планов повышения квалификации педагогического коллектива и индивидуальных планов развития педагогов;
планирования работы методических объединений;
проведения самообследования и подготовки публичных отчетов;
оптимизации инфраструктуры и системы управления;
планирования внутреннего контроля.
б) на уровне муниципального образования для:
информирования граждан о качестве образования;
разработки программ и планов адресной помощи обучающимся и группам обучающихся, образовательным организациям;
поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации в районе.
разработки государственного задания образовательным организациям по предоставлению образовательных услуг;
подготовки аналитических и публичных отчетов, программ развития;
стимулирования руководителей образовательных учреждений;
оценки эффективности реализации районной программы развития образования;
распределения дополнительных средств между образовательными организациями;
формирования заказа на повышение квалификации;
планирования работы методических объединений муниципальных образований.
в) на уровне региона для:
информирования граждан о качестве образования;
планирования и развития сети образовательных учреждений;
развития системы дополнительного образования;
контроля (надзора) в сфере образования;
проведения аттестации педагогических и руководящих работников;
оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, районных образовательных систем;
разработки/корректировки программ развития, инновационных проектов и программ и оценки их эффективности;
корректировки и оценки эффективности программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
формирования заказа на повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
подготовки аналитических отчетов и публичных докладов;
7.3. Информация общего доступа о работе и результатах РСОКО размещается на официальном сайте МОиН РТ и подведомственных организациях МОиН РТ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
8. Основные республиканские показатели РСОКО
8.1. Показатели системы оценки качества подготовки обучающихся:
по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
базового уровня - доля обучающихся 1-4 классов общеобразовательных организаций, достигших базового уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы начального общего образования;
уровни выше базового - доля обучающихся 1-4 классов общеобразовательных организаций, достигших уровня выше базового по предметной подготовке, от общего числа обучающихся, осваивающих программы начального общего образования;
по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
базового уровня - доля обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций, достигших базового уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы основного общего образования; доля обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций, получивших аттестат об основном общем образовании, в общей численности обучающихся 9 классов общеобразовательных организаций;
уровня выше базового - доля обучающихся 5-9 классов общеобразовательных организаций, достигших уровня выше базового по предметной подготовке, от общего числа обучающихся, осваивающих программы основного общего образования;
- по достижению обучающимися планируемых предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования:
базового уровня - доля обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций, достигших базового уровня предметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования; доля обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций, получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций;
уровня выше базового - доля обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций, достигших уровня выше базового по предметной подготовке, от общего числа обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования;
по достижению метапредметных результатов: доля обучающихся 1-4/ 5-9/ 10-11 классов, достигших высокого уровня метапредметной подготовки, от общего числа обучающихся, осваивающих программы начального/ основного среднего общего образования;
по оценке функциональной грамотности - доля обучающихся, в отношении которых проводилась оценка функциональной грамотности, от общего количества обучающихся; доля обучающихся успешно справившихся с заданиями по параметру грамотности, от общего количества обучающихся, в отношении которых проводилась оценка параметра грамотности;
по обеспечению объективности процедур оценки качества образования - доля образовательных организаций, вошедших в списки образовательных организаций с признаками необъективности образовательных результатов по итогам оценочных процедур; доля образовательных организаций, охваченных общественным/независимым наблюдением, при проведении процедур оценки качества образования;
по обеспечению объективности Всероссийской олимпиады школьников - доля образовательных организаций, охваченных общественным/независимым наблюдением, при проведении Всероссийской олимпиады школьников.
8.2. Показатели и методы сбора информации, используемые в системе работы со школами с низкими результатами обучения, школами зоны риска, позволяют (на федеральном и республиканском уровнях) определить школы с низкими результатами обучения, школы зоны риска, выявить динамику образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения, школах зоны риска, оценить уровень предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения.
Показатели:
по выявлению динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения:
доля школ с низкими результатами обучения, школ зоны риска, определенных по показателям, разработанным на федеральном и республиканском уровнях (проект адресной методической помощи (5ОО+), республиканский проект по повышению качества образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами обучения);
доля школ с низкими результатами обучения, ежегодно показывающих положительную динамику образовательных результатов обучающихся;
динамика посещения уроков обучающимися школ с низкими результатами обучения, от общего количества уроков в соответствии с учебным планом;
динамика показателей обучающихся "группы риска";
по учету педагогических работников школ с низкими результатами обучения, прошедших диагностику профессиональных дефицитов/предметных компетенций;
доля педагогических работников в школах с низкими результатами обучения, показавших в результате независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных компетенций (предметных и методических);
по оказанию методической помощи школам с низкими результатами обучения:
количество школ с низкими результатами обучения, охваченных методической работой;
количество школ с низкими результатами обучения, вовлеченных в сетевое взаимодействие со школами-лидерами;
количество школ с низкими результатами обучения, которым была оказана адресная методическая помощь.
8.3. Показатели системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи:
по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи:
доля образовательных организаций, реализующих программы по выявлению и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
количество профильных смен для талантливых детей на базе оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, образовательных и досуговых центров и др.;
доля обучающихся, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей;
- по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся с ОВЗ - доля обучающихся с ОВЗ, охваченных мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов;
- по учету участников этапов Всероссийской олимпиады школьников:
количество участников школьного/муниципального/ республиканского этапа ВсОШ;
доля победителей и призеров муниципального/ республиканского этана ВсОШ;
- по учету иных форм развития образовательных достижений школьников (за исключением Всероссийской олимпиады школьников) - доля обучающихся, охваченных иными формами развития образовательных достижений школьников (из перечня олимпиад и иных интеллектуальных и/или творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений);
- по охвату обучающихся дополнительным образованием:
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, имеющих право на получение дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования;
- по учету обучающихся по индивидуальным учебным планам - доля обучающихся по индивидуальным учебным планам;
- по развитию способностей у обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных (предпрофильных), специализированных классах:
доля обучающихся профильных/специализированных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов, набравших по профильным предметам высокие баллы при прохождении оценочных процедур;
доля победителей и призеров муниципального/ республиканского этапа ВсОШ из числа обучающихся в профильных/специализированных классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов;
- по учету педагогических работников, повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи - доля педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи, повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- по осуществлению психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи:
доля педагогов-психологов, использующих психодиагностический инструментарий для выявления одаренности у детей;
доля способных и талантливых детей, охваченных психолого-педагогическим сопровождением.
8.4. Показатели система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся:
по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации - доля обучающихся, прошедших профориентационное тестирование, диагностику;
по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся:
доля обучающихся, которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения;
доля родителей/законных представителей, которым оказана адресная психолого-педагогическая помощь по вопросам профориентационного самоопределения детей и молодежи;
по учету обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне - доля обучающихся, выбравших для сдачи ЕГЭ предметы, соответствующие профилю обучения;
по учету обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения - доля обучающихся 9 и 11 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения;
по проведению ранней профориентации обучающихся - доля обучающихся, получающих дополнительное образование в кружках (секциях) профильной или предпрофильной направленности;
по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ - охват обучающихся с ОВЗ различными конкурсами, профориентационными пробами, мастер-классами и пр. мероприятиями профориентационной направленности;
по осуществлению взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями - количество заключенных договоров, соглашений между образовательными организациями и предприятиями, общественными организациями по реализации комплекса мероприятий профориентационной направленности;
по учету обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности - доля обучающихся, участвующих в профориентационных мероприятиях и конкурсах муниципального и межмуниципального уровней, в том числе проводимых по наиболее востребованным отраслям экономики муниципального образования.
8.5. Показатели, используемые в системе мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций:
- по учету руководителей образовательных организаций, повысивших уровень профессиональных компетенций - доля руководителей образовательных организаций, повысивших уровень профессиональных компетенций в различных формах;
- по достижению обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ - доля обучающихся, освоивших основные образовательные программы по уровням образования;
- по организации получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами - доля руководителей образовательных организаций, обеспечивших создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами;
- по формированию резерва управленческих кадров - наличие сотрудников образовательных организаций, включенных в кадровый резерв;
- по созданию кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий для реализации основных образовательных программ - доля педагогов в возрасте до 35 лет в общей численности педагогов образовательных организаций, доля педагогов с высшей категорией в общей численности педагогов образовательных учреждений, количество ежегодно проводимых мероприятий по обмену инновационным, управленческим и педагогическим опытом и др.
8.6. Показатели системы обеспечения профессионального развития педагогических работников:
по учету педагогических работников, прошедших диагностику профессиональных дефицитов/предметных компетенций:
доля педагогов (в разрезе учебных предметов), прошедших диагностику профессиональных дефицитов, от общего количества педагогов (в разрезе учебных предметов);
доля педагогов по каждому из видов дефицитов;
по повышению профессионального мастерства педагогических работников:
доля педагогов, прошедших своевременное повышение квалификации по актуальным направлениям образовательной деятельности;
доля педагогов (дошкольных и общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования), аттестованных на высшую квалификационную категорию;
количество педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства, из них - в конкурсах, рекомендованных министерством образования и науки Республики Татарстан;
по осуществлению методической поддержки молодых педагогов/по реализации системы наставничества:
доля молодых педагогов, охваченных различными формами наставничества;
по реализации сетевого взаимодействия педагогов (методических объединений, профессиональных сообществ педагогов) на муниципальном уровне:
выполнение ежегодных планов мероприятий муниципальных методических объединений;
количество мероприятий, проведенных для педагогов на муниципальном уровне;
по выявлению кадровых потребностей в образовательных организациях муниципалитета - доля педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
8.7. Показатели системы организации воспитания обучающихся:
по развитию социальных институтов воспитания - доля образовательных организаций, охваченных мероприятиями по гражданскому, патриотическому и т.д. воспитанию;
- по обновлению воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций (гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей и т.д.):
доля образовательных организаций, в которых осуществляется комплексное методическое сопровождение деятельности педагогов по вопросам воспитания;
доля обучающихся, охваченных мероприятиями по направлениям воспитания, от общего количества обучающихся (по уровням образования);
- по развитию добровольчества (волонтерства) - доля образовательных организаций общего образования, в которых созданы и функционируют волонтерские центры;
- по развитию детских общественных объединений (РДШ. Юнармия, ЮИД и т.д.) - доля обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования;
- по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся:
доля обучающихся (по уровням образования), принявших участие в индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних обучающихся), от общего количества обучающихся (по уровня м образован и я);
количество обучающихся, находящихся на учете в КДН (на конец учебного года);
количество обучающихся, находящихся на внутришкольном учете;
количество обучающихся ОО, снятых с учета в текущем календарном году (% выбывших из них);
- по учету обучающихся, для которых русский язык не является родным - доля детей с неродным русским языком, охваченных мероприятиями по социальной и культурной адаптации;
- по эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству
доля педагогов, прошедших подготовку по приоритетным направлениям воспитания обучающихся, от общего количества педагогов;
доля педагогических работников, осуществляющих деятельность по классному руководству, получивших поощрение;
- по учету несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха - доля несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха.
8.8. Показатели системы мониторинга качества дошкольного образования:
по качеству образовательных программ дошкольного образования:
доля ДОО, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования;
доля ДОО, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей по следующим компонентам: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
по качеству образовательных условий в дошкольных образовательных организациях (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия):
доля ДОО, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ;
доля ДОО с низким/высоким уровнем качества образовательной среды;
доля руководителей ДОО, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки, от общего числа руководителей всех ДОО в муниципалитете;
доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: обеспеченность ДОО педагогическими кадрами (%); доля педагогических работников, аттестованных на первую/высшую квалификационную категорию; доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; доля педагогических работников с высшим образованием; рабочая нагрузка педагога (размер группы и соотношение между количеством воспитанников и количеством педагогов);
доля ДОО, в которых развивающая предметно-пространственная среда (предметно-пространственная среда группового помещения) соответствуют требованиям ФГОС ДО: в помещении (группе) достаточно места для детей, взрослых, размещения оборудования; достаточно мебели для повседневного ухода, игр, учения; в группе есть мягкая мебель (уютный уголок); в группе оборудовано как минимум 2 различных центра интересов, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт; в группе предусмотрено место для уединения; наличие в группе связанного с детьми оформления пространства; в группе оборудовано пространство для развития крупной моторики; в группе оборудовано пространство для развития мелкой моторики; предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы, соответствует возрастным потребностям воспитанников; предметно-пространственная среда ДОО, доступная воспитанникам группы вне группового помещения (наличие спортивного зала, музыкального зала, бассейна, специализированных кабинетов (логопеда, дефектолога и пр.);
доля ДОО, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и др.;
по взаимодействию с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье) - доля ДОО, в которых организовано взаимодействие с семьей: число родителей, участвующих в образовательной деятельности ДОО; удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования; наличие индивидуальной поддержки развития детей в семье;
по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;
доля ДОО, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми (состояние здоровья воспитанников; в ДОО созданы санитарно-гигиенические условия; в ДОО проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья; в ДОО организован процесс питания в соответствии с установленными требованиями; в ДОО организовано медицинское обслуживание; обеспечена безопасность внутреннего помещения ДОО (группового и внегруппового); обеспечена безопасность территории ДОО для прогулок на свежем воздухе; проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями).
9. Методы сбора и обработки данных оценочных процедур
Методы сбора информации при проведении мониторинга оценки качества представлены в таблице:
Название метода |
Классификация показателей |
Изучение документации |
Количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса |
Тестирование |
Измерение (диагностирование) личностных характеристик. Оценка теста производится по числу правильных ответов |
Изучение данных информационных систем |
Данные РИС ГИА, "Оценка качества образования", образовательного портала "Электронное образование в Республике Татарстан" (https://edu.tatar.ru) |
Анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа |
Определение мнения участников образовательных отношений, выстраивание шкалы приоритетов |
Методы обработки информации при проведении мониторинга оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Республики Татарстан представлены в таблице:
Способ обработки информации |
Результат обработки информации |
Сортировка, хранение и переработка больших объемов информации |
Аналитическая справка, аналитический отчет |
Обработка количественных данных |
Статистические отчеты; табличные, графические, числовые характеристики |
Систематизация |
Справки и отчеты о наличии/отсутствии динамики |
Классификация по определенным признакам |
Определение кластеров образовательных организаций по одному признаку (например, школы с низкими образовательными результатами; школы с признаками необъективного оценивания и т.д.) |
Группировка информации |
Сводные отчеты, комплексные анализы |
10. Объективность оценки качества образовательных результатов
10.1. Мероприятия по обеспечению объективности оценки качества образовательных результатов направлены на повышение эффективности системы оценки качества образования путем формирования среди всех участников образовательных отношений устойчивых ориентиров на методы и инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.
Задачи:
обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в образовательных организациях (далее - ОО).
выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с ОО, находящихся в зоне повышенного риска снижения результатов обучения.
формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
10.2. Показатели обеспечения объективности образовательных результатов в рамках оценочных и диагностических процедур, Всероссийской олимпиады школьников
1) Экспертиза КИМ республиканских диагностических тестирований на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным программам;
2) Направленность КИМ республиканских диагностических тестирований на повышение качества образования с учетом результатов и анализа ранее проведенных оценочных и диагностических процедур;
3) Привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах организации проведения оценочных процедур и диагностических процедур. Всероссийской олимпиады школьников;
4) Применение единых организационно-технологических решений, мер защиты информации;
5). Устранение конфликта интересов в отношении всех специалистов, привлеченных к проведению оценочной процедуры.
6) Привлечение независимых, общественных наблюдателей в целях создания единых условий и соблюдения порядка проведения оценочной процедуры.
6.1) В качестве наблюдателей не могут выступать родители обучающихся класса, который принимает участие в оценочной процедуре;
6.2) Учитель, ведущий данный предмет и работающий в данном классе, не должен выступать организатором оценочной или диагностической процедуры и участвовать в проверке работ класса (ОО) в котором он осуществляет педагогическую деятельность;
7) Выезды в ОО и пункты проведения оценочных и диагностических процедур представителей муниципальных органов управления образованием, государственного бюджетного учреждения "Республиканский центр мониторинга качества образования", Министерства образования и науки Республики Татарстан;
8) Организации видеонаблюдения;
9) Перекрестная и/или независимая, и/или выборочная проверки результатов оценочных процедур;
10) Предварительная подготовка и, при необходимости, аттестация всех категорий специалистов, привлекаемых к проведению мероприятий, направленных на обеспечение объективности оценочной процедуры, диагностических тестирований и Всероссийской олимпиады школьников;
11) Проверка результатов оценочных и диагностических процедур по стандартизированным критериям с предварительным коллегиальным обсуждением подходов к оцениванию.
10.3. Показатели выявления ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с ОО, находящихся в зоне повышенного риска снижения результатов обучения
Показатели выявления ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с ОО, находящихся в зоне повышенного риска снижения результатов обучения формируются путем:
сравнения результатов ОО с результатами ОО контрольной группы, с учетом контекстных данных об ОО;
сравнения уровня результатов оценочной процедуры в ОО с уровнем результатов ОГЭ/ЕГЭ с учетом контекстных данных об ОО; определения доли:
ОО с признаками необъективности ВПР;
ОО, охваченных общественным/независимым наблюдением, при проведении процедур оценки качества образования;
ОО, охваченных общественным/независимым наблюдением, при проведении Всероссийской олимпиады школьников.
10.4. Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношении к объективной оценке образовательных результатов
В целях формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов следует:
реализовывать в приоритетном порядке программы помощи ОО с низкими результатами, программы помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, руководителям ОО, в которых есть проблемы с организацией образовательного процесса
использовать для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками только по желанию педагога;
проводить разъяснительную работу с муниципальными органами управления образованием и руководителями ОО по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов и реализации перечисленных выше мер.
Необходимые документы ОО для проведения работы по обеспечению объективности оценивания
положение о внутренней системе оценки качества подготовки обучающихся включением критериев внутришкольного текущего и итогового оценивания, обеспечивающие справедливую непротиворечивую оценку образовательных результатов обучающихся;
типовой регламент обеспечения объективности проведения и оценивания оценочных процедур и диагностических тестирований.
Необходим непрерывный процесс повышения квалификации учителей в области оценки результатов образования, включающий не только обучение на курсах повышения квалификации, но и внутришкольное обучение и самообразование, а также проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29 марта 2021 г. N под-434/21 "Об утверждении положения о республиканской системе оценки качества образования"
Текст приказа опубликован не был