г.Калуга |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А54-3135/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В.Леоновой |
|
судей |
М.Н. Ермакова Н.В. Ключниковой |
|
при участии в заседании: |
|
|
от заявителя: общество с ограниченной ответственностью "Городская Роща-1" (ОГРН 1116234012058, ИНН 6234097408); |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
|
от заинтересованного лица: Государственная жилищная инспекция Рязанской области (ОГРН 1186234004956, ИНН 6234176681); от третьих лиц: общество с ограниченной ответственностью "Эко-Пронск" (ОГРН 1106214000683, ИНН 6211007461), Администрация города Рязани (ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292),
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (ОГРН 1046209007745, ИНН 6234005020), Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (ОГРН 1036208000696, ИНН 6231037520) |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская Роща-1" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.07.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу N А54-3135/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская Роща-1" (далее - общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Рязанской области (далее - ГЖИ Рязанской области, жилищная инспекция) от 11.03.2021 N 26-22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Эко-Пронск", администрация города Рязани, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 02.07.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановлением судов, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая на неправильное применение судами норм материального права, так как суды не учли, что обязанность по приобретению контейнеров возложена на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Эко-Пронск".
ГЖИ Рязанской области возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает доводы общества противоречащими материалам дела, предписание не нарушает прав и законных интересов управляющей организации, просит оставить решение и постановление судов без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Жилищная инспекция заявила ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие ее представителей.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Городская Роща-1" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 15 апреля 2015 года N 062000067 и в реестр лицензий включен многоквартирный дом N 27 по ул. Ленинского Комсомола, д.27 в г. Рязани (далее - МКД), в отношении которого общество осуществляет деятельность по управлению.
В целях проверки поступивших обращений собственников помещений МКД (от 15.02.2021 вх. N 32/ОГ-927, от 25.02.2021 N32/ОГ-1229), жилищной инспекцией на основании приказа от 10.03.2021 N377 проведена внеплановая, выездная, документарная проверка в отношении ООО "Городская Роща-1".
В ходе проверки ГЖИ Рязанской области установлено, что контейнерная площадка открытого типа, расположенная на оформленном земельном участке, имеет ограждение, твердое основание, два отсека для сбора крупногабаритных отходов. Данная площадка оборудована одним контейнером для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) жителей домов N 27 по ул.Ленинского Комсомола и N 34 по ул.Стройкова в г.Рязани.
По информации жителей на площадке ранее стояли 2 контейнера для сбора ТКО, однако из-за повреждения один контейнер был убран, что является нарушением лицензионных требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки оформлен акт от 11.03.2021 N 372 и выдано предписание от 11.03.2021 N 26-22, которым ГЖИ Рязанской области обязало общество в срок до 20.05.2021 установить дополнительный контейнер для сбора твердых коммунальных отходов жителей домов N27 по ул.Ленинского Комсомола и N34 по ул.Стройкова в г.Рязани.
Полагая, что предписание жилищной инспекции от 11.03.2021 N 26-22 является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
В соответствии с пунктом 26(1) Правил N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по содержанию мест накопления ТКО: организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО.
В настоящих Правилах понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что именно на управляющую компанию возложена обязанность по установке на обслуживаемой территории контейнеров для твердых отходов.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства, права и законные интересы общества не нарушает, требований, не соответствующих нормативным правовым актам, не содержит.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора, в связи с чем подлежат отклонению. Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, они направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.07.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу N А54-3135/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2022 г. N Ф10-6048/21 по делу N А54-3135/2021