В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи", Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 года N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 01.03.1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 578, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 365 от 31.07.2020 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", Законом Свердловской области от 27.12.2004 N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области", руководствуясь Уставом Качканарского городского округа, Администрация Качканарского городского округа постановляет:
1. Утвердить Положение о системе оповещения населения Качканарского городского округа (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Главы Качканарского городского округа от 09.12.2008 N 1677 "О порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Качканарского городского округа", постановление Главы Качканарского городского округа от 14.10.2008 N 1333 "О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе, с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей", постановление Администрации Качканарского городского округа от 11.01.2013 N 9 "О внесении изменений в постановление Главы Качканарского городского округа от 09.12.2008 N 1677 "О порядке оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Качканарского городского округа, постановление Главы Качканарского городского округа от 14.10.2008 N 1333 "О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе, с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей".
3. Обнародовать настоящее постановление на официальном сайте Качканарского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".
Глава городского округа |
А.А. Ярославцев |
Утвержден
Постановлением Администрации
Качканарского городского округа
от 10.02.2021 N 106
"Об утверждении Положения
о системе оповещения населения
Качканарского городского округа"
Положение
о системе оповещения населения Качканарского городского округа
Глава 1. Общие положения
1. Положение о системе оповещения населения Качканарского городского округа (далее - Положение) определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности на территории Качканарского городского округа (далее - КГО).
2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий. о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
3. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
4. В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
5. Система оповещения населения КГО включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и городского звена областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - городское звено РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и городского звена РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств КСЭОН, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
6. Системы оповещения населения КГО создаются на следующих уровнях функционирования городского звена РСЧС:
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления КГО (Администрация КГО).
Локальные системы оповещения создают организации, расположенные на территории КГО, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия муниципальной системы оповещения КГО являются административные границы КГО.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
7. В КГО КСЭОН может создаваться на муниципальном и объектовом уровнях.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории КГО.
9. Системы оповещения населения КГО должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденном приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 (далее - Положение о системах оповещения населения).
На системы оповещения населения КГО оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к Положению о системах оповещения населения.
Глава 2. Назначение и основные задачи систем оповещения населения
10. Системы оповещения населения КГО предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и городского звена РСЧС.
11. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и городского звена РСЧС;
- сил ГО и городского звена РСЧС КГО;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 6 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории КГО.
12. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 6 настоящего Положения, объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- муниципального учреждения "Единая дежурно-диспетчерская служба Качканаркого городского округа" (далее - ЕДДС КГО);
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
- людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
13. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также до ЕДДС КГО.
Глава 3. Порядок задействования систем оповещения населения
14. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения (планом гражданской обороны) и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций КГО.
15. ЕДДС КГО, получив в системе управления ГО и РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей органов местного самоуправления, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и городского звена РСЧС.
16. Решение на задействование муниципальных и локальных систем оповещения принимается:
- Главой Качканарского городского округа;
- руководителями организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
17. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется ЕДДС КГО с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- оперативные дежурные ЕДДС КГО осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования муниципальной системы оповещения - автоматизированный.
18. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных ЕДДС КГО.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно отделом по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, мобилизационной подготовке и безопасности Администрации КГО (далее - отдел по делам ГОЧСМП и безопасности) совместно с ЕДДС КГО.
19. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения; сети связи операторов связи и ведомственные; сети систем персонального радиовызова; информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"; громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
20. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности КГО (далее - КЧС и ОПБ КГО).
21. Порядок действий ЕДДС КГО, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, КГО и организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения.
22. Органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также отдел по делам ГОЧСМП и безопасности, ЕДДС КГО, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно - технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
Глава 4. Поддержание в готовности систем оповещения населения
23. Поддержание муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами местного самоуправления КГО и организациями, перечисленными в пункте 6 настоящего Положения.
24. Готовность систем оповещения населения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
25. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей отдела по делам ГОЧСМП и безопасности Администрации КГО, ЕДДС КГО, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории КГО), задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ КГО могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности муниципальной системы оповещения и КСЭОН при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления КГО не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к Положению о системах оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию муниципальных, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей ЕДДС КГО, дежурными (дежурно диспетчерскими) службами организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
26. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами местного самоуправления КГО, организациями.
27. Требования, изложенные в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления строительства новой либо совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Качканарского городского округа Свердловской области от 10 февраля 2021 г. N 106 "Об утверждении Положения о системе оповещения населения Качканарского городского округа"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Качканарского городского округа Свердловской области (http://kgo66.ru)