Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
от 26 июля 2021 г. N 605
Концепция
развития системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лямбирского муниципального района Республики Мордовия до 2025 года
1. Общие положения
Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - ключевое звено в подготовке кадров для новой экономики. Осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. Выпускник общеобразовательной организации, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе с изменением своей социально-трудовой роли (организация самозанятости). Исходя из этого, развитие муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся - один из важнейших механизмов, призванных обеспечить повышение качества трудовых ресурсов Лямбирского муниципального района и, как следствие, экономический рост региона в целом.
Концепция развития системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лямбирского муниципального района Республики Мордовия до 2025 года (далее - Концепция, Система) разработана в целях систематизации, обновления деятельности и преодоления возникающих проблем в профориентационной деятельности образовательных организаций Лямбирского муниципального района и призвана обеспечить оптимальное использование образовательно-производственных и других профориентационно-значимых ресурсов через координацию, межведомственное и сетевое взаимодействие государственных, муниципальных и частных организаций муниципального района.
Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы и принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности на уровне муниципалитета. Концепция определяет цели, задачи, принципы, направления и механизмы развития Системы и предполагает включение профориентационной работы на уровне муниципального района в общую систему государственной кадровой политики Республики Мордовия.
Органы местного самоуправления и организации Лямбирского муниципального района руководствуются Концепцией при организации и проведении работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Нормативно-правовой базой для разработки Концепции и реализации обозначенных в ней приоритетов и задач выступают следующие документы:
1) Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
3) Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;
4) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р;
5) Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;
6) Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 N 204, в части формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
7) План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года N 366-р;
8) Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 92;
9) Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 года N 380н;
10) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373;
11) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897;
12) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413;
13) Концепция преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N ПК-1 вн;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Концепция преподавания предметной области "Технология" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Коллегией Министерства просвещения РФ 30 декабря 2018 г.)"
14) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 2783;
15) Приоритетный проект "Образование" по направлению "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий"), утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. N 9);
16) Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2023 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363;
17) Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. N 451 (в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 31.03.2020 N 190, от 27.11.2020 N 631, от 29.12.2020 N 710, от 29.03.2021 N 126);
18) Комплекс мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия, утвержденный распоряжением Правительства Республики Мордовия от 18 июля 2017 г. N 458-Р.
Предметом Концепции является система деятельности по организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях Лямбирского муниципального района.
Область применения Концепции ограничена рамками целевого контингента - детей и молодёжи, обучающихся на различных уровнях общего, а также дополнительного образования. Ориентация Концепции преимущественно на сферу образования объясняется прежде всего тем, что лишь в системе образования могут быть реализованы центральные идеи Концепции, связанные со становлением субъекта социально-профессионального самоопределения, обладающего определенным набором компетенций.
2. Анализ ситуации
В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать в качестве одного из ключевых факторов, обеспечивающих формирование и развитие кадрового потенциала в соответствии с потребностями рынка труда на муниципальном уровне.
Приоритетными направлениями развития кадрового потенциала, способствующими инновационному развитию Лямбирского муниципального района в настоящее время являются:
- анализ рынка труда, спроса и предложений на рынке труда, структуры вакансий муниципального образования;
- обеспечение материально-технических, методических и кадровых условий для организации профориентационной работы в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования, сущности, в том числе в рамках национальных проектов "Успех каждого ребенка" и "Современная школа";
- мониторинг предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- развитие системы ранней профориентации на уровне дошкольного образования;
- проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
- осуществление сетевого взаимодействия и социального партнерства образовательных организаций с учреждениями и предприятиями;
- развитие конкурсного движения профориентационной направленности.
Важнейшим сектором экономики Лямбирского муниципального района является сельское хозяйство. В районе работают пять крупных сельскохозяйственных предприятий: Акционерное общество Агрофирма "Октябрьская"; открытые акционерные общества: "Птицефабрика "Атемарская", племенной завод "Александровский"; общества с ограниченной ответственностью "Нива", "Болотниковское" и 32 крестьянских фермерских хозяйства. Основными видами деятельности предприятий являются растениеводство и животноводство. Птицефабрики "Атемарская" и "Октябрьская" занимаются также переработкой сельскохозяйственной продукции.
Промышленность района связана с производством машиностроительной продукции для сельского, лесного и коммунального хозяйства (ООО "Астром"), а также негашеной, гашеной и гидравлической извести (АО "Дормаш").
Важную роль в экономике Лямбирского муниципального района играет малое и среднее предпринимательство. Оно создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом, имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест.
В этих условиях целесообразно проводить превентивную подготовку трудовых ресурсов (опережающее обучение) в целях получения высококвалифицированных кадров для экономики района.
Институциональная составляющая профориентационной работы в Лямбирском муниципальном районе представлена 25 образовательными организациями - 7 дошкольных образовательных учреждений, 16 общеобразовательных учреждений (из них 11 средних общеобразовательных и 5 основных), 2 учреждениями дополнительного образования, органами учреждений местного самоуправления (отдел по работе с учреждениями образования Управления по социальной работе Администрации Лямбирского муниципального района РМ, отдел культуры, спорта и туризма Администрации Лямбирского муниципального района, отдел содействия занятости населения по Лямбирскому району), организациями системы здравоохранения (Лямбирское поликлиническое отделение ГБУЗ "Республиканская больница N 2", ГБУЗ РМ "Детская поликлиника N 4", ГБУЗ РМ "Детская поликлиника N 3"), организации культуры и спорта (МАУ культурно-спортивный центр "Алмаз" и 16 филиалов сельских клубов), общественные и молодежные организации, средства массовой информации (Общественно-политическая газета Лямбирского района Республики Мордовия "Призыв").
В целях создания условий для более осознанного выбора профессии человеком и планирования построения профессиональной карьеры под кадровые задачи региона в школах Лямбирского муниципального района утверждены планы, в рамках которых проводятся мероприятия, направленные на оказание помощи школьникам, в том числе обучающихся с ОВЗ, в выборе будущей профессии. С целью расширения представлений учащихся о современном мире профессий классными руководителями проводятся индивидуальные консультации, анкетирования, классные часы, круглые столы с приглашением представителей разных профессий.
В школах оформлены стенды "Куда пойти учиться?", реализуются элективные курсы: "Основы выбора профессий", "Мы выбираем профессию", "Старт в профессию", "Основы экономики и предпринимательства", "Образовательное земледелие", ориентированные на формирование у обучающихся реалистичного взгляда на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка.
В соответствии с планами профориентационной деятельности организуются встречи учащихся с представителями учреждений среднего профессионального и высшего образования РМ (МГПУ им. М. Е. Евсевьева, МГУ им. Н. П. Огарева, Саранского строительного техникума, Саранского государственного промышленно-экономического колледжа, Саранского электро-механического колледжа и других учебных заведений).
В школах регулярно организуются просмотры открытых уроков по профнавигации "ПроеКТОрия". В 2021 году были организованы просмотры уроков в рамках проекта "Шоу профессий".
Важным звеном в профориентации является работа с родителями, поскольку не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения обучающихся нередко не совпадают, поэтому главной целью работы классного руководителя является оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.
С этой целью в школах района для родителей организуются:
- тематические собрания, где поднимаются вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда;
- лектории по вопросам профориентации с приглашением специалистов;
- индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий;
- анкетирование с целью выявления отношения родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния на процесс выбора обучающихся.
В то же время, работа по профессиональному самоопределению детей и молодежи в настоящее время не имеет комплексного системного скоординированного характера. Основная проблема в профориентационной работе со школьниками в Лямбирском муниципальном районе - неупорядоченность профориентационно значимой среды, связанная с отсутствием координации профориентационной работы на муниципальном уровне и развитых механизмов многоуровневого межинституционального партнёрства в профориентационной работе.
Частными сторонами обозначенной проблемы являются следующие:
- недостаточное соответствие содержания профориентационной работы с детьми и молодёжью структуре актуальных и перспективных кадровых потребностей муниципальной и региональной экономики;
- использование взаимоисключающих подходов в профориентационной работе со школьниками со стороны различных заинтересованных субъектов (образовательные организации; службы занятости; специализированные организации, оказывающие профориентационные услуги; частные профконсультанты; работодатели), нередко имеющих противоречивые интересы и разные традиции работы;
- несогласованность в действиях государственных организаций, ведущих профориентационную работу со школьниками и имеющих различное ведомственное подчинение (отсутствие единого плана работы, неупорядоченность и дублирование мероприятий);
- бессистемность работы с обучающимися на различных уровнях образования, отсутствие непрерывности и преемственности в процессе профессионального самоопределения;
- слабая включённость предприятий-работодателей в профориентационную работу со школьниками;
- разрозненность информационного профориентационного значимого пространства, в том числе отсутствие общедоступной информации о качестве и результативности профориентационной работы в муниципальном районе.
В качестве основных дефицитов условий, необходимых для построения системы результативной профориентационной работы в муниципальном районе, могут быть обозначены:
- отсутствие единого научно-методического подхода к организации профориентационной деятельности на региональном уровне, что задерживает развитие инновационных форм и содержания профориентационной работы с детьми и молодёжью, адекватных запросам динамично меняющейся экономики и развивающегося общества;
- недостаточная подготовленность специалистов, ответственных за решение профориентационных задач в образовательных организациях, к работе на основе современных подходов, технологий и форм работы, а также недостаток самих специалистов такого рода;
- распределение функций профориентационной деятельности по различным должностям работников системы образования, для которых эта работа носит характер дополнительной нагрузки, зачастую не оплачиваемой, что приводит к перегруженности, размыванию ответственности и низкой мотивации сотрудников;
- недостаток специально оборудованных площадок профориентационной работы (мастерских, лабораторий и пр.) для проведения практико-ориентированных профориентационных занятий с обучающимися различного возраста.
3. Принципы, направления, цели и задачи развития Системы
Базовыми принципами работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Лямбирского муниципального района являются:
- постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения, которые осуществляются посредством постепенного движения от "мероприятийного" подхода к сквозным программам профориентационной направленности, наполненным образовательными событиями;
- социальное партнерство, обеспечивающее межведомственное взаимодействие на основе полицентрической модели управления Системой, в том числе через государственно-частное партнёрство учреждений образования и предприятий экономической сферы, а также объединений работодателей в решении профориентационных задач;
- практико-ориентированный характер профориентационной работы, который предполагает формирование развёрнутой системы профессиональных проб, нацеленных на формирование и осмысление опыта продуктивной деятельности, погружения в профессионально-трудовой контекст, самооценки и выбора.
Основными направлениями работы Системы по профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях Лямбирского муниципального района являются:
а) обеспечение профориентационной направленности учебных и воспитательных программ.
б) профессиональное просвещение:
- информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, возможностях построения профессиональной карьеры;
- обеспечение обучающихся, их родителей (законных представителей) информацией об особенностях муниципального, регионального, российского рынков труда, возможностях получения профессионального образования в образовательных организациях Республики Мордовия;
в) профессиональное консультирование:
- оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе будущей профессии и профессиональной образовательной организации с учетом их психологических особенностей, возможностей, социального положения, а также потребностей общества;
- оказание помощи обучающимся по вопросам трудоустройства, дальнейшего продолжения профессионального образования.
г) профессиональная адаптация:
- освоение новой социальной роли, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств;
- обеспечение необходимых мероприятий, способствующих профессиональному становлению обучающихся;
- обеспечение поддержки обучающимся в решении проблем профессионального самоопределения и трудоустройства с использованием ресурсов предприятий и организаций, центров занятости населения, образовательных организаций высшего образования.
Конечная цель деятельности Системы - формирование у детей и молодежи устойчивой способности к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору, соответствующему индивидуальным особенностям каждой личности, запросам общества в трудовых ресурсах, потребностям района и Республики Мордовия; к непрерывному профессиональному развитию и построению карьеры в условиях динамично развивающегося рынка труда региона, быстро меняющихся технико-технологических основ современного производства.
Промежуточная цель - повышение степени управляемости, упорядоченности и согласованности профориентационно-значимой среды в масштабах муниципалитета.
На достижение поставленных целей направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- разработка нормативно-правовой базы межведомственного взаимодействия субъектов муниципальной системы профориентационной работы;
- обеспечение организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе на уровне дошкольного образования;
- создание и обеспечение работы механизмов вовлечения работодателей (учреждений/предприятий) и их ресурсов в деятельность образовательных организаций по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи;
- создание и обеспечение работы механизмов по поддержке профессионального самоопределения для особых групп обучающихся, в том числе талантливых и одаренных детей, детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, детей мигрантов;
- разработка мер поддержки и содействия обучающимся в поступлении в образовательные организации высшего и среднего профессионального образования на основе предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- организация работы по открытию региональных инновационных площадок, направленных на отработку моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, на базе муниципальных образовательных организаций;
- обеспечение участия в конкурсах профориентационной направленности ("Город мастеров", "Калейдоскоп профессий" и др.) обучающихся образовательных организаций Лямбирского муниципального района.
4. Механизмы реализации Концепции
1. Разработка и внедрение нормативно-правовых, организационно-распорядительных и программно-методических документов муниципального и локального уровней, закрепляющих принятые управленческие решения по реализации Концепции.
2. Развитие единой муниципальной инфраструктуры профориентационной работы с детьми и молодёжью, обеспечивающей разработку и внедрение современного научно-методического и программно-методического обеспечения профориентационной работы и скоординировано действующей в рамках Системы.
3. Реализация государственно-частного партнерства, межведомственного взаимодействия и сетевого сотрудничества, обеспечивающая многостороннее и многоуровневое взаимодействие всех институциональных субъектов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Лямбирского муниципального района, в том числе на основе единых межведомственных планов профориентационной работы.
4. Обеспечение создания инновационных площадок регионального уровня, обеспечивающих апробацию и внедрение инновационных элементов Системы, а также инициативные проекты (в том числе неформальные) в целевой сфере.
5. Обеспечение функционирования сети коммуникативных площадок, обеспечивающих оперативный информационный обмен между субъектами Системы на муниципальном уровне (конференции, круглые столы, семинары, стажировочные площадки, средства массовой информации, информационная цифровая платформа, форумы и другое).
6. Систематизация проводимых в пределах Лямбирского муниципального района профориентационных мероприятий с целью повышения качества и согласованности (упорядоченности) существующей среды профессионального самоопределения.
7. Сотрудничество и сетевое взаимодействие с организациями, сопровождающими профессиональное самоопределение обучающихся на региональном уровне (ГБУ ДПО РМ "ЦНППМ "Педагог 13.ру", ГБУ РМ "ЦОКО "Перспектива", детские технопарки - кванториумы, Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Мира", Дом научной коллаборации им. академика Е. М Дианова Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и др.)
5. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации Концепции
1. Развитие человеческого потенциала и человеческого капитала в муниципальном районе:
- повышение качества трудовых ресурсов (рост производительности труда, качества профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью);
- повышение степени самостоятельности, рациональности, ответственности и устойчивости профессионально-образовательного и профессионального выбора у выпускников образовательных организаций;
- изменение ведущего тренда общественного мнения: от потребности во внешней поддержке в каждом конкретном профессионально-карьерном выборе - к самостоятельности и ответственности в построении профессионально-карьерной траектории;
- повышение профориентационной культуры населения (прежде всего, родительской общественности).
2. Согласование интересов и потребностей граждан с приоритетами социально-экономического развития Лямбирского муниципального района и Республики Мордовия; повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда муниципального образования и региона (по уровню и по профилю квалификации), в том числе:
- рост количества обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по профессиям (специальностям), перспективным и востребованным на рынке труда Лямбирского муниципального района и Республики Мордовия;
- рост доли трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организациях высшего образования в первый год после выпуска в общем количестве трудоустроенных выпускников.
3. Сокращение доли безработной молодёжи в Лямбирском муниципальном районе.
6. Показатели оценки эффективности системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения
N |
Показатель |
Индикатор |
Прогнозируемый результат (количественные характеристики) |
1. |
Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации |
Доля обучающихся 8 - 11 классов общеобразовательных организаций муниципального района, прошедших диагностику профессиональных предпочтений и получивших рекомендации по построению индивидуального профессионально-образовательного маршрута |
Не менее 80% |
2. |
Наличие системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных организациях общего образования муниципального района |
Доля образовательных организаций общего образования, где разработаны программы и планы работы, направленные на сопровождение профессионального самоопределения обучающихся |
100% |
3. |
Учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне |
Доля обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне |
Не менее 15% |
4. |
Учет обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения |
Доля обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения |
Не менее 15% |
5. |
Проведение ранней профориентации обучающихся |
Количество региональных инновационных площадок (РИП), реализующих программы профориентационной направленности для дошкольного и младшего школьного возраста |
Не менее 1 площадки |
6. |
Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ |
Количество региональных инновационных площадок (РИП), реализующих программы профориентационной направленности для обучающихся с ОВЗ |
Не менее 1 площадки |
7. |
Осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями |
Доля образовательных организаций, реализующих профориентационные мероприятия с вовлечением учреждений/предприятий и использованием их материально-технической базы |
Не менее 30% |
8. |
Осуществление взаимодействия общеобразовательных организаций с образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования |
Доля образовательных организаций, реализующих профориентационные мероприятия с вовлечением образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования |
Не менее 50% |
9. |
Учет обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности |
Доля обучающихся 5 - 11-х классов общеобразовательных организаций, охваченных конкурсами профориентационной направленности, в общей численности обучающихся 5 - 11-х классов общеобразовательных организаций |
Не менее 30% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.