Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2021 г. N 18-КАД21-26-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Зинченко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Острова С.В. на решение Динского районного суда Краснодарского края от 25 июня 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 сентября 2019 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2020 г. по административному делу N 2а-1458/2019 по административному исковому заявлению Острова С.В. к администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края об оспаривании отказа в заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения административного истца, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края и Островым С.В. 30 сентября 2008 г. заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов несельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером ..., общей площадью 14 005 кв.м, расположенного по адресу: ... Договор заключен сроком на 10 лет, до 30 сентября 2018 г.
Согласно пункту 4.1.4 договора аренды земельного участка арендатор имеет право возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным видом использования.
В 2011 г. на арендуемом земельном участке Островым С.В. построено здание мини-фермы (сарай) для крупного рогатого скота площадью 81,5 кв.м, право собственности на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) на основании решения Динского районного суда Краснодарского края от 26 марта 2018 г.
В период действия договора аренды, 21 августа 2018 г., Остров С.В. обратился в Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок, по результатам рассмотрения которого письмом от 25 сентября 2019 г. получил отказ в связи с тем, что площадь арендуемого им земельного участка не соответствует градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки Южно-Кубанского сельского поселения, утвержденных решением Совета Южно-Кубанского сельского поселения от 30 сентября 2013 г. N 51 (с изменениями от 28 июня 2017 г. N 264-26/3) (далее - Правила землепользования и застройки Южно-Кубанского сельского поселения).
Остров С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации в заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 27 ноября 2018 г. исковые требования Острова С.В. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 7 марта 2019 г. решение первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела решением Динского районного суда Краснодарского края от 25 июня 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 сентября 2019 г., в удовлетворении административного иска отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2020 г. судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Остров С.В. просит отменить принятые по делу судебные акты, как вынесенные с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, распространив действие градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Южно-Кубанского сельского поселения, на отношения, возникшие до их утверждения, посчитали, что площадь испрашиваемого в аренду на новый срок земельного участка 14 005 кв.м не соразмерна площади объекта недвижимости 81,5 кв.м, расположенного на упомянутом участке, указав, что административный истец не лишен возможности сформировать земельный участок иного размера, необходимый для использования принадлежащего ему объекта недвижимости, соответствующий действующим нормам и правилам землепользования, после чего обратиться в отдельном порядке за его предоставлением.
Данные выводы судов являются ошибочными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 39 6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды, установлены пунктом 3 статьи 39 6 ЗК РФ, в том числе, когда земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (подпункт 1).
Условия реализации такого права предусмотрены пунктом 4, в силу которого гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка, в том числе в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов, при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 названной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
На основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39 6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39 18 названного кодекса.
Исходя из анализа приведенных норм земельного законодательства, применительно к обстоятельствам настоящего дела административный истец имеет право на заключение нового договора аренды при наличии совокупности условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39 6 Земельного кодекса Российской Федерации по виду деятельности "ведение личного подсобного хозяйства".
Вместе с тем суды, принимая решения и признавая обоснованным отказ в заключении нового договора аренды земельного участка, не исследовали и не дали оценку обстоятельствам, указанным в подпункте 15 пункта 2, пунктах 3, 4 статьи 39 6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также наличию или отсутствию совокупности условий, при которых возможно заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 25 июня 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 сентября 2019 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 февраля 2020 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Динской районный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 августа 2021 г. N 18-КАД21-26-К4
Текст определения опубликован не был