Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 1 июля 2021 г. N 01-03/1091
Положение
о региональной системе работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях
Общие положения
Настоящее Положение о региональной системе работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (далее - Положение) определяет содержательно-целевые и организационно-технологические составляющие региональной системы работы со школами, с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", стратегическими целями государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 - 2025 годы, Методическими рекомендациями по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и иных органов, реализующих данные полномочия (2021), разработанные Федеральным институтом оценки качества образования (ФИОКО), приказом Рособрнадзора "Об утверждении методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования" от 19.08.2020 N 847, методикой оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 года N 190 "О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)", приказом Министерства образования и науки РС (Я) от 12.05.2021 г. N 01-03/744 "Об организации и проведении оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Саха (Якутия) в 2021 году", моделью региональной методики по реализации мероприятий продуктивной помощи школам с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
1. Обоснование целей
1.1. Основной целью региональной системы работы со ШНОР/ ШНСУ является создание и внедрение механизмов их поддержки, обеспечивающей повышение качества образования за счет перевода ШНОР/ШНСУ в эффективный режим функционирования и развития.
Под ШНОР понимаются школы, которые в течение ряда лет демонстрируют низкие образовательные результаты по определенным показателям (далее - ШНОР). Под ШНСУ понимаются школы, обладающие рядом показателей социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов (далее - ШНСУ).
1.2. Достижение основной цели региональной системы работы со ШНОР/ШНСУ предусматривает комплекс мер, направленных на:
- нормативное обеспечение поддержки ШНОР/ШНСУ;
- финансовое обеспечение поддержки ШНОР/ШНСУ;
- идентификацию и мониторинг эффективности поддержки ШНОР и ШНСУ на основании региональных критериев и показателей отбора и мониторинга школ;
- разработку методов сбора информации, мониторинга и организации их проведения для своевременного принятия управленческих решений в целях оказания помощи ШНОР/ШССУ;
- создание региональной инфраструктуры продуктивной помощи ШНОР и ШНСУ;
- организацию и реализацию сетевого взаимодействия (между общеобразовательными организациями и/или другими учреждениями и предприятиями), способствующее переходу ШНОР/ШССУ в режим эффективного функционирования и развития; . (может это входит в систему адресной метод помощи???)
- разработку системы адресной методической помощи ШНОР/ШНСУ.
1.3. В соответствии с поставленными целями управленческий цикл предполагает реализацию следующих этапов:
1. Определяются региональные показатели оценки состояния системы работы со ШНОР/ШНСУ.
2. Определяются методы сбора информации - источники получения информации.
3. Проводится мониторинг по установленным показателям для получения данных о состоянии системы работы со ШНОР/ШНСУ.
4. Мониторинг включает в себя сбор информации, обработку, систематизацию и хранение полученной информации.
5. По результатам мониторинга осуществляется анализ полученной информации (возможно использование статистических методов анализа результатов).
6. На основе результатов проведенного анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга, разрабатываются региональная дорожная карта поддержки ШНОР/ШНСУ, муниципальные дорожные карты повышения качества образования, школьные программы развития, осуществляется адресная методическая помощь ШНОР/ШНСУ, принимаются меры и управленческие решения на региональном, муниципальном, школьном уровнях, которые оформляются через приказы соответствующих органов.
2. Выбор показателей, методов сбора информации
Система мониторинга является основным механизмом для региональной системы работы со ШНОР/ШССУ.
2.1. Основными региональными показателями являются:
1. Группа показателей для идентификации ШНОР/ШНСУ;
2. Группа показателей для выявления динамики образовательных результатов ШНОР/ШНСУ;
3. Группа показателей реализации адресной методической помощи ШНОР/ШНСУ (дорожные карты);
4. Группа показателей для оценки профессиональной компетентности административных и педагогических работников ШНОР/ШНСУ.
Система мониторинга обеспечивает достоверную информацию об эффективности работы со ШНОР/ШНСУ, на основе которых принимаются управленческие решения и обосновываются меры по совершенствованию работы со ШНОР/ШССУ.
2.2. Выбор методов сбора информации определяется целями, задачами и содержанием мониторинга.
2.3. Методами сбора информации в рамках мониторинга в региональной системе работы со ШНОР/ШССУ являются:
1) статистические и аналитические материалы (справки, отчеты) о результатах оценочных процедур (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, единого государственного экзамена, основного государственного экзамена и другие материалы);
2) аналитические справки, отчеты о результатах повышения квалификации, аттестации педагогов;
3) аналитические справки, отчеты о деятельности школьных, муниципальных методических объединений, методических служб на уровне муниципального образования;
4) аналитические справки, отчеты о результатах методической работы на уровне муниципального образования;
5) отчет о самообследовании (с информацией о результатах методической работы);
6) материалы по результатам аналитической деятельности, содержащие управленческие решения (приказы, распоряжения, рекомендации, протоколы и другие материалы);
7) муниципальная программа (положение), дорожная карта (план-график) мероприятий;
8) адресные рекомендации для коллективов школ, разных категорий педагогов и другие материалы;
9) информационные ресурсы ОО (сайт, страница на сайте управления образованием и другие ресурсы);
10) данные опросов, тестов оценки компетенций педагогов.
3. Описание методов сбора и обработки информации
3.1. Целью мониторинга является изучение и отслеживание результативности деятельности ШНОР/ШНСУ в процессе реализации комплекса мер по поддержке ШНОР/ШНСУ.
3.2. Организатором мониторинга является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).
3.3. По решению Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга осуществляется АОУ ДПО РС (Я) "Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II".
3.4. Мониторинг состоит из 2 этапов: входной и итоговый.
3.5. Мониторинг проводится по 3 укрупненным направлениям:
- мониторинг идентификации ШНОР/ШНСУ;
- мониторинг эффективности механизмов поддержки ШНОР/ШНСУ);
- мониторинг реализации региональной, муниципальной, школьной дорожных карт.
3.6. Мониторинг идентификации ШНОР осуществляет ИРОИ ПК;
3.7. Мониторинг идентификации ШНСУ осуществляет ИРОИ ПК;
3.8. Мониторинг результативности деятельности ШНОР/ШНСУ осуществляет АОУ ДПО РС (Я) "Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II".
3.9. Для оценки профессиональной компетентности административных и педагогических работников ШНОР/ШНСУ используются тесты, разработанные АОУ ДПО РС (Я) "Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-II", иные источники оценки компетенций административных и педагогических работников, экспертные оценки, результаты тестирования в рамках освоения дополнительных профессиональных программ.
4. Проведение анализа и подготовка адресных рекомендаций
4.1. Анализ данных, полученных в ходе проведения мониторинга региональных показателей, предполагает:
- идентификацию ШНОР/ШНСУ в соответствии с разработанными методиками и составление перечня ШНОР/ШНСУ, которым будет оказываться поддержка;
- отслеживание эффективности механизмов поддержки ШНОР/ШНСУ через выявление динамики образовательных результатов ШНОР/ШНСУ;
- оценку профессиональной компетентности административных и
педагогических работников ШНОР/ШНСУ с целью выявления
профессиональных затруднений и дефицитов и разработки дополнительных профессиональных программ для их преодоления;
4.2. По результатам проведенного анализа результатов мониторинга региональных показателей разрабатываются адресные рекомендации:
ШНОР и ШНСУ - по разработке программ по факторам риска, программ перехода в эффективный режим, программ развития.
АОУ ДПО РС (Я) - по разработке и реализации ДПП; по организации научно-методического сопровождения, адресной методической помощи ШНОР и ШНСУ; разработке методических рекомендаций по основным факторам риска.
ЦМКО - по проведению по отдельным вопросам оценочных процедур в ШНОР и ШНСУ;
МОУО - по разработке муниципальных программ, дорожных карт реализации мер по повышению качества образования в ШНОР и ШНСУ, оказанию адресной поддержки в ШНОР и ШНСУ.
МОиН РС (Я) - по корректировке региональной дорожной карты по работе ШНОР и ШНСУ.
5. Принятие мер и управленческих решений
5.1. Региональная система работы со ШНОР и ШНСУ обеспечивается:
- Разработкой комплекса критериев, показателей, методик оценки качества системы работы со ШНОР и ШНСУ;
- идентификацией ШНОР и ШНСУ, выявление динамики образовательных результатов погодам;
- разработкой региональной и муниципальных программ по работе и поддержке ШНОР и ШНСУ, школьных программ перехода в эффективный режим, программ развития;
- созданием региональной инфраструктуры поддержки ШНОР и ШНСУ (информационно-коммуникационная платформа, консультационные и тьюторские центры, региональные и муниципальные команды сопровождения и др.);
- разработкой пакета нормативно-правовых документов поддержки ШНОР и ШНСУ на региональном и муниципальном уровнях;
- экспертной оценкой муниципальных программ по работе и поддержке ШНОР и ШНСУ, школьных программ перехода в эффективный режим, программ развития;
- реализацией сетевых партнерских договоров ШНОР и ШНСУ с успешными школами;
- разработкой и реализацией методических рекомендаций поддержки ШНОР и ШНСУ по основным факторам риска;
- оценкой профессиональной компетентности административных и педагогических работников ШНОР/ШНСУ с целью выявления профессиональных затруднений и дефицитов и разработкой и реализацией дополнительных профессиональных программ для их преодоления;
- проведением ряда общественно-значимых мероприятий, направленных на поддержку ШНОР и ШНСУ, повышение образовательной результативности ШНОР и ШНСУ;
- проведением региональных конкурсов поддержки ШНОР и ШНСУ ("Лучшая школьная программа развития", "Лучшая муниципальная программа поддержки ШНОР и ШНСУ" и др.);
- разработкой адресных методических рекомендаций ШНОР и ШНСУ;
- формированием муниципального задания ЩНОР и ШНСУ, государственного задания ИРОиПК, ЦМКО.
5.2 Управленческие решения оформляются через приказы.
6. Анализ эффективности принятых мер
6.1. Анализ эффективности системы работы со ШНОР и ШНСУ проводится не реже 2 раз в год по региональным показателям результативности региональной системы работы со ШНОР/ШНСУ.
- недостаточный уровень готовности управленческой команды;
- низкий уровень материально-технического оснащения школы и др.
Муниципальная система работы со ШНОР/ШССУ направлена на
определение способов преодоления школьной неуспешности, выстраивание образовательной политики высоких ожиданий как по отношению к учащимся, так и по отношению к педагогическому коллективу, уровню профессионализма учителей и создание, таким образом, условий для максимально успешного обучения всех учащихся вне зависимости от их способностей и стартовых возможностей.
- наличие в школах обучающихся, находящиеся в состоянии риска образовательной неуспешности (дети с проблемами обучения и поведения, а также дети из многодетных, неполных семей, семей с низким социально-экономическим статусом);
- территориальные особенности расположения школы (трудноотдаленная местность, неразвитая инфраструктура, ограниченный доступ к сети Интернет);
- кадровые дефициты (открытые вакансии, недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций, высокий объем нагрузки учителей, преподавание учителями нескольких предметов, отсутствие базового профессионального образования по преподаваемым учебным предметам);
Контекстными факторами, обусловливающими идентификацию общеобразовательных организаций как ШНОР/ШНСУ, являются:
7. Организация и содержание мониторинга
Основным источником информации об эффективности работы со ШНОР/ШНСУ является система мониторинговых исследований, на основе которых принимаются управленческие решения и обосновываются меры по совершенствованию работы со ШНОР/ШНСУ
Целью мониторинга является изучение и отслеживание изменений в количественных и качественных показателях результативности деятельности ШНОР/ШНСУ в процессе реализации комплекса мероприятий по работе с ШНОР/ШНСУ, направленных на повышение качества информационного обслуживания управления, эффективности принятия управленческих решений на муниципальном уровнях, а также на уровне общеобразовательной организации для повышения качества образования.
Мониторинг как способ получения, обработки и интерпретации данных о системе работы со ШНОР/ШНСУ предусматривает обоснованное определение показателей, уровневых шкал, методов сбора данных и моделей их интерпретации.
В соответствии с поставленными целями управленческий цикл предполагает реализацию следующих этапов:
1. Определяются муниципальные показатели - количественные или качественные оценки состояния системы работы со ШНОР/ШНСУ.
2. Определяются методы сбора информации - источники получения информации.
3. Проводится мониторинг по установленным показателям для получения данных о состоянии системы работы со ШНОР/ШНСУ.
4. Мониторинг включает в себя сбор информации, обработку, систематизацию и хранение полученной информации.
5. По результатам мониторинга осуществляется анализ полученной информации (возможно использование статистических методов анализа результатов). Анализ результатов позволяет выявить и охарактеризовать особенности той или иной системы управления качеством образования с учетом специфики улуса.
6. На основе результатов проведенного анализа разрабатываются адресные рекомендации. Анализ и рекомендации размещаются на официальном сайте МКУ "Управления образования МО "Намский улус" РС (Я)", направляются информационные письма с рекомендациями общеобразовательным организациям. Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа направлена следующим участникам образовательного процесса:
- педагогам образовательных организаций;
- образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя);
- руководителям улусных методических объединений.
7. На основе результатов анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга, принимаются меры и управленческие решения, то есть осуществляются конкретные действия, направленные на достижение поставленных целей с учетом выявленных проблемных областей.
Управленческие решения по результатам анализа данных мониторингов оформляются через приказы Управления образования.
Развитие системы работы со ШНОР/ШНСУ обеспечивается:
- разработкой комплекса критериев, показателей и инструментария оценки качества системы работы со ШНОР/ШНСУ;
- идентификацией ШНОР/ШНСУ, выявление динамики образовательных результатов по годам;
- оказанием методической помощи ШНОР/ШНСУ, реализующим программы перехода в режим эффективного функционирования и развития;
- созданием многоуровневой муниципальной инфраструктуры поддержки ШНОР/ШНСУ, включающей помимо официального (Управление
образования, МКУ ЦРО, общеобразовательные организации), еще и неофициальный состав: муниципальных кураторов, муниципальных
наставнических центров, сообщества тьюторов и тьюторских консультационных пунктов;
- разработкой пакета нормативно-правовых документов поддержки ШНОР/ШНСУ на муниципальном уровнях, а также уровне общеобразовательной организации;
- разработкой муниципальной программы поддержки ШНОР и ШНСУ, а также школьных программ перехода в режим эффективного функционирования и развития;
- реализацией сетевых партнерских договоров ШНОР/ШНСУ с успешными школами;
- реализацией адресных методических рекомендаций поддержки ШНОР/ШНСУ;
- оценкой профессиональных дефицитов педагогов, разработкой и реализацией персонифицированных программ, направленных на устранение этих дефицитов; - работой муниципальных и школьных команд по вопросам повышения образовательной результативности ШНОР/ШНСУ;
- тьюторским и наставническим сопровождением деятельности педагогических работников ШНОР/ШССУ; - проведением общественно значимых мероприятий, направленных на повышение образовательной результативности ШНОР/ШССУ;
8. По итогам принятия мер и управленческих решений проводится анализ эффективности принятых мер, по результатам которого формируются новые цели, в соответствии с которыми определяются показатели и методы сбора информации, проводится мониторинг этих показателей, их анализ, разрабатываются адресные рекомендации и принимаются меры и управленческие решения, то есть выстраивается новый управленческий цикл.
9. Ключевым показателем эффективности мер, принятых в процессе реализации муниципальной системы работы со ШНОР/ШНСУ, являются снижение количества общеобразовательных организаций, имеющих данный статус:
- улучшение результатов оценочных процедур обучающихся;
- повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников;
- повышение доступности качественных образовательных услуг и др.
Лица, организующие и осуществляющие мониторинг, несут
персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, за обработку данных мониторинга, их анализ и использование, распространение результатов.
По результатам мониторинга осуществляется обработка полученной информации с использованием статистических методов анализа результатов. На основе полученных результатов разрабатываются адресные рекомендации для совершенствования системы методической работы в муниципальном образовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.