Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Коми
от 6 сентября 2021 г. N 428-р
(приложение N 1)
Концепция
обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2021 - 2023 годы
I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики Республики Коми в сфере обеспечения комплексной безопасности детей в Республике Коми. Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства.
II. Современное состояние обеспечения комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми
2.1. Нормативная правовая база
Концепция разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В Концепции также учитываются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", относящей создание единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), к мерам, способствующим обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу.
Правовую основу государственной политики в сфере обеспечения комплексной безопасности детей и подростков составляют: Конституция Российской Федерации; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства в Республике Коми являются принимаемые законы Республики Коми и издаваемые в соответствии с ними нормативные правовые акты:
Закон Республики Коми от 30 декабря 2003 г. N 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми";
Закон Республики Коми от 23 декабря 2008 г. N 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми";
Закон Республики Коми от 26 сентября 2014 г. N 91-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с созданием и осуществлением деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Республики Коми";
постановление Правительства Республики Коми от 30 марта 2015 г. N 146 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";
постановление Правительства Республики Коми от 6 марта 2015 г. N 97 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми";
постановление Правительства Республики Коми от 4 апреля 2019 г. N 171 "О некоторых вопросах, связанных с предупреждением правонарушений и обеспечением общественного порядка в Республике Коми";
постановление Правительства Республики Коми от 11 апреля 2019 г. N 185 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 523 "О Государственной программе Республики Коми "Развитие транспортной системы";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 517 "О Государственной программе Республики Коми "Социальная защита населения";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 522 "О Государственной программе Республики Коми "Развитие образования";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 527 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности";
постановление Правительства Республики Коми от 30 октября 2019 г. N 512 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Содействие занятости населения";
постановление Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 524 "Об утверждении Государственной программы Республики Коми "Развитие культуры и туризма";
распоряжение Правительства Республики Коми от 3 июня 2015 г. 213-р об утверждении Концепции семейной политики в Республике Коми на период до 2025 года;
распоряжение Правительства Республики Коми от 8 августа 2019 г. N 285-р об утверждении плана мероприятий на 2019 - 2025 годы по реализации второго этапа Концепции семейной политики в Республике Коми на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 3 июня 2015 г. N 213-р, и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Коми;
распоряжение Правительства Республики Коми от 26 сентября 2018 г. N 405-р об утверждении Плана мероприятий по профилактике пьянства и алкоголизма в Республике Коми на 2018 - 2021 годы и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Коми.
Вся нормативная правовая база, созданная в Республике Коми, ориентирована на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, на обеспечение их безопасности. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, на сегодняшний день риск опасности для здоровья и жизни детей еще достаточно велик. Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.
2.2. Информационная безопасность детей
Сегодня, благодаря доступности мобильных устройств и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во все сферы жизни современного человека. Для детей и молодежи время препровождения во всемирной паутине стало неотъемлемой частью жизни.
Доступ несовершеннолетних к сайтам в сети "Интернет" дает им возможность изучать образовательный контент, общаться с ровесниками, самостоятельно обучаться, узнавать о проводимых конкурсах, олимпиадах, принимая в них участие, и использовать сеть "Интернет" в качестве источника для собственного развития.
Однако использование сети "Интернет" вместе с возможностями несет для ребенка и риски, такие как:
издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком (кибербуллинг);
воровство аккаунтов, денежных средств и персональных данных детей; распространение среди несовершеннолетних деструктивной информации и втягивание их в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков, ультрадвижения, подражание криминальному поведению, анархизм и другие);
прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психотическому состоянию.
С 2019 года автономной некоммерческой организацией "Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды" (далее - Центр) выявляется информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации, по следующим направлениям: скулшутинг, травля, избиение, массовые драки, зацепинг, снифинг, шок-контент, популяризация преступных сообществ. В результате проделанной работы в 2020 году Центром в Роскомнадзор передано свыше 3,5 тысячи заключений об ограничении доступа к ресурсам в сети "Интернет".
С начала 2020 года Роскомнадзором в сети "Интернет" выявлено и заблокировано более 80 тысяч противоправных материалов и соответствующих тематических групп. При этом особую озабоченность вызывает распространение медийного контента и материалов, пропагандирующих среди учащихся девиантное поведение, оправдывающих насильственные действия по отношению к сверстникам и педагогам, вовлекающих в различные криминально ориентированные сообщества, экстремистские и террористические организации.
В связи с этим в Российской Федерации и в Республике Коми актуальными вопросами были и остаются вопросы обеспечения информационной безопасности детей, развития цифровой и медиаграмотности детей и молодежи.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Защита подрастающего поколения должна осуществляться, безусловно, комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители. При этом необходимо предпринимать такие меры, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным. Важно не потерять доверие детей. Информационная безопасность - это комплекс мероприятий, направленных на защиту несовершеннолетних от негативного влияния информации. При этом речь идет не только о сети "Интернет", но и о других источниках - телевидение, радио, книги и пр. Важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей играют педагоги.
В Республике Коми реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних. В систему обеспечения информационной безопасности детей в сети "Интернет" входят мероприятия для обучающихся и их родителей (законных представителей) образовательного и информационно-просветительского характера федерального и регионального уровней, мероприятия по подготовке и повышению квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также мероприятия по контролю использования сети "Интернет" несовершеннолетними.
В 2020 году в Республике Коми проведены мероприятия федеральной акции "Месяц безопасного "Интернета", на протяжении нескольких лет Республика Коми ежегодно участвует в проведении Всероссийского урока по безопасности в сети "Интернет", в тематических Уроках цифры.
На региональном уровне совместно с Управлением Роскомнадзора по Республике Коми реализуется проект по проведению тематических онлайн-уроков для обучающихся общеобразовательных организаций по вопросам защиты персональных данных и безопасности в сети "Интернет".
В проводимой в Республике Коми работе учитывается опыт наиболее успешных проектов в сфере обеспечения информационной безопасности в сети "Интернет". Все поступающие предложения по совершенствованию работы по данному направлению находят всестороннюю поддержку и встраиваются в существующую систему работы.
С учетом изложенного видится целесообразным совершенствование форм и методов проводимой работы по обеспечению информационной безопасности детей, в том числе по недопущению их вовлечения в деструктивные движения.
В Республике Коми рассматривает вопрос о сотрудничестве с Центром с целью осуществления эффективного взаимодействия, направленного на защиту молодого поколения, детей и подростков от воздействия негативной информации.
2.3. Противодействие идеологии терроризма и экстремизма
Одним из негативных факторов, влияющих на состояние общественной безопасности, в том числе безопасности детей и подростков, стало распространение различных экстремистских проявлений. Анализ оперативной обстановки в стране свидетельствует об увеличении числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности.
Актуальность развития вопросов профилактики терроризма и экстремизма в образовательных организациях как России, так и Республики Коми обусловлена современными вызовами, стоящими перед государством, обществом и перед системой образования, формирующей ценностные установки молодежи в процессе воспитания и обучения.
Молодежь является наиболее уязвимой группой населения, подверженной деструктивному влиянию. В молодежной среде чаще формируются радикальные взгляды и убеждения. Усиление внимания к способам противодействия распространению идеологий терроризма и экстремизма связано с участившимися случаями формирования в молодежной среде ксенофобии и национализма, подверженных выраженной активизацией данных настроений у подростков.
Современное поколение интегрировано в открытое социальное пространство и смело применяет различные цифровые инструменты группообразования, выбирает яркие шаблоны решений, идентифицирует жизненную концепцию через призму стремления ощутить остроту момента, ворваться в медийное поле и оставить незабываемый информационный след.
Сегодня активно развиваются и совершенствуются способы и инструменты радикализации молодежи в сети "Интернет" с целью вербования, подстрекательства, разжигания межнациональной розни, провокации беспорядков. Цифровое пространство позволяет "облегчить задачу" интеграции молодежи в экстремистски настроенные группировки, расставляя "ловушки" для обеспечения участия сегодняшних обучающихся в разжигании политической, религиозной либо национальной ненависти и вражды.
Адресное внешнее воздействие для вовлечения молодежи в различные деформационные и деструктивные процессы обусловлено низкой иммунизацией молодой личности в отношении экстремизма, возрастными психологическими проблемами, отсутствием должного родительского контроля и поиском молодежью новых идеологических ориентиров.
В Республике Коми проводится работа по недопущению распространения экстремистских идей среди молодежи путем:
проведения информационно-разъяснительной и профилактической работы с несовершеннолетними по недопущению вовлечения их в экстремистскую деятельность, воспитания толерантности и патриотизма, приобщения к занятию творчеством, спортом и повышения роли семьи в предупреждении радикализации молодого поколения;
создания площадок для реализации потенциала несовершеннолетних лиц, развития подростковых и молодежных спортивных центров, мест интеллектуального досуга на территориях муниципальных образований;
повышения эффективности взаимодействия органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, институтов гражданского общества и средств массовой информации в сфере противодействия экстремизму, ксенофобии и сепаратизму.
Кроме того, в Республике Коми проводится комплексная работа по противодействию распространению идеологии терроризма среди обучающихся.
Профилактика выявления обучающихся, подверженных воздействию идеологии терроризма и экстремизма или попавших под ее влияние, в первую очередь связана с профилактикой психического здоровья, общения и в целом понимания людьми друг друга и человека самого себя.
Задача профилактической работы образовательной организации состоит в предотвращении распространения террористических и экстремистских идеологий среди обучающихся, а также в изменении и направлении деятельности молодых людей, придерживающихся экстремистских взглядов, и своевременной психологической помощи.
Во всех образовательных организациях Республики Коми организована работа по противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма. Мероприятия по профилактике экстремистских настроений и поведения, реализуемые в образовательных организациях, включают духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся, гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание молодежи, формирование межнационального и межрелигиозного согласия.
Все мероприятия проводятся в образовательных организациях республики при непосредственном участии всех заинтересованных органов, в том числе правоохранительных и надзорных органов.
2.4. Безопасность объектов инфраструктуры для детей
Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей. Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это условия сохранения их жизни и здоровья, а также материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств.
В целях обеспечения безопасности образовательных организаций в Республике Коми реализуются мероприятия, осуществляемые во взаимодействии с контрольно-надзорными и правоохранительными органами, органами исполнительной власти Республики Коми, органами местного самоуправления в Республике Коми, иными организациями. Результатом скоординированной работы заинтересованных органов исполнительной власти Республики Коми, надзорных и правоохранительных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления в Республике Коми явилась разработка и утверждение Стандарта безопасности отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях, расположенных на территории Республики Коми, включающего перечень всех требований, предъявляемых к детским лагерям, к обеспечению безопасности при перевозках детей по маршрутам следования к местам отдыха и обратно, что позволит вывести на более качественный уровень организацию отдыха и оздоровления детей в республике. Принято постановление Правительства Республики Коми от 17 октября 2017 г. N 553 "О региональном государственном контроле за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей", которым утвержден Порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Указанным постановлением Правительства Республики Коми определены орган, уполномоченный на осуществление государственного регионального контроля, перечень должностных лиц органа государственного контроля, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля, а также требования к порядку осуществления регионального государственного контроля. В республике на постоянной основе проводится мониторинг пожарной, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов образования.
В отношении объектов образования действуют вступившие в силу в 2019 году требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
За период 2018 - 2020 годов на выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования за счет средств консолидированного бюджета Республики Коми выделены целевые финансовые средства в общем объеме 422,3 млн рублей, в том числе 113,0 млн рублей в 2018 году, 209,3 млн рублей в 2019 году, 100,0 млн в 2020 году. Все указанные средства направлены на устранение выявленных недостатков и укрепление инженерно-технической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций от угроз криминального и террористического характера, в том числе на оснащение объектов (территорий) образовательных организаций охранной сигнализацией, системами видеонаблюдения, системами контроля и управления доступом, средствами тревожной сигнализации и другими техническими системами охраны. Всего за прошедший период выполнено свыше двух тысяч мероприятий на объектах образования по повышению уровня их защищенности от угроз криминального и террористического характера, за счет чего удалось существенно улучшить состояние антитеррористической защищенности объектов образования.
В настоящее время системами видеонаблюдения обеспечено 81,6% объектов образовательных организаций, из них системами видеонаблюдения оснащены все наиболее крупные объекты образовательных организаций Республики Коми с численностью работников и обучающихся свыше 800 человек (объекты первой и второй категории опасности).
Значительное количество объектов образовательных организаций сегодня уже оснащены системами контроля и управления доступом. Если в 2018 году данными системами было оснащено 48% объектов образования, то к ноябрю 2020 года доля таких объектов выросла до 73,7% (от числа объектов, на которых данное требование является обязательным).
За счет выделенных средств на треть (с 15% до 45,5%) увеличилось количество объектов образовательных организаций, оборудованных охранной сигнализацией, и на 41% (с 22% до 63,4%) количество объектов, на которых установлены автономные системы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации или угрозы террористического характера.
Благодаря проводимой совместно с Управлением Росгвардии по Республике Коми работе все объекты образовательных организаций Республики Коми, находящиеся в зоне действия централизованной охраны вневедомственной охраны (подразделений Росгвардии), оснащены средствами тревожной сигнализации (кнопками экстренного вызова полиции).
Кроме того, в 2020 году увеличилось количество объектов образования, обеспеченных квалифицированной физической охраной. 21,5% от общего количества объектов образования сегодня охраняются частными охранными организациями (2019 г. - 16%), при этом сотрудниками частных охранных организаций физическая охрана обеспечивается на 34,1% объектов образования от числа объектов, в отношении которых требование о наличии квалифицированной физической охраны является обязательным.
Вместе с тем на сегодняшний день необходимо завершение мероприятий по обеспечению комплексной безопасности на ряде объектов, в связи с чем в настоящее время только 24% объектов (территорий) государственных и муниципальных образовательных организаций полностью соответствуют всем предъявляемым требованиям к их антитеррористической защищенности.
На сегодняшний день, по итогам мониторинга, проведенного в январе 2021 года, в отношении образовательных организаций органами МЧС России выдано 45 действующих (неисполненных) предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Помимо мероприятий, которые необходимо выполнить образовательным организациям для устранения предписаний, остается острая необходимость в замене (модернизации) систем пожарной автоматики в связи с истечением предельного срока эксплуатации, высокой степенью износа пожарной автоматики на объектах образовательных организаций республики, многочисленными ложными срабатываниями. Свыше чем на 46% объектов защиты учреждений образования требуется замена систем пожарной автоматики.
Кроме того, крайне необходимо обеспечить объекты защиты автономными источниками резервного электроснабжения. В настоящее время на 52,8% объектах защиты требуется установка автономных источников резервного электроснабжения.
2.5. Безопасность детей на дорогах
Продолжает оставаться актуальной проблема безопасности детей на дорогах. Несмотря на скоординированную работу органов государственной власти, ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом на дорогах остается сложной
За 12 месяцев 2020 года на территории Республики Коми зарегистрировано 146 (+15%; АППГ-127) дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых 4 (АППГ-4) ребенка погибли и 162 (+14,9%; АППГ-141) получили травмы. Почти половина (46,4%) от всех пострадавших детей на момент ДТП являлись пассажирами (77, в том числе 2 погибших), 35,5% пешеходами (59, в том числе 1 погибший) и 16,9% водители мото-велотехники (28, в том числе 1 погибший).
Рост количества ДТП с участием детей до 16 лет отмечается в г.г. Инте (с 0 до 3), Печоре (с 6 до 11), Усинске (с 4 до 7), Ухте (с 16 до 21), Сосногорске (с 3 до 7), Прилузском (с 1 до 5), Усть-Куломском (с 2 до 4), Удорском (с 0 до 3), Ижемском (с 4 до 5), Усть-Цилемском (с 2 до 3) районах.
На фоне стабильного количества совершенных дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов (стаб.; 59) и незначительного роста с участием детей-пассажиров (+1,7%; с 58 до 59) значительно возросло количество дорожных происшествий с участием детей-водителей мототранспорта (ДТП: +100%; с 4 до 8, раненных: +750; с 4 до 7) и детей-водителей велосипедов (ДТП: +150%; с 6 до 20, раненных: +150%; с 6 до 20).
По собственной неосторожности несовершеннолетних произошло 42 (+23,5%; АППГ-34) дорожных происшествия, в которых 41 (+20,6%; АППГ-34) ребенок получили ранения и один погиб, в 21 ДТП (-12,5%; АППГ-24) они являлись детьми-пешеходами и в 14 (+233,3%; АППГ-6) детьми-водителями мото-велотехники.
По месяцам ситуация с дорожно-транспортными происшествиями с участием несовершеннолетних выглядит следующим образом: январь - 9 (6,2%), февраль - 7 (4,8%), март - 7 (4,8%), апрель - 2 (1,4%), май - 11 (7,5%), июнь - 16 (11%), июль - 24 (16,5%), август - 17 (11,7%), сентябрь - 22 (15,1%), октябрь - 10 (6,8%), ноябрь - 9 (6,2%), декабрь - 12 (8,2%).
2.6. Подростковая преступность
Актуальной на сегодняшний день остается проблема подростковой преступности в республике.
По итогам 2020 года число преступлений несовершеннолетних увеличилось на 7,9% (с 470 до 507), то есть каждое восемнадцатое преступление из числа расследованных совершено несовершеннолетними.
Удельный вес преступности среди несовершеннолетних увеличился на 0,5% (с 4,9% до 5,4%), но выше показателя по Российской Федерации на 1,7% (по Российской Федерации он составил 3,7%).
По итогам 2020 года количество подростков, ранее совершивших преступления, увеличилось на 5,4% (с 93 до 98 лиц), из них судимыми лицами рост составил 25,7% (с 35 до 44).
Удельный вес повторной преступности увеличился на 1,3% (с 23,1% до 24,4%), но ниже показателя по Российской Федерации на 1,3% (по Российской Федерации - 25,7%). Из 401 несовершеннолетнего, совершившего преступление, каждый 4 совершил его повторно.
На территории республики, по итогам 2020 года, на 0,5% уменьшилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления в группе (с 191 до 190). Однако удельный вес остался на уровне прошлого года и составил 47,4%.
Как в целом по России, так и в республике, вызывает тревогу распространенность преступлений несовершеннолетних, связанных с употреблением алкогольной продукции и наркотических веществ.
Несмотря на снижение в 2020 году числа несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения на 1,8% (с 53 до 52) и снижение удельного веса на 0,2% (с 13,2% до 13,0%), а также отсутствие в 2020 году преступлений несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, анализ и оценка оперативной обстановки, складывающейся в Республике Коми, свидетельствуют о том, что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ продолжают оставаться одной из серьезных угроз безопасности и острой социальной проблемой для общества.
В 2020 году от употребления одурманивающего вещества погиб один ребенок.
На 16,8% уменьшилось количество совершенных несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений (с 82 до 73). Число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии в сфере НОН, уменьшилось на 10,5% (с 19 до 17). По ст. 228.1 УК РФ (сбыт) - 12, по ст. 228 УК РФ (хранение) - 4, по ст. 229 УК РФ (хищение либо вымогательство наркотических средств) - 1.
Значительная часть несовершеннолетних, совершивших преступления, не имеют досуговой занятости. Отсутствие досуговой занятости является одной из причин совершения подростковой преступности.
2.7. Семейное неблагополучие
Несмотря на уменьшение количества детей, находящихся в социально - опасном положении, обеспечение детей благоприятными условиями жизни, гарантиями защищенного детства, свободного от насилия, остается одной из приоритетных задач социальной политики.
Проблема жестокого обращения с детьми в семье на сегодняшний день - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению. В едином республиканском банке данных, по состоянию на 1 января 2020 года, состоят 1335 семей (АППГ - 1344), находящихся в социально-опасном положении, в которых проживают 2463 ребенка (АППГ - 1477).
За 2020 год выявлено 610 фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних (АППГ - 753), из них 104 (АППГ - 134) факта были допущены родителями.
Основными видами насильственных преступлений в отношении детей являются побои, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, умышленное причинение легкого вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера.
Семейное неблагополучие, как правило, является первопричиной такой социальной проблемы, как социальное сиротство.
Несмотря на сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, ситуация усугубляется тем, что в учреждения поступают дети в основном старшего подросткового возраста и зачастую после отмены опеки. Как правило, поведение и стиль жизни такой категории детей в большей степени уже сформированы. Проживание в течение долгого времени в асоциальной среде формирует в детях склонность к употреблению алкоголя, наркотических и психоактивных веществ, к различным проявлениям девиантного поведения, самовольным уходам. Все эти факторы свидетельствуют о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются одной из наиболее уязвимых категорий детей, которые подвергают свои жизнь и здоровье риску.
На территории Республики Коми количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается на достаточно высоком уровне. За последние 3 года по данным статистики численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Коми уменьшилась на 12% (на 1 января 2021 года - 4233 ребенка, на 1 января 2020 года - 4521 ребенок, на 1 января 2019 года - 4721 ребенок).
Численность детей, родители которых лишены родительских прав, по состоянию на 1 января 2021 года составляет 366 человек (на 1 января 2020 года - 493 человека, на 1 января 2019 года - 612 человек).
Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах, по состоянию на 1 января 2021 года составляет 86 человек (на 1 января 2020 года - 80 детей, на 1 января 2019 года - 143 ребенка).
Как положительный момент следует отметить, что ежегодно сокращается численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, по состоянию на 1 января 2020 года в организациях для детей-сирот находилось 727 человек (в 2019 году - 753 ребенка, в 2018 году - 825 человек). Численность детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 11%.
В целях совершенствования мер по профилактике социального сиротства, устройству на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе Республиканского консультационного центра по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в августе 2020 года организована работа школы "Успешных родителей" (просветительский проект для замещающих родителей). Школа "Успешных родителей" - это просветительский проект, включающий тематические семинары, вебинары, консультационные часы для тех, кто желает принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также для тех, кто уже стал опекуном, приемным родителем, усыновителем.
В 2020 году в Республике Коми осуществлялись мероприятия, направленные на повышение качества профилактики социального сиротства и социального сопровождения семей, на сокращение количества неблагополучных семей.
На базе ГОУДПО "Коми республиканский институт развития образования" функционирует семейный родительский клуб "Моя семья" (далее - клуб), основной задачей которого является повышение психолого-педагогической компетентности родителей, оказание образовательных услуг взрослым посредством обмена практическим опытом воспитания детей, обобщение и популяризация социальных технологий поддержки отцовства, материнства, основанных на идеях ценности родительства и приоритетных прав традиционной семьи. Основными формами деятельности клуба являются групповая дискуссия, анализ ситуаций, анкетирование, тренинги, практическая деятельность.
Согласно статье 1 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 г. N 139-PЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" в целях обеспечения стимулирования усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданину Российской Федерации, проживающему на территории Республики Коми, усыновившему (удочерившему) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается выплата в виде единовременного денежного пособия. Единовременное денежное пособие при усыновлении (удочерении) ребенка устанавливается в размере 200 000 рублей. При усыновлении (удочерении) ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, единовременное денежное пособие устанавливается в размере 250 000 рублей.
За 2020 год единовременное пособие выплачено 33 гражданам (в 2019 году - 57 гражданам).
Одной из мер оказания экстренной помощи детям-жертвам жестокого обращения является помещение их в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В 2020 году в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (отделениях социальной реабилитации) прошли реабилитацию 1168 несовершеннолетних.
С каждым ребенком проводится работа по индивидуальным реабилитационным программам командой специалистов, состоящей из психологов, социальных педагогов, воспитателей. Однако эффективной реабилитация может быть признана только в том случае, если участниками реабилитационного процесса выступают все стороны, в том числе социальное окружение ребенка. В целях быстрого и эффективного реагирования на неблагоприятные ситуации, в которые попадают семьи и дети, в Республике Коми создана экстренная межведомственная служба реагирования "Скорая социальная помощь" (далее - Служба). Задачами Службы являются консолидация межведомственных усилий субъектов системы профилактики по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе подвергшихся жестокому обращению или насилию; оказание им и их семьям своевременной помощи; создание механизма быстрого и эффективного реагирования субъектов системы профилактики на случаи выявления фактов семейного неблагополучия, в том числе фактов жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних. Координатором Службы является ГБУ РК "Региональный центр развития социальных технологий".
Участниками Службы являются учреждения социального обслуживания населения Республики Коми, территориальные органы Министерства внутренних дел по Республике Коми, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Координатор Службы круглосуточно принимает информацию, поступившую на телефонный номер (8212) 21-11-66 от несовершеннолетних, членов их семей, отдельных граждан, специалистов и сотрудников органов и учреждений субъектов системы профилактики, в том числе связанных с жестоким обращением с детьми и (или) совершением в отношении них иных противоправных действий.
В 2020 году в Службу поступило 1349 обращений (АППГ - 797 обращений), информация обо всех случаях передана в территориальные органы внутренних дел.
Еще одним инструментом профилактики и выявления семейного неблагополучия является детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 (далее - Детский телефон доверия), функционирующий в Республике Коми с 1 октября 2010 года. Консультанты Детского телефона доверия оказывают экстренную психологическую помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям), в том числе в случаях жестокого обращения и насилия в отношении детей. Прием звонков осуществляется круглосуточно, анонимно, бесплатно.
В рамках деятельности Детского телефона доверия осуществляются сбор информации о нарушении прав и законных интересов детей и передача ее в органы и учреждения субъектов системы профилактики для принятия необходимых мер в соответствии с законодательством.
В 2020 году поступило 3952 звонка (2018 г. - 8432 звонка, 2019 г. - 7878 звонков).
В 2018 году Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми разработан Комплекс мер Республики Коми, направленный на развитие региональной системы обеспечения безопасного детства "На защите детства" на 2019 - 2020 годы (далее - Комплекс мер "На защите детства"), утвержденный приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми и Министерства здравоохранения Республики Коми от 29 ноября 2018 г. N 1812/436-П/11/518.
Объем финансирования Комплекса мер "На защите детства" составил 49,9 млн руб., в том числе средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 10,1 млн руб. (2019 г. - 5,2 млн руб., 2020 г. - 4,9 млн руб.), средства республиканского бюджета Республики Коми - 39,8 млн руб. (2019 г. - 19,6 млн руб., 2020 г. - 20,2 млн руб.).
В реализации Комплекса мер "На защите детства" приняли участие 3 органа исполнительной власти Республики Коми, 470 организаций разной ведомственной принадлежности:
23 учреждения социальной защиты и социального обслуживания;
444 учреждения образования;
3 учреждения здравоохранения.
В рамках Комплекса мер "На защите детства" внедрены эффективные технологии и программы, направленные на оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирование безопасной среды для развития детей.
Освещение указанной темы было предусмотрено в государственных заданиях СМИ, учрежденных органами исполнительной власти Республики Коми. За 2020 год в СМИ размещено более 120 материалов.
В целях популяризации семейных ценностей, способствующих формированию позитивного отношения к браку, родительству, достойному отношению к старшему поколению и родному дому, в 2020 году в эфире телеканала "Юрган" в новостных блоках "Время новостей" и "Время новостей. Ухта", а также в рамках передач "Студия 11" и "Интервью на удаленке" вышло 376 сюжетов.
Также в целях выявления семей, находящихся в социально опасном положении, субъектами системы профилактики регулярно проводятся межведомственные рейды по обследованию условий жизни несовершеннолетних, осуществляется социальное патрулирование семей.
2.8. Подростковый суицид
Проблема суицидальных проявлений в подростковой среде как в России в целом, так и в республике является актуальной.
Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Коми совместно с Министерством здравоохранения Республики Коми, Министерством внутренних дел по Республике Коми проводится мониторинг по фактам суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.
Анализ мониторинга показал, что динамика суицидов среди несовершеннолетних имеет волнообразный характер. Наибольшее количество завершенных суицидов среди несовершеннолетних было совершено в 2010 году (16 случаев), наименьшее количество - в 2013 году (2 случая). В 2020 году зафиксировано 3 оконченных суицида.
Всего за период с 2010 года по настоящее время в подростковой среде совершено 69 случаев завершенных суицидов детьми и подростками.
По итогам 2020 года в территориальные органы МВД России на районном уровне в Республике Коми поступило 71 сообщение (обращение) по тематике детского суицида.
Большую тревогу на сегодняшний день вызывают суицидальные попытки несовершеннолетних.
В 2020 году суицидальные попытки совершили 68 несовершеннолетних, из которых только 10 несовершеннолетних ранее состояли на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в территориальных органах МВД России.
Общими причинами суицидальных проявлений в подростковой среде являются следующие: слабая успеваемость в школе; ссоры с родителями или близкими родственниками; ссоры с друзьями и одноклассниками; несчастная и неразделенная любовь; потеря смысла жизни; страх перед наказанием за совершенный проступок или правонарушение, а также отсутствие надлежащего внимания со стороны взрослых, неограниченное использование подростками средств массовой информации и интернет-ресурсов противоправного содержания.
В целях реализации Комплексного плана по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних на территории Республики Коми на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 6 февраля 2020 г. N 28-р, и других нормативных актов, принятых по решению данной проблемы, на территории Республики Коми органами и учреждениями системы профилактики проводится определенная работа.
Выявление лиц "группы риска" с суицидогенными факторами осуществляется в рамках реализации скрининговых программ, разработанных и утвержденных совместным приказом Министерства здравоохранения Республики Коми и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 6 июня 2017 г. N 190 п/6/218/1070. С целью оказания своевременной специализированной психиатрической и (или) психотерапевтической помощи суицидентам организации оперативного мониторинга за детско-подростковыми суицидами для оперативного применения методов вторичной (индикативной) профилактики Министерством здравоохранения Республики Коми издан приказ от 21 февраля 2013 г. N 2/79 "Об организации на территории Республики Коми специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением".
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 мая 1998 г. N 148 "О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением" при ГУ "Коми республиканская психиатрическая больница" организовано отделение "Телефон доверия". Режим работы круглосуточный. Ежегодно на короткий номер 129 регистрируется 2,5 - 2,6 тыс. обращений.
Кроме того, на территории Республики Коми доступны:
общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122, он же телефон межведомственной службы реагирования "Скорая социальная помощь" ГБУ РК "Региональный центр развития социальных технологий" 21-11-66;
телефон доверия кризисного центра "Райда" 24-40-38;
телефон доверия для женщин, подвергшихся домашнему насилию, 8-800-7000-600;
интернет-ресурс "помощьрядом.рф" и другие.
В 2020 году сотрудниками психиатрических диспансерных отделений и кабинетов (психиатры, психотерапевты, психологи) проведена индивидуальная работа в 201 случае с родителями обучающихся, имеющих высокий уровень склонности к депрессиям, а также имеющих признаки суицидального поведения, аутоагрессивного и девиантного поведения. Кроме того, проводятся семинары, беседы с родителями по повышению компетентности по вопросам суицидальных проявлений у детей и подростков на родительских собраниях, охват составил 1 053 человека.
ГУ "Коми Республиканская психиатрическая больница" разработан план мероприятий для включения в Комплекс мер "На защите детства", реализация данных мероприятий началась с января 2019 года.
Разработана программа работы с детьми, совершившими суицидальную попытку, склонными к суициду, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Министерством здравоохранения Республики Коми разработаны и направлены в республиканские и муниципальные учреждения здравоохранения "Методические рекомендации для лечебно-профилактических учреждений по профилактике суицидов несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ" с приложением схемы индивидуального психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, склонных к развитию кризисных состояний.
В рамках методической поддержки образовательных организаций, в том числе по вопросам профилактики суицидальных проявлений среди несовершеннолетних, Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми разработан перечень базовых тем родительских собраний, согласованный с общественными организациями республики. Перечень направлен в образовательные организации для использования в работе.
В целях недопущения несовершеннолетними самоубийств после их активного участия в "группах смерти" в социальных сетях в республике введена практика блокировки сайтов, на которых обнаружен запрещенный контент: призывы к самоубийствам, пропаганда наркотиков, детская порнография и т.д. Управлением Роскомнадзора по Республике Коми ведется Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ежегодно в республике среди обучающихся образовательных организаций проводится информационно-профилактическая акция "Безопасный интернет", целью которой является обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних; обучение правилам психологической защищенности и привития навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
В 2020 году мероприятиями было охвачено 160 образовательных организаций республики. Проведено 399 классных часов с несовершеннолетними, 97 рабочих встреч с педагогическими коллективами и 49 родительских собраний. Профилактическими беседами охвачены 11 222 учащихся.
2.9. Значимые для Республики Коми проблемы в вопросах обеспечения безопасной среды для детей и подростков
Таким образом, для решения проблем обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми необходимо решение следующих проблем:
обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества;
развитие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;
формирование у детей культуры безопасного поведения;
совершенствование механизмов взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению подростков;
взаимодействие органов образования с заинтересованными ведомствами и учреждениями по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков;
обеспечение общедоступной досуговой деятельности для детей и подростков, в том числе находящихся в социально опасном положении;
малоэффективная воспитательная работа с родителями по вопросам ответственности за проявление жесткости и насилия в отношении детей;
недостаточная работа органов и учреждений системы профилактики по выявлению раннего семейного неблагополучия;
высокая латентность признаков и факторов, свидетельствующих о предрасположенности детей и подростков к поступкам суицидального характера.
III. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является создание единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей и подростков, гарантирующей качество условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Основные задачи:
1) обеспечение информационной безопасности детей и подростков путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от негативного информационного воздействия, причиняющего вред их здоровью и развитию;
2) формирование надежной системы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию;
3) развитие безопасной и комфортной социальной инфраструктуры для детей;
4) содействие развитию и поддержка объектов детского и семейного отдыха;
5) реализация мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
6) обеспечение безопасности детей на дорогах;
7) совершенствование организации подвоза детей от места жительства к школе и обратно, повышение уровня безопасности и комфорта детей при организованных перевозках к месту обучения;
8) повышение эффективности общественного контроля за безопасностью детских перевозок;
9) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка;
10) обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с детьми;
11) обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритета воспитания ребенка в родной семье, улучшение качества жизни, создание благоприятных условий, что в свою очередь позволит решить проблему социального сиротства;
12) выявление и нейтрализация источников угроз, связанных с распространением среди несовершеннолетних наркомании и алкоголизма;
13) укрепление психического здоровья учащихся, оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида;
14) формирование у детей и подростков культуры безопасного поведения, привлечение родителей (законных представителей) к воспитанию и развитию у детей навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
IV. Приоритетные направления деятельности по обеспечению комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми
Принятие настоящей Концепции позволит сконцентрировать усилия органов исполнительной власти Республики Коми на решении конкретных проблем безопасности и противодействия угрозам, получившим свое распространение на территории Республики Коми.
4.1. Обеспечение информационной безопасности детей
Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей является просвещение родителей. По данным статистики, большая половина российских подростков знает о Всемирной сети "Интернет" и умеет работать в ней гораздо больше и лучше своих родителей. Уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации недостаточно высокий. Сегодня одна из главных задач родителей - ограничить доступ ребенка к компьютеру, ограничить время пребывания в сети "Интернет" и защитить от негативной информации, кибербуллинга (интернет-преследования), предотвратить вовлечение в деструктивные сетевые социальные группы. В настоящее время существует множество программ и служб, которые позволяют родителям (законным представителям) отслеживать, как ребенок использует компьютер: от фильтрации веб-содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение детей через сеть "Интернет". Цель таких средств - обеспечить безопасность ребенка в сети "Интернет". Существует множество программ по родительскому контролю. Некоторые функции родительского контроля предусмотрены в операционной системе. Поэтому перед средствами массовой информации в настоящий момент стоят задачи продолжить работу по контролю за пользованием детей сети "Интернет".
В рамках Концепции будут реализованы меры, обеспечивающие наиболее эффективную и действенную защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
4.2. Профилактика проявлений и распространения идеологии терроризма и экстремизма
В рамках настоящей Концепции будет продолжена системная работа по пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма среди детей и молодежи во взаимодействии с правоохранительными органами.
На постоянной основе необходима реализация мероприятий республиканского, муниципального и институционального уровней по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, участие в аналогичных и иных федеральных мероприятиях.
Необходимо повысить компетентность работников образовательных организаций по данному направлению деятельности. С этой целью будет организовано обучение 100% работников образовательных организаций, в чьи функциональные обязанности входит противодействие распространению идеологии терроризма.
4.3. Приведение в соответствие с нормативными требованиями социальной инфраструктуры для детей и подростков
Задача построения эффективной системы обеспечения безопасности на объектах социальной инфраструктуры должна решаться с учетом специфики объекта и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
В период проведения детской оздоровительной кампании особое внимание всем заинтересованным сторонам необходимо уделить вопросу обеспечения комплексной безопасности детей, находящихся в детских оздоровительных организациях и при перевозке их к месту отдыха и обратно, соблюдению требований санитарных норм и правил, а также пожарной и антитеррористической безопасности.
Органам исполнительной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми (в рамках полномочий), надзорным органам необходимо заблаговременно провести контрольные мероприятия, направленные на повышение уровня обеспечения безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.
Создание безопасных и комфортных условий в детском лагере во многом определяется эффективностью межведомственного взаимодействия структур, непосредственно участвующих в организации отдыха детей.
С этой целью должен быть реализован комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности на объектах социальной инфраструктуры, на организацию работы по безопасному пребыванию детей в местах открытых водоемов, плавательных бассейнов и предупреждению несчастных случаев на воде.
4.4. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних
Безопасность детей при перевозках и как участников дорожного движения должна обеспечиваться с соблюдением федеральных законов и Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1527, а также санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей. В рамках реализации Концепции будет скоординирована деятельность всех субъектов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечено системное рассмотрение данной проблемы в педагогическом аспекте.
4.5. Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних
В рамках реализации Концепции планируется кардинально решить вопросы, связанные с организацией досуга молодежи, социальной реабилитации несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.
Масштабы и острота существующих проблем в молодежной среде, интересы будущего страны и ее безопасности требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения подрастающего поколения и его защиты.
Важнейшим условием решения этих задач должна являться целенаправленная профилактическая и просветительская антинаркотическая работа с различными категориями учащихся и студентов. Одной из наиболее перспективных форм работы по профилактике наркомании является развитие волонтерского движения, имеющего своей целью вовлечение подрастающего поколения в проведение досуга, несовместимого с употреблением наркотиков, а также оказание помощи в формировании активной жизненной позиции по ведению здорового образа жизни по принципу "Равный - равному". Развитие и доступность организаций дополнительного образования детей, общественных организаций детей и молодежи позволит обеспечить занятость несовершеннолетних, в том числе состоящих на различных профилактических учетах.
4.6. Профилактика семейного неблагополучия
Актуальность проблемы насилия и жестокости по отношению к детям не вызывает сомнений. Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый, латентный характер и выявляется только в крайних случаях, в том числе при расследовании преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребенка.
Проблема насилия и жестокого обращения существует во всех социальных группах независимо от уровня дохода и положения в обществе. Родители, использующие физическое наказание, психологический прессинг в воспитании детей, считают, что это форма воспитания, а не жестокость.
Насилие, понимаемое как физическое, психологическое, сексуальное, и пренебрежение нуждами ребенка - часть семейных устоев многих российских семей. Таким образом, необходимо разработать механизмы, направленные на формирование в обществе нетерпимого отношения к формам воспитания детей с использованием насилия и психологического давления, профилактику насильственных действий в отношении детей, социальную адаптацию и реабилитацию несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению.
4.7. Профилактика подростковых суицидов
В обществе назрела необходимость создания системы психолого-педагогической поддержки детей и подростков разных возрастных групп, находящихся в кризисном состоянии, подвергшихся насилию, кибербуллингу или вовлеченных в деятельность деструктивных религиозных и иных сект, в том числе суицидальной направленности. Специфика организации социальной работы с подростками, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих прекращению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций. Для решения проблемы профилактики суицидальных проявлений среди детей и подростков необходима разработка модели взаимодействия семьи, образовательных организаций, социальных служб, органов здравоохранения, органов внутренних дел и общества.
V. Механизмы реализации Концепции
В целях реализации настоящей Концепции в Республике Коми необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности детей и подростков:
создание дополнительных организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью, включающих регулярное проведение обучающих семинаров для педагогических работников образовательных организаций "Безопасность детей в сети "Интернет";
разработка методических и информационных материалов, размещение на образовательных сайтах и порталах сведений о лучших ресурсах для детей и родителей, подготовка информации для родителей о возможностях по организации родительского контроля за доступом к сети "Интернет";
обеспечение информационного просвещения родителей, а также информационного освещения в средствах массовой информации вопросов, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью, направленного на широкие слои населения;
создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет";
проведение работы по пресечению распространения экстремистских идей среди несовершеннолетних путем выявления в печатных и электронных средствах массовой информации Республики Коми публикаций, направленных на разжигание межнациональной розни, распространение идей терроризма и экстремизма;
проведение ежегодных проверок всех помещений образовательных организаций всех типов и видов, организаций здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, культуры и спорта с целью обеспечения полного соблюдения норм пожарной безопасности;
проведение совместно с собственниками жилищного фонда, управляющими организациями многоквартирных домов, органами местного самоуправления обследования каждой придомовой территории, игровой и спортивной площадки, каждого парка, сквера, детского городка на предмет безопасности пребывания на данной территории несовершеннолетних с выработкой плана мероприятий по обновлению небезопасных для детей сооружений;
активное вовлечение детей в процесс создания безопасной среды, развития ответственности и пробуждения интереса к изучению правил безопасного поведения на дороге, дома ("один дома"), на улице, правил посещения массовых мероприятий, поведения на спортивных мероприятиях и в играх со сверстниками, правил безопасного поведения в лесу и на водоемах, правил пожарной безопасности и др.;
формирование системы постоянного обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок: создание правовых механизмов, разработка и реализация мер технического и финансового характера;
проведение ежегодного мониторинга состояния объектов социальной инфраструктуры городов, районов и сельских поселений республики;
реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей;
осуществление регулярного контроля за обеспечением комплексной безопасности в период детской оздоровительной кампании;
создание системы технической укрепленности от криминальных и террористических угроз детских дошкольных и общеобразовательных организаций;
содействие развитию и поддержка объектов детского и семейного отдыха;
повышение эффективности общественного контроля безопасности в ходе организации подвоза школьников;
совершенствование и повышение эффективности работы, направленной на профилактику детского травматизма и обеспечение безопасности детей на дорогах;
размещение информации о работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средствах массовой информации и сети "Интернет", на информационных стендах в образовательных организациях и организациях, оказывающих услуги детям;
проведение профилактических операций "Внимание - дети!"; разработка и обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми;
формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;
формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми;
организация на межведомственной основе раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи;
формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства;
увеличение численности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы воспитания;
повышение квалификации специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части сопровождения замещающих семей и работы с детьми-сиротами по преодолению негативных поведенческих отклонений;
организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших;
реализация программ, технологий и форм социального сопровождения детей по профилактике жестокого обращения и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения;
обеспечение проведения на регулярной основе информационной кампании, направленной на формирование нетерпимого отношения в обществе к насилию в отношении детей, информирования детей о возможных рисках и опасностях жестокого обращения и насилия, информирования родителей об ответственности за действия, направленные против детей;
обеспечение взаимодействия с негосударственными некоммерческими структурами по проблеме жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;
подготовка волонтеров для работы по пропаганде ненасильственного существования, по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия, через информационно-консультативную работу;
подготовка волонтеров по оказанию содействия в поиске пропавших детей и подростков;
участие детских общественных объединений по оказанию содействия в обеспечении безопасности детей и подростков.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результатами реализации Концепции должны стать:
создание и эффективное функционирование надежной системы защиты детей от оказывающего негативное влияние контента в образовательной среде школы и дома;
повышение информированности граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
проведение единой политики, синхронизированной с другими органами власти, при решении задач информационной безопасности детей;
развитие в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, средствах массовой информации, интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях;
создание системы обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок;
снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков;
повышение эффективности профилактики дорожно-транспортного травматизма посредством взаимодействия и координации деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах, ужесточение требований к перевозчикам любых форм собственности и усиление контроля за соблюдением перевозки детей;
сокращение количества тяжких и особо тяжких насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних;
снижение количества преступлений, совершенных детьми и подростками; снижение числа несовершеннолетних, совершивших повторные преступления;
сокращение числа детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;
укрепление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании;
увеличение числа детей и подростков, вовлеченных в профилактическую работу;
информирование родителей подростков, состоящих на профилактическом учете, о возможных вариантах интересного, полезного и низкобюджетного отдыха и оздоровления в летний период;
снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении;
формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
сокращение численности воспитанников, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
снижение количества суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
VII. Реализация Концепции
В целях реализации Концепции разработан План мероприятий, включающий в себя комплекс практических мер, направленных на решение основных задач по обеспечению комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.