Решение Приморского краевого суда от 27 апреля 2021 г. по делу N 3а-10/21
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Перебейносове М.С.,
с участием административного истца Заболотской И.Н.,
представителя ООО "Управляющая компания "Жилкомхоз" Перовой Н.А.,
представителя административных истцов адвоката Ефимова Д.А.,
прокурора Кольцовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз", Ивановой Т.И., Заболотской Л.А., Перовой Н.А. к Агентству по тарифам Приморского края, заинтересованные лица Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" и администрация Хорольского муниципального округа Приморского края, о признании недействующим со дня принятия постановления агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года N 18/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 г. N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального района"
установил:
постановлением агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года N 18/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 г. N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального района" (в ред. от 20.05.2020) установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения для двух-, трех- и пятиэтажных домов.
Данное Постановление было опубликовано 30.04.2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации (...)
Административные истцы обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим, со дня его принятия, постановления агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года N 18/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 г. N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального района" как противоречащего статье 157 Жилищного кодекса РФ, а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306. В обоснование требований указал на необоснованный отказ от применения агентством метода аналогов, и на использование недостоверных и некорректных данных при применении расчетного метода.
Представители административных истцов в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, а также в письменных дополнениях и пояснениях к иску. По существу пояснили, что в отношении ряда домов материал стен указан не верно, в связи с чем некоторые дома с кирпичными стенами попали в категорию домов со стенами из панелей/блоков и наоборот. Как следствие, площадь жилых и нежилых помещений, а также площадь помещений, входящих в состав общего имущества таких некорректно отнесенных к определенной группе домов была включена в расчеты норматива для такой группы домов. В некоторых случаях, в состав площади помещений, входящих в состав общего имущества домов, включены подвалы, о чем административному ответчику было заведомо известны площади дома использовались административным ответчиком исходя из недостоверных сведений представленных администрацией Ярославского городского поселения, хотя ответчик располагал достоверными сведениями, представленными ему ООО "УК "Жилкомхоз" в письме от 18.12.2017 N 319. Несмотря на наличие существенных расхождений между данными, представленных администрацией и данными представленными КГУП "Примтеплоэнерго" о площадях жилых и нежилых помещений домов, а также площадей помещений, входящих в состав общего имущества домов административный ответчик не предпринял никаких действий по дополнительному уточнению сведений. Кроме того, в оспариваемом постановлении без каких-либо расчетов установлены величины нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на период со дня официального опубликования (с 30 апреля 2020 года) по 30 июня 2020 года для 2-х, 3-х и 5-этажных домов в одном размере, а на период с 1 июля 2020 г. эти величины проиндексированы в пределах предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (уст. постановлением Губернатора Приморского края от 5 декабря 2019 года N 105-пг). Вместе с тем вышеуказанные величины были взяты не из расчета, сделанного Центром муниципальной экономики, а из признанного недействующим решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года по делу N 3а-72/19 постановления Департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края", однако в решении Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года по делу N 3а-109/17 было указано, что ответчиком установлены нормативы "на уровне ранее применяемого норматива, установленного постановлением департамента по тарифам Приморского края от 29 октября 2014 года N 48/4 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения". При таких обстоятельствах, установление ранее применяемого норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с целью недопущения превышения предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги ничем не обосновано (письменные объяснения прилагаются к материалам дела).
Административный истец Заболотской И.Н. в судебном заседании пояснила, что агентством по тарифам необоснованно в состав площади помещений, входящих в состав общего имущества дома в котором она проживает (<адрес>), включены подвалы, в связи с чем произошло завышение норматива и как следствие жильцы переплачивают за коммунальную услугу. Дом в котором она проживает находится на управлении УК "Жилкомуслуги".
Представители агентства по тарифам Приморского края в судебном заседании доводы, указанные в ранее представленном отзыве и дополнениях к нему, поддержали, по существу пояснили, что обжалуемое постановление принято в соответствии с требованиями Правил от 23 мая 2006 года N 306. Невозможность применения метода аналогов и применение расчетного метода подтверждены отсутствием условий представительности выборки, для проведения необходимых измерений (письменные объяснения прилагаются к материалам дела).
Представитель заинтересованного лица КГУП "Примтеплоэнерго" в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям и доводам указанным в представленных возражениях, пояснив, что истцами не доказан факт нарушения оспариваемым актом их прав, свобод и законных интересов, довод о том, что норматив на коммунальную услугу по отоплению, утверждённый постановлением Агентства по тарифам Приморского края от 29.04.2020 N 18/1 является завышенным не находит своего подтверждения материалами дела, полагает что административные истцы злоупотребляют правом.
Представитель, привлеченного в качестве заинтересованного лица по делу, администрации Хорольского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен, не возражал против рассмотрения дела в их отсутствие, ранее представил письменный отзыв, согласно которого с заявленными требованиями административного истца не согласился указав, что истцом не представлено каких-либо документальных подтверждений в обоснование заявленных доводов (возражения прилагаются).
Выслушав административного истца Заболотской И.Н., представителей административного истца, представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица КГУП "Примтеплоэнерго", исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению (заключение прилагается), суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемый коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия агентства по тарифам Приморского края закреплены Положением об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года N 628-па "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края".
Согласно вышеуказанному Положению агентство по тарифам Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края.
Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2017 года по делу N 3а-109/2017 вышеуказанное постановление признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух, трех и пятиэтажных домов до 1999 года постройки (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы приложения).
Норматив для 1-этажных домов был оставлен без изменения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 года решение Приморского краевого суда оставлено без изменения.
28 марта 2018 года департаментом по тарифам Приморского края принято постановление N 14/4.
Решением Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях двух-, трех- и пятиэтажных многоквартирные: (жилых) домов на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (пункты 1.2, 1.3, 1.4 таблицы Приложения "Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края".
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 3 апреля 2019 года решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года оставлено без изменения.
Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" были внесены изменения в приложение "Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4, слова "0,038550" заменены словами "0,038750", слова "0,030289" словами "0,031050" и слова "0,025654" словами "0,026298".
Решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года N 3а-72/19 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года N 14/4 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края".
Решение Приморского краевого суда апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2019 оставлено без изменений.
В соответствии с решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года по делу N 3а-72/19, в качестве заменяющего акта, агентством по тарифам Приморского края принято постановление от 29 апреля 2020 года N 18/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 г. N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального района" (в ред. от 20.05.2020), которым установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения для двух-, трех- и пятиэтажных домов.
Так в вышеуказанное постановление внесены изменения в приложение N 2 "Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края для 2-этажных многоквартирных домов до 1999 года постройки включительно" - установлен норматив со дня официального опубликования по 30 июня 2020 г. для многоквартирных жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,038750 Гкал; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,038750 Гкал; для многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов - 0,038750 Гкал., а с 1 июля 2020 г. для многоквартирных жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,038900 Гкал; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,038900 Гкал.; для многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов - 0,038900 Гкал. в приложение N 3 "Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края для 3-этажных многоквартирных домов до 1999 года постройки включительно" - установлен норматив со дня официального опубликования по 30 июня 2020 г. для многоквартирных жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,031050 Гкал; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,031050 Гкал.; а с 1 июля 2020 г. для многоквартирных жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,031170 Гкал; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,031170 Гкал.; для многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов - норматив не устанавливался. в приложение N 4 "Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края для 5-этажных многоквартирных домов до 1999 года постройки включительно" - установлен норматив со дня официального опубликования по 30 июня 2020 г. для многоквартирных жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,026298 Гкал; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,026298 Гкал.; а с 1 июля 2020 г. для многоквартирных жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,026398 Гкал; для многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей, блоков - 0,026398 Гкал.; для многоквартирных и жилых домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов - норматив не устанавливался.
Данное Постановление было опубликовано 30.04.2020 г. на официальном интренет-портале правовой информации (...).
Таким образом, оспариваемое постановление агентства по тарифам Приморского края принято уполномоченным органом в пределах представленных полномочий, официально опубликовано, правомочность агентства по тарифам, принявшего оспариваемое постановление, административным истцом не оспаривалось.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами N 306.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306.
Нормативы потребления коммунальных услуг согласно пунктам 13, 14 Правил N 306 определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к Правилам N 306.
Согласно пункту 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборов учета многоквартирных домах или жилых домах, отвечающим условиям представительности выборки.
При этом, в соответствии с положениями пункта 21 указанных правил, метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.
Согласно пункту 33 Правил N 306 представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, расположенных в аналогичных климатических условиях, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определят^ нормативы потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 35 Правил N 306 данные о потреблении коммунальных ресурсов должны быть получены с использованием приборов учета с непрерывным периодом работы в течение всего срока снятия показаний, используемых для расчета нормативов.
Таким образом необходимо чтобы в определенном количестве домов услуга оказывалась бесперебойно.
Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов который должен быть не менее 10 домов (пункты 33 и 36 Правил N 306).
Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения N 1 к названным правилам (пункт 34 Правил N 306).
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Судом установлено, что агентством в рамках договоров, заключенных с ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики", в соответствии с пунктом 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", были сделаны запросы от 04.02.2020 N 27/267, N 27/265, от 11.02.2020 N 27/346 в администрацию Ярославского городского поселения, ресурсоснабжающие организации, управляющие организации, оказывающие услугу на территории пгт Ярославский и с. Вознесенка, о предоставлении информации для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
КГУП "Примтеплоэнерго" направило запрашиваемую информацию письмом от 19.02.2020 N 786/004, указав, что у предприятия отсутствуют копии технических паспортов многоквартирных домов, расположенных в пгт Ярославский.
ООО "Ярославская управляющая компания" - письмом от 13.03.2020 N 120 предоставило имеющуюся информацию.
ООО "УК "Жилкомхоз" письмом от 14.02.2020 N 028 сообщило о том, что информация в установленный срок не будет представлена, а будет направлена в сроки согласно действующего законодательства.
В дальнейшем запрашиваемая информация предоставлена не была.
Информация полученная от администрации Ярославского городского поселения (письмо от 19.02.2020 N 456) представлена без учета информации от управляющей компании, поскольку на запросы исполнители коммунальных услуг ответов не предоставили.
Из представленных сведений следовало, что предоставленные данные по некоторым категориям домов не совпадали, в связи с чем агентством был направлен повторный запрос информации в администрацию Ярославского городского поселения, в которым агентство повторно просило представить полную и достоверную информацию относительно исходных данных для определения нормативов на отопление (об управляющих компаниях, собственниках, выбравших непосредственное управление домами, ТСЖ, ЖСК и других лиц, осуществляющих эксплуатацию жилого фонда Ярославского городского поселения), с целью уточнения данных предоставленной информации.
Письмом от 26.03.2020 N 853 администрация Ярославского городского поселения повторно, направила исходные данные, необходимые для определения нормативов, однако без учета данных ООО "УК "Жилкомхоз" и ООО "УК Жилкомуслуги".
Агентством письмом от 20.03.2020 27/730 в адрес ООО "УК "Жилкомхоз" был направлен повторный запрос о предоставлении информации для расчета нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.
Запрос был получен 26.03.2020, однако информация ООО "УК "Жилкомхоз" не была представлена в адрес агентства.
Кроме того КГУП "Примтеплоэнерго" также 23.03.2020 запрашивало информацию от ООО "УК "Жилкомхоз", при этом запрос также был оставлен без удовлетворения.
Вся информация была запрошена агентством по всем домам, в отношении которых определяются нормативы на отопление, с учетом разбивки таблицы на графы, (о домах, отвечающим требованиям: этажность, материал стен и прочие, данная информация должна представляться по данным проектной документации, паспорту дома), имеется разбивка по показаниям приборов учета на начало и окончание отопительного периода (графы 3, 6 с указанием периода, единиц измерения, дат снятия показаний приборов учета).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 306 уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
По результатам анализа представленных документов было установлено, что в Ярославском городском поселении все дома построены до 1999 года включительно. Преобладающей является группа домов 5-9 этажей, в которой выделяются 2 подгруппы: дома со стенами из панелей, блоков (57,42% в общем объеме жилищного фонда Ярославского городского поселения) и дома со стенами из камня, кирпича (17,86% в общем объеме жилищного фонда Ярославского городского поселения).
По материалу крыши жилищный фонд Ярославского городского поселения представлен домами с плоской, мягкой (наплавляемой, из рулонных материалов) крышей; скатной крышей из металлочерепицы, профнастила; скатной крышей из волнистых и полуволнистых асбоцементных листов.
Вместе с тем, из представленной информации следовало, что информация о приборном учете тепловой энергии на отопление в 2-х этажных многоквартирных и жилых домах со стенами из панелей и блоков отсутствует, в 2-х этажных многоквартирных и жилых домах со стенами из камня и кирпича отсутствует, в X этажных многоквартирных и жилых домах со стенами из панелей и блоков - отсутствует, в 3-х этажных многоквартирных и жилых домах со стенами из камня и кирпича отсутствует, и только по двум 5-этажным многоквартирным и жилых домам со стенами из панелей/блоков была представлена.
Таким образом из полученных ответов следовало, что сформировать объем предварительной выборки невозможно поскольку на территории Ярославского городского поселения всего 2 дома, отвечающие условиям для формирования в целом объема представительской выборки.
Основания полагать, что предоставленная информация является неполной, недостоверной у регулирующего органа отсутствовали.
Представленные административным истцом сведения о факте допуска приборов по более 40 домам, оснащенных приборами учета, не может быть доказательством свидетельствующим о бесперебойной работе приборов учета и непрерывности показаний приборов с даты начала отопительного периода до дать его окончания.
Из анализа содержания пунктов 19, 21, 22 Правил N 306 следует, что уполномоченный орган вправе принять решение о применении расчетного метода в случае отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Поскольку в рассматриваемом случае многоквартирных жилых домов, соответствующих условиям предварительной выборки бесперебойности услуги и непрерывности показаний приборов весь отопительный период - 2, что менее 10, установленных Правилами N 306, в связи с чем предварительная выборка признана нерепрезентативной, что явилось основанием к применению при расчете спорных нормативов расчетного метода.
Согласно пункту 36 Правил N 306 после формирования объема выборки составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета, вместе с тем составление планов измерений, снятие показаний приборов учета, не представлялось возможным с учетом невозможности сформировать объем выборки.
В соответствии с пунктами 32 и 32(1) Правил N 306 для установления нормативов уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями.
Агентством, в соответствии с пунктом 2.5.11. Положения об агентстве по тарифам Приморского края, для расчета в соответствии с требованиями Правил N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории пгт Ярославский Хорольского муниципального округа, было привлечено ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" являющееся разработчиком Правил N 306.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 2.5.11" имеется в виду "пунктом 2.5.1"
В адрес ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" административным ответчиком были направлены все полученные на основании запросов исходные данные, а также данные предоставленные ранее ООО "УК "Жилкомхоз" письмом от 08.12.2017 N 319 и администрацией Ярославского городского поселения от 12.02.2018 N 189 - в отношении домов находящихся на управлении ООО "УК Жилкомуслуги" и ООО "УК Жилкомхоз" (<адрес>) для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в 2018 году.
На основании данных о характеристике жилищного фонда была произведена дифференциация нормативов коммунальной услуги по отоплению в Ярославском городском поселении, были выделены группы многоквартирных и жилых домов, характеризующиеся аналогичными конструктивными и техническими параметрами.
Норматив отопления по каждой группе домов был определен в соответствии с пунктами 18-21 приложения 1 к Правилам N 306.
Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов, определена на основании формулы 20 приложения N 1 к Правилам N 306, поскольку со стороны администрации Ярославского городского поселения и управляющих компаний проектная документация на жилые многоквартирные дома представлена не была.
Приморским краевым судом в ходе рассмотрения административного дела N 3а-109/17 о признании недействующим Постановления департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" было установлено, что ближайшим к Ярославскому городскому поселению населенным пунктом, по которому имеется информация о расчётной температуре наружного воздуха в целях проектирования систем отопления является село Астраханка, расположенное в том же климатическом районе что и Ярославское городское поселение.
В связи с этим, расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной 5-дневки с обеспеченностью 0,92, используемая для проектирования систем отопления, в отношении Ярославского городского поселения была принята Центром в соответствии с СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99 Строительная климатология" по климатическим параметрам села Астраханка в размере -25 °С.
Часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных и жилых домов определена по формуле п. 20 приложения 1 к правилам N 306 поскольку информация по часовой тепловой нагрузке на отопление отсутствовала.
Температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома определена в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по отоплению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг (+18 С)), (п. 15 Главы (Приложения N 1 Правил N 354).
Текст предыдущего абзаца приводится в соответствии с источником
Сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха за отопительный период, средней продолжительности отопительного периода на территории Ярославского городского поселения приняты Центром в соответствии с письмом ФГ БУ "Приморское УГМС" от 07.10.2019 г. N ЦСО-2550 по фактическим данным за 5 отопительных периодов в размере -5,7°С и 191 сут.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом также была использована полная информация и относительно сведений по общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома, сведений по материалам стен домов.
Как указывалось выше ввиду имевшихся расхождений в представленных данных по материалам стен, в качестве источника информации была использована информация, содержащаяся в письмах администрации от 26.03.2020 N 853, данный сведения были представлены на повторный запрос агентства.
В отношении домов находящихся на управлении ООО "УК Жилкомуслуги" и ООО "УК Жилкомхоз" (<адрес>, а также <адрес> <адрес>) была использована информация предоставленная администрацией 12.02.2018 за N 189, поскольку ООО "УК Жилкомуслуги" и ООО "УК "Жилкомхоз" по запросу в адрес агентства информации не предоставило.
Исследовав материалы дела, суд также приходит к выводу, что агентством общая площадь имущества была учтена без учета площадей лестничных клеток, подвалов, чердаков.
Дом по адресу <адрес>, согласно письма администрации от 26.03.2020 N 853, выбыл из управления ООО "УК "Жилкомхоз", в связи с чем администрацией в адрес агентства была представлена информация по данному дому на основании сведений представленных ООО УК "Гарант-Сервис".
<адрес> был учтен при расчете нормативов для двухэтажных домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов, согласно данных из повторного письма администрации от 26.03.2020 N 853.
Дом, расположенный по адресу <адрес> не мог быть учтен при расчете нормативов, поскольку постановлением администрации от 13.10.2017 признан непригодным для проживания, данное постановление также представлено в материалы дела.
Направление агентством запросов и получение необходимых сведений для проведения расчетов у администрации пгт Ярославский является правомерным.
Как указывалось выше, при установлении нормативов регулирующим органом использованы сведения, представленные органом местного самоуправления в порядке исполнения запроса в формате приложенной к нему таблицы, с указанием источников информации, полученной последними от ресурсоснабжающих и управляющих организаций.
Таким образом исходная информация с целью определения метода расчета нормативов на отопление, агентством была получена по результатам полного объема запросов в администрацию Ярославского сельского поселения с учетом данных от всех исполнителей коммунальных услуг, КГУП "Примтеплоэнерго".
Система ГИС ЖКХ не определена законодательно к применению при расчете нормативов, кроме того данный источник не мог быть применен агентством в качестве полного и достоверного источника.
Что касается необходимости получения агентством информации в Росреестре, то данные полномочия также не определены нормами действующего законодательства в сфере тарифного регулирования при установлении нормативов.
Довод административного истца Заболотской И.Н., о том, что агентством необоснованно в состав площади помещений, входящих в состав общего имущества дома в котором она проживает (<адрес>), включены подвалы, не может быть принят во внимание, поскольку указанный дом находится на управлении УК "Жилкомуслуги", информация на запрос агентства данной компанией представлена не была, в связи с чем, как указывалось выше, агентством принята во внимание ранее предоставленная администрацией информация, технический паспорт представлен только в судебное заседание и не может быть доказательством неправомерности действий агентства по сбору информации и определения площади жилых и нежилых помещений.
В представленных разработках нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" приведено подробное описание проведенного расчета, полностью подтверждается собранной информацией, основано на исчерпывающем анализе расчетных показателей, является мотивированным и корректным.
Ссылки административного истца на судебную практику других судов по аналогичным делам не подлежат обсуждению, поскольку не имеют юридического значения для рассмотрения данного дела.
Ссылка административного истца на ранее вынесенные Приморским краевым судом решения, также является несостоятельной, поскольку предметом рассмотрения по данному делу являются иные юридически значимые обстоятельства. В рамках ранее рассмотренных делах Приморским краевом судом, исследовались и оценивались иные обстоятельства, иной порядок действий агентства.
Нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению установлен ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" для 2-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей и блоков расположенных на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края в размере 0,052530 Гкал/кв. м в месяц,
для 2-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича в размере 0,052163 Гкал/кв. м в месяц,
для 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей 7 блоков - 0,033552 Гкал/кв. м в месяц, для 3-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,032732 Гкал/кв. м в месяц.
для 5-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из панелей и блоков - 0,027853 Гкал/кв. м в месяц, для 5-этажных многоквартирных и жилых домов со стенами из камня, кирпича - 0,027741 Гкал/кв. м в месяц.
Согласно статье 157(1) Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
С целью соблюдения порядка расчета размера платы граждан за коммунальные услуги постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 установлены основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Названным нормативным правовым актом определены принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, установлен порядок опубликования информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации.
Пунктом 11 вышеназванного постановления определено, что предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Приморского края от 5.12.2019 г. N 105-пг утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Приморского края на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, для Ярославского городского поселения установлен индекс с 1.01.2020 по 30.06.2020 в размере 0,0%; с 1.07.2020 по 31.12.2020 в размере 4,8%.
Индексы установлены по отношению к размеру платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из тарифов и нормативов, действующих по состоянию на декабрь 2019 года.
Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2019 N 2556-р для Приморского края установлен средней индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, которые с 01.01.2020 составляет 0%, с 01.07.2020 - 4,5%.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" тарифы на тепловую энергию, тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из не превышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Тариф на первое полугодие устанавливаемого периода не может быть выше тарифа на второе полугодие предыдущего периода.
Постановлением департамента по тарифам N 70/26 "Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) для потребителей Приморского края" был установлен тариф на второе полугодие 2019 года - 2342,41 руб./Гкал.
Постановлением N 62/3 установлен тариф на первое полугодие 2020 года - 2342,41 руб./Гкал; на второе полугодие 2020 года - 2438,45 руб./Гкал.
Указанные нормативные правовые акты департамента по тарифам Приморского края на момент установления нормативов на отопление, оспорены не были.
Норматив на коммунальную услугу по отоплению на первое полугодие 2020 г. был получен математическим расчетом и равен нормативу на данную услугу на второе полугодие 2019 г., поскольку как указывалось выше, согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", тариф на первое полугодие устанавливаемого периода не может быть выше тарифа на второе полугодие предыдущего периода.
Учитывая рост платы граждан на коммунальную услугу по отоплению Ярославского городского поселения на второе полугодие на 4,5%, то норматив на услугу по отоплению на второе полугодие увеличен в пределах указанного индекса.
Таким образом табличные формы приложений N 1 - 4, к оспариваемому постановлению, содержат числовые показатели нормативов на отопление, определенные агентством в пределах предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в пгт Ярославка, в примечаниях к каждому из приложений установлены нормативы, определенные ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" по Правилам N 306.
Таким образом, довод административных истцов о том, что нормативы взяты из признанного недействующим решением Приморского краевого суда от 11 сентября 2019 года по делу N 3а-72/19 постановления Департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года N 73/1 является необоснованным.
В случае установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в размерах, рассчитанных ЗАО "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" предельный индекс изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги по отоплению для граждан, проживающих в данных категориях многоквартирных домов, будет превышать утвержденный на территории Ярославского городского поселения размер - 4,5%, что недопустимо.
Согласно постановления Правительства РФ от 29 июня 2016 г. N 603 органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2020 г.
В связи с чем агентством по тарифам в интересах граждан принято решение о поэтапном переходе к единым нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района в пределах предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Доказательства, подтверждающие нарушения личных прав и свобод, связанных с оспариваемыми нормативами по отоплению, административными истцами в материалах дела не представлены.
Исходя из изложенного, требования административных истцов не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных средствах массовой информации.
Руководствуясь ст. ст. 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз", Ивановой Т.И., Заболотской Л.А., Перовой Н.А. о признании недействующим со дня принятия постановление агентства по тарифам Приморского края от 29 апреля 2020 года N 18/1 "О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 г. N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории пгт Ярославский и села Вознесенка Хорольского муниципального района" - отказать.
Обязать агентство по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 27 апреля 2021 г. по делу N 3а-10/21
Текст решения опубликован не был