Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 56-АПГ17-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ивановой Татьяны Ивановны, Друговой Людмилы Иосифовны, Большак Татьяны Александровны, Перовой Нины Антоновны, Нешенковой Татьяны Геннадьевны о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 г. N 41/3 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края" по апелляционной жалобе департамента по тарифам Приморского края на решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения Нешенковой Т.Г., Перовой Н.А. и представителя административных истцов Ефимова Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 г. N 41/3 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края (далее - Постановление N 41/3).
Граждане Иванова Т.И., Другова Л.И., Большак Т.А., Перова Н.А., Нешенкова Т.Г. и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" (далее - ООО "УК "Жилкомхоз") обратились в Приморский краевой суд с административным исковым заявлениям о признании не действующим со дня его принятия Постановления N 41/3, как противоречащего статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306). В обоснование требований заявители указали, что оспариваемыми нормативами нарушаются их права на расчеты за отопление с использованием нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, поскольку они установлены департаментом по тарифам Приморского края (далее - Департамент) с применением расчетного метода, в то время как имелась возможность использовать метод аналогов, а расчетный метод в том порядке, в котором он регламентируется законодательством, не использовался; в нарушение требований пункта 11 Правил N 306 фактически установлен единый, усредненный и недифференцированный по конструктивным и техническим параметрам и степени благоустройства домов, норматив для всех категорий многоквартирных домов. Так, тарифным органом не были учтены все показатели, которые согласно законодательству являются неотъемлемыми и обязательными элементами расчетного метода, а именно: общая площадь помещений в многоквартирных домах, общая площадь жилых домов, часовая тепловая нагрузка на отопление, температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений домов, среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период, материал стен, материал крыши, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. При этом, по мнению административных истцов, исходные данные, которые были взяты Департаментом для расчета норматива не соответствуют действительности, норматив для двухэтажных домов, установленный Постановлением N 41/3, тождественен нормативу, ранее использовавшемуся на территории Ярославского городского поселения в соответствии с постановлением Департамента от 29 октября 2014 г. N 48/4, которое решением Приморского краевого суда от 19 июня 2015 г. признано не действующим.
В части требований ООО "УК "Жилкомхоз" производство по делу прекращено.
Решением Приморского краевого суда от 12 июля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично: Постановление N 41/3 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых двух-, трех- и пятиэтажных домов до 1999 года постройки (пункты 1.2, 1.3 и 1.4 таблицы приложения); в удовлетворении требований о признании не действующим Постановления N 41/3 в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для многоквартирных жилых одноэтажных домов до 1999 года постройки (пункт 1.1 таблицы приложения) - отказано.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить судебный акт суда первой инстанции в части признания не действующим оспариваемого нормативного правого акта, в остальной части решение оставить без изменения, не соглашается с выводом суда о невозможности использования климатических параметров села Анучино, ссылаясь на прилегание к ближайшему населенному пункту - селу Астраханка - большого водоема (озеро Ханка), влияющего на климатические показатели, указывает, что применение при расчете показателей S и S^об с аналогичными значениями обусловлено поступившей в ответ на запросы информацией от ресурсоснабжающей организации и управляющих компаний. Установление для 1- и 2-этажных домов нормативов на уровне ранее принятого норматива на данной территории, и меньше, чем рассчитанные в соответствии с Правилами N 306, имело целью не допустить превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы, что согласуется с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380, допускающим поэтапный переход к установлению единых нормативов на территории субъекта в отношении всех или отдельных муниципальных образований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административными истцами, прокуратурой Приморского края и заинтересованным лицом - краевым государственным унитарным предприятием "Примтеплоэнерго" поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
На территории Приморского края обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на основании постановления Администрации Приморского края от 6 августа 2007 г. N 214-па возложена на Департамент.
Текст оспариваемого постановления Департамента опубликован 13 октября 2015 г. в издании "Приморская газета", N 117 (1135).
Согласно Правилам N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод в случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Как установлено судом первой инстанции, при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1-, 2-, 3-, 4-, 5-этажных многоквартирных жилых домов до 1999 года постройки для потребителей Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края расчетным методом использованы данные, представленные организацией по теплоснабжению. Невозможность применения метода аналогов и применение расчетного метода подтверждены отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Следовательно, Департаментом правомерно не применен метод аналогов для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Вместе с тем расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.
Пункты 43-51 Правил N 306 устанавливают условия определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением расчетного метода в многоквартирных домах или жилых домах.
Приложение к указанным правилам (пункт 18) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели: Q_о - количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии (Гкал), определяемое по формуле 19, и S06 - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м).
Согласно формуле 19 показатель Q_о зависит от часовой тепловой нагрузки на отопление многоквартирного дома или жилого дома (q_max), а также показателей t_вн (температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома), t_сро (среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период), t_ро (расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления), количественные значения которых и случаи их применения определяются в соответствии с пунктом 44 Правил N 306.
Пунктом 20 Приложения 1 к Правилам N 306 предусмотрено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного дома или жилого дома (q_max) определяется как произведение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (q_уд) и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площади жилого дома (S).
Как следует из материалов дела, при выполнении расчетов административный ответчик использовал идентичные друг другу значения показателей S и S^об, что указывает на их очевидную недостоверность.
Согласно пункту 44 Правил N 306 расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.
При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.
Климатические параметры, которые применяют при проектировании зданий и сооружений, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, при планировке и застройке городских и сельских поселений, установлены "СНиП 23-01-99*. Строительная климатология", введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 11 июня 1999 г. N 45.
Суд первой инстанции, установив, что при расчете нормативов административным ответчиком вместо климатических параметров ближайшего населенного пункта - села Астраханка Ханкайского района - были использованы климатические параметры села Анучино Анучинского района, и учитывая нарушения при использовании показателей S и S^об, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания Постановления N 41/3 не действующим в части.
Доводы апелляционной жалобы воспроизводят позицию представителя административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что присвоение аналогичных значений показателям S и S^об было обусловлено поступившей от ресурсоснабжающей организации и управляющих компаний информацией, подлежат отклонению, поскольку это не исключает ошибочности расчетов, основанных на недостоверной информации.
Доводы жалобы об ошибочности выводов суда о невозможности использования климатических параметров села Анучино Судебной коллегией отклоняются. В обоснование своей позиции Департамент ссылается на прилегание к ближайшему населенному пункту - селу Астраханка - большого водоема, влияющего на климатические показатели. Однако пунктом 44 Правил N 306 применение климатических параметров взамен отсутствующих данных обусловлено исключительно показателем расстояния - ближайший населенный пункт. В связи с этим установленные пунктом 1.2 "СНиП 23-01-99*. Строительная климатология" ограничения на использование аналогичных климатических параметров в рассматриваемом деле применению не подлежат.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Ханкайский район, в котором расположено село Астрахановка, и Хорольский район, в котором расположено Ярославское городское поселение, относятся к одному климатическому району.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного постановления, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 12 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента по тарифам Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 56-АПГ17-19
Текст определения официально опубликован не был