г. Калуга |
|
25 марта 2022 г. |
Дело N А62-636/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.03.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Бутченко Ю.В. |
|
Радюгиной Е.А. |
При ведении протокола помощником судьи Громченко О.М.
При участии в заседании: |
|
от Смоленской таможни (г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 105)
от ООО "Ханса" (ОГРН 1065321091978, ИНН 5310013320) |
Ситина М.В. - представителя (доверен. от 10.01.2022 N 06-49/1) Рощупкиной М.В. - представителя (доверен. от 09.02.2022 N 06-49/24)
Коцыгановой Е.В. - представителя (доверен. от 27.01.2022) |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.08.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по делу N А62-636/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ханса" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Смоленской таможни от 25.12.2020 N 10113000/251220/1703391 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и обязании таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ, указанным в решении от 25.12.2020 N 10113000/251220/1703391.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.08.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, оформленных ООО "Ханса" в период с 01.01.2018 по 30.09.2019, Смоленской таможней на основании акта проверки от 16.11.2020 N 10113000/210/161120/А000069 принято решение от 25.12.2020 N 10113000/251220/1703391 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларациях на товары, поскольку таможня сделала вывод, что общество документально не подтвердило стоимость расходов по перевозке (транспортировке) товаров до пунктов пропуска (мест прибытия на единую таможенную территорию Союза).
Не согласившись с решением Смоленской таможни, ООО "Ханса" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 - 45 ТК ЕАЭС, применяемыми последовательно (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий:
- отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров и установлены актами органов Союза или законодательством государств - членов;
- продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
- никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
- покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
При этом, в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Указанные в пункте 1 настоящей статьи дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется (п.3 ст.40 Кодекса).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС). По правилам пункта 2 названной статьи, в случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" указано, что принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 указанного Постановления, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121, если товар фактически поставлен на территорию Союза, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку), понесенных поставщиком, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории Союза. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Таможенного кодекса в такой ситуации не исключается возможность использования представленных декларантом или имеющихся в распоряжении таможенного органа документально подтвержденных сведений об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов). Иной подход по существу приводил бы к произвольному в условиях фактической поставки товара определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает пунктам 9 и 11 статьи 38 Таможенного кодекса.
Таким образом, в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров на основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС подлежит определению таможней с использованием иных методов.
Как установлено судами, в подтверждение стоимости расходов по перевозке (транспортировке) товаров обществом представлены договоры, заключенные с экспедиторами, заявки на оказание транспортно-экспедиционных услуг, акты, проформы-инвойсы и инвойсы (счета), в которых стоимость транспортировки указана раздельно от и до границы Союза, документы об оплате услуг экспедитора, CMR.
Проанализировав представленные документы, суды установили, что документы, подтверждающие стоимость спорных расходов, соответствуют условиям пунктов 2.1.1 и 2.2.1 договоров, заключенных декларантом с экспедиторами, содержат сведения о стоимости этих расходов как вне таможенной территории Союза, так и по территории Союза, не содержат противоречий, позволяющих предположить необоснованность либо документальную неподтвержденность расходов.
Представленные на запросы таможни фактическими перевозчиками по 12 ДТ документы не опровергают заявленные обществом на основании документов экспедитора сведения о величине расходов на транспортировку и их разделении на от и до границы Союза. Как установили суды, перевозчики подтвердили, что не имеют отношений с обществом, имеют отношения только с экспедиторами. Общая стоимость услуг фактических перевозчиков корреспондирует общей стоимости услуг экспедиторов, указанной в счетах экспедиторов, выставленных обществу.
При этом таможней не опровергнуто, что направленные запросы не содержали предложений перевозчикам представить сведения о разделении расходов по перевозке до и после границы Союза и методах разделения.
Каких-либо доказательств, опровергающих соответствие действительности заявленных обществом сведений о расходах на перевозку (транспортировку) товаров (например, информация об иных тарифах), относимость этих расходов к задекларированным товарам, таможенным органом не представлено.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, а также положениями Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (действовавшего до 01.07.2019), главы 41 ГК РФ, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, учитывая постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121, оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что заявленные обществом сведения о расходах, связанных с перевозкой товаров, основаны на недостоверной и документально не подтвержденной информации.
Доводы таможни о том, что судом первой инстанции необоснованно применены положения статей 325-326 ТК ЕАЭС, были рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана оценка в судебном акте.
Доводы таможенного органа о том, что разбивка стоимости транспортных расходов до границы Союза и после ее пересечения и следования по территории Союза произведена в представленных обществом документах необоснованно, так как экспедитор непосредственно не оказывал услуги по перевозке (транспортировке) товаров, а заключал договоры с третьими лицами, представившими по запросу таможни документы без разделения стоимости спорных расходов до границы Союза и после ее пересечения, отклоняются на основании вышеизложенного.
Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, заявленные при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанций, которые получили надлежащую правовую оценку.
Опровергающих выводы судов доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.08.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по делу N А62-636/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2020 N 307-ЭС20-13121, если товар фактически поставлен на территорию Союза, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары подтверждена и является достоверной, но невозможно достоверно установить размер расходов на перевозку (транспортировку), понесенных поставщиком, это не означает, что таможенная стоимость может определяться первым методом исходя из полной контрактной цены без какого-либо исключения из нее стоимости перевозки (транспортировки) товара по таможенной территории Союза. В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Таможенного кодекса в такой ситуации не исключается возможность использования представленных декларантом или имеющихся в распоряжении таможенного органа документально подтвержденных сведений об обычно применяемых тарифах перевозчиков (экспедиторов). Иной подход по существу приводил бы к произвольному в условиях фактической поставки товара определению таможенной стоимости одних и тех же товаров, что не отвечает пунктам 9 и 11 статьи 38 Таможенного кодекса.
Таким образом, в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров на основании пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС подлежит определению таможней с использованием иных методов.
...
Доводы таможни о том, что судом первой инстанции необоснованно применены положения статей 325-326 ТК ЕАЭС, были рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана оценка в судебном акте."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 марта 2022 г. N Ф10-369/22 по делу N А62-636/2021