г. Калуга |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А08-435/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
|||
Судей |
Бутченко Ю.В. |
|||
|
Радюгиной Е.А. |
|||
При участии в заседании: |
|
|||
|
Краснолобова Д.Ю. - представителя (доверен. от 10.02.2022)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
|||
|
|
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРАЙМ КОЛЛ" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.08.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу N А08-435/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПРАЙМ КОЛЛ" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании законным применение ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" упрощенной системы налогообложения с момента создания общества; о признании незаконным уведомления ИФНС России по г. Белгороду от 07.10.2020 N 4308 о предоставлении налоговой отчетности по общей системе налогообложения с момента регистрации общества; о признании незаконным требования ИФНС России по г. Белгороду от 02.03.2021 N 4437 о представлении пояснений и предоставлении налоговой отчетности по общей системе налогообложения за 2020 год; о признании незаконным решения ИФНС России по г. Белгороду от 03.03.2021 N 10193 о приостановлении всех расходных операций по счетам заявителя в АО "ТИНЬКОФФ банк" ввиду непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение десяти рабочих дней по истечении установленного срока ее представления; обязании ИФНС России по г. Белгороду выдать ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" информационное письмо по форме 26.2-7 о применении упрощенной системы налогообложения (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании законным применение ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" упрощенной системы налогообложения с момента создания общества, о признании незаконным уведомления ИФНС России по г. Белгороду от 07.10.2020 N 4308 о предоставлении налоговой отчетности по общей системе налогообложения с момента регистрации общества, о признании незаконным требования ИФНС России по г. Белгороду от 02.03.2021 N 4437 о представлении пояснений и предоставлении налоговой отчетности по общей системе налогообложения за 2020 год отменено и в этой части производство по делу прекращено на основании п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ.
В части отказа в удовлетворении требований ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" о признании незаконным решения ИФНС России по г. Белгороду от 03.03.2021 N 10193 о приостановлении всех расходных операций по счетам заявителя в АО "ТИНЬКОФФ банк" решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить и принять новый судебный акт о признании незаконным решения ИФНС России по г. Белгороду от 03.03.2021 N 10193.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от налогового органа поступило ходатайство об отложении судебного заседания и рассмотрении жалобы общества в режиме видеоконференц-связи.
Суд, совещаясь на месте, определил: в удовлетворении ходатайства отказать ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом пределов полномочий суда кассационной инстанции, установленных ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.02.2019.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Белгороду в адрес общества было направлено уведомление от 07.10.2020 N 4308, в котором указано, что "для перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2021 необходимо в соответствии с п.1 ст.346.13 НК РФ уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения , то есть 31.12.2020". Кроме того, в письме указано, что "уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения согласно п.2 ст.346.13 НК РФ в ИФНС России по г. Белгороду организацией не предоставлялось".
В ответе от 11.10.2020 на это письмо общество сообщило, что уведомление о применении УСН было направлено через почту России 27.02.2019.
Инспекция в письме, полученном заявителем 27.11.2020, запросила у общества, в частности, оригинал описи почтового вложения с целью исследования оттиска печати Почты России и установления почтового отделения связи, на которое ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" 03.12.2020 представило оригинал описи почтового вложения от 27.02.2019.
ИФНС России по г. Белгороду было принято решение от 03.03.2021 N 10193 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, в связи с непредставлением налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций по сроку 29.06.2020.
Ссылаясь на правомерное применение упрощенной системы налогообложения с момента регистрации в качестве юридического лица, ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу п.1 ст.346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса (п.2 ст.346.11 НК РФ).
Согласно подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;
В соответствии с п.1 ип.2 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, разъяснено, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом предпринимательства о применении упрощенной системы налогообложения, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.
Согласно пункта 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, налоговый орган, длительное время осуществлявший администрирование субъекта предпринимательства как плательщика налогов по УСН, и обладавший информацией о нарушении порядка начала применения данного специального налогового режима, утрачивает право на принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации, налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении налогоплательщиком процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать (п. 2 ст. 22, подп. 1 и 5 п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 32 НК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что общество не подтвердило факт отправки уведомления о применении упрощенной системы налогообложения, а также сослались на то, что неправомерное применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения ввиду отсутствия соответствующего уведомления было обнаружено налоговым органом при проведении камеральной проверки.
Эти выводы судов сделаны по неполно исследованным обстоятельствам и не подтверждены материалами дела.
Так, вывод о том, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2019 год, в том числе уточненных (номер корректировки 1 и 2), представленной налогоплательщиком посредством использования ТКС, не подтверждается материалами дела, в которых имеются две декларации за 2019 год, представленные налогоплательщиком посредством использования ТКС 13.02.2020 и 12.05.2020, а не три.
При этом доказательств проведения инспекцией камеральных проверок указанных деклараций и результатов этих проверок, в частности, принятия решений о доначислении обществу налогов по общей системе налогообложения в случае установления налоговым органом отсутствия уведомления налогоплательщика о применении упрощенной системы налогообложения, в материалах дела не имеется.
Более того, в материалы дела представлена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 20.09.2021, в которой налог на прибыль и иные налоги, уплачиваемые по общей системе налогообложения, не указаны.
То есть, исходя из материалов дела, первое упоминание инспекции о спорном уведомлении датировано 07.10.2020 при том, что заявитель применял специальный налоговый режим в 2019 году и в течении 2020 года, а обстоятельства, касающиеся наличия или отсутствия возражений у налогового органа относительно применения обществом упрощенной системы налогообложения до указанной даты, судами не установлены и в материалах дела отсутствуют.
Более того, к материалам дела приобщены справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 07.12.2020, а также справка по состоянию на 24.11.2020, в которой указано, что ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в которых налог на прибыль и иные налоги, уплачиваемые по общей системе налогообложения, не указаны.
Оспариваемое решение было принято инспекцией 03.03.2021 и сведений о том, что налоговым органом ранее выносились аналогичные решения, в материалах дела также не имеется.
Вывод судов о том, что общество не направляло уведомления о применении упрощенной системы налогообложения 27.02.2019, противоречит материалам дела, в которых (т.1 л.д.29) имеется копия почтовой описи вложения с указанием на уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения. На этой копии описи имеется печать почтового отделения связи с проставленной на ней датой - 27.02.2019, и подпись работника связи.
При этом в материалах дела не имеется доказательств того, что подлинность этого документа, в том числе, подлинность печати отделения почтовой связи, кем-либо оспорена и, соответственно, был поставлен под сомнение факт получения отделением почтовой связи от ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" корреспонденции, указанной в этой описи.
Судами эти обстоятельства, включая оригинал описи вложения, не исследованы и не оценены, и не учтено, что общество не может нести ответственность за действия почты по доставке корреспонденции или за действия налогового органа в случае утраты им документов, полученных по почте.
Учитывая, что судами не полностью выяснены все фактические обстоятельства, не исследованы все доказательства, на которые ссылались стороны в обоснование своих позиций, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит учесть вышеизложенное, в том числе, дать оценку обстоятельствам получения отделением почтовой связи от общества спорной корреспонденции, и действиям инспекции, которые могут подтверждать или опровергать наличие или отсутствие у налогового органа возражений до 07.10.2020 относительно применения заявителем упрощенной системы налогообложения, и разрешить спор, учитывая также правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.08.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу N А08-435/2021 в части отказа в удовлетворении требований ООО "ПРАЙМ КОЛЛ" о признании недействительным решения ИФНС России по г. Белгороду от 03.03.2021 N 10193 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что судами не полностью выяснены все фактические обстоятельства, не исследованы все доказательства, на которые ссылались стороны в обоснование своих позиций, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит учесть вышеизложенное, в том числе, дать оценку обстоятельствам получения отделением почтовой связи от общества спорной корреспонденции, и действиям инспекции, которые могут подтверждать или опровергать наличие или отсутствие у налогового органа возражений до 07.10.2020 относительно применения заявителем упрощенной системы налогообложения, и разрешить спор, учитывая также правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 апреля 2022 г. N Ф10-1006/22 по делу N А08-435/2021
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1006/2022
31.10.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6182/2021
02.08.2022 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-435/2021
11.04.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1006/2022
20.12.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6182/2021
26.08.2021 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-435/2021