город Калуга |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А14-1685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судей |
Шелудяева В.Н., Власова Е.В., Якимова А.А., |
||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Байдиной Е.А., |
||
при участии в заседании: |
|
||
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Садычко Д.А. - представитель общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес", доверенность от 01.12.2021, диплом; Личковаха А.В. - генеральный директор общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес", личность установлена на основании паспорта; Самохвалова И.В. - представитель Управления лесного хозяйства Воронежской области, доверенность от 10.01.2022, диплом, |
||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по делу N А14-1685/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" (далее - истец, ООО "Фирма "Шипов лес") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (далее - ответчик, управление) о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 1 от 19.01.2013 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 обжалуемое решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.08.2021 по делу N А14-1685/2021 изменено. Приложение N 5 к договору аренды лесного участка N 1 изложено в следующей редакции:
СРОКИ
внесения арендной платы за 2021 год
Срок внесения арендной платы |
Размер арендной платы, рублей |
||
всего |
в том числе: |
||
в федеральный бюджет |
в бюджет субъекта Российской Федерации |
||
I квартал |
9 805 682,74 |
3 082 966,34 |
6 722 716,40 |
II квартал |
9 805 682,74 |
3 082 966,34 |
6 722 716,40 |
III квартал |
9 805 682,74 |
3 082 966,34 |
6 722 716,40 |
IV квартал |
9 805 682,74 |
3 082 966,35 |
6 722 716,41 |
Приложение "Расчет арендной платы за пользование лесным участком ООО "Фирма "Шипов лес" (заготовка древесины)" после слов "Всего по II разряду такс - 6 610 364, 27 рублей" изложено в следующей редакции: "Всего по лесному участку:
В федеральный бюджет - 12 331 865 руб. 37 коп..
В бюджет субъекта Российской Федерации (с учетом увеличения арендной платы в порядке, установленном договором) - 26 890 865 руб. 61 коп.
Итого арендная плата за 2021 г. - 39 222 730 руб. 97 коп."
В остальной части решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным постановлением суда апелляционной инстанции в части установления условий договора аренды лесного участка о порядке расчета арендной платы, общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Шипов лес" обжаловало данный судебный акт в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, по договору аренды лесного участка для заготовки древесины N 1 от 09 января 2013 г., заключенному по результатам торгов, Управление лесного хозяйства Воронежской области предоставило обществу с ограниченной ответственностью "Шипов лес" на срок до 08 января 2023 г. лесной участок площадью 15 646,7 га, расположенный по адресу: Воронежская обл., Павловский муниципальный р-н, Воронцовское лесничество, Красное участковое лесничество, квартала 1-41, часть кв. 42 (в. 1-21, 23-40), 43-57, часть кв. 58 (в. 1, 2, 4-26), часть кв. 59 (в. 2-19), 60-68, площадью 4 845,0 га, Новенькое участковое лесничество, кварталы 14-27, 29-76, 83-93, 101-107, 113-118, 169-182, часть кв. 183 (в. 1-13, 16-25), площадью 5 823,7 га Александровское участковое лесничество, кварталы 77-82, 94-100, 108-112, 119-163, 184-204, площадью 4 978,0 га; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 78-2012-10.
По результатам торгов арендная плата составила 17 563 230 руб. 57 коп., из которых 5 521 936 руб. 66 коп. подлежали внесению в федеральный бюджет, 12 041 293 руб. 91 коп. - в бюджет Воронежской области.
Согласно пункту 7 договора арендная плата подлежала изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с изменением законодательства.
По результатам таксации лесов на территории Воронежского, Бобровского, Воронцовского и Теллермановского лесничеств, на арендуемом лесном участке установлены существенные изменения количественных и качественных характеристик лесного участка и его насаждений.
Материалы таксации лесов утверждены приказом Управления лесного хозяйства Воронежской области N 830 от 29 сентября 2017 г.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения арендатора в суд с требованием об изменении действующего договора аренды в части характеристик лесного участка, объема заготовки древесины, видов и объемов использования лесов на лесном участке, сроков внесения арендной платы. При этом общество заявило требование и об изменении и порядка расчета арендной платы, изложив данный порядок в проекте дополнительного соглашения.
Решением арбитражного суда первой инстанции заявленные исковые требования ООО "Фирма "Шипов лес" удовлетворены.
Изменяя решение суда первой инстанции в части внесения изменений в приложение N 5 "Сроки внесения арендной платы" и "Расчет арендной платы" к договору аренды лесного участка N 1 от 19.01.2013, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
При этом начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 1318 "О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлен коэффициент индексации 2,72 на 2021 год, применяемый с целью объективного определения размера арендной платы, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и инфляционных процессов.
Как следует из материалов дела, разногласия сторон в части порядка расчета арендной платы заключаются в следующем.
По мнению Управления лесного хозяйства Воронежской области, вышеуказанный коэффициент индексации должен применяться, как к сумме арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, так и к сумме арендной платы, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации.
ООО "Фирма "Шипов лес" считает, что коэффициент индексации, установленный Правительством РФ, должен применяться только к сумме арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет.
Признавая доводы общества в этой части ошибочными, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как указано выше, пунктом 7 договора аренды стороны установили условие, согласно которому размер арендной платы подлежит корректировке пропорционально изменению ставок арендной платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом договор аренды лесного участка также не содержит условий об индексации только части арендной платы, определенной на торгах.
Кроме того, изложенные обстоятельства являлись предметом исследования и оценки Арбитражным судом Воронежской области при рассмотрении дела N А14-11688/2018. Как следует из решения арбитражного суда от 31.01.2020 по указанному делу, вступившему в законную силу, при расчете арендной платы по спорному договору аренды ленного участка коэффициент индексации, устанавливаемый Правительством РФ, должен применяться к сумме арендной платы, зачисляемой, как в федеральный бюджет, так и в бюджет субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об установлении условий договора аренды лесного участка в части размера арендной платы, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, рассчитанной с применением коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленного Правительством РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемым судебным актом основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Доводы ООО "Фирма "Шипов лесов" о несоответствии арифметического расчета размера арендной платы, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, нормативным требованиям, регулирующим порядок такого расчета, также не нашли своего подтверждения, а поэтому судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену постановления арбитражного суда апелляционной инстанции по настоящему делу, не установлено
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2021 по делу N А14-1685/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 1318 "О применении в 2021 - 2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлен коэффициент индексации 2,72 на 2021 год, применяемый с целью объективного определения размера арендной платы, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и инфляционных процессов.
...
Как указано выше, пунктом 7 договора аренды стороны установили условие, согласно которому размер арендной платы подлежит корректировке пропорционально изменению ставок арендной платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 апреля 2022 г. N Ф10-22/22 по делу N А14-1685/2021