город Калуга |
|
03 июня 2022 г. |
Дело N А83-15380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
||||
судей |
Власова Е.В., Шульгиной А.Н., |
||||
при участии в заседании: |
|
||||
от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явился, извещен надлежаще; не явились, извещены надлежаще; |
||||
|
|
||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.10.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу N А83-15380/2021,
УСТАНОВИЛ:
садоводческое некоммерческое товарищество "Нептун" (далее - заявитель, СНТ "Нептун", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованием об изменении постановления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, административный орган) о назначении административного наказания от 05.07.2021 N 17, согласно которому товарищество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 292 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.10.2021 признано незаконным и отменено постановление Госкомрегистра о назначении административного наказания от 05.07.2021 N 17.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 решение суда республики оставлено без изменений.
Полагая состоявшиеся по делу судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, Госкомрегистр (далее - заявитель, кассатор) обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда республики и апелляционное постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым постановление о назначении административного наказания от 28.10.2021 N 17 оставить без изменения.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что исходя из существа субъектного состава, возникших правоотношений и характера применяемого законодательства, вменяемое СНТ "Нептун" административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня обнаружения административного правонарушения.
Кассатор и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда округа не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Госкомрегистра от 23.04.2021 N 948-07/1 с целью исполнения государственных функций по осуществлению государственного земельного надзора, на основании акта административного обследования N 20/07 от 08.02.2021, а также мотивированного представления от 09.04.2021 в период с 15.06.2021 по 22.06.2021 в отношении СНТ "Нептун" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 22.06.2021 составлен соответствующий акт проверки N 53.
В ходе проведения проверки установлено использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Согласно выписке из ЕГРН от 09.04.2020 земельный участок с кадастровым номером 90:07:200601:13 площадью 350 900 кв.м. (далее - земельный участок 01:13, спорный земельный участок) имеет следующие характеристики: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение садоводства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Правообладатель - Республика Крым. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.12.2020 спорный земельный участок категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - ведение садоводства имеет площадь 153558 +/- 137 кв.м. Граница спорного земельного участка состоит из 2 контуров. Учетные номера контуров и их площади: 1 - 41 348,5 кв.м, 2 - 112 209,43 кв.м.
Земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером 90:00-6.21 от 07.07.2017, вид/наименование: прибрежная защитная полоса (ПЗП) Азовского моря на территории муниципального образования Ленинского района Республики Крым.
При визуальном осмотре установлено, что на обследуемом земельном участке расположены гостевые дома "Нептун", "Калипсо", "Татьяна", "Регата", "Вилла Вайт", "Эллада", гостиничный комплекс "Villa Campari". Указанные объекты используются в коммерческих целях, имеют признаки многоквартирности, разделены на помещения с отдельными входами.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлена коммерческая деятельность на спорном земельном участке.
В связи с изложенным, административный орган пришел к выводу о наличии административного правонарушения, связанного с использованием земельного участка не по целевому назначению.
По данному факту 22.06.2021 в отношении СНТ "Нептун" и присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Главным государственным инспектором Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель, заведующей Ленинским районным отделом Госкомрегистра в отношении СНТ "Нептун" и присутствии его уполномоченного представителя 05.07.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания N 17, которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 292 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
По мнению суда округа, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь нормами арбитражного процессуального законодательства, а также статьями 2.1, 4.5, 8.8, 24.1, 24.5, 26.2, пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, статьями 7, 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности, исчисляемый в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ со дня обнаружения административного правонарушения, на момент принятия оспариваемого постановления истек.
Так, согласно положениям статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением порядка, исключающего использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Согласно положениям статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
По справедливому суждению судов первой и апелляционной инстанций, срок давности привлечения к административной ответственности по вменяемому предпринимателю правонарушению - за нарушение земельного законодательства составляет два месяца в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Отличие длящегося правонарушения от составов иных административных правонарушений проявляется в его объективной стороне, которая, будучи полностью сформированной, продолжает существовать еще длительный период времени вплоть до окончания правонарушения - фактического (прекращение противоправного поведения) или юридического (определение периода времени совершения правонарушения в постановлении о привлечении к административной ответственности).
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
У суда округа отсутствуют правовые основания не согласиться с выводами судов предыдущих инстанций о том, что в рассматриваемом случае вменяемое заявителю правонарушение является длящимся, так как выражается в длительном непрекращающемся использовании земельного участка не по целевому назначению земельного участка. В связи с чем, днем обнаружения такого правонарушения следует признать день его выявления должностным лицом Госкомрегистра, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении.
Судом республики достоверно установлено, что в силу статей 23.21, 28.3, КоАП РФ акт административного обследования N 20/07 от 08.02.2021 составлен консультантом Ленинского районного отдела Госкомрегистра, государственным инспектором Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель, то есть уполномоченным лицом.
По правилам статьи 71.2 ЗК РФ под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений. Аналогичные положения содержатся в Правилах проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что по состоянию на 08.02.2021 у Госкомрегистра имелись достаточные данные, указывающие на наличие в действиях СНТ "Нептун" квалифицирующих признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы Госкомрегистра о том, что срок привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае составляет один год, не может быть принят окружным судом во внимание, как основанный на субъективном толковании заявителем норм права.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.10.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу N А83-15380/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Крыжскя
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По правилам статьи 71.2 ЗК РФ под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений. Аналогичные положения содержатся в Правилах проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что по состоянию на 08.02.2021 у Госкомрегистра имелись достаточные данные, указывающие на наличие в действиях СНТ "Нептун" квалифицирующих признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 июня 2022 г. N Ф10-1840/22 по делу N А83-15380/2021