17 февраля 2022 г. |
А83-15380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Градовой О. Г., Кузняковой С.Ю.
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года по делу N А83-15380/2021, принятое по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Нептун" к Ленинскому районному отделу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии в деле в качестве заинтересованного лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
20.07.2021 садоводческое некоммерческое товарищество "Нептун" (далее - заявитель, СНТ "Нептун", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) с требованием об изменении постановления о назначении административного наказания от 05.07.2021 N 17, согласно которому заявитель привлечен Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 292 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года по делу N А83-15380/2021 признано незаконным и отменено постановление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, административный орган) о назначении административного наказания от 05.07.2021 N 17, согласно которому садоводческое некоммерческое товарищество "Нептун" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 292 000,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обжаловал его в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, нарушение норм материального права. Госкомрегистр считает, что срок давности привлечения к административной ответственности по указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год, так как правонарушение посягает на отношения в области охраны окружающей среды.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суд апелляционной инстанции участники судебного разбирательства не явились, материалами дела подтверждается заблаговременное и надлежащее уведомление о судебном процессе. Ходатайств, препятствующих рассмотрению жалобы в данном судебном заседании не поступило, суд допустил рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие заявителя и административного органа по имеющимся материалам, что согласуется с положением статей 41, 156 и 266 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Госкомрегистра от 23.04.2021 N 948-07/1 (т. 1 л. д. 89-90) с целью исполнения государственных функций по осуществлению государственного земельного надзора, на основании акта административного обследования N20/07 от 08.02.2021, а также мотивированного представления от 09.04.2021 в период с 15.06.2021 по 22.06.2021 в отношении СНТ "Нептун" проведена внеплановая выездная проверка, о проведении которой товарищество уведомлено 21.05.2021, по результатам которой 22.06.2021 составлен соответствующий акт проверки N53.
Так, в ходе проведения проверки, изучения и сопоставления данных публичной кадастровой карты, размещенной на портале Росреестра в сети Интернет, сведений ЕГРН, а также визуального осмотра установлено использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Согласно выписке из ЕГРН от 09.04.2020 земельный участок с кадастровым номером 90:07:200601:13 имеет следующие характеристики: категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - "ведение садоводства", площадь 350 900 кв. м. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Правообладателем является Республика Крым, документ - основание: выписка из Реестра имущества Республики Крым N СЛ/1049/14 от 03.04.2020, о чем в ЕГРН имеется запись N 90:07:200601:13-90/090/2020-1 от 09.04.2020. Кроме того, из выписки из ЕГРН от 09.04.2021 следует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно выписке из ЕГРН от 15.12.2020 земельный участок с кадастровым номером 90:07:200601:13 имеет следующие характеристики: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение садоводства, площадь 153558 +/-137 кв. м. Кадастровые номера образованных объектов недвижимости: 90:07:200601:1000, 90:07:200601:1001, 90:07:200601:1002, 90:07:200601:1003, 90:07:200601:1004, 90:07:200601:1005, 90:07:200601:1006, 90:07:200601:1007, 90:07:200601:1011, 90:07:200601:1015, 90:07:200601:1019, 90:07:200601:1008, 90:07:200601:1012, 90:07:200601:1016, 90:07:200601:1020, 90:07:200601:1009, 90:07:200601:1013, 90:07:200601:1017, 90:07:200601:1022, 90:07:200601:1010, 90:07:200601:1014, 90:07:200601:1018, 90:07:200601:947, 90:07:200601:952, 90:07:200601:953, 90:07:200601:954, 90:07:200601:955, 90:07:200601:956, 90:07:200601:957, 90:07:200601:958, 90:07:200601:959, 90:07:200601:960, 90:07:200601:970, 90:07:200601:971, 90:07:200601:973, 90:07:200601:974, 90:07:200601:975, 90:07:200601:976, 90:07:200601:977, 90:07:200601:978, 90:07:200601:979, 90:07:200601:980, 90:07:200601:985, 90:07:200601:986, 90:07:200601:987, 90:07:200601:988, 90:07:200601:989, 90:07:200601:990, 90:07:200601:991, 90:07:200601:992, 90:07:200601:996, 90:07:200601:997, 90:07:200601:998, 90:07:200601:999.
При этом земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером 90:00-6.49 от 07.07.2017, вид/наименование: водоохранная зона Азовского моря на территории муниципального образования Ленинского района Республики Крым, тип: водоохранная зона, номер: б/н, дата решения: 25.05.2017, номер решения: 1023, наименование ОГВ/ОМСУ: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером 90:07-6.28 от 25.05.2017, вид/наименование: охранная зона ВЛ-10кВ Л-15 ПС Казантип, тип: охранная зона инженерных коммуникаций, номер: 29670, дата решения: 24.02.2009, номер решения: N 160, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации. Земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером 90:07 - 6.90 от 28.07.2020, вид/наименование: охранная зона объекта электросетевого хозяйства КТП-133 с. Мысовое, тип: охранная зона инженерных коммуникаций, дата решения: 24.02.2009, номер решения: 160, наименование ОГВ/ОМСУ.
Земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером 90:00-6.21 от 07.07.2017, вид/наименование: прибрежная защитная полоса (ПЗП) Азовского моря на территории муниципального образования Ленинского района Республики Крым, тип: Прибрежная защитная полоса, номер: б/н, дата решения: 25.05.2017, номер решения: 1023, наименование ОГВ/ОМСУ: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Граница земельного участка состоит из 2 контуров. Учетные номера контуров и их площади: 1 - 41348.5 кв.м., 2 - 112209.43 кв.м. Сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества: вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Срок действия c 14.12.2020; реквизиты документа-основания: приказ об установлении границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы Черного моря от 25.05.2017 N 1023 выдан: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым. Вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; Срок действия c 14.12.2020; Реквизиты документа-основания: Постановление Правительства Российской Федерации N 160 от 24.02.2009 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N N160 выдан: Правительство Российской Федерации. Вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ; Срок действия c 14.12.2020; Реквизиты документа-основания: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N160. Вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ; Срок действия c 14.12.2020; Реквизиты документа-основания: Приказ об установлении границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы Черного моря от 25.05.2017 N 1023 выдан: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым. Правообладателем является Республика Крым, о чем в ЕГРН имеется запись N90:07:200601:13-90/090/2020-1 от 09.04.2020. Обременение в виде ограничения прав в виде аренды (в том числе субаренды) не зарегистрированы, в ЕГРН не внесены.
При визуальном осмотре установлено, что на обследуемом земельном участке расположены гостевые дома "Нептун", "Калипсо", "Татьяна", "Регата", "Вилла Вайт", "Эллада", гостиничный комплекс "Villa Campari".
Указанные объекты используется в коммерческих целях, имеют признаки многоквартирности, разделены на помещения с отдельными входами.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлена коммерческая деятельность на указанном земельном участке.
Ведение коммерческой деятельности в СНТ "Нептун" подтверждается рекламной информацией гостевых домов и вилл, размещенной на общедоступных рекламных сайтах сети интернет: https://villacampari.ru/,https://www.booking.com/hotel/xc/guest-house-in-snt neptun.ru.html, https://vkrim.info/sdam/object/49952, https://azur.ru/schelkino/o/22205, где указаны цены и перечень предоставляемых и оказываемых услуг.
В ходе проведения проверки совместно с председателем СНТ "Нептун" Хоменко Е.Л. проведен осмотр земельных участков, расположенных в товариществе, в результате которого установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: 90:07:200601:162; 90:07:200601:1286; 90:07:200601:921; 90:07:200601:1025; 90:07:200601:23; 90:07:200601:1286; 90:07:200601:923; 90:07:200601:1024; 90:07:200601:631; 90:07:200601:1044; 90:07:200601:922; 90:07:200601:896; 90:07:200601:1278; 90:07:200601:1279; 90:07:200601:1023; 90:07:200601:898; 90:07:200601:897; 90:07:200601:999; 90:07:200601:953; 90:07:200601:567 используются не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, внесенным в ЕГРН.
Кроме того, земельные участки, находящиеся в пользовании членов СНТ "Нептун" по членским книжкам, также используются в коммерческих целях.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412 вид разрешенного использования земельного участка "ведение садоводства" (код 13.2), подразумевает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
При этом указанный вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает размещение на земельном участке вилл, гостевых домов, поскольку размещение таких объектов допускается на земельных участках с видом разрешенного использования - "гостиничное обслуживание" (код - 4.7), допускающий использование земельного участка для размещения гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
22.06.2021 по данному факту консультантом Ленинского районного отдела Госкомрегистра, государственным инспектором Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель Мальцевой С.М. в отношении СНТ "Нептун" и присутствии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (т. 1 л.д. 61-66).
05.07.2021 главным государственным инспектором Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель, заведующей Ленинским районным отделом Госкомрегистра Костиной С.Г. в отношении СНТ "Нептун" и присутствии его уполномоченного представителя вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 17, которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 292 000,00 руб. (т. 1 л.д. 47-55).
Заявитель, полагая, что названное постановление о назначении административного наказания от 05.07.2021 нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с данным заявлением, прибегнув к судебной защите.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года по делу N А83-15380/2021 признано незаконным и отменено постановление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении административного наказания от 05.07.2021 N 17.
Судом апелляционной инстанции не установлены основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующих мотивов.
Заявление о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и постановления (представления) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, рассматривается арбитражным судом в порядке глав 22, 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 189, 207- 211) (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Из смысла указанной нормы усматривается, что в ходе осуществления проверки реализуется задача получения и сбора в установленном порядке доказательств совершенного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 ст. 26.2 КоАП РФ фактическим данные, относящиеся к доказательствам, устанавливаются протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, документами, вещественными доказательствами.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ )
В силу положений части 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением порядка, исключающего использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса, могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, под которыми согласно статье 5 ЗК РФ понимаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (постановление от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 24 декабря 2013 г. N 2153-О, от 24 марта 2015 г. N 671-О, от 23 июня 2015 г. N 1453-О и от 28 февраля 2017 г. N 443-О). Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 названного кодекса, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (определение от 28 сентября 2017 г. N 1919-О, от 27 сентября 2018 г. N 2347-О).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования земельного участка "ведение садоводства" (код 13.2), подразумевает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
При этом указанный вид разрешенного использования земельного участка не подразумевает размещение на земельном участке вилл, гостевых домов, поскольку размещение таких объектов допускается на земельных участках с видом разрешенного использования - "гостиничное обслуживание" (код - 4.7), допускающий использование земельного участка для размещения гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
Согласно пункту 2 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378, категория земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40, статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы, предоставляющие СНТ "Нептун" право на использование земельного участка с кадастровым номером 90:07:200601:13 не по целевому назначению, то суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях товарищества нарушения требований статьи 7, 40, 42 ЗК РФ, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.8 КоАП РФ.
В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 данного Кодекса, составляет два месяца.
Аналогичный правовой подход изложен в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 305-ЭС21-9690 по делу N А40- 146208/2020 и от 08.02.2021 N 308-ЭС20-22809 по делу N А32-5319/2020.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является длящимся.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Материалами дела подтверждено, что 08.02.2021 консультантом Ленинского районного отдела Госкомрегистра, государственным инспектором Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель Мальцевой С.М. произведено обследование спорного земельного участка с кадастровым номером 90:07:200601:13, по результатам которого составлен соответствующий акт административного обследования N 20/07 (т. 1 л.д. 91-96).
В акте административного обследования N 20/07 зафиксировано использование СНТ "Нептун" земельного участка не по целевому назначению, вследствие чего, в действиях общества усматриваются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Более того, акт административного обследования от 08.02.2021 N 20/07, акт проверки органа государственного надзора от 22.06.2021 N 53, а также протокол об административном правонарушении от 22.06.2021 составлены одним и тем же лицом - государственным инспектором Ленинского района Республики Крым по использованию и охране земель Мальцевой С.М.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что по состоянию на 08.02.2021 у Госкомрегистра имелись достаточные данные, указывающие на наличие в действиях СНТ "Нептун" квалифицирующих признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
При этом оспариваемое постановление вынесено 05.07.2021, то есть за пределами двухмесячного срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данного вида нарушений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части.
Таким образом, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, является пресекательным, восстановлению не подлежит, суд первой инстанции не мог прийти к иному выводу, кроме как о признании постановления по делу об административном правонарушении от 05.07.2021 N 17 незаконным и подлежащим отмене.
Довод жалобы о том, что на момент проведения проверки у СНТ "Нептун" отсутствовали документы, дающие в соответствии с законодательством РФ, право на использование спорного земельного участка по целевому назначению, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу достаточности первоначально выявленных квалифицирующих признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ - 08.02.2021, в связи с чем привлечение заявителя к административной ответственности должностным лицом к административной ответственности по истечении срока давности, который по данной категории дел составляет два месяца, нельзя признать состоявшимся и обоснованным.
Также, в силу сложившейся судебной практики, на которую указано в данном судебном постановлении, признается ошибочным утверждение Госкомрегистра о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 данного Кодекса, составляет один год.
Апелляционная коллегия отмечает, что судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют доказательствам, представленных в материалы дела, исследованным согласно статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормам действующего законодательства.
При этом, апелляционная жалоба заявителя жалобы не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе, влекущего безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 октября 2021 года по делу N А83-15380/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15380/2021
Истец: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "НЕПТУН"
Ответчик: Ленинский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ