город Калуга |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А64-4478/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 22 июня 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания:
|
Крыжской Л.А., Смирнова В.И., Шелудяева В.Н.,
помощником судьи Абрамовой К.А.,
Матвеева А.В. - представитель Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова, доверенность N 24-40-633 от 21.04.2022, копия диплома, служебное удостоверение;
Сорокин Р.В. - представитель акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы", доверенность N 66 от 30.11.2021, копия диплома, паспорт; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А64-4478/2021,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" (далее - АО "ТКС", общество, ответчик) о взыскании 2 302 651,17 руб. неосновательного обогащения за период с 01.09.2020 по 31.01.2021, 18 486,12 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2020 по 11.02.2021.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 исковые требования удовлетворены частично, с общества в пользу комитета взыскана задолженность в размере 416 475,55 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 759,55 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 решение суда области оставлено без изменений.
Полагая вышеуказанные судебные акты незаконными и необоснованными, комитет (далее - заявитель, кассатор) обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы комитет указывает, что суды первой и апелляционной инстанций, разрешая требования по существу, не приняли во внимание обстоятельства того, что земельный участок площадью 319 312 кв.м предназначен для размещения объектов коммунального хозяйства, в связи с чем, по мнению комитета, последний вправе требовать от ответчика внесения арендной платы, не превышающей ставку 0,7 %, установленную Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217.
Кроме того, полагает неприменимой к спорным правоотношениям позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, поскольку разрешение вопроса о целесообразности и соразмерности использования земельного участка под объектом недвижимости, разрешается до момента формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка.
Обращает внимание, что в рамках дела N А64-2336/2021 комитет обращался в суд с требованием о понуждении общества заключить договор аренды. В настоящее время повторно заявлено в суд требование о понуждении к заключению договора аренды в отношении общества ответчика, являющегося участником концессионного соглашения, и принявшего объекты данных правоотношений (дело N А64-1548/2022).
В судебном заседании суда округа представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержала.
Представитель общества считает состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их в силе.
Одновременно комитет ходатайствует о замене стороны истца в настоящем деле, ссылаясь на следующее.
Согласно постановлению администрации города Тамбова Тамбовской области от 28.10.2021 N 5130 "Об организационно-штатных мероприятиях в администрации города Тамбова Тамбовской области" комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области реорганизован путем присоединения к комитету архитектуры и градостроительства администрации города Тамбова Тамбовской области, который переименован в комитет градостроительства и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области.
В соответствии с Положением о комитете градостроительства и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области, утвержденным Решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 25.12.2019 N 1204, комитет осуществляет защиту интересов муниципального образования по вопросам земельных отношений и землеустройству, а также вправе обращаться в суды с исками от имени муниципального образования в защиту имущественных интересов муниципального образования.
Указывая на данное обстоятельство, истец просит произвести по делу N А64-4478/2021 замену комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области на правопреемника комитет градостроительства и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области (ул.К.Маркса, 146/11, г. Тамбов, 392000, ИНН 6829054908, ОГРН 1096829001610) в связи с реорганизацией.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении, в частности в случае реорганизации юридического лица, арбитражный суд производит замену этой стороны на ее правопреемника. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев указанное ходатайство, принимая во внимание данные Единого государственного реестра юридических лиц, суд округ считает его подлежащим удовлетворению.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями, по договору аренды недвижимого имущества (краткосрочный) от 07.10.2005 N 2 муниципальным образованием - городским округом город Тамбов АО "ТКС" передано в аренду на 11 месяцев муниципальное имущество для использования в целях обеспечения потребителей на территории муниципального образования - города Тамбова услугами энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Комитетом 14.12.2010 с АО "ТКС" заключены семь договоров аренды N N 385-391 земельных участков в г. Тамбове по ул. Чумарсовской, 1 под очистными сооружениями, отстойниками сроком действия по 03.11.2011 (далее - договоры аренды 14.12.2010).
Далее, 14.08.2020 письмом N 01-15-1515 комитет сообщил АО "ТКС", что по ранее заключенным договорам аренды от 14.12.2010 земельные участки аннулированы. Под очистными сооружениями сформирован земельный участок с кадастровым номером 68:29:0204009:796 площадью 319 312 кв.м с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных зданий и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" по ул. Чумарсковской, 1, (далее - земельный участок 09:796, спорный земельный участок), в связи с чем комитет подготовил и направил в адрес общества проект договора аренды земельного участка 09:796 для его подписания и возврата в месячный срок с даты получения данного письма в адрес комитета.
Указанный договор не заключен сторонами.
Право собственности городского округа - город Тамбов на земельный участок 09:796 зарегистрировано 17.02.2020.
Как указывает истец, поскольку спорный земельный участок предназначен для использования в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, т.е. для размещения объектов коммунального хозяйства, истец произвел расчет неосновательного обогащения в размере арендной платы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 790 294 006,88 руб., по ставке, предусмотренной приказом Минэкономразвития РФ от 23.04.2013 N 217, равной 0,7%, с учетом положений пп. 2 ст. 49 Земельного кодекса РФ, п. 4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа - города Тамбова, предоставленные в аренду без проведения торгов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 26.03.2008 N 587, с применением размера уровня инфляции.
В целях досудебного урегулирования спора комитет направил в адрес ответчика претензионное письмо от 17.02.2021 N 01-15-286/21 с требованием добровольной оплаты образовавшейся задолженности. Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на фактическое пользование АО "ТКС" земельными участками без внесения соответствующей платы, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению суда округа, удовлетворяя требования комитета в части, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 25, 395, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 33, 35, 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), разъяснениями Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" (далее - Постановление N 35), правомерно исходили из следующего.
Земельное законодательство (статьи 33, 35 ЗК РФ) предусматривает, что собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, обязан вносить плату за пользование земельным участком, который занят недвижимостью, или его частью, которая необходима для эксплуатации такого объекта недвижимости.
В рассматриваемом случае судами двух инстанций достоверно установлен факт нахождения на земельном участке 09:796 объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ответчику.
Земельные участки с кадастровыми номерами 68:29:0204009:1378, 68:29:0204009:1379, 68:29:0204009:1380, 68:29:0204009:1381, 68:29:0204009:1382, 68:29:0204009:1383, 68:29:0204009:1375, принятые в пользование по договорам аренды в 2010 году ответчиком, входят в границы земельного участка 09:796, поставленного на кадастровый учет 16.04.2007.
При определении платы за образованный земельный участок 09:796 истец руководствовался порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа - город Тамбов, предоставленные в аренду без проведения торгов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 26.03.2008 N 587 (исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 790 294 006,88 руб. с применением процента, равного 0,7%, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 23.04.2013 N 217 (с применением процента уровня инфляции).
Вместе с тем, как верно указали суды обеих инстанций, комитетом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения. Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития Российской Федерации во исполнение данного пункта Правил N 582 издало приказ от 23.04.2013 N 217 (далее - Приказ N 217), которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Поскольку в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступивший в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 N 797 "Об утверждении процентов от кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования земельных участков за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - город Тамбов" (далее - Решение N 797) установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков под объектами, используемыми для эксплуатации действующих мест размещения промышленных отходов (полигоны, шламонакопители, иловые карты и др.), отходов потребления (коммунально-бытовых) (очистные сооружения, отстойники и др.) в размере 0,205.
Наряду с вышеизложенным, судебная коллегия учитывает, что договоры аренды от 14.12.2010 в силу положений статьи 621 ГК РФ являются возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок. Уведомление о прекращении действия договоров аренды от 14.12.2010 с 01.09.2020 направлено комитетом 14.08.2020 письмом N 04-15-1515.
Следовательно, плата за фактическое пользование арендуемым имуществом после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором.
В этой связи, как верно указали суды двух инстанций, к правоотношениям сторон следует применять положения об аренде, предусмотренные главой 34 ГК РФ.
Судами двух инстанций учтены вышеустановленные обстоятельства и с учетом даты постановки на кадастровый учет земельного участка 09:796, даты регистрации права собственности на него, правомерно указано на то, что арендная плата за пользование земельными участками под объектами водоснабжения (водоотведения) должна определяться на условиях договоров аренды земельных участков от 14.12.2010, исходя из общей площади используемых земельных участков - 233 857 кв.м и процента по видам разрешенного использования - 0,205%, установленного Решением N 797 в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. По расчету суда, задолженность ответчика по арендной плате за период с 01.09.2020 по 31.01.2021 составила 416 475,55 руб. Доказательств внесения платы за пользование земельным участком в полном объеме в материалы дела стороной не представлено, в связи с чем указанная сумма обоснованно взыскана с ответчика с начислением штрафных санкций.
С учетом изложенных обстоятельств, суд округа не усматривает наличия правовых оснований для отмены законных состоявшихся судебных актов обеих инстанций.
Доводы комитета о необходимости применения в расчете размера арендной платы площади земельного участка в размере 319 312 кв.м и Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа - город Тамбов, предоставленные в аренду без проведения торгов, утвержденного решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 26.03.2008 N 587 (исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 790 294 006,88 руб. с применением процента, равного 0,7%, утвержденного Приказом N 217 (с применением процента уровня инфляции), обоснованно отклонены судами двух инстанций.
Аналогичные доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность такого разрешения дела судами первой и апелляционной инстанций, с учетом установленных в деле обстоятельств, поскольку сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
Сделанные судебными инстанциями выводы основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и приведенных сторонами доводов, соответствуют установленным обстоятельствам по делу и действующему законодательству.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 48, ст. 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заявление Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области о процессуальном правопреемстве по делу N А64-4478/2021 удовлетворить.
Произвести замену истца по делу N А64-4478/2021 Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области в связи с реорганизацией на его правопреемника - Комитет градостроительства и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области (392000, Тамбовская область, город Тамбов, ул. К.Маркса, 146/11, ИНН 6829054908, ОГРН 1096829001610).
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу N А64-4478/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Крыжскя
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступивший в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
...
Наряду с вышеизложенным, судебная коллегия учитывает, что договоры аренды от 14.12.2010 в силу положений статьи 621 ГК РФ являются возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок. Уведомление о прекращении действия договоров аренды от 14.12.2010 с 01.09.2020 направлено комитетом 14.08.2020 письмом N 04-15-1515.
Следовательно, плата за фактическое пользование арендуемым имуществом после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором.
В этой связи, как верно указали суды двух инстанций, к правоотношениям сторон следует применять положения об аренде, предусмотренные главой 34 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 июня 2022 г. N Ф10-2179/22 по делу N А64-4478/2021