г. Воронеж |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А64-4478/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Поротикова А.И. |
|
Щербатых Е.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Люлиной А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы": Сорокина Р.В., представителя по доверенности N 66 от 30.11.2021, паспорт РФ,
от комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 по делу N А64-4478/2021, по исковому заявлению Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) к акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) о взыскании 2321137,29 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" (далее - АО "ТКС", ответчик) о взыскании 2 321 137 руб. 29 коп., из которой 2 302 651 руб. 17 коп. сумма неосновательного обогащения за период с 01.09.2020 по 31.01.2021, 18 486 руб. 12 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2020 по 11.02.2021.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01 декабря 2021 года по делу N А64-4478/2021 исковые требования удовлетворены в части: с акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" в пользу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области взыскана задолженность за пользование земельным участком в размере 416 475 руб. 55 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 759 руб. 55 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая его незаконным и необоснованным, истец обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что судом необоснованно отклонен довод о том, что земельные участки под очистными сооружениями, являющиеся предметом договоров аренды земельных участков от 14.12.2010 N 385-391 аннулированы. Полагает, что условия ранее действующих договоров аренды земельных участков, а также порядок расчета не подлежат применению на будущее время в связи с тем, что с момента уведомления ответчика о прекращении указанных договоров, условия о предмете договора должны считаться не согласованными ввиду аннулирования земельных участков и регистрации права собственности истца на весь земельный участок площадью 319 312 кв.м.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 г. указанная жалоба принята к производству.
В судебное заседание апелляционного суда 18.01.2021 года представитель истца не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанного лица, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции по договору аренды недвижимого имущества (краткосрочный) от 07.10.2005 N 2 муниципальным образованием - городским округом городом Тамбовом передано АО "ТКС" передано в аренду на 11 месяцев муниципальное имущество для использования в целях обеспечения потребителей на территории муниципального образования - города Тамбова услугами энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
14.12.2010 Комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова с АО "ТКС" заключены договоры аренды земельных участков в г. Тамбове под очистными сооружениями, отстойниками.
14.08.2020 Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова письмом N 01-15-1515 сообщил АО "ТКС", что по ранее заключенным договорам аренды земельных участков от 14.12.2010 N 385-391 под очистными сооружениями, сроком действия по 03.11.2011, земельные участки по ул. Чумарсовской, 1, аннулированы.
Под очистными сооружениями сформирован земельный участок с кадастровым номером 68:29:0204009:796, площадью 319 312 кв.м. с видом разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных зданий и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", в связи с чем, Комитет подготовил и направил в адрес АО "ТКС" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:796, площадью 319 312 кв.м. под очистные сооружения городской канализации по ул. Чумарсковской, 1, для его подписания и возврата в месячный срок с даты получения данного письма, в адрес Комитета.
АО "ТКС" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:796, площадью 319 312 кв.м., заключен не был. Таким образом, в период с 01.09.2020 по 31.01.2021 АО "ТКС" осуществляло фактическое пользование земельным участком под очистными сооружениями городской канализации в целях обеспечения потребителей на территории муниципального образования - города Тамбова услугами энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Истец указал, что 17.02.2020 на земельный участок с кадастровым номером 68:29:0204009:796 зарегистрировано право собственности городского округа - города Тамбова. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 68:29:0204009:796 предназначен для использования в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, т.е. для размещения объектов коммунального хозяйства, истец произвел расчет неосновательного обогащения в размере арендной платы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 790 294 006,88 руб., по ставке, предусмотренной приказом Минэкономразвития РФ от 23.04.2013 N 217, равной 0,7%, с учетом положений пп.2 ст. 49 Земельного кодекса РФ, п. 4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа - города Тамбова, предоставленные в аренду без проведения торгов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 26.03.2008 N 587, с применением размера уровня инфляции.
Рассчитав сумму неосновательного обогащения за период с 01.09.2020 по 31.01.2021 истец просил взыскать 2 302 651 руб. 17 коп. Истцом на сумму неосновательного обогащения начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2020 по 11.02.2021 в размере 18 486 руб. 12 коп.
В целях досудебного урегулирования спора, Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области направил в адрес ответчика претензионное письмо от 17.02.2021 N 01-15-286/21 с требованием добровольной оплаты долга в десятидневный срок с момента получения письма за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером 68:29:0204009:796.
Претензия оставлена ответчиком без ответа. Поскольку долг за фактическое пользование земельным участком АО "ТКС"не оплачен, комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и при этом, исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из смысла данной правовой нормы и пункта 1 статьи 65 АПК РФ следует, что для взыскания с ответчика неосновательного обогащения истцу необходимо доказать факт получения (сбережения) ответчиком за счет истца денежных средств без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований и его размер.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании представленной в материалы дела выписки из ЕГРН установлен факт нахождения на земельном участке с кадастровым номером 68:29:0204009:796 объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности ответчику.
Земельное законодательство (статьи 33, 35 ЗК РФ) предусматривает, что собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, обязан вносить плату за пользование земельным участком, который занят недвижимостью, или его частью, которая необходима для эксплуатации такого объекта недвижимости.
В силу указанных правовых норм у лица, фактически использующего земельный участок, возникает обязанность вносить плату за землепользование.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ предусмотрено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
С учетом указанных норм и приведенных разъяснений, а также исходя из системного толкования положений пункта 1 статьи 388 НК РФ, пункта 1 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 131 ГК РФ о том, что право собственности и иные вещные права на землю подлежат государственной регистрации, следует, что плательщиком земельного налога является лицо, за которым зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования либо право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Только наличие зарегистрированного права на земельный участок позволяет его владельцу вносить плату за его использование в виде земельного налога. До приобретения земельного участка в собственность в установленном законом порядке ответчик, исходя из пункта 1 статьи 65 ЗК РФ, не может использовать участок на иных условиях, кроме как на условиях аренды, и в отсутствие заключенного договора аренды обязан уплачивать неосновательное обогащение в размере арендной платы.
В рассматриваемом случае ответчик использовал земельные участки, предназначенные под размещение очистных сооружений по договорам аренды земельных участков N 385-391 от 14.12.2010 с кадастровыми номерами N 68:29:0204009:1378, N 68:29:0204009:1379, N 68:29:0204009:1380, N 68:29:0204009:1381, N 68:29:0204009:1382, N 68:29:0204009:1383, N 68:29:0204009:1375. Общая площадь переданных АО "ТКС" земельных участков составляла 233 857 кв.м.
Срок аренды земельных участков устанавливался указанными договорами на 11 месяцев с 03.12.2010 по 03.11.2011. Расчет арендной платы определен в приложении N 2 к договорам, который является неотъемлемой частью договоров (п. 3.4 договоров). Арендатор обязан ежегодно в срок до 25 января обращаться в комитет за получением годового расчета арендной платы (п. 4.4.4 договоров).
Как установлено судом области, 14.08.2020 истец уведомил ответчика об аннулировании земельных участков под очистными сооружениями по ул. Чумарсовской, 1, являвшихся предметом договоров аренды земельных участков от 14.12.2010 N 385-391, направив проект нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:796, площадью 319 312 кв.м., поставленного на кадастровый учет 16.04.2007.
Обращаясь с исковыми требованиями Комитет полагал, что поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 68:29:0204009:1378, 68:29:0204009:1379, 68:29:0204009:1380, 68:29:0204009:1381, 68:29:0204009:1382, 68:29:0204009:1383, 68:29:0204009:1375 сняты с кадастрового учета, аннулированы, отсутствует предмет договоров аренды земельных участков от 14.12.2010 N 358-391.
При этом истец полагал, что при определении платы за образованный земельный участок с кадастровым номером 68:29:0204009:796 необходимо руководствоваться порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности городского округа - город Тамбов, предоставленные в аренду без проведения торгов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 26.0З.2008 N 587 (исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 790 294 006 руб. 88 коп. с применением процента, равного 0,7 %, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 23.04.2013 N 217 (с применением процента уровня инфляции).
Возражая против заявленных в суде первой инстанции требований ответчик полагал, что снятие с учета земельных участков, передаваемых по договору аренды не влечет признания ранее заключенных в отношении данных земельных участков договоров аренды прекращенными. По мнению ответчика, начисление задолженности за пользование земельными участками следует производить с учетом условий договоров аренды от 14.12.2010 N 358-391, исходя из общей площади земельных участков, равной 233 857 кв.м., с применением процента по видам разрешенного использования в размере 0,205. При этом новый договор между истцом и ответчиком не заключен.
Суд области правомерно пришел к выводам о частичном удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения. Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития Российской Федерации во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, издало приказ от 23.04.2013 N 217, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорные земельные участки использовались обществом в период действия договоров аренды для эксплуатации объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения; арендная плата за земельные участки, предоставленные для размещения таких объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанной по правилам приказа Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденный 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).
Поскольку в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступивший в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 N 797 "Об утверждении процентов от кадастровой стоимости земельных участков по видам разрешенного использования земельных участков за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - город Тамбов" установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков под объектами, используемыми для эксплуатации действующих мест размещения промышленных отходов (полигоны, шламонакопители, иловые карты и др.), отходов потребления (коммунально-бытовых) (очистные сооружения, отстойники и др.) в размере 0,205.
В соответствии с пунктом 3.1 договоров аренды от 14.12.2010 N 358-391 земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0204009:1378, 68:29:0204009:1379, 68:29:0204009:1380, 68:29:0204009:1381, 68:29:0204009:1382, 68:29:0204009:1383, 68:29:0204009:1375, годовой размер арендной платы за землю рассчитывается от кадастровой стоимости с применением процентов по видам разрешенного использования земельного участка. Размер арендной платы, определенный на основании ранее заключенных с АО "ТКС" договоров аренды от 14.12.2010 N 358-391, не превышает размер арендной платы, установленный приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 в отношении данной категории земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Указанные земельные участки входят в границы земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:796, который был поставлен на кадастровый учет 16.04.2007.
В соответствии с условиями договора N 358- 391 от 14.12.2010, ответчик взял на себя обязательства по оплате земельных участков общей площадью 233 857 кв.м.
В соответствии с обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определены договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Обращаясь с апелляционной жалобой, заявитель полагает, что условия ранее действующих договоров аренды земельных участков, а также порядок расчета не подлежат применению на будущее время в связи с тем, что с момента уведомления ответчика о прекращении указанных договоров, условия о предмете договора должны считаться не согласованными ввиду аннулирования земельных участков под очистными сооружениями и регистрации права собственности истца на весь земельный участок площадью 319 312 кв.м.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что арендная плата за пользование земельными участками под объектами водоснабжения (водоотведения) должна определяться на условиях договоров аренды земельных участков от 14.12.2010 N 358-391, то есть, исходя из общей площади земельный участков, равной 233 857 кв.м. и процента по видам разрешенного использования в размере 0,205%, установленной Решением Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 N 797 в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в силу следующего.
В соответствии с п.2.1 договоров аренды от 14.12.2010 N 358-391 срок аренды земельного участка устанавливается сроком на 11 месяцев с 03.12.2010 по 03.11.2011.
Между тем, по истечении указанного срока новые договоры аренды земельных участков не заключались, арендодатель с требованием к арендатору о возврате земельных участков не обращался.
Согласно п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В рассматриваемом случае после истечения срока действия указанных договоров аренды Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова не возражал против дальнейшего использования АО "ТКС" арендуемых земельных участков.
С учетом изложенного, договоры аренды от 14.12.2010 N 358-391 считаются возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок.
В силу п. 2 ст. 610 ГК РФ в случае заключения договора на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Уведомление о прекращении действия договоров аренды земельных участков от 14.12.2010 N 358-391 с 01.09.2020 было направлено Комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова в адрес АО "ТКС" 14.08.2020 письмом N 04-15-1515 и получено обществом 18.08.2020, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления.
Между тем, в указанный срок земельные участки обществом не были возвращены, новый договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0204009:796, не заключен.
В свою очередь, Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова правом на понуждение в судебном порядке заключить договор аренды земельного участка в соответствии с п.8 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ не воспользовался.
Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
Таким образом, плата за фактическое пользование арендуемым имуществом после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором. Прекращение договора аренды само по себе не влечет прекращение обязательства по внесению арендной платы, поэтому требования о взыскании арендной платы за фактическое пользование имуществом вытекают из договорных отношений, а не из обязательства о неосновательном обогащении.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора" разъяснено, что в случае расторжения договора, предусматривавшего передачу имущества во владение или пользование (например, аренда, ссуда), лицо, получившее имущество по договору, обязано в разумный срок возвратить его стороне, передавшей это имущество.
Порядок исполнения этого обязательства определяется положениями общей части обязательственного права, включая правила главы 22 ГК РФ, и специальными нормами об отдельных видах договоров (например, статьи 622, 655, 664 Кодекса) либо договором, в том числе если договор регулирует порядок возврата имущества по окончании срока его действия. В таком случае положения главы 60 ГК РФ применению не подлежат.
Взыскание арендной платы за фактическое использование арендуемого имущества после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором (пункт 38 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой").
В этой связи, к правоотношениям сторон следует применять положения об аренде, предусмотренные главой 34 Гражданского кодекса РФ, а не нормы главы 60 Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении.
На момент рассмотрения спора доказательств внесения платы за пользование земельным участком в полном объеме в материалы дела не представлено.
С учетом вышеуказанного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами, к которым пришел Арбитражный суд Тамбовской области правомерно взыскав с ответчика в пользу истца задолженность арендной платы в размере 416 475 руб. 55 коп. за период с 01.09.2020 по 31.01.2021.
Предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является также требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2020 по 11.02.2021 в размере 18 486 руб.12 коп.
Согласно главе 25 ГК РФ взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства.
Статьей 395 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Кодекса, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Кодексе).
Судебная коллегия пришла к выводу об обоснованном взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 759 руб. 55 коп., которые были рассчитаны судом с учетом удовлетворения исковых требований в части в размере 416 475 руб. 55 коп. Представленный в материалы дела контррасчет судом проверен и признан обоснованным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не подтверждены доказательствами, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.12.2021 по делу N А64-4478/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4478/2021
Истец: Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова Тамбовской области
Ответчик: АО "Тамбовские коммунальные системы "
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд