г.Калуга |
|
10 августа 2022 г. |
Дело N А64-9570/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.,
при участии представителей:
от Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области - Платицына Ю.М. по доверенности от 16.02.2022 N 2, диплом;
от Крючкова Никиты Михайловича; ИФНС РФ по г. Тамбову - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 1 февраля 2022 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2022 года по делу А64-9570/2021,
УСТАНОВИЛ:
Крючков Никита Михайлович (далее - заявитель, Крючков Н.М.) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тамбовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 4 по Тамбовской области) о признании незаконным решения N 4361А от 01.07.2021 об отказе в государственной регистрации и возложении обязанности произвести государственную регистрацию изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ в части сведений о Крючкове Никите Михайловиче как лице, имеющем право без доверенности действовать от ООО "СТАК" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.02.2022, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, инспекция обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права; полагает, что суд при удовлетворении требований руководствовался формальными признаками осуществления Крючковым Н.М. руководства деятельностью ООО "СТАК", что противоречит положениям статьи 4, пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
В судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области представитель Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные, участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа и в Арбитражный суд Тамбовской области не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "СТАК" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.02.2020 за основным государственным регистрационным номером 1206800001077, ИНН 6829153680. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, учредителем ООО "СТАК" и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Крючков Никита Михайлович.
24.03.2021 в межрайонную ИФНС России N 4 по Тамбовской области от ИФНС России по г.Тамбову поступило заявление о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ по форме N Р34002 в отношении физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК" - Крючкове Никите Михайловиче. В данном заявлении ИФНС России по г. Тамбову сообщила, что при проведении мероприятий налогового контроля в отношении ООО "СТАК" установлено, что руководитель ООО "СТАК" Крючков Никита Михайлович на допрос в качестве свидетеля приглашался в налоговый орган более 10 раз (повестка N 669 от 15.02.2021; N 2294 от 16.09.2020; N 2292 от 16.09.2020; N 2275 от 15.09.2020; N 866 от 10.03.2020; уведомление 6397 от 28.07.2020); в назначенное время свидетель на допрос не являлся, о причинах неявки не сообщал.
29.03.2021 Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области в адрес ООО "СТАК", его руководителя и учредителя Крючкова Н.М. направлено уведомление о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК".
ООО "СТАК" (в лице Крючкова Никиты Михайловича) представило пояснение от 05.04.2021 N 3, в котором сообщалось, что Крючков Н.М. действительно является генеральным директором ООО "СТАК", сведения о нем в ЕГРЮЛ как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК" являются достоверными.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области в рамках п. 11 "Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий" (утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@), направлено поручение в Инспекцию ФНС России по г.Тамбову о представлении сведений, подтверждающих "номинальность" руководителя ООО "СТАК" Крючкова Н.М., в ответ на которое получено письмо от 21.05.2021 N 10-13/014685@, содержащее информацию, аналогичную ранее направленной вместе с заявлением от 24.03.2021 (а именно неявке директора на допросы).
25.05.2021 Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о Крючкове Н.М., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК", за государственным регистрационным номером 2216800073301.
На следующий день - 26.05.2021 в Межрайонную ИФНС России N 4 по Тамбовской области от ООО "СТАК" в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Крючкова Н.М., поступило заявление вх. N 4361А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме N Р13014 в части подтверждения сведений о Крючкове Н.М. (ИНН 683210173764), как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК".
02.06.2021 регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации общества на срок до 01.07.2021 в целях получения дополнительных доказательств, подтверждающих достоверность представленных документов и сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, которым заявителю предлагалось представить пояснения и документы, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В целях проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области в рамках пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ в ИФНС России по г. Тамбову направлено поручение от 02.06.2021 N 13-23/13617@ о проведении проверки достоверности сведений о Крючкове Н.М., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК".
23.06.2021 в адрес Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области поступило датированное 18.06.2021 заявление Крючкова Н.М., в котором он подтверждает факт руководства обществом и выражает готовность явиться в налоговый орган.
28.06.2021 в Межрайонную ИФНС России N 4 по Тамбовской области от ИФНС России по г. Тамбову представлено заключение от 28.06.2021 N 10-13/018612@ о недостоверности представленных для государственной регистрации сведений о Крючкове Никите Михайловиче, как о руководителе ООО "СТАК".
01.07.2021 Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области принято решения N 4361А об отказе в государственной регистрации изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании пп. "ч" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, представление документов содержащие недостоверные сведения.
Решением УФНС России по Тамбовской области от 12.08.2021 N 05-10/3/33, вынесенным по жалобе ООО "СТАК", решение N 4361А МИФНС России N 4 по Тамбовской области от 01.07.2021 было оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от N 4361А от 01.07.2021 не соответствует действующему законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что оспариваемое решение инспекции является незаконным и нарушает права и интересы заявителя.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Закона N 129-ФЗ, в том числе, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункт 4 статьи 5 Закона).
В силу пункта 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц (абзац 2 пункта 4.4 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 4 приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, принятого в обеспечение мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений. Мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению иными территориальными органами ФНС России (пункт 11 Приказа).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Вместе с тем, юридическое лицо вправе устранить недостоверность сведений в ЕГРЮЛ путем представления в регистрирующий орган документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, в отношении которых содержится запись о недостоверности, а также обжаловать действия регистрирующего органа по внесению указанной записи в вышестоящий регистрирующий орган и/или в суд.
Судами установлено, что Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области на основании абзаца 2 пункта 4.4. Закона N 129-ФЗ было принято решение о приостановлении государственной регистрации Общества на срок до 01.07.2021. При этом заявителю предлагалось представить пояснения и документы, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также направлено поручение в ИФНС России по. г. Тамбову от 02.06.2021 N 13-23/13617@ о проведении проверки достоверности сведений о Крючкове Н.М., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК".
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, поступившие в период приостановления как от общества (его директора), так и от ИФНС России по. г. Тамбову, суды учли, что 18.06.2021 Крючковым Н.М. в регистрирующий орган представлены пояснения в которых он подтвердил, что является руководителем ООО "СТАК" и выражает готовность явиться в налоговый орган; со стороны ИФНС России по г. Тамбову представлено заключение N 10-13/018612@, которое, как следует из оспариваемого решения и позиции налогового органа, послужило основанием для вывода о недостоверности сведений в отношении Крючкова Н.М.
Проанализировав содержание данного заключения от 28.06.2021 N 10-13/018612@, суды обоснованно приняли во внимание, что помимо содержащихся в нем ошибок относительно указания фамилии лица, в отношении которого проверялась формальность исполнения обязанностей руководителя ООО "СТАК" (Ковальского М.В., а не Крючкова Н.М.), выводов о формальном исполнении обязанностей руководителя ООО "СТАК" Крючковым Н.М. данное заключение не содержит.
Изложенное позволило судам сделать обоснованный вывод о том, что на момент вынесения решения от N 4361А от 01.07.2021 установленные для этого основания отсутствовали.
В этой связи, учитывая, что налоговым органом не представлено достаточных доказательств того, что Крючков Н.М. на момент учреждения юридического лица и в последующем не имел намерения на осуществление финансово-хозяйственной деятельности от имени ООО "СТАК", и иных доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о Крючкове Н.М. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК", при том, что факт такого руководства подтвержден непосредственно данным лицом, суды обоснованно удовлетворили требования заявителя.
Все доводы кассатора выражают лишь несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, а ссылка на допущенный судами формальный подход при рассмотрении спора представляется некорректной, учитывая, что в силу положений статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Кодекса в суде кассационной инстанции недопустимо.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 1 февраля 2022 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2022 года по делу А64-9570/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Бессонова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области на основании абзаца 2 пункта 4.4. Закона N 129-ФЗ было принято решение о приостановлении государственной регистрации Общества на срок до 01.07.2021. При этом заявителю предлагалось представить пояснения и документы, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, а также направлено поручение в ИФНС России по. г. Тамбову от 02.06.2021 N 13-23/13617@ о проведении проверки достоверности сведений о Крючкове Н.М., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК".
...
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Кодекса в суде кассационной инстанции недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 августа 2022 г. N Ф10-2989/22 по делу N А64-9570/2021