город Воронеж |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А64-9570/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области: Платицын Ю.М. - представитель по доверенности N2 от 16.02.2022,
от Крючкова Никиты Михайловича: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
от ИФНС РФ по г.Тамбову: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.02.2022 по делу N А64-9570/2021 по заявлению Крючкова Никиты Михайловича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тамбовской области (ОГРН 1116829009494, ИНН 6829079500) о признании незаконным решения N 4361А от 01.07.2021,
третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тамбову,
УСТАНОВИЛ:
Крючков Никита Михайлович (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тамбовской области (далее - ответчик, Межрайонная ИФНС России N 4 по Тамбовской области), с требованием, в котором просит отменить решение от N 4361А от 01.07.2021 и обязать произвести государственную регистрацию изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ в части сведений о Крючкове Никите Михайловиче как лице, имеющем право без доверенности действовать от ООО "СТАК" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тамбову
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.02.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик, истец, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Межрайонная ИФНС России N 4 по Тамбовской области ссылается на то, что при проверке достоверности сведений о руководителе юридического лица помимо формальных признаков осуществления руководства юридическим лицом (наличие решения об избрании на должность, приказа о назначении и др.) имеют значение обстоятельства, подтверждающие факт осуществления руководства юридическим лицом, которые могут быть выявлены только в ходе опроса руководителя, а также в результате анализа финансово - хозяйственной деятельности руководимого им юридического лица. При изложенных обстоятельствах, по мнению заявителя жалобы, формальное заявление Крючкова Н.М. о том, что он является руководителем организации не может свидетельствовать о достоверности сведений о нем, как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО "СТАК". Решающее значение при проверке достоверности сведений о руководителе имеют обстоятельства, подтверждающие фактическое осуществление руководства юридическим лицом. Как указывает заявитель жалобы, из протокола допроса от 20.08.2021 следует, что Крючков Н.М. не владеет сведениями о финансово - хозяйственной деятельности ООО "СТАК".
Кроме того, ООО "СТАК" является номинальной фирмой, реквизиты которой используются для создания формального документооборота, представления налоговой отчетности, проведения транзитных операций по счетам в отсутствие реальной хозяйственной деятельности, ввиду чего Крючков Н.И. является номинальным директором организации.
Крючков Никита Михайлович отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Судебное заседание проходило с использованием системы видеоконференц - связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
В судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "СТАК" зарегистрировано в качестве юридического лица 12.02.2020 за Основным государственным регистрационным номером 1206800001077, ИНН 6829153680.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, учредителем ООО "СТАК" и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Крючков Никита Михайлович.
В Межрайонную ИФНС России N 4 по Тамбовской области,24.03.2021 от ИФНС России по г. Тамбову поступило заявление о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц по форме NР34002 в отношении физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК" - Крючкове Никите Михайловиче.
В Заявлении по форме N Р34002 ИФНС России по г. Тамбову сообщило, что при проведении мероприятий налогового контроля в отношении ООО "СТАК" установлено следующее: руководитель ООО "СТАК" Крючков Никита Михайлович на допрос в качестве Свидетеля приглашался в налоговый орган более 10 раз (повестка N 669 от 15.02.2021; N 2294 от 16.09.2020; N 2292 от 16.09.2020; N 2275 от 15.09.2020; N 866 от 10.03.2020; уведомление 6397 от 28.07.2020). В назначенное время свидетель на допрос не являлся о причинах неявки не сообщал.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области в адрес ООО "СТАК", его руководителя и учредителя Крючкова Никиты Михайловича направлено уведомление от 29.03.2021 N 145 о необходимости предоставления в регистрирующий орган достоверных сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК".
ООО "СТАК" (в лице Крючкова Никиты Михайловича) представило пояснение от 05.04.2021 N 3, в котором сообщалось, что Крючков Никита Михайлович действительно является генеральным директором ООО "СТАК", сведения о нем в ЕГРЮЛ как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК" являются достоверными.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области Инспекцией в рамках п. 11 "Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий" (утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7- 14/72@), в Инспекции ФНС Росси по г.Тамбову направлено поручение о представлении сведений, подтверждающих "номинальность" руководителя ООО "СТАК" Крючкова Н.М.
ИФНС России по г. Тамбову письмом от 21.05.2021 N 10-13/014685@ сообщило следующую информацию.
Руководитель ООО "СТАК" Крючков Н.М. неоднократно приглашался в ИФНС России по г. Тамбову для дачи пояснений по вопросу финансово-хозяйственной деятельности Общества (повестки о вызове на допрос от 11.03.2021 N 866, от 15.02.2021 N 669, от 16.09.2020 N 2294, от 16.09.2020 N 2292, от 15.09.2020 N 2275, от 11.03.2020 N 866, уведомления о вызове от 05.04.2021 N3847, от 28.07.2020 N 6397).
В назначенное время Крючков Н.М. в ИФНС России по г. Тамбову не являлся, о причинах неявки не сообщал.
Достоверность сведений о Крючкове Н.М как о руководителе ООО "СТАК" ИФНС России по г. Тамбову не подтверждена.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области 25.05.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о Крючкове Н.М., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК", за государственным регистрационным номером 2216800073301.
В Межрайонную ИФНС России N 4 по Тамбовской области 26.05.2021 вх.N4361А от ООО "СТАК" в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Крючкова Никиты Михайловича поступило Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц по форме NР13014 в части подтверждения сведений о Крючкове Никите Михайловиче (ИНН 683210173764), как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК".
Регистрирующим органом 02.06.2021 было принято решение о приостановлении государственной регистрации Общества на срок до 01.07.2021 в целях получения дополнительных доказательств, подтверждающих достоверность представленных документов и сведений, вносимых в ЕГРЮЛ. На время приостановления государственной регистрации Заявителю предлагалось представить пояснения и документы, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В целях проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области в рамках п. 4.2 ст. 9 Закона N129-ФЗ в ИФНС России по г. Тамбову направлено поручение от 02.06.2021 N13-23/13617@ о проведении проверки достоверности сведений о Крючкове Н.М., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК".
В Межрайонную ИФНС России N 4 по Тамбовской области от ИФНС России по г. Тамбову представлено заключение от 28.06.2021 N10-13/018612@ о недостоверности представленных для государственной регистрации сведений о Крючкове Никите Михайловиче, как о руководителе ООО "СТАК".
Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области 01.07.2021 принято решения N 4361А об отказе в государственной регистрации изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании пп. "ч" п. 1 ст. 23 Закона N129-ФЗ, представление документов содержащие недостоверные сведения.
Решением УФНС России по Тамбовской области от 12.08.2021 N 05-10/3/33, вынесенным по жалобе ООО "СТАК", решение N 4361А МИФНС России N 4 по Тамбовской области от 01.07.2021 было оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от N 4361А от 01.07.2021 не соответствует действующему законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями (с учетом их уточнения).
Принимая во внимание нормы Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом фактических обстоятельств дела, суд признал оспариваемое решение налогового органа по внесению данной записи незаконными.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001, Закон N 129-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N129-ФЗ от 08.08.2001 каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, данные единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в единый государственный реестр соответствующих записей на основании представленных уполномоченным лицом документов и решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом.
Согласно п. п. "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона N129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Пунктом 4 приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, принятого в обеспечение мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Вместе с тем, юридическое лицо вправе устранить недостоверность сведений в ЕГРЮЛ путем представления в регистрирующий орган документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, в отношении которых содержится запись о недостоверности, а также обжаловать действия регистрирующего органа по внесению указанной записи в вышестоящий регистрирующий орган и/или в суд.
В силу пункта 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
В соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ регистрации подлежат только достоверные сведения. Регистрация недостоверных сведений нарушает интересы Российской Федерации как владельца Государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношение с организацией.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц (абзац 2 пункта 4.4 Федерального закона N 129-ФЗ).
Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области на основании абзаца 2 пункта 4.4. Закона N129-ФЗ было принято решение о приостановлении государственной регистрации Общества на срок до 01.07.2021. При этом заявителю предлагалось представить пояснения и документы, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае представления документов, содержащих недостоверные сведения (пп. "ч") Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим.
Согласно п. 11 приказа Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, проводятся регистрирующим органом или по его поручению иными территориальными органами ФНС России.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области направлено поручение в ИФНС России по. г.Тамбову от 02.06.2021 N 13-23/13617@ о проведении проверки достоверности сведений о Крючкове Н.М., как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК".
18.06.2021 Крючковым Н.М. регистрирующий орган представлены пояснения в которых он подтвердил, что является руководителем ООО "СТАК".
Со стороны ИФНС России по г.Тамбову представлено заключение N 10-13/018612@.
Как следует из оспариваемого решения и позиции налогового органа, именно заключение ИФНС России по г. Тамбову от 28.06.2021 N 10-13/018612@ послужило основанием для вывода о недостоверности сведений в отношении Крючкова Н.М.
Вместе с тем, из содержания заключения Инспекции от 28.06.2021 N 10-13/018612@ следует, что она проверяла формальность исполнения обязанностей руководителя ООО "СТАК" Ковальского М.В., а не Крючкова Н.М. (л.д.47-48).
Выводов о формальном исполнении обязанностей руководителя ООО "СТАК" Крючковым Н.М. данное заключение не содержит.
Таким образом, у ИФНС России по г.Тамбову на момент вынесения решения от N 4361А от 01.07.2021 отсутствовали необходимые для этого основания.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что ООО "СТАК" зарегистрировано по адресу регистрации самого Крючкова Никиты Михайловича 392008, Тамбовская область, г.Тамбов, Ш. Моршанское, д. 15, кв. 57.
При этом доводы регистрирующего органа, основанные на выявленных налоговым органом признаках недобросовестности ведения хозяйственной деятельности ООО "СТАК" не могут являться основанием для признания недостоверными сведений о руководителе организации, при том, что факт такого руководства подтвержден непосредственно данным лицом. Одновременно, указанные обстоятельства могут являться основанием для возложения на указанных лиц (организацию и руководителя) иных негативных последствий, предусмотренных действующим законодательством.
С учетом изложенного, поскольку налоговым органом, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, не представлено доказательств того, что Крючков Н.М. на момент учреждения юридического лица и в последующем не имел намерения на осуществление финансово-хозяйственной деятельности от имени ООО "СТАК", и иных доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о Крючкове Н.М. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "СТАК", суд области обоснованно удовлетворил требования заявителя.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Тамбовской области от 01.02.2022 по делу N А64-9570/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-9570/2021
Истец: ООО "СТАК", ООО Крючков Никита Михайлович ген.директор "СТАК"
Ответчик: ФНС России МРИ N4 по Тамбовской области
Третье лицо: ИФНС России по г.Тамбову, 19 Арбитражный апелляционный суд