г. Калуга |
|
15 августа 2022 г. |
Дело N А08-10178/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Леоновой Л.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от акционерного общества "Приосколье" (Белгородская область, Новооскольский район, станция Холки, ОГРН 1033107033882, ИНН 3123100360): Наумец С.Е. (доверенность от 25.01.2021);
от Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Белгородской области от 31 января 2022 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 года по делу N А08-10178/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Приосколье" (далее - АО "Приосколье", общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 02.08.2021 N 31002180001736 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 31 января 2022 года, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
АО "Приосколье" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечил, в связи с чем в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей фонда.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка общества по вопросам полноты и достоверности сведений и документов, предоставленных страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, которой установлено, что АО "Приосколье" произвело расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности с нарушением законодательства Российской Федерации.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.06.2021 N 31002180001734.
По результатам проверки фондом принято решение от 02.08.2021 N 31002180001736 о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, в соответствии с которым страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, либо на исчисление размера страхового обеспечения, в сумме 58 828 руб. 05 коп., в том числе по видам пособий: временная нетрудоспособность - 58 828 руб. 05 коп.
Не согласившись с данным решением, АО "Приосколье" обратилось в арбитражный суд с рассмотренными в рамках настоящего дела требованиями, которые судами признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 1.1 статьи 16 ФЗ N 255-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 статьи 16 ФЗ N 255-ФЗ, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 данного Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, обязательства, связанные с исчислением трудового стажа с учетом службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 и страховых выплат, носят компенсационный характер, гарантированы государством посредством межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и не могут быть возложены на работодателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.1 постановления от 18.07.2018 N 33-П, закон о бюджете на конкретный финансовый год лишь создает надлежащие условия для реализации норм, закрепленных в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств, а потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других законов, затрагивающих государственные расходы, и тем более - лишать их юридической силы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 421-О).
Согласно статье 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Как установлено судами, страхователем при передаче сведений по листкам нетрудоспособности сотрудников, имеющих нестраховой стаж, не указаны нестраховые периоды стажа данных лиц, что привело к выплате пособия за счет средств бюджета фонда.
Вместе с тем, ввиду отсутствия иных нарушений в представлении сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, оснований полагать, что фонд излишне понес расходы в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, не имеется, поскольку в силу части 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ заявитель не лишен возможности восстановить понесенные им расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 282/11, суды обоснованно указали, что условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого решения фонда незаконным.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов двух инстанций и получили надлежащую оценку, основаны на неправильном толковании норм материального права, а также свидетельствуют о несогласии управления с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что в силу статьи 288 АПК РФ не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 31 января 2022 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2022 года по делу N А08-10178/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, страхователем при передаче сведений по листкам нетрудоспособности сотрудников, имеющих нестраховой стаж, не указаны нестраховые периоды стажа данных лиц, что привело к выплате пособия за счет средств бюджета фонда.
Вместе с тем, ввиду отсутствия иных нарушений в представлении сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, оснований полагать, что фонд излишне понес расходы в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, не имеется, поскольку в силу части 4 статьи 3 Закона N 255-ФЗ заявитель не лишен возможности восстановить понесенные им расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 282/11, суды обоснованно указали, что условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 августа 2022 г. N Ф10-2707/22 по делу N А08-10178/2021