На основании решения Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 г. N 224 "О департаменте образования администрации города Перми", приказа начальника департамента образования администрации города Перми от 07 сентября 2017 г. N СЭД-059-08-01-09-1131 "О работе в системе "Личный кабинет дошкольника", в целях утверждения карт наблюдений в системе "Личный кабинет дошкольника" для детей возраста 4-5 лет приказываю:
1. Утвердить прилагаемые карты наблюдений за детьми возраста 4-5 лет.
2. Признать утратившим силу приказ начальника департамента образования от 13 сентября 2017 г. N СЭД-059-08-01-09-1166 "Об утверждении карт наблюдений за детьми возраста 4-5 лет в системе личных кабинетов дошкольников".
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на и.о. начальника управления дошкольным образованием Споданейко В.В.
|
А.А. Деменева |
Карты
наблюдений за детьми возраста 4-5 лет в системе "Личный кабинет дошкольника"
(утв. приказом Департамента образования администрации города Перми от 30 августа 2021 г. N 059-08-01-09-929)
Карта наблюдений "Общение" (4-5 лет)
Критерий |
Показатель |
Возрастная характеристика |
Соответствие норме |
|
Да |
Нет |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
"Мое общение" |
1. Употребляет вежливые формы речи в общении с детьми и взрослыми |
1.1. Умеет здороваться, прощаться, благодарить за помощь, вежливо выражать свою просьбу по напоминанию взрослого |
|
|
2. Устанавливает и поддерживает диалог с детьми, взрослыми |
2.1. Называет работников дошкольного учреждения по имени и отчеству (воспитатель, младший воспитатель, специалисты) |
|
|
|
2.2. Не вмешивается в разговор взрослых |
|
|
||
3. Проявляет бесконфликтное поведение с детьми и взрослыми |
3.1. Знает элементарные правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (имеет представления о том, что хорошо и что плохо) |
|
|
|
3.2. Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками |
|
|
||
3.3. Умеет соблюдать в процессе совместной игры правила поведения (играет, не обижая сверстников, умеет делиться игрушками, атрибутами) |
|
|
||
3.4. Откликается на эмоции сверстников |
|
|
||
"Мой мир" |
4. Имеет представление о себе |
4.1. Знает свои имя, фамилию |
|
|
4.2. Имеет первичное представление о мальчике (сильном, смелом, носит шортики и короткую стрижку и защищает девочек) или девочке (нежной, женственной, носит платья, длинные волосы) |
|
|
||
4.3. Положительно оценивает себя |
|
|
||
5. Имеет представление о своей семье |
5.1. Знает имена членов своей семьи (всех, кто живет вместе с ребенком) |
|
|
|
5.2. Имеет первоначальные представления о родственных отношениях (сын, дочь, мама, папа, бабушка, дедушка) |
|
|
||
6. Имеет представление о детском саде |
6.1. Имеет первоначальные представления о детском саде, людях, которые в нем работают (музыкальный руководитель, медсестра, заведующий) |
|
|
|
6.2. Свободно ориентируется в помещениях детского сада |
|
|
||
"Моя культура" |
7. Владеет культурно-гигиеническими навыками |
7.1. По напоминанию взрослого устраняет непорядок в своем внешнем виде (уход за волосами, одеждой) |
|
|
7.2. Умеет мыть лицо, руки в определенной последовательности |
|
|
||
7.3. Правильно пользуется столовыми приборами, бумажными салфетками во время приема пищи. Ест аккуратно, бесшумно, пережевывает пищу с закрытым ртом |
|
|
||
7.4. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности |
|
|
||
7.5. Аккуратно складывает и вешает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок (чистит, просушивает) |
|
|
||
8. Владеет навыками элементарного бытового труда |
8.1. Выполняет: поручения дежурного по столовой (расставляет хлебницы, глубокие тарелки, ставит салфетницы, раскладывает столовые приборы) |
|
|
|
8.2. По просьбе взрослого готовит свое рабочее место и убирает его после окончания занятий по изодеятельности |
|
|
||
8.3. По просьбе взрослого выполняет поручения по уходу за растениями в группе (поливает растения) |
|
|
||
8.4. По просьбе взрослого убирает на место игрушки после игр, строительный материал |
|
|
Карта наблюдений "Речь" (4-5 лет)
Критерий |
Показатель |
Возрастная характеристика |
Соответствие норме |
|
Да |
Нет |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
"Моя чистая речь" |
1. Произносит правильно все звуки |
1.1. Произносит правильно все звуки родного языка, кроме "л", "р" |
|
|
1.2. Слышит в словах заданный звук |
|
|
||
2. Правильно произносит слова |
2.1. Старается правильно произносить слова, исправляет при помощи взрослого |
|
|
|
"Мой словарь" |
3. Употребляет в речи слова в соответствии со значением (со смыслом) |
3.1. Понимает смысл употребляемых слов, соотносит их с предметами, явлениями, действиями |
|
|
4. Использует слова, обозначающие предметы, действия, свойства, качества |
4.1. Употребляет в речи слова, обозначающие: названия предметов - существительные |
|
|
|
свои действия - глаголы |
|
|
||
качества, свойства - прилагательные |
|
|
||
5. Владеет выразительными средствами речи |
5.1. Подбирает по аналогии (по образцу педагога) антонимы, слова с противоположным значением |
|
|
|
5.2. Употребляет в речи слова, обозначающие признак предмета - прилагательные |
|
|
||
5.3. Называет слова с противоположным значением (по образцу воспитателя: светло-темно, твердый-мягкий) |
|
|
||
5.4. Образовывает форму множественного числа существительного (по образцу педагога: машина-машины) |
|
|
||
5.5. Подбирает существительные с уменьшительно-ласкательным значением (по аналогии или по образцу педагога) |
|
|
||
5.6. Использует средства интонационной выразительности (голос, дикция, дыхание, интонация) |
|
|
||
"Я сочинитель" |
6. Использует в речи разные виды предложений |
6.1. Согласовывает слова в предложении, использует простые предложения |
|
|
6.2. Словотворчество (закончи предложение "Вышли мыши как-то раз...") |
|
|
||
6.3. Составляет описательный рассказ о предмете из 2-3 слов, отвечая на вопросы педагога |
|
|
||
6.4. Может рассказать знакомую сказку |
|
|
Карта наблюдений "Творчество" (4-5 лет)
Критерий |
Показатель |
Возрастная характеристика |
Соответствие норме |
|
Да |
Нет |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
"Я художник" |
1. Владеет базовой техникой рисования, аппликации, лепки |
1.1. Правильно держит ножницы и умеет резать ими разными способами - по прямой и по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы |
|
|
1.2. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей |
|
|
||
1.3. Умеет составлять узоры из растительных (бросовых) материалов форм и геометрических фигур |
|
|
||
1.4. Рисует красками, карандашами; создает образ с помощью нескольких цветов или оттенков; пытается соблюдать правила пользования кистью, карандашами |
|
|
||
1.5. Пользуется основными способами при изготовлении поделки из пластилина (из целого куска; из частей); комбинирует различные способы: конструктивный (предмет создается из отдельных частей), комбинированный (способ объединяет лепку из целого куска и отдельных частей); пытается соблюдать правила пользования стекой, пластилином |
|
|
||
2. Использует в творческих работах выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и т.п.) |
2.1. Передает взаимное размещение частей простого предмета; понимает, из каких деталей складывается несложный сюжет, может сложить композицию по образцу; показывает пространственные взаимоотношения между объектами |
|
|
|
3. Экспериментирует с разными художественными материалами |
3.1. Создает плоскостные аппликации из различных материалов (бумага, природный материал) |
|
|
|
3.2. Смешивает гуашевые, акварельные краски для получения новых цветов (желтый - красный; синий - желтый; красный - синий); использует в работе цветные мелки, карандаши и т.п. |
|
|
||
3.3. Рисует свои рисунки, может сказать, что нарисовал |
|
|
||
"Я музыкант" |
4. Владеет вокально-хоровыми навыками |
4.1. Способен к восприятию музыки (музицирование, игра, движение, слушание) с ярко выраженной эмоциональной окраской |
|
|
4.2. Начинает и заканчивает пение вместе с другими детьми и педагогом; умеет петь протяжно, четко произносить слова |
|
|
||
5. Владеет музыкально-ритмическими движениями |
5.1. Старается выполнять основные движения под музыку, может повторять простой танец по показу взрослого; умеет выполнять движения, отвечающие характеру музыки; умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах |
|
|
|
5.2. Создает с помощью движений знакомый образ (лиса, заяц, медведь и т.д.) |
|
|
||
5.3. Воспроизводит ритм за педагогом по показу (на треугольнике, ложках, металлофоне, бубне) |
|
|
||
6. Способен к воспроизведению |
6.1. Может воспроизвести под музыку знакомые движения и построения с использованием атрибутов (ленточки, листочки, снежинки, игрушки, куклы и т.д.) |
|
|
|
6.2. Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке |
|
|
||
"Я строитель" |
7. Создает конструкции из разных материалов |
7.1. Называет тему будущей постройки; строит по схеме и образцу взрослого |
|
|
7.2. Конструирует из различных материалов по форме, величине, фактуре строительных деталей |
|
|
||
8. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы) |
8.1. Строит постройки разными способами: по словесному описанию, схеме, собственному замыслу |
|
|
|
8.2. Умеет подбирать необходимые детали для своей постройки и дополнять их различными атрибутами для обыгрывания |
|
|
Карта наблюдений "Познание" (4-5 лет)
Критерий |
Показатель |
Возрастная характеристика |
Соответствие норме |
|
Да |
Нет |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
"Я математик" |
1. Счет |
1.1. Считает в прямом порядке в пределах 5, отвечает на вопрос "Сколько всего?" |
|
|
1.2. Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5); определяет количество предметов: больше, меньше, равное количество |
|
|
||
2. Ориентировка на ограниченной территории |
2.1. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (сверху-снизу, впереди-сзади, справа от меня, слева от меня) |
|
|
|
2.2. Умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз, направо-налево |
|
|
||
2.3. Определяет части суток |
|
|
||
3. Знание геометрических фигур |
3.1. Знает и называет круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, шар, куб. Знает их характерные отличия |
|
|
|
"Я исследователь" |
4. Измерение предметов |
4.1. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, толще-тоньше), одинаковые (равные) предметы по ширине, длине, высоте, толщине |
|
|
5. Проводит опыты с различными материалами |
5.1. Знает и сравнивает объекты природы и материалы (песок, глина, вода, камень, дерево, металл), выделяет признаки отличия и сходства |
|
|
|
"Я эколог" |
6. Знание объектов живой природы |
6.1. Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку |
|
|
6.2. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения |
|
|
||
6.3. Знает и называет условия, необходимые для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.д.) |
|
|
||
7. Устанавливает связи между природными явлениями |
7.1. Называет времена года в правильной последовательности |
|
|
|
7.2. Замечает сезонные изменения в природе, называет признаки |
|
|
||
8. Проявляет бережное отношение к природе |
8.1. Знает и соблюдает элементарные правила поведения на природе с опорой на наглядность (понимает "плохо" и "хорошо") |
|
|
|
"Я эрудит" |
9. Представления о социальном мире |
9.1. Имеет представление о ближнем окружении (семья, детский сад) и об отдаленном пространстве (город) |
|
|
9.2. Узнает и называет людей отдельных профессий (врач, водитель, моряк, стоматолог, прачка, воспитатель, парикмахер, повар, дворник, продавец, почтальон, помощник воспитателя) и атрибуты их деятельности |
|
|
||
10. Имеет представление о предметном мире |
10.1. Называет предметы, необходимые в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации) |
|
|
|
10.2. Называет материал, из чего сделан предмет (бумага, стекло, резина, дерево, ткань, металл) и объясняет целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машины - из металла, шины - из резины и т.д.) |
|
|
Карта наблюдений "Спорт" (4-5 лет)
Критерий |
Показатель |
Возрастная характеристика |
Соответствие норме |
|
Да |
Нет |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
"Мои движения" |
1. Владеет основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, лазание) |
1.1. Умеет ходить со сменой направлений, с выполнением разных заданий (на пятках, носках, высоко поднимая колени, с остановкой на сигнал, с поворотами, со сменой ведущего) |
|
|
1.2. Бегает в колонне по одному, на носках, широким шагом, с забрасыванием голени назад, со сменой темпа. Непрерывный бег до 1,5 мин. |
|
|
||
1.3. Прыгает в длину с продвижением вперед (на 2-3 м), умеет прыгать на одной ноге (правой, левой), спрыгивает с высоты до 20 см |
|
|
||
1.4. Проползает на четвереньках до 10 м, на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками; передвигается по гимнастической стенке вверх-вниз, вправо-влево |
|
|
||
1.5. Ловит мяч с расстояния 1,5 м, отбивает его об пол не менее 5 раз подряд, прокатывает по полу мяч (весом 0,5 кг) |
|
|
||
"Мои игры" |
2. Играет в подвижные игры |
2.1. Проявляет интерес к подвижным играм |
|
|
2.2. Знает и старается соблюдать правила подвижных игр, действует по сигналу |
|
|
||
3. Использует в самостоятельной деятельности элементы спортивных игр |
3.1. Стоит на лыжах, приседает на лыжах "пружинки", сохраняя равновесие |
|
|
Карта наблюдений "Техномир" (5-6 лет)
Критерий |
Показатель |
Возрастная характеристика |
Соответствие норме |
|
Да |
Нет |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
"Я инженер" |
1. Имеет практический опыт по конструированию. Пробует строить по схеме, рисунку |
1.1. Знает и называет, из каких частей состоит модель |
|
|
1.2. Пробует строить по схеме, рисунку постройку (объект) |
|
|
||
1.3. Подбирает необходимые части для создания целостной модели |
|
|
||
1.4. Достраивает модель (постройку) до конца |
|
|
||
"Я конструктор" |
2. Знает, что схема несет информацию не только о предмете, но и из какого материала он сконструирован, о способе крепления деталей у конструкции |
2.1. Знает название основных деталей конструктора и их способы крепления |
|
|
2.2. Сравнивает графические модели, находит в них сходства и различия |
|
|
||
2.3. Конструирует по замыслу, дает название своей конструкции, может представить ее описание |
|
|
||
"Я испытатель" |
3. В игре сооружает постройку в соответствии с размерами игрушек. Старается делать конструкции прочными, точно соединяет детали между собой |
3.1. Играет созданными моделями, механизмами. Пробует преобразовать модель (механизм, конструкцию) в ходе игры, в зависимости от игровой ситуации (обращается со своей идеей за помощью к взрослому) |
|
|
3.2. Может комбинировать детали, сочетать их по форме, величине, цвету |
|
|
||
3.3. Соотносит задуманное с получившимся |
|
|
||
"Я техник" |
4. Создает постройки по индивидуальному и совместному замыслу. Проявляет творчество, изобретательность. Экспериментирует с деталями конструктора |
4.1. Имеет представления о работе в паре, в команде |
|
|
4.2. Может соотнести модель и рисунок (схему). Собирает и разбирает конструкцию по рисунку (схеме) |
|
|
||
4.3. Экспериментирует с разными деталями конструктора. Творчески подходит к созданию модели |
|
|
||
4.4. Слушает предложения друзей и вносит необходимые изменения в модель |
|
|
Карта наблюдений "Интересное дело" (4-5 лет)
Критерий |
Показатель |
Возрастная характеристика |
Соответствие норме |
|
Да |
Нет |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
"Мой выбор" |
1. Сознательный выбор краткосрочных образовательных практик, аргументация выбора |
1.1. Ребенок проявляет интерес к выбору краткосрочной образовательной практики |
|
|
1.2. Способен аргументировать свой выбор, объяснить свой интерес |
|
|
||
"Мои предпочтения" |
2. Устойчивость интересов ребенка к направленности выбираемых практик (постоянные или единичные пробы) |
2.1. Наличие предпочтений |
|
|
2.2. Постоянство предпочтений |
|
|
||
"Я умею, я могу" |
3. Сформированность культуры самоорганизации деятельности (целеполагание, планирование, организация, самоконтроль, рефлексия) |
3.1. Умеет определить цель деятельности |
|
|
3.2. Умеет организовать работу, организует деятельность самостоятельно |
|
|
||
3.3. Способен во время деятельности самостоятельно переходить от этапа к этапу |
|
|
||
3.4. Способен оценить результат своего труда, увидеть недочеты |
|
|
||
4. Способность переноса способов деятельности на новое содержание |
4.1. Умеет использовать знакомый способ деятельности в новой ситуации, на новом содержании |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента образования Администрации города Перми от 30 августа 2021 г. N 059-08-01-09-929 "Об утверждении карт наблюдений для детей 4-5 лет в системе "Личный кабинет дошкольника"
Вступает в силу с 30 августа 2021 г.
Текст приказа опубликован не был