Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Исполнительного
комитета г. Казани
от 2 сентября 2021 г. N 2173
Порядок
осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных Исполнительному комитету г. Казани муниципальных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях
I. Общие положения
1.1. Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных Исполнительному комитету г. Казани муниципальных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях (далее - Уполномоченный орган) разработан в целях обеспечения единообразного ведомственного контроля в соответствии с Конституцией Российской Федерации, на основании статьи 353.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Татарстан от 14.12.2019 N 100-ЗРТ "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Республике Татарстан".
1.2. Настоящий порядок регулирует отношения, связанные с осуществлением ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных Уполномоченным органам организациях (далее - подведомственные организации).
1.3. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения проверок соблюдения подведомственными организациями трудового законодательства, включая законодательство по охране труда, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.4. В настоящем порядке используются следующие основные понятия:
- ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - ведомственный контроль), - деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях, осуществляемая посредством организации и проведения проверок;
- подведомственные организации - организации, функции и полномочия учредителей которых осуществляют органы Исполнительного комитета г. Казани;
- проверка - совокупность мероприятий по ведомственному контролю, проводимых Уполномоченным органом в отношении подведомственных им организаций для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
1.5. Основными принципами осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются:
- презумпция добросовестности подведомственной организации;
- законность, объективность и доступность информации по вопросам правового регулирования трудовых отношений;
- открытость и доступность законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении ведомственного контроля;
- проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами вышестоящих органов при осуществлении ведомственного контроля;
- периодичность и оперативность осуществления мероприятий по контролю, предусматривающему полное и максимально быстрое его проведение в течение установленного срока;
- учет мероприятий по контролю;
- ответственность Уполномоченного органа за допущенные при проведении мероприятий по контролю нарушения законодательства Российской Федерации;
- ответственность руководителей и должностных лиц подведомственных организаций при нарушении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявленном в результате проведения ведомственного контроля.
1.6. Основными целями ведомственного контроля являются:
- выявление нарушений работодателями и работниками подведомственных организаций требований трудового законодательства (в том числе в сфере охраны труда);
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также работа по улучшению условий труда;
- распространение опыта по вопросам улучшения условий охраны труда.
1.7. К основным задачам проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях относятся:
- выявление нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- предупреждение нарушений прав и законных интересов работников подведомственных организаций;
- принятие мер по восстановлению нарушенных прав работников подведомственных организаций и привлечению виновных должностных лиц к ответственности за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- контроль за организацией профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также работы по улучшению условий труда;
- определение необходимости обучения специалистов подведомственных организаций на курсах повышения квалификации и на семинарах, посвященных вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе вопросам охраны труда.
1.8. Ведомственный контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется Уполномоченными органами.
1.9. Для проведения проверки Уполномоченный орган создает комиссию по проведению проверки численностью не менее трех человек - руководитель, заместитель руководителя, секретарь, члены комиссии и утверждает ее состав приказом (распоряжением) (далее - Комиссия). В отсутствие руководителя Комиссии его полномочия исполняет заместитель руководителя Комиссии.
1.10. В своей деятельности Уполномоченные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, муниципальными нормативными правовыми актами.
II. Планирование, порядок и учет проведения мероприятий по ведомственному контролю
2.1. Ведомственный контроль осуществляется в формах документарных и (или) выездных проверок.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах подведомственной организации, устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности должностных лиц подведомственной организации, документы, используемые при осуществлении деятельности подведомственной организации и связанные с исполнением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Документарная проверка проводится по месту нахождения Уполномоченного органа.
2.2. В процессе проведения документарной проверки Комиссией Уполномоченного органа рассматриваются документы подведомственной организации, имеющиеся в их распоряжении, документы о результатах ранее проведенной проверки (при их наличии). Комиссией Уполномоченного органа могут быть запрошены иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при наличии) и подписью руководителя или иного должностного лица подведомственной организации.
2.3. Выездная проверка проводится по месту нахождения подведомственной организации.
Предметом выездной проверки являются сведения, содержащиеся в документах подведомственной организации, а также соответствие ее деятельности трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, осуществляемые меры по исполнению требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Выездная проверка проводится по месту нахождения подведомственной организации и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Уполномоченного органа документах подведомственной организации;
2) оценить соответствие деятельности подведомственной организации требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, без проведения дополнительных мероприятий с выездом на место нахождения подведомственной организации и (или) на место фактического осуществления ее деятельности.
Подведомственная организация обязана предоставить Комиссии Уполномоченного органа возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проверяющих на территорию и в используемые подведомственной организацией здания, строения, сооружения, помещения.
Комиссия Уполномоченного органа вправе привлекать к проведению выездной проверки подведомственной организации экспертов, экспертные организации. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций, а также возмещение понесенных ими в связи с участием в мероприятиях по ведомственному контролю расходов производится в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации для оплаты услуг и возмещения расходов экспертов и экспертных организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Выездная проверка начинается с предъявления служебных удостоверений должностными лицами, входящими в состав Комиссии Уполномоченного органа, и обязательного ознакомления представителя подведомственной организации с копией соответствующего правового акта Уполномоченного органа о назначении выездной проверки.
2.4. Проверки могут быть плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся Уполномоченным органом в соответствии с ежегодным планом (далее - План), который утверждается постановлением Исполнительного комитета г. Казани не позднее 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и в течение 10 дней после дня его утверждения размещается на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru). В ежегодном плане указываются:
1) наименования подведомственных организаций, деятельность которых подлежит плановой проверке, места их нахождения и (или) места фактического осуществления их деятельности;
2) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки.
Основанием для включения подведомственной организации в ежегодный план является истечение трех лет со дня государственной регистрации подведомственной организации или дня окончания проведения последней плановой проверки подведомственной организации.
2.5. О проведении плановой проверки подведомственная организация уведомляется Уполномоченным органом не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, посредством системы электронного документооборота или электронной почтой.
2.6. Внеплановые проверки проводятся Комиссией Уполномоченного органа.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются:
1) неустранение в течение установленного срока указанных в акте ранее проведенной проверки нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) поступление в Исполнительный комитет г. Казани обращений, заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений в подведомственных организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2.7. Обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
2.8. Уполномоченный орган принимает решение о проведении внеплановой проверки:
1) в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для устранения выявленных в ходе ранее проведенной проверки нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2) в течение 30 дней со дня поступления обращения, заявления, информации, которые указаны в подпункте 2 пункта 2.6 настоящего раздела.
2.9. О проведении внеплановой проверки подведомственная организация уведомляется Уполномоченным органом, осуществляющим внеплановую проверку, не менее чем за 24 часа до начала ее проведения посредством направления правового акта (распоряжения, приказа, решения) или его копии о проведении проверки любым доступным способом, позволяющим достоверно установить вручение указанного документа.
2.10. Проверки проводятся на основании правового акта (распоряжения, приказа, решения) Уполномоченного органа, который должен содержать следующие сведения:
1) наименование органа, проводящего проверку;
2) фамилию, имя, отчество и должность должностного лица (фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки (далее - должностное лицо), а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных органов и организаций;
3) наименование подведомственной организации, в отношении которой проводится проверка;
4) форма и вид проверки;
5) основания для проведения проверки;
6) перечень документов, которые должны быть представлены подведомственной организацией для проведения проверки;
7) дата начала и срок проведения проверки.
2.11. При проведении проверки Комиссия Уполномоченного органа имеет право:
- посещать объекты (территории и помещения) подведомственных организаций в целях проведения проверки;
- запрашивать и получать от подведомственных организаций информацию, необходимую для проверки;
- осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.
2.12. При проведении проверки Уполномоченный орган обязан:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации и Республики Татарстан, права и законные интересы граждан;
2) не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством;
3) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении копии правового акта Уполномоченного органа (распоряжения, приказа, решения) о проведении проверки и в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
4) соблюдать установленные сроки проведения проверки.
2.13. При проведении проверки Комиссия Уполномоченного органа не вправе:
- проверять выполнение требований, не относящихся к предмету проверки;
- требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки, которая составляет государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения проверки.
2.14. В случае воспрепятствования руководителем, его заместителем либо иным должностным лицом подведомственного учреждения проведению проверки Уполномоченный орган обязан составить акт об отказе в проведении проверки либо о непредставлении документов и локальных нормативных актов, необходимых для проведения проверки.
На основании указанного акта руководитель органа, осуществляющего ведомственный контроль, вправе принять решение о применении к руководителю подведомственной организации дисциплинарного взыскания либо даче рекомендаций о применении руководителем подведомственной организации дисциплинарной ответственности в отношении виновных должностных лиц подведомственной организации.
2.15. Срок осуществления мероприятий по контролю не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных экспертиз и (или) обследований, на основании мотивированного предложения должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен соответствующим правовым актом (распоряжением, приказом, решением) Уполномоченного органа, но не более чем на 20 рабочих дней.
2.16. При проведении проверки руководитель, иные уполномоченные должностные лица подведомственной организации вправе:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа местного самоуправления, его должностных лиц информацию, относящуюся к предмету проверки;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по ведомственному контролю, проводящих проверку, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При проведении проверки руководитель, иные уполномоченные должностные лица подведомственной организации обязаны:
- представить запрашиваемые должностными лицами, уполномоченными на проведение мероприятий по ведомственному контролю, документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставить должностным лицам, уполномоченным на проведение мероприятий по ведомственному контролю, возможность при проведении выездной проверки проводить обследование территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, используемых подведомственной организацией при осуществлении деятельности.
III. Основные направления ведомственного контроля (содержание проверки)
3.1. При проведении проверки определяется соблюдение подведомственной организацией норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан в сфере труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе отраслевых нормативных правовых актов и соглашений.
3.2. Основными направлениями ведомственного контроля являются следующие вопросы:
- социальное партнерство (главы 3-9 ТК РФ);
- трудовой договор (главы 10-14 ТК РФ);
- рабочее время (главы 15-16 ТК РФ);
- время отдыха (главы 17-19 ТК РФ);
- оплата и нормирование труда (главы 20-22 ТК РФ);
- соблюдение гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам (главы 23-28 ТК РФ);
- трудовой распорядок и дисциплина труда (главы 29-30 ТК РФ);
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников (главы 31-32 ТК РФ);
- охрана труда (главы 33-36 ТК РФ);
- материальная ответственность сторон трудового договора (главы 37-39 ТК РФ);
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников (главы 44-55 ТК РФ).
Примерный перечень правовых и локальных нормативных актов, документов, запрашиваемых при проведении мероприятий по контролю в подведомственной организации, установлен в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Перечисленные выше направления ведомственного контроля и перечень нормативных правовых актов, документов, запрашиваемых при проведении проверки, не являются исчерпывающими и корректируются в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.
IV. Оформление результатов проверки
4.1. По результатам проведения проверки Уполномоченным органом составляется акт по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку в двух экземплярах, в котором указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование Уполномоченного органа, проводившего проверку;
3) дата и номер правового акта (распоряжения, приказа, решения) Уполномоченного органа о проведении проверки;
4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности членов Комиссии Уполномоченного органа, проводивших проверку, а также проводивших проверку экспертов, представителей экспертных организаций;
5) наименование проверяемой подведомственной организации, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность представителя подведомственной организации, присутствовавшего при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) подписи должностных лиц, проводивших проверку;
9) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки представителя подведомственной организации, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи.
4.2. К акту проверки прилагаются протоколы обследования объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников подведомственной организации, на которых возлагается ответственность за нарушение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
4.3. Акт проверки оформляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается представителю подведомственной организации под расписку.
4.4. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.5. В случае выявления нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, срок для их устранения указывается в акте проверки.
Акт проверки подписывается должностными лицами, проводившими мероприятия по контролю, руководителем подведомственной организации (лицом, его замещающим), руководителем Уполномоченного органа, осуществлявшего ведомственный контроль.
Экземпляр акта вручается руководителю подведомственной организации либо его заместителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя подведомственной организации (лица, его замещающего), а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки этот акт направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле, которое ведет орган, проводящий проверку.
V. Устранение выявленных в ходе проверок нарушений
По результатам проведения проверки руководитель подведомственной организации обязан обеспечить устранение выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в срок, не превышающий 30 рабочих дней.
5.1. Отчет о принятых мерах по устранению выявленных нарушений по акту проверки и их предупреждению в дальнейшей деятельности представляется подведомственной организацией в Уполномоченный орган не позднее пяти дней со дня истечения срока устранения выявленных нарушений по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. К указанному отчету прилагаются копии документов и материалов, подтверждающих устранение нарушений. Уполномоченный орган соответственно обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
5.2. В случае неустранения выявленных нарушений по истечении установленного срока либо отказа руководителя подведомственной организации в их устранении Уполномоченный орган соответственно принимает меры, направленные на привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. В случае невозможности устранить выявленные нарушения в установленный срок руководитель подведомственной организации либо его заместитель вправе обратиться с ходатайством о продлении срока к руководителю Уполномоченного органа, который рассматривает данное ходатайство в течение трех рабочих дней, и при наличии уважительных причин и при условии отсутствия угрозы жизни и здоровью работников подведомственной организации в случае продления срока вправе его продлить. Продление срока устранения выявленных нарушений не может превышать 30 рабочих дней.
5.4. Лицо, ответственное за проведение мероприятий по контролю, контролирует своевременное представление отчета руководителем подведомственной организации либо его заместителем об устранении нарушений, а в случае его отсутствия сообщает руководителю органа, осуществляющего ведомственный контроль, для принятия соответствующего решения.
VI. Обжалование действий (бездействия) Уполномоченного органа, осуществившего ведомственный контроль в подведомственных организациях
Руководитель подведомственной организации либо его представитель в случае несогласия с выявленными нарушениями вправе дать мотивированный отзыв на составленный акт и направить его для рассмотрения в Уполномоченный орган, осуществивший ведомственный контроль.
По результатам рассмотрения возражений принимается решение о признании возражений обоснованными либо об отказе в их удовлетворении. Указанное решение направляется в подведомственную организацию в течение трех рабочих дней после дня его принятия.
В случае признания возражений обоснованными подведомственная организация принимает меры по устранению нарушений, послуживших основанием для направления возражений.
VII. Учет мероприятий по контролю
Учет мероприятий по контролю осуществляется путем ведения журнала учета проверок по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, который должен быть прошит, пронумерован, скреплен подписью руководителя и заверен печатью Уполномоченного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.