Постановление Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N 49-АД21-10-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Сатор" Оськина Виктора Петровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 11 февраля 2020 г. (с учетом определения об исправлении описки от 13 марта 2020 г.), решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 июля 2020 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Сатор" (далее - ООО НПП "Сатор", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 11 февраля 2020 г. (с учетом определения об исправлении описки от 13 марта 2020 г.), оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 июля 2020 г. и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 г., ООО НПП "Сатор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного кодекса в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ООО НПП "Сатор" Оськин В.П. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются названным кодексом и Законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
Статьей 34 Закона N 14-ФЗ установлено, что очередное общее собрание участников общества проводится в сроки, определенные уставом общества, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества. Уставом общества должен быть определен срок проведения очередного общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества. Указанное общее собрание участников общества должно проводиться не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Согласно статье 36 Закона N 14-ФЗ орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества (пункт 1).
В уведомлении должны быть указаны время и место проведения общего собрания участников общества, а также предлагаемая повестка дня. Любой участник общества вправе вносить предложения о включении в повестку дня общего собрания участников общества дополнительных вопросов не позднее чем за пятнадцать дней до его проведения. Дополнительные вопросы, за исключением вопросов, которые не относятся к компетенции общего собрания участников общества или не соответствуют требованиям федеральных законов, включаются в повестку дня общего собрания участников общества (пункт 2).
К информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, относятся годовой отчет общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизоры) общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, а также иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества. Если иной порядок ознакомления участников общества с информацией и материалами не предусмотрен уставом общества, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить им информацию и материалы вместе с уведомлением о проведении общего собрания участников общества, а в случае изменения повестки дня соответствующие информация и материалы направляются вместе с уведомлением о таком изменении. Указанные информация и материалы в течение тридцати дней до проведения общего собрания участников общества должны быть предоставлены всем участникам общества для ознакомления в помещении исполнительного органа общества (пункт 3).
Уставом общества могут быть предусмотрены более короткие сроки, чем указанные в настоящей статье (пункт 4).
Пунктом 8.3 статьи 8 Устава ООО НПП "Сатор", утвержденного общим собранием учредителей (протокол от 9 ноября 2009 г. N 1109), предусмотрено, что очередное общее собрание проводится один раз в год. Очередное собрание участников созывается исполнительным органом общества. Общее собрание участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества, проводится через три месяца после окончания финансового года.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц участниками (учредителями) общества являются Оськин В.П. (директор общества) и Оськин М.П.
Из материалов дела следует, что 3 сентября 2019 г. учредитель ООО НПП "Сатор" Оськин М.П. обратился в Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе - территориальное подразделение Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, заявив об уклонении от проведения очередного общего собрания участников общества по итогам 2018 года, о непоступлении ему уведомления о проведении общего собрания участников общества.
В рамках проверки по обращению установлено, что очередное общее собрание участников ООО НПП "Сатор" по итогам деятельности за 2018 год не проведено в нарушение требований статьи 34 Закона N 14-ФЗ, пункта 8.3 статьи 8 Устава.
По данному факту заведующим сектора правового обеспечения административного производства юридического отдела Отделения - Национального банка по Республике Башкортостан Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 81 части 2 статьи 28.3 названного кодекса, Указанием Банка России от 27 февраля 2017 г. N 4300-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", приказом этого органа от 22 мая 2019 г. N ОДТ580-160 "О взаимодействии структурных подразделений Отделения - НБ Республика Башкортостан при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и перечнях должностных лиц Отделения НБ - Республика Башкортостан, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" указанное должностное лицо уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 11 статьи 15.23.1 названного кодекса.
Факт уклонения от созыва общего собрания участников общества подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Вопреки утверждению заявителя в силу части 11 статьи 15.23.1, статей 2.1, 2.4 названного кодекса и Закона N 14-ФЗ субъектами административной ответственности за совершение указанного правонарушения являются как юридические, так и должностные лица. Общество является субъектом указанного административного правонарушения. Довод заявителя в указанной части основан на неверном толковании положений Закона N 14-ФЗ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 11 февраля 2020 г. (с учетом определения об исправлении описки от 13 марта 2020 г.), решение судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 июля 2020 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27 ноября 2020 г., вынесенные в отношении ООО НПП "Сатор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО НПП "Сатор" Оськина В.П. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 12 августа 2021 г. N 49-АД21-10-К6
Текст постановления опубликован не был