Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 11 августа 2021 г. N 228-КА21-4-К10
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Замашнюка А.Н.
при секретаре Лисицыной А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Граченко Олега Викторовича на решение 35 гарнизонного военного суда от 16 июля 2020 г., апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 11 ноября 2020 г. и кассационное определение Кассационного военного суда от 23 марта 2021 г. по административному делу N 2а-135/2020 по административному исковому заявлению главного старшины в отставке Граченко О.В. об оспаривании решения федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
установил:
Граченко О.В. через своего представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ) от 27 февраля 2020 г. N 10649 в части размера выплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия), отменить решение в этой части и обязать руководителя жилищного органа принять дополнительное решение о предоставлении Граченко О.В. жилищной субсидии на состав семьи из шести человек исходя из норматива общей площади жилого помещения 41 кв.м.
Решением 35 гарнизонного военного суда от 16 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 11 ноября 2020 г., в удовлетворении административного иска отказано.
Кассационным определением Кассационного военного суда от 23 марта 2021 г. решение 35 гарнизонного военного суда 16 июля 2020 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 11 ноября 2020 г. оставлены без изменения, а кассационная жалоба административного истца - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, Граченко О.В., выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, просит их отменить в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование несогласия с выводами судов Граченко О.В., ссылаясь на ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п.п. 3, 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", заявляет о неправомерности уменьшения норматива предоставления общей площади жилого помещения при расчете полагающейся ему жилищной субсидии на 13,1 кв.м.
Административный истец указывает на то, что с момента снятия с регистрационного учета и его выезда из жилого помещения, предоставленного его бывшей супруге, прошло более пяти лет.
Граченко О.В. считает, что он самостоятельно не реализовал право на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и имеет право на получение жилищной субсидии без учета доли в жилом помещении, предоставленном его бывшей супруге и находящемся в настоящее время в ее собственности.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что супруге Граченко О.В., проходившего военную службу по контракту с июня 1997 года, на состав семьи из четырех человек (с учетом административного истца и двух детей) решением исполкома Ключевского городского Совета народных депутатов от 10 октября 2002 г. предоставлено жилое помещение общей площадью 52,4 кв.м по адресу: г. ...
17 сентября 2004 г. супругой административного истца заключен договор социального найма указанного жилого помещения, согласно которому вместе с нанимателем в квартире постоянно проживают Граченко О.В. и двое детей.
В октябре 2004 года Граченко О.В. отказался от включения в число участников общей собственности приватизируемого жилого помещения, после чего квартира в мае 2005 года передана местной администрацией в общую долевую собственность супруги и дочери административного истца.
В мае 2013 года брак между Граченко О.В. и Г. расторгнут.
В октябре 2013 года административный истец заключил брак с Ю. и с 23 октября 2013 г. зарегистрировался по месту жительства в квартире, принадлежащей ей на праве собственности.
24 октября 2018 г. в связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе Граченко О.В. с членами семьи (он, его супруга Ю. и четверо детей) приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства.
27 февраля 2020 г. решением ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Граченко О.В. и членам его семьи предоставлена жилищная субсидия, при расчете которой учтены приходящиеся на административного истца 13,1 кв.м общей площади жилого помещения, ранее предоставленного его бывшей супруге из государственного жилищного фонда, а также 67 кв.м общей площади жилого помещения, принадлежащего его супруге Ю. на праве собственности.
Не согласившись с решением в части учета доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного его бывшей супруге, в том числе на него, Граченко О.В. оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что предоставление Граченко О.В. жилищной субсидии без учета доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного его бывшей супруге с учетом него из государственного жилищного фонда, приведет к сверхнормативному обеспечению жильем административного истца.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что истечение пятилетнего срока с момента выезда Граченко О.В. из указанного жилого помещения значения не имеет, поскольку положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации на административного истца не распространяются.
Также суды указали, что выезд Граченко О.В. из квартиры не был связан с прохождением им военной службы.
С такими выводами согласился Кассационный военный суд.
Однако судами оставлено без внимания, что жилищная субсидия в оспариваемом размере предоставлена Граченко О.В. 27 февраля 2020 г.
Это обстоятельство является юридически значимым по данному делу.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ внесены изменения в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", вступившие в силу 13 декабря 2019 г.
В соответствии с абзацам тринадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ) военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих- граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (абзац четырнадцатый п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ).
Таким образом, выводы судов о законности предоставления Граченко О.В. жилищной субсидии с учетом доли общей площади жилого помещения, ранее предоставленного его бывшей супруге из государственного жилищного фонда, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а обстоятельства, установленные по делу, не оценены судами применительно к положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, установив, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекшими принятие незаконных судебных актов, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, полагает необходимым отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в 35 гарнизонный военный суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение 35 гарнизонного военного суда от 16 июля 2020 г., апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 11 ноября 2020 г. и кассационное определение Кассационного военного суда от 23 марта 2021 г. по административному исковому заявлению Граченко Олега Викторовича отменить и направить дело на новое рассмотрение в 35 гарнизонный военный суд.
Председательствующий |
Крупнов И.В. |
Судьи |
Воронов А.В. |
|
Замашнюк А.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 11 августа 2021 г. N 228-КА21-4-К10
Текст определения опубликован не был