В целях исполнения пункта 2.3 раздела II целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации" распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического надзора в 2020 году (далее - Обзор).
2. Отделу финансового и организационного обеспечения (Т.В. Кошелохова) разместить электронную версию Обзора на сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Департамента |
Р.А. Захаров |
Утверждено
приказом Департамента
Смоленской области по
природным ресурсам и экологии
от 20 января 2021 г. N 0022/0103
Обзор
результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в 2020 году
Настоящий обзор результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в 2020 году подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений, результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора)" (приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21.02.2017 N 13 (2)
О проведении в отношении подконтрольных лиц проверок и иных мероприятий по контролю, выявлении административных правонарушений ("Как делать нельзя")
В первом полугодии 2020 года Департаментом проведено 34 проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 20 плановых проверок, 14 внеплановых проверок, 7 плановых (рейдовых) осмотров территорий, 4 административных расследования, выдано 99 предостережений.
В результате проведения 34 проверок выявлено 50 правонарушений.
По итогам проведенных проверок наложено 48 административных наказаний, в том числе 31 предупреждение и 17 административных штрафов на общую сумму - 548 тыс. руб.
По результатам проведения 20 плановых выездных проверок наложено 11 административных штрафов на общую сумму 416 тыс. руб., в том числе в отношении:
- юридических лиц - 4 административных штрафа на общую сумму 350 тыс. руб.;
- должностных лиц - 7 административных штрафов на общую сумму 66 тыс. руб.
По результатам проведения 14 внеплановых выездных проверок наложено 6 административных штрафов на общую сумму 132 тыс. руб., в том числе в отношении:
- юридических лиц - 4 административных штрафа на общую сумму 20 тыс. руб.,
- должностных лиц - 2 административных штрафа на общую сумму 12 тыс. руб.
По выявленным нарушениям выдано 13 предписаний об устранении выявленных нарушений.
В первом полугодии 2020 Департаментом согласовано с Прокуратурой Смоленской области 2 внеплановые выездные проверки.
По факту возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица осуществляющего деятельность в городе Вязьма Смоленской области, наложено 2 административных штрафа (в отношении юридического и должностного лица). Общая сумма штрафа составила 22 тыс. рублей.
По факту причинения вреда окружающей среде проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность в п. Кардымово Смоленской области наложено 2 административных штрафа (в отношении юридического и должностного лица). Общая сумма штрафа составила 90 тыс. рублей.
За 1 полугодие 2020 года в адрес судебных приставов муниципальных районов были направлены 17 материалов по делам административных правонарушений для возбуждения исполнительного производства в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц добровольно не уплативших наложенные на них административные штрафы. В соответствии с постановлениями судебных приставов было произведено принудительное взыскание задолженности по уплате административных штрафов около 240 000 рублей.
В 2020 году в судебном порядке обжаловано 11 постановлении по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, должностные лица принимали участие в судебных заседаниях.
Кроме того, 6 постановлений обжаловано вышестоящему должностному лицу.
Массовыми нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования в первом полугодии 2020 года явились нарушения предусмотренные частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
За указанный период времени в Департамент от граждан и юридических лиц поступило 341 обращение о признаках нарушений обязательных требовании природоохранного законодательства.
Анализ результатов рассмотрения письменных обращении показал следующее.
Основная часть вопросов (порядка 80%), поставленных в обращениях, связана с возможными нарушениями природоохранного законодательства и негативным воздействием на окружающую среду: нарушениями в водоохранных зонах рек, захламлением земель отходами производства и потребления, неудовлетворительным состоянием водных объектов области и незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых.
Все поступившие обращения граждан и юридических лиц своевременно и в полном объеме рассмотрены специалистами Департамента, ответы направлены заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В 20% обращений факты нарушений природоохранного законодательства не подтвердились.
Из указанного числа обращений более 13% составляют вопросы загрязнения атмосферного воздуха, в 17% - вопросы нарушения водоохранного законодательства.
Наиболее часто направляемые обращения касаются вопросов несанкционированного размещения отходов производства и потребления. За указанный период при участии специалистов Департамента ликвидировано более 25 мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
В III квартале 2020 года Департаментом проведено:
- 4 внеплановые проверки в отношении юридических лиц, из них 3 внеплановые выездные проверки по согласованию с прокуратурой Смоленской области; 1 внеплановая документарная проверка, назначенная в целях проверки исполнения ранее выданного предписания по ходатайству юридического лица о проведении проверки в целях признания предписания исполненным (подпункт "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438);
- 17 плановых (рейдовых) осмотров территории;
- 5 административных расследований.
Внеплановые выездные проверки, согласованные с прокуратурой Смоленской области в III квартале 2020 года на основании угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, проводились Департаментом в отношении:
- юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере недропользования в д. Холзаково Гагаринского района Смоленской области, по результатам проведения которой вынесено предписание, наложен 1 административный штраф в отношении юридического лица на сумму 300 тыс. рублей;
- юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере недропользования вблизи д. Карманово Гагаринского района Смоленской области, по результатам проведения которой вынесено предписание, наложено 2 административных наказания в отношении юридического в виде административного штрафа на сумму 800 тыс. рублей и предупреждения;
- юридического лица, осуществляющего деятельность по строительству автомобильных дорог и автомагистралей в г. Смоленске, по результатам проведения которой вынесено предписание, наложено 8 административных наказаний в виде 2 административных штрафов в отношении юридического и должностного лица на общую на сумму 110 тыс. рублей и 6 предупреждений в отношении юридического и должностного лица.
Таким образом, в результате проведения 3 внеплановых выездных проверок, согласованных с прокуратурой Смоленской области, в связи с угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан выявлено 12 правонарушений, наложено 11 административных наказаний, в том числе 7 предупреждений и 4 административных штрафа на общую сумму - 1 210 тыс. руб., в том числе в отношении:
- юридических лиц - 3 административных штрафа на общую сумму 1 200 тыс. руб. и 4 предупреждения;
- должностных лиц - 1 административный штраф на сумму 10 тыс. руб. и 3 предупреждения.
По выявленным нарушениям вынесено 3 предписания об устранении выявленных правонарушений.
Внеплановая документарная проверка, назначенная в целях проверки исполнения ранее выданного предписания по ходатайству юридического лица о проведении проверки в целях признания предписания исполненным (подпункт "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438) закрыта актом, снята с контроля.
Также стоит отметить, что в соответствии с постановлениями судебных приставов в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, добровольно не уплативших наложенные на них административные штрафы, было произведено принудительное взыскание задолженности на сумму 42 830 рублей.
В III квартале текущего года Департаментом проведено 5 административных расследований, из них:
- 4 административных расследования проведено по выявлению нарушении правил недропользования (по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ наложено 3 административных штрафа на общую сумму 1 603 000 руб.);
-1 административное расследование в сфере охраны использования водных объектов (по части 1 статьи 8.13 КоАП РФ наложен 1 административный штраф на сумму 20 000 руб.).
В III квартале 2020 года в Департамент от граждан и юридических лиц поступило 155 обращений о признаках нарушений обязательных требовании природоохранного законодательства.
Анализ результатов рассмотрения письменных обращений показал следующее.
Основная часть вопросов (порядка 45%), поставленных в обращениях, связана с обращением ТКО отходов на территории Смоленской области.
Остальные вопросы в обращениях граждан связаны с неудовлетворительным состоянием водных объектов региона, незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых, загрязнением атмосферного воздуха.
В IV квартале 2020 года Департаментом проведено:
- 2 внеплановые документарные проверки в отношении юридических ^лиц, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданных предписаний по ходатайству юридических лиц о проведении проверок в целях признания предписаний исполненными (подпункт "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438);
- 21 плановый (рейдовый) осмотр территорий;
- 1 административное расследование по факту поступления обращения от жителей дер. Магалинщина Смоленского района Смоленской области о загрязнении неочищенными сточными водами рельефа местности, а далее водного объекта реки Пискарихи.
Внеплановые документарные проверки закрыты актами, сняты с контроля.
В соответствии с постановлениями судебных приставов в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц добровольно не уплативших наложенные на них административные штрафы, было произведено принудительное взыскание задолженности на сумму 214 376,83 руб.
В IV квартале 2020 года в Департамент от граждан и юридических лиц произведено 111 обращений о признаках нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
Анализ результатов рассмотрения письменных обращении показал следующее.
Основная часть вопросов (порядка 45%), поставленных в обращениях, связана с обращением ТКО отходов на территории Смоленской области.
Остальные вопросы в обращениях граждан связаны с неудовлетворительным состоянием водных объектов региона, незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых, загрязнением атмосферного воздуха.
Основные нарушения природоохранного законодательства связаны с несоблюдением требований
1. В области обращения с отходами производства и потребления:
- отсутствие договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с региональным оператором;
- неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности;
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
2. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
3. В области охраны водных объектов:
- нарушение правил охраны водных объектов (сброс загрязненных сточных вод в водный объект).
4. В области недропользования:
- невыполнение лицензионных условий;
- пользование недрами без технической документации.
5. Сокрытие или искажение экологической информации.
О проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами ("Так делать нужно")
В связи с запретом на проведение проверок в 2020 году Департаментом проводились мероприятия, направленные в большей мере на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Во исполнение статьи 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Департаментом как уполномоченным органом исполнительной власти в сфере обращения с ТКО, а также АО "Спецавтохозяйство" обеспечивается регулярное информирование населения и юридических лиц об ответственности за совершение нарушений природоохранного законодательства (в том числе за невыполнение обязанности по заключению договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с региональным оператором), размещается соответствующая информация на официальных сайтах, а также в средствах массовой информации.
Следует также обратить внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с 01.01.2020 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
Также частью 6 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
В связи с чем Департаментом в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направляются соответствующие уведомления, в том числе, о об отсутствии необходимости сдачи технических отчетов.
В первом полугодии 2020 года сотрудниками Департамента было направлено в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 99 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - предостережения), из них 75 предостережения по причине отсутствия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В III квартале 2020 года сотрудниками Департамента было направлено в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 155 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - предостережения), из них 119 предостережений по причине отсутствия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В IV квартале 2020 года сотрудниками Департамента было направлено в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 129 предостережении о недопустимости нарушений обязательных требований, требовании, установленных муниципальными правовыми актами (далее - предостережения) из них 98 предостережений по причине отсутствия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В случаях неисполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предостережений в указанный срок, либо получения необоснованных возражений, Департаментом в IV квартале текущего года направлялись материалы в прокуратуру Смоленской области для рассмотрения и принятия мер прокурорского реагирования.
В целом, в 2020 году, сотрудниками Департамента было направлено в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 383 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, требовании установленных муниципальными правовыми актами (далее - предостережения), из них 292 предостережения по причине отсутствия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 20 января 2021 г. N 0022/0103 "Об утверждении Обзора результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического надзора в 2020 году"
Текст приказа опубликован не был