В целях исполнения пункта 2.3 раздела II целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации" распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического надзора во II квартале 2021 года (далее - Обзор).
2. Отделу финансового и организационного обеспечения (Т.В. Кошелохова) разместить электронную версию Обзора на сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И. о. начальника Департамента |
В.М. Романовская |
Утвержден
Приказом Департамента
Смоленской области по
природным ресурсам и экологии
от 21 июля 2021 г. N 316/0103
Обзор
результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии во II квартале 2021 года
Настоящий обзор результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии во II квартале 2021 года подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", методических рекомендаций по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21.02.2017 N 13(2)
О проведении в отношении подконтрольных лиц проверок и иных мероприятий по контролю, выявлении административных правонарушений
В II квартале 2021 года Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии проведено 10 проверок, из них 4 плановых и 6 внеплановых проверок (5 документарных и 1 выездная) по ранее выданным предписаниям.
По результатам проверки юридического лица, осуществляющего деятельность в Вяземском районе Смоленской области (ООО "Лава"), выявлено 2 нарушения, связанные с некорректно проведенной инвентаризацией выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источников выбросов, не достоверностью отчетности об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - ПЭК). По результатам проверки наложено 2 административных штрафа на общую сумму 23 000 рублей (на ЮЛ - 20 000 рублей, на ДЛ - 3 000 рублей).
По 3 проверкам, проведенным в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в Гагаринском, Угранском районах и в г. Десногорске нарушений не выявлено, проверки закрыты актами.
По результатам проведения 5 внеплановых проверок установлены факты выполнения пунктов предписания в полном объеме. В свою очередь по 1 внеплановой проверки установлен факт неисполнения пунктов предписания, протокол об административном правонарушении направлен в Мировой суд.
Во II квартале 2021 года специалистами Департамента было принято участие в 4-х прокурорских проверках: по требованию Кардымовской районной прокуратуры, связанной с загрязнением атмосферного воздуха; по требованию Гагаринской межрайонной прокуратуры, связанной с загрязнение р. Гжать; по требованию Прокуратуры Заднепровского района города Смоленска, связанной со сбросом сточных вод на рельеф местности, по требованию прокуратуры Монастырщинского района, связанной с соблюдением требований природоохранного законодательства, в том числе при обращении с нефтепродуктами. По всем 4 проверкам в адреса соответствующих прокуратур были направлены справки.
Во II квартале текущего года особое внимание уделялось профилактическим мероприятиям, направленным на недопущение нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования. В связи с чем, должностными лицами Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии на основании части 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения" было направлено в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 218 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - предостережения), в том числе 186 предостережений по причине отсутствия договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
По согласованию с прокуратурой Смоленской области, в случае неисполнения в установленный срок предостережений, Департамент направлял в прокуратуры Смоленской области соответствующие материалы для принятия мер прокурорского реагирования. Так во II квартале 2021 года в прокуратуру Смоленской области было направлено 61 дело о неисполнении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выданных предостережений.
За указанный период времени в Департамент от граждан и юридических лиц поступило 32 обращения о признаках нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
Анализ результатов рассмотрения письменных обращений показал следующее.
Основная часть вопросов поставленных в обращениях, связана с обращением отходов на территории Смоленской области, включая начисление платы за пользование коммунальной услуги и заключением договоров.
Остальные вопросы в обращениях граждан связаны с неудовлетворительным состоянием водных объектов региона, незаконной добычей общераспространенных полезных ископаемых, загрязнением атмосферного воздуха.
Все поступившие обращения граждан и юридических лиц своевременно и в полном объеме рассмотрены специалистами Департамента, ответы направлены заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Исполнение обязательных требований
Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии информирует о том, что с 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В исполнение Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предметом регионального государственного экологического контроля на территории Смоленской области является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Смоленской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
К разрешительным документам относятся:
а) разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
б) установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
в) утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
г) разрешение на временные выбросы (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды");
д) разрешение на временные сбросы;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
ж) положительное заключение государственной экологической экспертизы;
з) свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
и) согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
к) согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
л) согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
м) решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
н) утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
о) разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
р) договор водопользования;
с) решение о предоставлении водного объекта в пользование;
т) согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
Статья 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вводит понятие "контролируемые лица", к которым относятся граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" определен перечень профилактических мероприятий, к которым относятся: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит, а также перечень контрольных (надзорных) мероприятий, к которым относятся: контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 21 июля 2021 г. N 316/0103 "Об утверждении Обзора результатов правоприменительной практики Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии при осуществлении регионального государственного экологического надзора во II квартале 2021 года"
Текст приказа опубликован не был