В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 1003 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1897" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый "Доклад правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан в области федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом на 2020 год".
2. Отделу надзора и автоматизированного учета разместить настоящий приказ на официальном сайте Управления Гостехнадзора Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник |
Р.Р. Зиатдинов |
Доклад
о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан за 2020 год
(утв. приказом Начальника Управления Гостехнадзора Республики Татарстан от 13 августа 2021 г. N 01-05/207-пр)
I. Правоприменительная практика в сфере федерального государственного контроля за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом на территории Республики Татарстан в 2020 году
Доклад о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан (далее - Управление) за 2020 год подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и на основании Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
Управление осуществляет федеральный государственный контроль за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года N 1064).
При осуществлении контрольных мероприятий Управление проводит плановые, внеплановые проверки, выдает предписания и предостережения, а также проводит профилактические мероприятия в соответствии с утвержденной программой профилактики.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:
планирование проведения плановых проверок (составление ежегодного плана проведения Управлением плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
использование оснований для проведения внеплановых проверок;
разработка и издание распорядительных актов Управлением о проведении проверки, их содержание;
выбор формы проведения проверки;
исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;
соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении проверки;
оформление результатов проверки;
работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда, за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды.
В рамках контрольно-надзорной деятельности Управлением в 2020 году в отношении организаций плановые проверки в соответствии с планом проведения проверок не проводились.
1. Составление ежегодного плана проведения Управлением по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии со статьей 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля ежегодных планов.
Правила подготовки органами государственного контроля ежегодных планов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основанием для включения в проект ежегодного плана проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации организации.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Управление направляет проект ежегодного плана проведения плановых проверок в прокуратуру Республики Татарстан.
План проведения Управлением плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не направлялся, в связи с тем, что полномочия по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом Управлению были переданы только в апреле 2020 года.
2. Основания для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных законодательством Российской Федерации случаях
Организация и проведение внеплановых проверок регламентируется статьей 10 Закона N 294-ФЗ. Согласно части 4 статьи 10 внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного Федерального закона.
Основания для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем ранее выданного Управлением предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
причинение вреда жизни, здоровью граждан.
Обращения, заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, средств массовой информации о фактах нарушений требования законодательства в Управление не поступали.
3. Разработка и издание распорядительных актов Управлением о проведении проверки и их содержание
На основании части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ приказы Управления о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (далее - Типовая форма). В приказе Управления о проведении проверки указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ и Типовой формой.
Приказ разрабатывается должностным лицом Управления, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), утвержденного приказом начальника Управления.
Копия подписанного и зарегистрированного приказа направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю любым доступным способом.
4. Формы проведения проверок (документарная и (или) выездная проверка)
В соответствии с частью 11 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного Федерального закона.
Формы проведения внеплановой проверки (документарная и (или) выездная) установлены частью 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
При выборе Управлением формы проверки принимаются во внимание результаты ранее проводившихся проверок (при наличии), а также информация и документы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
Частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
6. Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица Управления, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, должны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится.
При проведении проверок соблюдаются права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, установленные статьей 21 Закона N 294-ФЗ, а именно:
непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать от должностных лиц Управления информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом N 294-ФЗ;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии (несогласии) с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц Управления;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
За отчетный период действия (бездействие) должностных лиц Управления обжалованы не были.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Уполномоченный при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей к проверкам не привлекались.
7. Оформление результатов проверки, оценка тяжести допущенных подконтрольными субъектами нарушений
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверок должностными лицами Управления, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141.
Содержание акта проверки, включая приложение к нему, его оформление, вручение осуществляются в соответствии с требованиями статьи 16 Закона N 294-ФЗ. Содержание акта проверки соответствует вышеуказанным требованиям и включают:
дату, время и место составления акта проверки;
наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор);
дату и номер приказа Управления, на основании которого проводится проверка;
фамилию, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку;
наименование организации, а также фамилия, имя, отчество и должность представителя, присутствующего при проведении проверки;
дату, время и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
сведения об ознакомлении с актом проверки руководителя субъекта контроля (надзора);
сведения о внесении в журнал проверок;
подпись должностного лица, проводившего проверку.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручен руководителю организации или его представителю. Второй экземпляр акта проверки хранится в материалах проверки Управления.
В случае выявления нарушения обязательных требований законодательства при проведении проверок Управлением осуществляются административные процедуры:
выдача предписания;
повторная выдача предписания;
возбуждение дела об административном правонарушении предусмотренные статьями КоАП РФ.
Данные проверки направлены на выявление и пресечение грубых нарушений в деятельности организации. К таким нарушениям относиться нарушения, повлекшие за собой:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
8. Работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда здоровью граждан
Обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера; причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде в Управление не поступало.
В целях реализации принципа открытости на официальном сайте Управления в разделе "Обращение граждан" создан подраздел "Часто задаваемые вопросы", где на постоянной основе актуализируются вопросы о деятельности Управления, в том числе вопросы, касающиеся нарушений обязательных требований.
9. Меры, принимаемые Управлением по результатам проверок в отношении подконтрольных субъектов
В 2020 году в отношении руководителей и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена, перевозку пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном по маршрутам регулярных перевозок, административные наказания не применялись.
Судебная практика
В 2020 году действия Управления в судебном порядке не рассматривались.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
1. Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Управлением по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом
На основании методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016 Управлением разрабатываются перечни правовых актов и их отдельный частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в части обеспечения жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, нормативными документами.
На официальном сайте Управления предусмотрена возможность установления обратной связи с подконтрольными организациями, в отношении которых устанавливаются обязательные требования для сбора предложений и замечаний по размещенным перечням актов. За период январь-декабрь 2020 года предложений и замечаний не поступило.
2. Типовые нарушения обязательных требований
В связи с тем, что плановые и внеплановые проверки в 2020 году, в рамках осуществления федерального государственного контроля, не проводились обязательные требования, которые нарушаются при проверке объектов федерального контроля не выявлены.
3. Профилактические мероприятия, направленные на недопущение нарушения обязательных требований
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений организациями обязательных требований при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Управления, оценивается положительно. Управлением разрабатывается Программа проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований (далее - Программа).
Целями Программы являются:
предупреждение нарушений обязательных требований за соблюдением правил безопасной эксплуатации машин и оборудования и работа по снижению числа нарушений обязательных требований;
устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и угрозе причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, имущества, а также охраны окружающей среды;
повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Задачами Программы являются:
оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, имущества, а также охраны окружающей среды, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению и недопущению;
выявление факторов (причин) угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, определение способов устранения или снижения угрозы;
регулярная ревизия обязательных требований соблюдение которых составляет предмет федерального государственного контроля в области эксплуатации подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена, перевозку пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном по маршрутам регулярных перевозок;
повышение квалификации инженеров инспекторов Управления;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных объектов путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
Принципами проведения профилактических мероприятий являются:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Управлением по вопросу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в Программу максимального числа подконтрольных объектов;
принцип обязательности - обязательность проведения профилактических мероприятий Управлением;
принцип актуальности - систематический анализ и своевременное внесение изменений в Программу;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
В 2020 году Управлением осуществлялось:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Управления перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Управления гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (ссылки на внутренние структурные единицы нормативного правового акта, которыми устанавливаются обязательные требования);
информирование подконтрольных объектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в едином реестре проверок, являющимся федеральной государственной информационной системой;
внесение изменений в должностные регламенты государственных служащих Управления, в чьи должностные обязанности входит проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении подконтрольных объектов;
проведение личного приема руководством Управления представителей подконтрольных объектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на Управление полномочий;
проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Управления;
размещение на официальном сайте Управления статистических данных о количестве проведенных Управлением контрольно-надзорных мероприятий, а также перечня наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных объектов нарушений обязательных требований.
Кроме того, в целях усиления работы направленной на недопущение подконтрольными объектами нарушений обязательных требований, Управлением организованы и проведены в соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ иные мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами (подконтрольными объектами).
В рамках реализации принципов (механизмов) открытости и доступности информации о деятельности Управления и в целях профилактики нарушений обязательных требований, допускаемых организациями, осуществляющими эксплуатацию подвижного состава и объектов инфраструктуры метрополитена, перевозку пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном по маршрутам регулярных перевозок за 2020 год размещены информационные (разъясняющие) материалы о принятых в 2020 г. нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования, а также об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования.
На постоянной основе на официальном сайте Управления обеспечивается объективное и всестороннее информационное освещение деятельности Управления, направленное на предотвращение нарушений обязательных требований, в части информирования общественности и подконтрольных объектов о проводимых контрольно-надзорных мероприятиях, выявленных нарушениях и принятых по результатам проведенных мероприятий мерах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники РТ от 13 августа 2021 г. N01-05/207-пр "Об утверждении Доклада о правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан за 2020 год"
Текст приказа опубликован не был