В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области" Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 10 сентября 2021 г. N 478-пп
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Основные направления бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 9 областного закона от 23 сентября 2008 года N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области".
Бюджетная и налоговая политика в предстоящем периоде сохранит нацеленность на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Архангельской области, в том числе за счет достижения целей и решения ключевых задач, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и программными документами.
Необходимым условием решения поставленных задач является реализация мер по обеспечению долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета Архангельской области, формированию предпосылок для ускорения темпов экономического роста, повышению эффективности бюджетных расходов.
В этих целях будет продолжено применение мер, направленных на развитие доходной базы Архангельской области, повышение устойчивости экономики и стимулирование инвестиционной активности, концентрацию имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Архангельской области, обеспечение соответствия объема расходных обязательств Архангельской области имеющимся финансовым источникам с учетом соблюдения ограничений в отношении уровня государственного долга Архангельской области и дефицита областного бюджета.
В соответствии с Общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 574, при бюджетном планировании используется базовый вариант прогноза социально-экономического развития Архангельской области.
Решение задач социально-экономического развития будет осуществляться с применением программно-целевого бюджетного планирования на основе государственных и иных программ Архангельской области с учетом долгосрочных целей социально-экономического развития Архангельской области и дальнейшей приоритизации направлений развития программ исходя из национальных целей развития Российской Федерации, показателей и индикаторов национальных проектов, установленных в соглашениях о реализации соответствующих федеральных проектов на территории Архангельской области и о предоставлении субсидий из федерального бюджета, целевых показателей и индикаторов, установленных для Архангельской области в государственных программах Российской Федерации, с сохранением охвата государственными и иными программами Архангельской области всех направлений социально-экономического развития Архангельской области и основной части бюджетных ассигнований.
При этом совершенствование системы государственных и иных программ Архангельской области должно включать меры по повышению качества планирования программных показателей и мероприятий в соответствии с текущей социально-экономической ситуацией в Архангельской области, по обеспечению реалистичности принятых расходных обязательств, своевременного и в полном объеме освоения предусмотренных бюджетных средств, а также по выполнению показателей и результатов, предусмотренных соглашениями о реализации соответствующих федеральных проектов на территории Архангельской области и о предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Исполнительным органам государственной власти Архангельской области необходимо продолжить реализацию следующих задач:
обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Архангельской области, в том числе за счет совершенствования налогового законодательства Архангельской области, сохранения и развития налогооблагаемой базы, улучшения качества администрирования доходов, легализации "теневой" заработной платы;
проведение ответственной бюджетной политики, в том числе за счет максимально эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, обеспечения режима экономного и рационального использования бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом ограниченных финансовых возможностей областного бюджета;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств перед гражданами и дальнейшее повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки, в том числе за счет продолжения внедрения принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, цифровизации социального сектора путем внедрения современных эффективных информационных и электронных технологий, внедрения и развития системы долговременного ухода, расширения предоставления социальных услуг в рамках стационарозамещающих технологий;
финансовое обеспечение принятых расходных обязательств с учетом проведения мероприятий по их оптимизации, сокращению неэффективных расходов областного бюджета, недопущение установления и исполнения расходных обязательств, не относящихся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности областного бюджета, государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области по первоочередным расходам;
совершенствование системы закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Архангельской области, в том числе путем реализации изменений, внесенных в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и соответствующих актов Правительства Российской Федерации, направленных на развитие контрактной системы в сфере закупок;
содействие и повышение эффективности сферы занятости населения, в том числе за счет стимулирования работодателей к взаимодействию со службой занятости по увеличению количества рабочих мест, ориентации системы образования на обеспечение потребностей рынка труда и перспективы экономики Архангельской области, создания условий, способствующих легализации бизнеса самозанятых граждан;
улучшение инвестиционного климата Архангельской области, в том числе за счет снижения административных барьеров, предоставления экономически эффективных налоговых льгот, развития государственно-частного партнерства путем подготовки инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Архангельской области на основании соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений, и содействия в их реализации;
реализация мер государственной поддержки предпринимательской деятельности, в том числе за счет дальнейшего развития системы микрофинансирования субъектов малого и среднего бизнеса, деятельности гарантийного фонда и регионального фонда развития промышленности, совершенствования применения специальных налоговых режимов для целей развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Архангельской области;
продолжение на принципах проектного управления реализации региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов;
проведение взвешенной долговой политики, в том числе за счет реализации комплекса мер, направленных на обеспечение потребности Архангельской области в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение;
совершенствование межбюджетных отношений, в том числе в связи с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере организации местного самоуправления;
обеспечение прозрачности и открытости государственных финансов, в том числе за счет размещения в открытом доступе актуальной информации, связанной с формированием и исполнением областного бюджета, регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "Бюджета для граждан", формирования, представления и актуализации на постоянной основе материалов на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
повышение эффективности процессов планирования и исполнения областного бюджета, в том числе за счет проведения мониторинга качества финансового менеджмента, повышения гибкости бюджетных процедур, дальнейшего развития казначейского обслуживания исполнения областного бюджета, включая казначейское сопровождение средств, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из областного бюджета;
исполнение обязательств Архангельской области по соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Архангельской области, соблюдение установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти Архангельской области.
II. Приоритеты в сфере формирования доходного потенциала
Приоритеты налоговой политики направлены:
на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость консолидированного бюджета Архангельской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
на привлечение инвестиций в экономику Архангельской области за счет создания благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов.
Налоговая политика должна быть нацелена на увеличение доходного потенциала консолидированного бюджета Архангельской области, сохранение социальной и финансовой стабильности, создание условий для устойчивого социально-экономического развития и строиться с учетом изменений законодательства Российской Федерации при одновременной активизации работы органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по изысканию дополнительных источников доходов областного и местных бюджетов.
Достижению целей должны способствовать следующие основные направления:
стимулирование инвестиционной деятельности через механизм стандартных налоговых льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе через применение инвестиционного налогового вычета для отдельных видов экономической деятельности, установление налоговых льгот для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Архангельской области, установление льгот для организаций, осуществляющих реализацию региональных инвестиционных проектов;
поддержка субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма;
проработка вопроса внедрения мер налогового стимулирования субъектов предпринимательства Архангельской области при заключении специальных инвестиционных контрактов;
продолжение действия нормы по установлению для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, налоговой ставки 0 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению;
содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращению неформальной занятости, в том числе путем перехода граждан на применение налога на профессиональный доход;
осуществление администраторами доходов консолидированного бюджета Архангельской области контроля за своевременностью и полнотой перечисления в бюджетную систему налогов и неналоговых платежей, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками и осуществление мер принудительного взыскания задолженности;
взаимодействие органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления с налоговыми органами в целях повышения качества администрирования платежей и сокращения недоимки;
проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации, имеющих имущественные объекты и рабочие места на территории Архангельской области, а также субъектов предпринимательской деятельности, использующих незаконные схемы оплаты труда и привлекающих рабочую силу без надлежащего оформления трудовых отношений;
проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов с последующим формированием предложений по сокращению или отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, пересмотра условий их предоставления;
внедрение механизма рейтинговой оценки муниципальных образований Архангельской области на основе оценки результатов взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления;
отстаивание интересов Архангельской области при рассмотрении и обсуждении проектов федеральных законов и проектов иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам налоговой и бюджетной политики;
уточнение перечня объектов недвижимости для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на основе кадастровой стоимости в отношении административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
продолжение работы органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления, направленной на расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с неполным отражением сведений, необходимых для исчисления налогов;
продолжение работы по инвентаризации и оптимизации имущества казны Архангельской области и казны муниципальных образований Архангельской области;
активизация работы по вовлечению в хозяйственный оборот или приватизации неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков;
повышение эффективности управления государственными финансовыми и материальными вложениями в уставные капиталы хозяйствующих субъектов.
III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств
Бюджетная политика в области расходов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов должна быть направлена на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", документами стратегического планирования Архангельской области, с учетом первоочередного финансового обеспечения социально-значимых расходных обязательств Архангельской области в условиях поддержания сбалансированности областного бюджета.
Планирование и расходование бюджетных ассигнований должно осуществляться с учетом следующих принципов:
обеспечение достижения плановых результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов Российской Федерации, с учетом корректировки параметров, сроков и приоритетов национальных и федеральных проектов;
обеспечение установленных соотношений оплаты труда отдельных категорий работников согласно указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
обеспечение индексации заработной платы работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, повышение уровня минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
обеспечение индексации стипендий, социальных выплат, расходов на оплату коммунальных услуг и предоставление мер социальной поддержки, связанных с предоставлением льгот и субсидий населению по оплате жилищно-коммунальных услуг;
оптимизация инвестиционных расходов, в том числе за счет первоочередного финансирования объектов, соответствующих приоритетным задачам социально-экономического развития, включая ликвидацию аварийного жилищного фонда на территории Архангельской области, повторного применения проектов, получивших положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, а также реализация новых инвестиционных проектов за счет средств, высвобождаемых в результате снижении объема погашения задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, и бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
оптимизация расходов на обслуживание государственного долга за счет максимального использования инструментов управления ликвидностью единого счета областного бюджета, привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета, участие в программе реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, привлечения коммерческих кредитных ресурсов в виде возобновляемых кредитных линий, взаимодействия с кредитными организациями по вопросу снижения процентных ставок за пользование кредитными ресурсами;
оптимизация отдельных функций исполнительных органов государственной власти Архангельской области, в том числе за счет централизации материально-технического обеспечения и технического обслуживания информационно-коммуникационной инфраструктуры и оборудования;
обеспечение конкуренции на рынке государственных услуг, в том числе путем расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению государственных услуг за счет средств областного бюджета, развития механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе;
использование механизмов государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций, в том числе в социальную, транспортную сферы и объекты IT-инфраструктуры;
повышение результативности предоставления мер государственной поддержки отраслей экономики, в том числе за счет обеспечения обоснованности и прозрачности отбора получателей бюджетной поддержки, обеспечения контроля за выполнением условий предоставления средств областного бюджета и обеспечения ответственности за их нарушение;
сдерживание роста цен и тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения за счет возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен и тарифов на услуги коммунального комплекса, с обеспечением контроля за экономически обоснованными затратами регулируемых организаций.
IV. Направления развития и совершенствования межбюджетных отношений
Ведущую роль в системе межбюджетного регулирования в Архангельской области сохранит финансовая поддержка из областного бюджета в виде дотаций местным бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидий на софинансирование вопросов местного значения.
Развитие межбюджетных отношений с органами местного самоуправления будет направлено на поддержание устойчивого исполнения и сбалансированности местных бюджетов, повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов, создание условий для увеличения доходов и повышения эффективности расходов местных бюджетов, повышение качества управления муниципальными финансами, в том числе:
заключение с органами местного самоуправления, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления обязательств, предусмотренных указанными соглашениями;
осуществление мониторинга исполнения местных бюджетов, финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, сокращения просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым направлениям, в первую очередь по оплате труда;
осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
проведение оценки долговой устойчивости муниципальных образований Архангельской области;
содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов за счет осуществления мониторинга и содействия деятельности органов местного самоуправления по развитию налогового потенциала, улучшению качества работы с налогоплательщиками, устранению неэффективных налоговых льгот, снижению неэффективных расходов, укрупнению поселений, не имеющих достаточного экономического потенциала;
распространение примеров "лучших практик" деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований Архангельской области, а также оказание методической поддержки органам местного самоуправления по реализации изменений в законодательстве Российской Федерации и законодательстве Архангельской области;
содействие переходу на утверждение трехлетних местных бюджетов (на очередной финансовый год и на плановый период);
проведение оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах, муниципальных и городских округах Архангельской области;
соблюдение предельных сроков заключения соглашений о предоставлении местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области целевых межбюджетных трансфертов;
обеспечение требования бюджетного законодательства об утверждении областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период распределения субсидий местным бюджетам (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, а также субсидий за счет средств резервного фонда Правительства Архангельской области и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации);
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области, а также напрямую местным бюджетам городских и сельских поселений Архангельской области с установлением значений результатов использования субсидий и обеспечением условий софинансирования расходных обязательств за счет средств местных бюджетов, применение мер ответственности за невыполнение условий предоставления субсидий;
перечисление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета (если иное не установлено нормативными правовыми актами Правительства Архангельской области);
предоставление из областного бюджета единой субвенции местным бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области на финансовое обеспечение переданных им отдельных государственных полномочий Архангельской области;
приведение методик и порядков (правил) распределения и предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области в соответствие с изменениями законодательства Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений, в том числе в части соблюдения предельных сроков заключения соглашений о предоставлении местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области целевых межбюджетных трансфертов и о направлении бюджетных ассигнований областного бюджета, предусмотренных на текущий финансовый год на предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Архангельской области для оказания финансовой помощи местным бюджетам в размере соответственно субсидий и иных межбюджетных трансфертов, в отношении которых не заключено соглашение об их предоставлении из областного бюджета;
предоставление мер государственной поддержки в целях создания и развития муниципальных округов Архангельской области.
Работа по привлечению в Архангельскую область средств федерального бюджета, в том числе в рамках национальных и федеральных проектов, будет продолжена. При этом привлечение средств федерального бюджета должно происходить с учетом финансовых возможностей областного и местных бюджетов по обеспечению требуемого объема софинансирования, своевременного выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов в части достижения значений результатов их использования, соблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обеспечения выполнения целевых показателей, установленных для Архангельской области в федеральных проектах.
Бюджетные взаимоотношения с Ненецким автономным округом регулируются Договором между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным областным законом от 20 июня 2014 года N 138-9-ОЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 10 сентября 2021 г. N 478-пп "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 15 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 сентября 2021 г. N 2900202109150003