Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.
при секретаре Зварич Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2021 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Омской области к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области об оспаривании административного регламента предоставления государственной услуги "Установление, изменение, прекращение существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственное - бытового водоснабжения", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 20 июня 2019 года N 46, в части пункта 17, установил:
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 20 июня 2019 N 46 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Установление, изменение, прекращение существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственное - бытового водоснабжения" (далее - Административный регламент), который опубликован 21 июня 2019 года на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Пунктом 17 Административного регламента предусмотрена обязанность заявителя представлять в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области подготовленное в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон санитарной охраны, перечень координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Заместитель прокурора Омской области обратился с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области о признании пункта 17 Административного регламента недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование своих требований указал, что возложение на заявителей обязанности предоставлять документы, предусмотренные данным пунктом, прямо противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку вводит дополнительную обязанность, которая не предусмотрена нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы установления зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом предоставление предусмотренной Административным регламентом государственной услуги относится к сферам регулирования водного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Представитель административного истца Биенко Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Доводы административного ответчика полагала необоснованными (л.д. 108 - 111).
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Якимов Я.Г. заявленные требования не признал (л.д. 59 - 60, 113 - 114).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 2, пункту 1 части 1 статьи 6, части 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 24.11.2010 N 229-п утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.
Разработку проекта регламента осуществляет орган исполнительной власти Омской области, к полномочиям которого в соответствии с законодательством относится предоставление государственной услуги, в том числе в случае передачи данных полномочий органам местного самоуправления Омской области в установленном порядке (далее - орган, предоставляющий государственную услугу).
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 N 8 "О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области" и "Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области" Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в том числе в сфере водных отношений, в связи с чем, в силу положений пункта подпункта 13 пункта 9 названного Положения, принимает решение об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Омской области.
В целях реализации предоставленных полномочий приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области N 46 от 20 июня 2019 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Установление, изменение, прекращение существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения" (далее по тексту - Административный регламент) который опубликован 21 июня 2019 года на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
В соответствии с Административным регламентом получателями государственной услуги являются юридические или физические лица (далее - заявители) либо их уполномоченные представители, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - представитель заявителя), обратившиеся в Министерство с запросом о предоставлении государственной услуги (пункт 2 Административного регламента).
В силу пункта 17 названного Административного регламента заявитель должен представить в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области подготовленное в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон санитарной охраны, перечень координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Федеральный законодатель, закрепляя за исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению государственных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления этих услуг, поставил их в прямую зависимость от федерального законодательства, регламентирующего критерии, условия и пределы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений.
Так, одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами (пункт 1 статьи 4 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
При этом органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (пункт 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Предоставление государственной услуги, предусмотренной оспариваемым Административным регламентом, относится к сферам регулирования водным законодательством и законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом деятельность Министерства природных ресурсов и экологии Омской области осуществляется по запросам заявителей либо их уполномоченных представителей и в пределах полномочий Министерства.
В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (часть 1). Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
На основании абзаца 2 пункта 5 статьи 18 (в редакции, действующей с 04.08.2018) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом такие решения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Правительством Российской Федерации не утверждалось.
Абзацем 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей с 18.07.2008 по 04.08.2018) предусматривалось, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В силу части 18.1 статьи 32 названного закона (введена в действие с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ) обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких пунктов, зон, территорий.
С 01.06.2002 определение границ зон санитарной охраны урегулировано СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10. При этом они не предусматривают обязанности пользователя водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, по определению перечня координат характерных точек границ зон санитарной охраны в текстовой и графической частях проекта зон санитарной охраны.
Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2018 года N 650, которым установлены формы графического описания местоположения границ, в том числе, зон с особыми условиями использования территории, также не содержит сведений о лице, обязанном подготовить указанный документ.
В силу положений пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
При этом Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентировано, что до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи (часть 16 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ).
С учетом изложенного, оспариваемый пункт 17 Административного регламента, предусматривающий требования к заявителям о предоставлении подготовленных в электронной форме текстового и графического описания местоположения границ зон санитарной охраны, перечня координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, вводит дополнительную обязанность, не предусмотренную нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы установления зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не допускается, то есть положения названного пункта являются противоречащими законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Исходя из совокупного анализа приведенных специальных норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с утверждением проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и установлением границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, суд приходит к выводу, что доводы административного ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям норм земельного законодательства Российской Федерации являются ошибочными.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).
При этом, разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение Административного регламента следует признать недействующим, суд исходит из того, что указанное положение нормативного правового акта применялось, порождая правовые последствия, что в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Применительно к указанным положениям, обращение заместителя прокурора Омской области с настоящим иском является обоснованным.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Омской области к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 17 Административного регламента предоставления государственной услуги "Установление, изменение, прекращение существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 20 июня 2019 года N 46.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Омского областного суда |
Е.В. Кондратенко |
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 3 июня 2021 г. N 3а-95/2021 "О признании недействующим пункта 17 Административного регламента предоставления государственной услуги "Установление, изменение, прекращение существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 20.06 2019 N 46"
Текст решения опубликован не был