В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", приказов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", администрация Немского района постановляет:
1. Утвердить Положение о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования Немский муниципальный район Кировской области согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившими силу постановления администрации Немского района Кировской области:
2.1. от 17.06.2014 N 117 "О муниципальной системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения и (или) о возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на территории Немского района";
2.2. от 26.09.2016 N 166 "О внесении изменений в постановление администрации Немского района от 17.06.2014 N 117".
3. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Немского района |
Н.Г. Малышев |
Утверждено
постановлением
администрации
Немского района
от 03.09.2021 N 88
Положение
о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования Немский муниципальный района Кировской области
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальной системе оповещения населения (далее - Положение) муниципального образования Немский муниципальный район Кировской области (далее - Немский район) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказами МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", законами и иными нормативными правовыми актами Кировской области.
1.2. Положение определяет назначение, состав, задачи и требования к системе оповещения населения Немского района, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности, порядок реализации мероприятий по ее совершенствованию.
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
- оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
- сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и звеньями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты;
- экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения;
- комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения муниципального образования, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
- зона экстренного оповещения населения - это территория муниципального образования, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.4. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил городского звена ТП РСЧС и населения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
1.5. Система оповещения населения создается на следующих уровнях:
- на муниципальном уровне - муниципальная система оповещения, составной частью которой является муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - МСО);
- на объектовом уровне - локальная система оповещения (далее - ЛСО).
МСО является составной частью региональной системы оповещения (далее - РСО) Кировской области и предназначена для доведения (дублирования) сигналов об опасностях при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации и в особый период.
ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий.
Границами зоны действия МСО являются административные границы муниципального образования.
Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.6. Системы оповещения населения в населенных пунктах района, а также КСЭОН организационно, технически и программно сопрягаются (взаимодействуют) между собой, обеспечивая обработку поступающих от них данных в автоматическом и (или) автоматизированном режиме.
1.7. МСО населения на территории муниципального образования должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к приказу МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", с оформлением паспорта по рекомендуемому образцу в приложении N 2 к данному приказу.
2. Назначение и основные задачи муниципальной системы оповещения
2.1. МСО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления, сил гражданской обороны и районного звена ТП РСЧС.
МСО представляет собой специальный комплекс технических средств оповещения на базе аппаратуры "Комплекс технических средств оповещения по радиоканалам" (КТСО-Р) с пунктом управления, расположенным в единой дежурно-диспетчерской службе (далее - ЕДДС). Кроме того, при оповещении населения задействуются линии связи операторов связи согласно заключенным соглашениям (при наличии), используются мобильные средства оповещения, сигнальные громкоговорящие устройства (далее - СГУ) на автомобилях экстренных служб.
Для оповещения населения на территории муниципального образования привлекаются:
- ЛСО потенциально опасных объектов;
- мобильные и резервные СГУ - средства автомобилей, мегафоны, ручные сирены.
Управление МСО осуществляется с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС.
2.2. Основной задачей МСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и городского звена ТП РСЧС;
- сил гражданской обороны и районного звена ТП РСЧС;
- дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
- людей, находящихся на территории муниципального образования.
2.3. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей потенциально опасные объекты;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- ЕДДС;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия ЛСО;
- людей, находящихся в границах зоны действия ЛСО.
2.4. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также до ЕДДС района.
3. Порядок задействования систем оповещения населения
3.1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения (планом гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.
3.2. Решение на задействование МСО принимается главой Немского района или должностным лицом, исполняющим его обязанности, а непосредственные работы по оповещению и информированию проводятся оперативным дежурным ЕДДС района.
Решение о задействовании ЛСО принимается руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, с последующим докладом в ЕДДС района.
3.3. Оперативный дежурный ЕДДС, получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до главы района, органов управления и сил гражданской обороны и городского звена ТП РСЧС, дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
3.4. Передача сигналов (распоряжений) и экстренной информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в ручном режимах. Приоритетный режим функционирования - автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов с использованием специальных технических средств оповещения.
Основным способом оповещения населения является МСО С-40, а также средства массовой информации.
Типовые аудио, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно.
В исключительных, не терпящих отлагательства случаях допускается передача кратких речевых сообщений непосредственно с пункта управления ЕДДС.
Доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава района, сил и средств гражданской обороны и городского звена ТП РСЧС, ДДС организаций и ведомств осуществляется по системе централизованного оповещения, каналам мобильной и телефонной связи.
При невозможности выполнить централизованное оповещение населения либо отсутствии технических систем для доведения информации оповещения и с целью привлечения внимания используются мобильные и резервные средства СГУ автомобилей, мегафоны, ручные сирены, а также применяется способ подворового обхода населения.
Для более полного охвата оповещением с задействованием радиовещательных и телевизионных каналов (независимо от форм собственности) с прерыванием вещательных программ запрашивается разрешение главы района, а после согласования разрабатывается текст сообщения и контролируется выход сообщения в эфир.
ЛСО потенциально опасных объектов являются составной частью МСО и должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповещения.
Вся полученная информация и сигналы оповещения, действия по оповещению, результаты оповещения и доклады заносятся в соответствующую оперативно-техническую и эксплуатационную документацию.
О задействовании системы оповещения либо несанкционированном ее запуске оперативный дежурный ЕДДС докладывает главному специалисту по ГО и ЧС администрации района и представляет донесение в Главное управление МЧС России по Кировской области.
При использовании любого режима оповещения, организации связи оперативный дежурный ЕДДС осуществляет контроль за ходом оповещения, проводит комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
3.5. В целях обеспечения готовности системы оповещения в различных режимах функционирования основными мероприятиями являются:
3.5.1. Режим повседневной деятельности (при отсутствии чрезвычайной ситуации):
- проведение технических проверок системы оповещения в готовности ее к работе;
- проведение работ по эксплуатационно-техническому обслуживанию, совершенствованию и развитию системы оповещения населения.
3.5.2. Режим повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации):
- усиление состава дежурных служб;
- проверка готовности средств оповещения к экстренному задействованию и устранение выявленных недостатков;
- подготовка к работе сетей связи и мобильных средств оповещения.
3.5.3. Режим чрезвычайной ситуации (при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации):
- задействование системы оповещения населения;
- задействование мобильных средств оповещения в зонах чрезвычайных ситуаций;
- проверка состояния технических средств оповещения.
4. Поддержание в готовности систем оповещения населения
4.1. Система оповещения создается и совершенствуется заблаговременно в мирное время и поддерживается в постоянной готовности к использованию.
Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
регулярным проведением проверок готовности системы оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения.
4.2. Организации связи и радиовещания, расположенные на территории муниципального образования, обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи и радиовещания, каналов и линий связи, используемых в МСО.
4.3. Организации, расположенные на территории муниципального образования и привлекаемые к обеспечению оповещения населения:
- предоставляют муниципальному образованию места для установки технических средств оповещения населения с заключением договора ответственного хранения;
- осуществляют в установленном порядке распространение экстренной информации путем использования имеющихся у организаций технических устройств оповещения населения.
4.4. В целях поддержания системы оповещения в постоянной готовности к использованию, оценки ее состояния и способности к выполнению задач по предназначению проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности МСО населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности МСО населения без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности МСО и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления районного звена ТП РСЧС, организаций связи. Включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляются в дневное время согласно утвержденному графику.
По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Немского района могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности МСО.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к приказу МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
4.5. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
4.6. Финансирование создания, поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи и организациями телерадиовещания, иными организациями, привлекаемыми к обеспечению оповещения и информирования, организациями, с которыми заключены договоры (контракты) на проведение эксплуатационно-технического обслуживания, осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Немского муниципального района Кировской области от 3 сентября 2021 г. N 88 "Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения муниципального образования Немский муниципальный район Кировской области"
Вступает в силу с 3 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене органов местного самоуправления Немского района от 3 сентября 2021 г. N 40