Территориальное соглашение по регулированию социально-трудовых отношений на территории муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым на 2019 - 2022 годы
от 19 августа 2019 г.
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Координационного совета отраслевых профсоюзов Бахчисарайского района - (далее - Профсоюзы), Союза "Территориальное объединение работодателей Бахчисарайского района" (далее - Работодатели) и Администрации Бахчисарайского района (далее - Администрация), именуемые в дальнейшем Сторонами, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым заключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию муниципального образования Бахчисарайский район, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостояния населения.
1. Общие положения
1.1. Стороны признают необходимым в предстоящий период проводить социально-экономическую политику, обеспечивающую право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, рост производительности труда, стабильную занятость и развитие эффективной инфраструктуры рынка труда, безопасность рабочих мест, подготовку квалифицированной рабочей силы, а также расширение возможностей профессионального роста работников.
1.2. Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие условия труда, гарантии работникам на территории муниципального образования Бахчисарайский район.
1.3. Соглашение является основой для переговоров и заключения территориальных отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях всех видов собственности и у индивидуальных предпринимателей. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников. Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
1.4. Обязательства Администрации, вытекающие из Соглашения, реализуются посредством деятельности органов местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, путем принятия нормативных правовых актов.
1.5. Для обеспечения реализации настоящего Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций, в рамках функционирования территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым (далее - Комиссия) разрабатывают документы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий. Стороны признают обязательным участие Комиссии в рассмотрении проектов нормативных правовых и иных актов Администрации в сфере труда.
1.6. Настоящее Соглашение после подписания и регистрации направляется Администрацией каждой из сторон.
1.7. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами, их представителями, Комиссией. При осуществлении контроля Стороны обязаны предоставлять друг другу и (или) в Комиссию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса необходимую для этого имеющуюся у них информацию. Итоги реализации Соглашения подводятся на заседании Комиссии не менее 2-х раз в год.
1.8. Квота делегатов на конференцию трудовых коллективов определяется решением Комиссии.
1.9. Представители сторон, подписавших Соглашение, в период его действия имеют право проявить инициативу по проведению переговоров по внесению в него изменений или заключению нового Соглашения. Изменения и дополнения в Соглашение могут быть внесены в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и в порядке, предусмотренном Сторонами для его заключения. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками, вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения.
2. Сфера экономики
Стороны совместно:
2.1. Считают, что в предстоящий период экономическая политика должна быть ориентирована на обеспечение прав работников на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, повышение уровня жизни населения Бахчисарайского района, развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства как базы экономического роста.
2.2. Принимают меры по увеличению производства сельскохозяйственной продукции, строительства жилья в соответствии с прогнозом (показателями) социально-экономического развития Бахчисарайского района на соответствующие годы. Создают условия по обеспечению ежегодного роста производительности труда.
2.3. Принимают в рамках своей компетенции необходимые меры по реализации государственных программ Республики Крым и муниципальных программ Бахчисарайского района.
2.4. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной и налоговой политики, разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Крым, государственных программ Республики Крым, муниципальных программ.
2.5. Способствуют продвижению имиджа Республики Крым, как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, выпускающего продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества, культурного и туристического центра, а также объекта, привлекательного для инвесторов, активно укрепляющего свои позиции в международной и межрегиональной системе связей, через обмен делегациями, презентации Республики Крым перед потенциальными партнерами, организацию и участие в зарубежных, российских и республиканских конференциях, выставках, семинарах.
Администрация:
2.6. Оказывает необходимую поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в Бахчисарайском районе, соблюдающим законодательство о труде и обязательства коллективных договоров и соглашений, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
2.7. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Бахчисарайского района и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности. Проводит информационно-аналитический мониторинг состояния предпринимательства в Бахчисарайском районе.
2.8. Принимает меры по улучшению работы пассажирского транспорта общего пользования.
2.9. Проводит целенаправленную инвестиционную политику Бахчисарайского района. Содействует привлечению инвестиций в экономику района.
2.10. Содействует обновлению основных производственных фондов в организациях промышленного и агропромышленного комплексов, а также в организациях, осуществляющих деятельность, имеющую социальное значение, посредством предоставления государственных гарантий и иных форм государственной поддержки в соответствии с законодательством.
2.11. Осуществляет меры по повышению поступлений налогов и платежей в бюджеты различных уровней.
2.12. Разрабатывает и реализует меры, направленные на закрепление на территории Бахчисарайского района высококвалифицированных педагогических кадров.
2.13. Содействует реализации высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов, предусматривающих создание новых предприятий и производств.
2.14. Организует реализацию программы "Развитие сельского хозяйства в Бахчисарайском районе Республики Крым на 2018 - 2020 годы".
2.15. В целях наращивания продовольственных ресурсов района, обеспечения социальных гарантий и занятости сельского населения оказывает финансовую поддержку личным подсобным, крестьянским фермерским хозяйствам в рамках государственной программы Республики Крым "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2015 - 2020 годы".
2.16. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создает благоприятные условия для развития торговли, предпринимательства. Способствует развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции путем расширения заготовительной деятельности, проведения розничных ярмарок в городах и районах республики, на межрегиональных и международных выставках.
2.17. Принимает меры по сдерживанию цен на товары первой необходимости, коммунальные и иные услуги, подлежащие включению в потребительскую корзину.
2.18. Реализует программы развития малого предпринимательства, сельской потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств, самозанятости и сферы услуг, направленные на создание рабочих мест.
Профсоюзы:
2.19. Способствуют устойчивой финансово-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Распространяют передовой опыт.
2.20. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных государственными программами социально-экономического развития Республики Крым.
2.21. Оказывают практическую помощь организациям и заключение коллективных договоров, контролируют их выполнение.
2.22. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе комиссий при администрации муниципального образования Бахчисарайский район по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
2.23. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников.
2.24. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства. Защищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, её реорганизации.
Работодатели:
2.25. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, по внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
2.26. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, республиканский бюджет, бюджет муниципального образования Бахчисарайский район и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.27. Не допускают задержки выплаты заработной платы, уплаты налогов и сборов, платежей в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды.
2.28. Не препятствуют представителям профсоюза посещать организации, где работают члены профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров и соглашений.
3. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения.
3.1. В сфере регулирования оплаты труда Стороны договорились:
- обеспечивать принцип прозрачности системы оплаты труда работников;
- содействовать системной организации нормирования труда;
- повышать уровень оплаты труда работников бюджетной сферы в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами, в пределах средств, предусмотренных на данные цели в бюджете муниципального образования Бахчисарайский район, но не ниже установленного минимального размера заработной платы.
- расширять применение в организациях внебюджетной сферы экономики тарифного регулирования оплаты труда в соответствии с действующим законодательством, величины прожиточного минимума трудоспособного человека как критерия, определяющего минимальную месячную тарифную ставку (оклад) рабочего первого разряда основного производства или месячную заработную плату (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат) работника полностью отработавшего норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности).
3.2. Стороны совместно:
3.2.1. Принимают меры по снижению численности работающих с доходами ниже прожиточного минимума
3.2.2. Принимают меры по исключению "серых" схем выплат заработной платы в организациях, а так же выплаты заработной платы "в конвертах".
3.2.3. Устанавливают, что минимальная месячная тарифная ставка (оклад) рабочего первого разряда основного производства или месячная заработная плата (без учета социальных выплат) работника, полностью отработавшего норму времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть меньше величины, установленной Республиканским соглашением о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей.
3.2.4. Обеспечивают соблюдение минимальных коэффициентов соотношений месячных тарифных ставок, предусмотренных Республиканским соглашением между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей.
3.2.5. При создании временных рабочих мест в целях реализации мероприятий содействия занятости населения:
- организовывают оплачиваемые общественные работы;
- способствуют организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
3.2.6. Осуществляют контроль за уровнем заработной платы, сроками ее выплаты.
3.2.7. Выполняют обязательства Соглашения о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей в Республике Крым.(при его заключении)
3.2.8. В случае невыплаты заработной платы принимают меры по обеспечению начисления и выплаты компенсации за задержку заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации во всех организациях муниципального образования Бахчисарайский район. Принимают меры по составлению графиков погашения задолженности по выплате заработной платы, по осуществлению контроля за ходом их выполнения.
3.3. Принимают, в пределах своей компетенции, меры, направленные на рост заработной платы, опережающий темпы роста инфляции, повышение уровня жизни населения Бахчисарайского района и снижение уровня бедности.
3.4. Принимают меры по поэтапному доведению минимальной месячной тарифной ставки (оклада) рабочего первого разряда основного производства или месячной заработной платы (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат) работника полностью отработавшего норму времени (трудовые обязанности) до уровня не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Крым в рамках законодательства Российской Федерации.
3.5. Осуществляют меры по переподготовке и социальной поддержке работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций. При введении внешнего управления обеспечивают действие коллективного и трудовых договоров.
Администрация:
3.6. Предусматривает безусловное выполнение планов мероприятий, направленных на повышение заработной платы работников бюджетных учреждений Бахчисарайского района.
3.7. Осуществляет мониторинг по соблюдению своевременной выплаты заработной платы работодателями на предприятиях, расположенных на территории Бахчисарайского района. При необходимости, организует работу районной комиссии по принятию мер, направленных на погашение работодателями Бахчисарайского района задолженности по заработной плате.
3.8. Реализует мероприятия, направленные на развитие транспортной системы Бахчисарайского района, на основе экономически обоснованной тарифной и финансовой политики и с учетом социальной доступности транспортных услуг.
3.9. Обеспечивает организацию и работу "горячих линий" для принятия обращений граждан о нарушении трудовых прав.
Администрация и Профсоюзы:
3.10. Участвуют, в установленном законом порядке, в совместных с прокуратурой и Инспекцией по труду Республики Крым проверках соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в организациях всех форм собственности.
Профсоюзы:
3.11. Принимают меры для включения в коллективные договоры положений:
- о минимальной заработной плате работника не ниже установленной действующим соглашением о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым;
- о порядке индексации заработной платы в соответствии с трудовым законодательством;
- о выплате денежной компенсации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
- о предоставлении вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения организации;
- о включении в коллективные договоры обязательств по материальному поощрению работников, имеющих профсоюзные награды.
3.12. Добиваются справедливого распределения доходов предприятия, установления в коллективных договорах максимальной доли "части" прибыли предприятия, направляемой на заработную плату.
3.13. Осуществляют защиту прав и интересов членов профсоюза в сфере социально-трудовых отношений, а в области коллективных прав и интересов - всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
3.14. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
3.15. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы, добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды с индексацией, предусмотренной коллективным договором, отраслевым соглашением, но не ниже уровня, установленного действующим законодательством.
Работодатели:
3.16. Предусматривают в коллективных договорах порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками.
3.17. Заключают и обеспечивают выполнение коллективных договоров в организациях, предусматривают в них:
- установление размера минимальной месячной заработной платы работника не ниже величины, установленной действующим Республиканским соглашением между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей на 2019 - 2021 годы, но не ниже установленного в соответствии с отраслевыми соглашениями;
- обязательство установить тарифную (основную) часть заработной платы в организациях внебюджетного сектора в соответствии с отраслевыми соглашениями;
- порядок индексации заработной платы в соответствии с трудовым законодательством;
- выплачивают заработную плату не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором;
- при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации);
- положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и порядок оплаты его, но не менее 2/3 средней заработной платы;
- оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые три дня нетрудоспособности;
- размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации;
- обязательство по освобождению работника от работы, в том числе выполняемой на условиях внутреннего совместительства, в день сдачи крови и ее компонентов с сохранением среднего заработка, как по основной должности, так и по внутреннему совместительству.
3.18. Обеспечивают условия для осуществления государственного надзора и контроля, общественного контроля профсоюзными органами за соблюдением требований законодательства и нормативных актов о труде.
3.19. Обеспечивают первоочерёдность выдачи начисленной заработной платы, оплаты отпуска и выплат при увольнении перед остальными платежами.
3.20. Работодатели, привлёкшие наемных работников из стран дальнего и ближнего зарубежья, устанавливают заработную плату не ниже среднеотраслевого уровня, сложившегося по состоянию на 1 января текущего года.
4. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
Стороны совместно:
4.1. Организуют совместные информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, проводят социологические опросы населения в сфере занятости. Привлекают средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.
4.2. Содействуют созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.
4.3. Принимают меры по снижению уровня регистрируемой безработицы, предотвращению массового увольнения работников.
Администрация:
4.4. Организует реализацию государственной программы Республики Крым "Содействие занятости населения".
4.5. Обеспечивает выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений расположенных на территории муниципального района Бахчисарайский район, в первоочередном порядке, не реже чем каждые полмесяца в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
4.6. Участвует в организации и финансировании:
- проведения оплачиваемых общественных работ;
- временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, в возрасте от 14 до 18 лет, в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан, в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
4.7. Содействует квотированию рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы для:
- инвалидов;
- лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
- лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); - беженцы и вынужденные переселенцы;
- граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
- граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые;
4.8. Участвует в реализации мероприятий по содействию в трудоустройстве незанятых инвалидов в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертизы.
4.9. Участвует в профессиональной ориентации граждан, ищущих работу, а также учащихся общеобразовательных учреждений и профессиональных образовательных учреждений. Разрабатывает и вводит на постоянной основе в планы работ общеобразовательных учреждениях уроки профессиональной ориентации учащихся.
Профсоюзы:
4.10. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде при заключении трудовых договоров, изменении их условий, увольнении, в том числе по сокращению численности или штата работников, предоставлении льгот и гарантий в процессе работы, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
4.11. В целях обеспечения защиты интересов работников в процессе проведения процедуры банкротства представители профсоюзной организации участвуют в собрании кредиторов организации должника.
4.12. Вносят в органы местного самоуправления муниципального образования Бахчисарайский район предложения о приостановке решений работодателей о массовом увольнении работников. Выступают в поддержку требований работников о приостановке выполнения решения по массовому увольнению работающих или поэтапному проведению данного мероприятия.
4.13. Принимают меры по восстановлению нарушенных прав работников в досудебном порядке.
4.14. Оказывают практическую помощь при подготовке материалов по нарушениям трудовых прав работников в инспекцию труда и суд, непосредственно представляют интересы работников в судах всех инстанций.
4.15. Принимают меры к усилению роли договорного регулирования трудовых отношений путем разъяснения значения коллективных и трудовых договоров, требований законодательства об их заключении и выполнении, содействуют внедрению в практику процедур заключения, контроля за исполнением договоров, правовому обеспечению договорной кампании, применению мер ответственности за неисполнение договоров.
4.16. Принимают активное участие в профсоюзном мониторинге ситуации на рынке труда, обеспечивают отслеживание и информирование вышестоящих профсоюзных органов о социально-экономическом положении и критических ситуациях в организациях.
4.17. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь по вопросам трудового законодательства профсоюзным организациям, членам профсоюзов, работникам, не являющимся членами профсоюза, если они уполномочили профсоюз представлять их интересы при заключении коллективных договоров.
4.18. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением законодательства, регулирующего трудовые отношения в организациях, в том числе при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
Работодатели:
4.19. Предусматривают при заключении коллективных договоров условия и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников.
4.20. Предусматривают в коллективных договорах финансирование мероприятий, направленных на:
- формирование заявок на подготовку кадров в учреждениях начального профессионального образования на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики, использовать другие формы стимулирования в целях их закрепления в организации;
- повышение квалификации и профессионального уровня персонала, в том числе в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
- переподготовку работников, увольняемых до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством Российской Федерации;
- повышение квалификации и профессионального уровня специалистов кадровых служб;
- предоставление работникам с ненормированным рабочим днем, дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.21. При увольнении работников в связи с сокращением численности или штата предоставляют преимущественное право на оставление на работе помимо лиц, указанных в статье 179 Трудового кодекса РФ:
- работникам предпенсионного возраста (за 2 года до достижения пенсионного возраста);
- работникам, обучающимся по заочной форме в образовательном учреждении среднего или высшего профессионального образования до завершения обучения;
- работникам, впервые поступившим на работу по полученной специальности, в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.
4.22. Принимают меры по обеспечению увольняемых работников организаций банкротов преимущественным правом трудоустройства на не менее, чем 70 процентов рабочих мест в организациях, создаваемых на базе их имущества.
4.23. Осуществляют привлечение и использование иностранных работников по согласованию с профсоюзными организациями или иными представительными органами трудовых коллективов, с учетом соблюдения приоритетного права жителей Республики Крым на трудоустройство.
4.24. При проведении процедуры банкротства включают в ликвидационные комиссии представителей профсоюзных организаций.
4.25. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации предприятия - архивным органам.
4.26. В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" ежемесячно предоставляют органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве).
Работодатели, которым в соответствии с действующим законодательством установлены квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Работодателям со среднесписочной численностью работников 35 человек и выше включить в коллективные договоры вопросы создания (выделения) квотируемых рабочих мест для инвалидов и для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, других категорий граждан, проведения на них специальной оценки условий труда и соблюдения условий труда по результатам проведенной специальной оценки.
4.27. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.
Осуществляют ликвидацию организаций и их подразделений, изменение форм собственности, полное или частичное приостановление производства, влекущее за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда только после предварительного, не менее чем за три месяца, уведомления соответствующих профсоюзов, органов службы занятости.
Критериями массового увольнения работников являются:
- увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя с численностью работающих 15 и более человек;
- сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
Массовым высвобождением считается одновременное сокращение 10 и более процентов от общей численности работников организации.
4.28. Содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
- соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
- оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;
- создания условий для профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;
- разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
- участия в прогнозе дополнительной потребности организаций в квалифицированных кадрах на пятилетний период;
- обеспечения приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с установленными квотами.
4.29. Обеспечивают организацию временных рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально незащищенных и малообеспеченных семей.
4.30. Информируют органы службы занятости о введении режима неполного рабочего времени, а также о приостановке производства.
4.31. Создают, оборудуют (оснащают) и трудоустраивают на рабочие места незанятых инвалидов за счет собственных средств.
5. Социальное страхование и социальная защита населения
Стороны совместно:
5.1. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов.
Принимают меры по недопущению закрытия, перепрофилирования и продажи под иные цели объектов, обеспечивающих отдых и оздоровление детей.
5.2. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни. Способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов).
5.3. Содействуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также организуют региональные спортивные соревнования среди молодежи по массовым видам спорта. Создают условия для развития молодежного туризма.
Администрация:
5.4. Обеспечивает специалистам муниципальных учреждений Бахчисарайского района повышение квалификации в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Обеспечивает в соответствии с государственными программами Республики Крым переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
5.6. Осуществляет проведение в Бахчисарайском районе государственной политики в отношении поддержки семьи, материнства и детства и социального обслуживания семей с несовершеннолетними детьми, в том числе детей инвалидов.
5.7. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки, установленных правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Республике Крым, при проезде на пассажирском транспорте по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Профсоюзы:
5.8. Добиваются включения в коллективные договоры положений о своевременной и полной уплате страховых взносов.
5.9. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, женщин, в том числе расширению прав молодежи и женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых через коллективные договоры.
5.10. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, в организации досуга и отдыха.
5.11. Участвуют в реализации Концепции гендерной политики Федерации независимых профсоюзов России. Обучают профсоюзные кадры основам гендерного подхода в социально-трудовых отношениях.
Работодатели:
5.12. Предусматривают в коллективных договорах меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы, а также предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время по личному заявлению:
- одинокой матери (отцу без матери), воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет;
- опекунам (попечителям) несовершеннолетних детей;
- работникам, имеющим ребенка-инвалида.
5.13. Обеспечивают своевременное и качественное представление в органы Пенсионного фонда Российской Федерации документов, необходимых для осуществления заблаговременной работы с лицами, приобретающими право на трудовую пенсию, для конвертации пенсионных прав застрахованных лиц и назначения досрочных трудовых пенсий по старости.
5.14. Оказывают содействие органам Пенсионного фонда Российской Федерации в проведении документальных проверок в части представления необходимых сведений о трудовом стаже и заработке застрахованных лиц для назначения трудовых пенсий и проведения работ по конвертации пенсионных прав застрахованных лиц.
5.15. Оказывают содействие органам Пенсионного фонда Российской Федерации в проведении выездных проверок в части правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов, а также документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
5.16. Обеспечивают правильность исчисления, своевременную уплату (перечисление) в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, достоверность расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и своевременность их представления, принимают меры по погашению задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.
5.17. Обеспечивают своевременное и правильное начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с дополнительными тарифами в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1, 218 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктах 1, 2, 18 пункта 1 статьи 27"
5.18. Обеспечивают представление достоверных сведений о специальном трудовом стаже на застрахованных лиц, занятых на работах в вредных и (или) опасных условиях труда.
5.19. Предусматривают совместно с профсоюзами в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов организаций мероприятий по созданию условий для оздоровления и отдыха работников, членов их семей.
5.20. Обеспечивают хозяйственное обслуживание, сохранение и материальное укрепление социально-культурной сферы организаций.
5.21. Отчисляют денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в размере и порядке, определяемом коллективными договорами, отраслевыми соглашениями, ежемесячно и бесплатно перечисляют членские профсоюзные взносы, удержанные из заработной платы работников-членов профсоюза, на счета профсоюзов одновременно с выдачей банками средств на заработную плату.
5.22. Приводят записи в трудовых книжках работников в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) и профессиональными стандартами.
5.23. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначении на руководящие должности, при приеме на работу.
5.24. Проводят работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья работников организаций, создавая необходимые условия для прохождения регулярной диспансеризации. Обеспечивают повсеместное проведение углубленных медицинских осмотров для работников своих организаций, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Работодатели и Профсоюзы:
5.25. Предоставляют льготные путевки на санаторно-курортное лечение работникам организаций на основании списков, согласованных с профсоюзными комитетами этих организаций, устанавливают приемлемый для работников размер оплаты путевок в детские оздоровительные учреждения с учетом уровня доходов семьи.
5.26. Обеспечивают контроль за выполнением мероприятий коллективных договоров на предприятиях, а также рассматривают собранием работников выполнение мероприятий коллективных договоров. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
6. Условия и охрана труда, экологическая безопасность
Стороны совместно:
6.1. Обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на территории Бахчисарайского района в пределах своих полномочий. Разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда в муниципальном образовании Бахчисарайский район в соответствии с программами (подпрограммами) Республики Крым, обеспечивают контроль хода их выполнения".
6.2. Содействуют повышению квалификации специалистов по охране труда, осуществлению общественного контроля за состоянием условий и охраны труда.
Администрация:
6.3. Разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда в Бахчисарайском районе в соответствии с программами (подпрограммами) Республики Крым, обеспечивает контроль за их выполнением. Содействует включению в коллективные договоры, обязательств сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда.
Осуществляет:
- выполнение природоохранных мероприятий в рамках Государственной программы Республики Крым "Охрана окружающей среды рационального использования природных ресурсов Республики Крым";
- эффективное использование средств республиканского бюджета, предназначенных на экологические мероприятия. Государственная программа Республики Крым "Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым" утверждена постановлением Совета министров Республики Крым от 22.11.2017 N 619.
6.4. Способствует пропаганде здорового образа жизни, профилактике курения табака, алкоголизма, наркомании, в том числе посредством участия в создании и распространении социальной рекламы, тематических программ и рубрик; проведения массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.
6.5. Проводит мониторинг условий и охраны труда в Бахчисарайском районе и анализирует причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разрабатывает меры по их снижению.
6.6. Обеспечивает информирование сторон социального партнерства, населения о состоянии условий и охраны труда в Бахчисарайском районе путём публикации в СМИ.
6.7. Содействует проведению общественного контроля за соблюдением работодателями и их представителями государственных нормативных требований охраны труда.
6.8. Содействует проведению в установленном порядке обучения по охране труда работников, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
6.9. Оказывает разъяснительную и консультативную помощь работодателям в проведении специальной оценки условий труда. Организует проведение семинаров-совещаний по вопросам охраны труда в муниципальном образовании Бахчисарайский район.
6.10. Оказывает консультационно-методическую помощь бюджетным учреждениям Бахчисарайского района в вопросах организации работы по охране труда.
Профсоюзы:
6.11. Обеспечивают участие своих представителей в комиссиях, по специальной оценке, рабочих мест по условиям труда, добиваются объективного использования результатов специальной оценки условий труда при определении гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Добиваются включения в коллективные договоры конкретных мер обеспечения здоровых и безопасных условий труда, их финансирования в полном объеме.
6.12. Обеспечивают:
- правовую защиту интересов членов профсоюзов и работников, не являющихся членами профсоюза, уполномочивших профсоюз представлять их интересы при заключении коллективного договора, пострадавших от трудового увечья и профзаболеваний;
- защиту прав, застрахованных в системе обязательного социального страхования.
6.13. Вносят в установленном законодательством порядке предложения в соответствующие органы о привлечении к ответственности руководителей и должностных лиц за несоблюдение трудового законодательства, не выполнение мероприятий коллективных договоров и соглашений, нарушение правил и норм охраны труда, сокрытие фактов несчастных случаев на производстве.
6.14. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по охране труда, по профилактике ВИЧ/СПИДа и недопущению дискриминации и стигматизации в трудовых коллективах лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией, их финансированию в полном объеме, а также содействуют включению в коллективные договоры дополнительных обязательств работодателей по возмещению ущерба от несчастных случаев на производстве, установлению дополнительных дней отпуска и сокращения продолжительности рабочего дня при работе с вредными и (или) опасными условиями труда, обеспечению работников сертифицированными (декларированными) средствами индивидуальной и коллективной защиты.
6.15. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании несчастных случаев с тяжелым, групповым и смертельным исходом.
6.16. Осуществляют общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и требований норм экологической безопасности в организациях.
6.17. Предъявляют работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
6.18. Инициируют, в установленном законодательством порядке, проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда и правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда".
6.19. Содействуют направлению на санаторно-курортное лечение занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами по итогам периодического медицинского осмотра.
6.20. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, а также с изменениями условий труда.
6.21. Обеспечивают проведение общественного контроля состояния охраны и условий труда в организациях, выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
6.22. Оказывают практическую помощь членам профсоюзов в разъяснении их прав на безопасные и здоровые условия труда, льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда, представляют их интересы в органах государственной власти, в суде при рассмотрении вопросов возмещения вреда здоровью.
6.23. Обеспечивают избрание уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда первичных профсоюзных организаций, способствуют формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда.
6.24. Обеспечивают проведение профилактических мер по снижению производственного травматизма, содействуют обучению работников оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве.
Работодатели:
6.25. Обеспечивают условия для осуществления деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда по проведению общественного контроля условий труда работников, проведению конкурсов на звание "Лучший уполномоченный по охране труда".
6.26. Предусматривают в коллективных договорах финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии со ст. 226 Трудового кодекса Российской Федерации и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков", в том числе в бюджетной сфере.
6.27. Не допускают сокрытие несчастных случаев на производстве. Извещения о несчастных случаях с тяжелыми последствиями, о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом направляют в установленные сроки в предусмотренные законодательством органы.
6.28. Обеспечивают приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
7. Работа сторон и развитие Социального партнерства.
Стороны совместно:
7.1. Обеспечивают дальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение его эффективности, непосредственного воздействия на решение социально-экономических проблем развития муниципального образования Бахчисарайский район.
7.2. Способствуют заключению в установленном порядке коллективных договоров во всех предприятиях, организациях, учреждениях всех видов собственности, оказывают необходимую организационную и методическую помощь сторонам социального партнерства и их представителям при подготовке проектов и заключении коллективных договоров.
7.3. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в пределах установленной компетенции.
7.4. Принимают конструктивные решения по вопросам, включенным в Соглашение после консультаций на уровне территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.5. Принимают участие в выдаче заключений разработчикам проектов нормативно-правовых актов в сфере трудовых отношений и развитию социального партнерства в соответствии с постановлением администрации Бахчисарайского района.
7.6. Проводят согласованную политику и способствуют созданию и функционированию профсоюзов, объединению трудовых коллективов на территории Бахчисарайского района Республики Крым.
Администрация:
7.7. Способствует заключению коллективных договоров на территории Бахчисарайского района Республики Крым.
7.8. Обеспечивает в установленном порядке участие представителей профсоюзов работодателей в работе комиссий, рабочих групп и иных консультативно-совещательных органов, образованных при администрации Бахчисарайского района Республики Крым, при рассмотрении социально-трудовых вопросов.
7.9. Рассматривает возможность и включает предложения от сторон Соглашения вопросы составления прогнозов социально-экономического развития городского округа и муниципальных целевых программ представителей Профсоюзов и Работодателей.
Профсоюзы:
7.10. Инициируют заключение коллективных договоров, отраслевых территориальных соглашений. Содействуют подготовке и проведению колдоговорной компании, организуют членов профсоюза на выполнение коллективных договоров и соглашений.
7.11. Оказывают помощь в создании в организации комиссий по трудовым спорам, выявляют причины возникновения трудовых конфликтов и, в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимают необходимые меры по их урегулированию.
Работодатели:
7.12. Обеспечивают права профсоюзов и их объединений, касающихся сбора членских взносов по заявлению членов профсоюзов в безналичной форме и своевременного перечисления на текущие счета профсоюзных органов денежных средств, в порядке и на условиях, установленных коллективным договором.
7.13. Создают условия для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, в соответствии со статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации, принимают решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 371 Трудового кодекса Российской Федерации).
7.14. Направляют коллективные договоры на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
7.15. При заключении трудового договора с работником обеспечивает реализацию работником предоставленного законом права на вступление в профсоюз.
7.16. Оказывают содействие по созданию на предприятиях, в организациях, учреждениях (в случае их отсутствия или возникновению форс-мажорных ситуаций) первичных профсоюзных организаций или объединений трудовых коллективов.
8. Действие Соглашения, обеспечение контроля за его выполнением
8.1. Настоящее Соглашение заключено на 2019 - 2022 годы, вступает в силу с 01.08.2019 и действует до 31.07.2022 года.
8.2. Действие Соглашения распространяется на организации профессиональных союзов, всех работодателей, работников этих работодателей, органы местного самоуправления поселений, администрацию муниципального образования Бахчисарайский район.
8.3. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется территориальной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на территории муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
8.4. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон.
8.5. Разногласия, связанные с реализацией Соглашения, разрешаются на заседаниях территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на территории муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым в соответствии с действующим законодательством.
8.6. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
8.7. Текст настоящего Соглашения в течение 10 дней после проведения уведомительной регистрации в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым размещается на официальном сайте администрации Бахчисарайского района Республики Крым. Подписание совершено в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Территориальное соглашение по регулированию социально-трудовых отношений на территории муниципального образования Бахчисарайский район Республики Крым на 2019 - 2025 годы от 19 августа 2019 г.
Настоящее Соглашение заключено на 2019 - 2022 годы, вступает в силу с 1 августа 2019 г. и действует до 31 июля 2025 г.
Текст Соглашения размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Крым (http://mtrud.rk.gov.ru/)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение N 1 от 30 июня 2022 г.
Изменения вступают в силу с 31 июля 2022 г.