С целью совершенствования воспитательной работы с детьми и молодежью, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. N 2945-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года":
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Большеигнатовского муниципального района на период до 2025 года.
2. Утвердить прилагаемый План по реализации в 2021 - 2025 годах в образовательных учреждениях Большеигнатовского муниципального района Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Большеигнатовского муниципального района на период до 2025 года (далее - План).
3. Управлению по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района организовать работу по исполнению мероприятий Плана.
4. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений обеспечить выполнение мероприятий Плана.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Большеигнатовского муниципального района по социальным вопросам - начальника управления по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района Кирееву Т.М.
6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава Большеигнатовского муниципального района |
Т.Н. Полозова |
Стратегия
развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия на период до 2025 года
(утв. постановлением Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 25 августа 2021 г. N 360)
Раздел 1. Общие положения
1. Настоящая стратегия развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия на период до 2025 года (далее - Стратегия) определяет направления организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия на период до 2025 года, цель, задачи, принципы, основные направления, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии в образовательных организациях Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия.
2. Стратегия разработана в соответствии с ориентирами государственной политики в сфере воспитания, определенными Стратегией развития воспитания обучающихся в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, и учитывает требования, установленные федеральным и региональным законодательством в сфере образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных правовых актов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
3. Стратегия обеспечивает достижение целей и задач федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Социальная активность", "Патриотическое воспитание", "Цифровая образовательная среда", "Молодые профессионалы" и учитывает основные требования по организации воспитания и социализации обучающихся как механизма управления качеством образования при проведении мониторинга системы образования в субъектах Российской Федерации.
4. Положение Стратегии обеспечивают единство концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области воспитания и социализации в образовательных организациях Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, в том числе с учетом региональных, социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Республики Мордовии как субъекта Российской Федерации, с развитыми аграрной и промышленной отраслями, имеющей многонациональный состав жителей.
5. Стратегия направлена на:
1) развитие в образовательных организаций Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия механизмов, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", в обеспечении воспитания как неотъемлемой части образования, связанной с воспитанием;
2) создание условий для реализации в образовательных организациях Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия комплекса воспитательных мероприятий с опорой на систему духовно-нравственных ценностей и традиций, сложившихся в процессе культурного развития России и Республики Мордовия, с учетом особенностей современных детей, социальный и психологический контекст их развития, при консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений;
3) совершенствование системы образования как социального института воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия на основе оптимального сочетания отечественных традиций и современного опыта;
4) координацию действий педагогических коллективов как основных субъектов, обеспечивающих достижение целей личностного развития и воспитания обучающихся в рамках реализации образовательных программ, участие различных групп общественности в воспитательной деятельности, организацию межведомственного взаимодействия в процессе воспитания.
Раздел 2. Анализ системы воспитания и социализации обучающихся
Система воспитания обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - воспитание), развивается в соответствии со стратегическими ориентирами воспитания детей и молодежи, сформулированными в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-Р, рассматривается как неотъемлемая часть образования, взаимосвязанная с обучением, но осуществляемая также в форме самостоятельной деятельности.
Управление по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района (далее - Управление) является муниципальным координатором деятельности по реализации в Большеигнатовском муниципальном районе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р.
Внедрение новых рабочих программ воспитания в образовательные организации стало ответом на изменения, внесенные 24 июля 2020 года в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказом Министерства образования Республики Мордовия от 12.11.2020 г. утверждены Методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания в государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия. Данные методические рекомендации рекомендованы к использованию в работе муниципальных образовательных организациях.
Разрабатываемая программа воспитания представляет собой целостную систему возможных форм и способов работы с детьми в процессе реализации ФГОС в конкретной образовательной организации.
Программа включает в себя четыре основных раздела:
- "Особенности организуемого в школе воспитательного процесса", в котором описывается специфика деятельности в сфере воспитания, особенности конкретной школы, уникальность расположения, статуса, контингента учащихся, квалификации педагогического состава.
- "Цели и задачи воспитания", в котором формулируются цели воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для их достижения.
- "Виды, формы и содержание деятельности", в котором находят отражение инвариантные и вариативные модули, нацеленные на конкретную реализацию поставленных целей и задач воспитания.
- "Анализ воспитательного процесса", в котором обозначаются инструменты, используемые при самоанализе организуемого в школе воспитательного процесса.
С 1 сентября 2021 года патриотическая работа будет реализовываться в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в рамках национального проекта "Образование", и именно к этому времени всем образовательным организациям необходимо разработать и утвердить программы воспитания.
Управлением по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района, отделом по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних управления по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района, Центром дополнительного образования для детей, инспектором молодежной политики Республики Мордовия, образовательными организациями Большеигнатовского муниципального района в 2020 году организовано и проведено более 87 мероприятий патриотической, спортивной и творческой направленности: классные часы, уроки мужества, семинары в режиме видео-трансляции, школьные, муниципальные этапы и республиканские финалы конкурсов и соревнований. Все мероприятия освещаются в муниципальных и республиканских средствах массовой информации.
В рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" образовательные организации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия активно присоединились к реализуемым проектам на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Информация о реализуемых мероприятиях своевременно размещается на официальных сайтах образовательных организаций и аккаунтах в сети Интернет.
Для создания условий включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность и развития высоконравственной личности в Большеигнатовском муниципальном районе Республике Мордовия ежегодно утверждается календарь массовых мероприятий с обучающимися, в котором отражены мероприятия по всем направлениям дополнительного образования детей. Мероприятия проводятся поэтапно: школьный, муниципальный с целью тщательного отбора участников на зональный региональный уровни. Мероприятия проводятся совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. Организация работы с талантливыми детьми и молодежью, на решение которой направлена программа выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Мордовия на 2020 - 2024 годы (приказом по управлению по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района от .08.2021 г N).
Одной из самых массовых и эффективных форм работы по выявлению одарённых детей остается олимпиадное движение.
В 2020 - 2021 учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам приняло участие 94 школьника, из них победителей - 44 человека, что составляет 46% и призеров 50 человек - 53%.
Количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников - 15 чел., из них: призеров - 1 чел. (7%).
В рамках реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" в 2020 - 2021 учебном году было открыто 6 новых кружков, 1 кружок технической, 3 спортивной, 1 художественной, 1 туристско-краеведческой направленности. Было создано 90 новых мест.
В 2021 - 2022 учебном году будет создано 305 новых мест. Продолжаем развивать техническую направленность, оснащая кабинет робототехники современным оборудованием и техникой на 80 мест. В район поступает современное хоккейное оборудование для хоккейных команд. Будет открыто 75 мест для ребят. Также продолжим развивать художественное направление. На него поступило оборудование на 75 мест. Следует отметить, что с нового учебного года, в районе начнет функционировать новое направление - естественно-научное. На него будет отведено 75 мест.
Согласно приказу "Об утверждении регионального Ресурсного центра Российского движения школьников" N 19/III от 21 мая 2018 года на базе ГБУ МРМЦ действует Региональный ресурсный центр Российского движения школьников, который осуществляет системную работу с местными и первичными отделениями. Ресурсный центр является "точкой кристаллизации" ресурсно-методического сопровождения деятельности первичных, местных и регионального отделения РДШ.
В 2020 в Большеигнатовском муниципальном районе году создано 1 местное отделение и 1 первичное отделение на базе общеобразовательной организации. На сайте рдш.рф на данный момент зарегистрировано 28 участников, принимающих участие в различных проектах и конкурсах.
Управлением по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, образовательными организациями района большое внимание уделяется проведению профилактической работы по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В 2020 году во всех образовательных организациях района использовался контент-фильтр, отвечающий требованиям надежности и ограничивающий доступ к информационным ресурсам, противоречащим целям и задачам образовательного процесса.
До родителей и законных представителей детей доведена информация о возможностях использования функции "Родительский контроль", также до родителей (законных представителей) доведена информация о способах направления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия информации о выявленных интернет-ресурсах, публично пропагандирующих террористическое, суицидальное поведение, призывающих к противоправным действиям, для проведения экспертизы и дальнейшей блокировки контента.
Для обучающихся с ОВЗ разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
На базе ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.ру" создана Региональная служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей и желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Специалистами Службы осуществляется своевременная психологическая, квалифицированная психолого-педагогическая, методическая помощь.
На безвозмездной основе родители получают данную услугу в виде очной, дистанционной или выездной консультации.
В течение 2020 года органом опеки и попечительства несовершеннолетних Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия проделана соответствующая работа по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, выдаче разрешений на трудоустройство и др.
Результаты: выявлен 1 ребенок, оставшийся без попечения родителей, устроен под опеку в семью.
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) - 2 чел; в приемных семьях - 9 чел. Всего под опекой (попечительством), в приемных семьях - 9 дет;, под добровольной опекой - 12 чел.
Выдано разрешений на трудоустройство несовершеннолетних - 25; разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних - 2 направлено информаций об ограничении (лишении) родительских прав, об отобрании ребенка, отмене решения суда об усыновлении в Пенсионный фонд РФ - 42; в социальную защиту населения - 32.
Посещено 11 семей, состоящих на различных видах учета, опекунских (приемных) семей - 11.
В 2020 году в Большеигнатовском муниципальном районе вел свою работу консультационный центр по оказанию психолого-педагогической и методической помощи родителям, имеющим детей. Более 25 родителей получили 27 профессиональные психологические консультации в области воспитания детей.
В 2020 г. органами и учреждениями по работе с детьми и молодежью организовано более 120 мероприятий. Патриотическое воспитание остается приоритетным направлением в основе воспитательных систем образовательных учреждений района. Основными целями и задачами патриотического воспитания являются развитие у детей гражданственности и патриотизма, важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование качеств защитников Отечества, воспитание ответственности конституционному и воинскому долгу. В районе организованы и работают 5 волонтерских отрядов, которые объединили около 75 ребят. Волонтеры участвуют в различных мероприятиях. Большая работа проводится по социальному и гражданско-патриотическому направлению. Ребята помогают ветеранам ВОВ, труженикам тыла, ветеранам труда.
Общий охват детей и молодежи, принявшей участие в проведенных мероприятиях, составил около 700 человек, из которых 4 человек - это подростки, состоящие на профилактическом учете в органах системы профилактики.
Раздел 3. Ключевые принципы, цели и задачи Концепции
6. Внедрение, функционирование и развитие системы организации воспитания и социализации в системе образования Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия основывается на следующих принципах:
- опоры на духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов Российской Федерации, народов, проживающих на территории Республики Мордовия и района;
- консолидации - объединения целей, усилий различных институтов гражданского общества, укрепления межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях по организации воспитания и социализации обучающихся;
- преемственности - организации воспитательных мероприятий на всех уровнях образования, интеграции программ духовно-нравственного воспитания;
- ориентации на действительность - достижение результатов процесса воспитания и социализации обучающихся, в основе которых актуальные социальные и культурные компетенции как основа настоящей и будущей успешности обучающихся, приобретение и последующего совершенствования у них навыков XXI века.
7. Целями Стратегии являются:
1) создание условий для повышения качества системы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, включая деятельность по поддержке семейного воспитания; гражданскому и патриотическому воспитанию детей; формированию российской идентичности и духовно-нравственному воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей; приобщению детей к культурному наследию; популяризации среди детей научных знаний; физическому воспитанию и формированию культуры здоровья; трудовому воспитанию детей и их профессиональному самоопределению; экологическому воспитанию и развитию добровольчества (волонтерства) среди обучающихся как приоритетов российской государственной политики в сфере образования;
2) совершенствование воспитательной деятельности в образовательных организациях Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия; обеспечение физической, информационной и психологической безопасности детей и подростков; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; подготовку и переподготовку кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся, повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей; осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для организационно-методического обеспечения воспитательной работы; психолого-педагогической поддержку воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся, повышение педагогической культуры родителей (законных представителей), организацию работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях, поддержку общественных объединений в сфере воспитания;
3) учет муниципальных и региональных социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Большеигнатовского муниципального района и Республики Мордовия при создании единой воспитательной среды, организации процесса воспитания и социализации в образовательных организациях Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия.
8. Основными задачами, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, являются:
1) создание условий для консолидации усилий всех субъектов образовательной деятельности по воспитанию подрастающего поколения в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия, совершенствование ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и усиление социальной ответственности за ее результаты;
2) формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
3) создание условий для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
4) осуществление поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в сложной жизненной ситуации, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
5) обеспечение условий для информирования родителей о ходе воспитательной работы и повышения у них социальной, коммуникативной и педагогической компетентности, обеспечение их участия в разных формах данной деятельности.
Раздел 4. Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся
9. Развитие социальных институтов воспитания как основного направления организации и социализации обучающихся предполагает:
1) поддержку семейного воспитания - содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; возрождение значимости больших много поколенных семей, профессиональных династий; создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми; расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время; поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ; создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
2) развитие воспитания в системе образования - обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей; содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации; знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры;
3) расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов - создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;
4) поддержку общественных объединений в сфере воспитания - улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей;
10. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций включает гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, экологическое, физическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, популяризацию научных знаний, развитие добровольчества (волонтерства).
11. Гражданское воспитание как создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, развитие культуры межнационального общения, формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности, развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности, формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Муниципальной особенностью организации процесса воспитания и социализации обучающихся в сфере гражданского воспитания является проведение акций, праздников, творческих конкурсов и других мероприятий, посвященных памятные датам истории России и Республики Мордовии, посещение выставок, музеев и памятных мест в регионе. Особое значение для формирования гражданственности у обучающихся образовательных организаций Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия имеют воспитательные мероприятия, связанные с историей мордовского народа и Республики Мордовия.
12. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России предусматривает развитие программ патриотического и военно-патриотического воспитания детей, повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества, развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. В качестве актуальных форм в воспитательную работу со школьниками по патриотическому воспитанию включаются классные часы, уроки мужества, школьные, муниципальные и республиканские конкурсы и соревнования, спортивные соревнования, посвященные именам наших соотечественников, отдавших жизни на полях боевых действий, викторины, экскурсии, развитие волонтерского движения и детских общественных объединений.
13. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе, к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов, оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Муниципальной особенностью духовно-нравственного воспитания детей Большеигнатовского муниципального района является проведение мероприятий с участием родителей с опорой на национальные традиции; организация активного участия обучающихся в работе общественных организаций, в мероприятиях по оказанию помощи различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - детям, больным, людям пожилого возраста. Особому развитию данное направление подлежит в период летних каникул и другое каникулярное время.
14. Приобщение детей к культурному наследию предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы, создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики, поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей, создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей, повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий, создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Муниципальной особенностью приобщения детей к культурному наследию является посещение музеев, библиотек, а также участие обучающихся в культурно-массовых мероприятий, проводимых в республике и районе.
15. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Муниципальной особенностью популяризации научных знаний в Большеигнатовском муниципальном районе является проведение воспитательных мероприятий, обучение детей школьного возраста по программам дополнительного образования, в том числе в центрах образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", а также при участии Республиканского Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Мира" и высших учебных заведений, расположенных на территории Республики Мордовия (ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва", ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева").
16. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания, создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек, предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей, использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения, содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Муниципальной особенностью организации воспитательной работы с детьми по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья в Большеигнатовском муниципальном районе является вовлечение детей в различные виды спорта в МБУДО "Центр дополнительного образования для детей"; участия обучающихся в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в Большеигнатовском муниципальном районе и Республике Мордовия.
17. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством воспитания у детей уважения к труду и трудящимся, трудовым достижениям, формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Муниципальной особенностью организации воспитательной работы с детьми по трудовому воспитанию и профессиональному самоопределению является трудоустройство школьников в каникулярное время по профессиям и специальностям на базе предприятий реального сектора экономики Большеигнатовского муниципального района. Также в систему трудового воспитания и профессионального самоопределения включается реализация программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, организация на базе общеобразовательных организаций лагерей труда и отдыха.
18. Экологическое воспитание включает развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Муниципальной особенностью экологического воспитания обучающихся Большеигнатовского муниципального района является проведение мероприятий с акцентом на территориальное расположение района, особенностями животного и растительного мира, природных ресурсов Республики Мордовия и Большеигнатовского муниципального района, полезных ископаемых. Экологическое воспитание строится на принципах политики сбережения природных ресурсов и природной среды.
19. Развитие добровольчества (волонтерства) обучающихся предполагает улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования и в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах, поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях, привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении, расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Муниципальной особенностью развития добровольчества (волонтерства) обучающихся в Большеигнатовском муниципальном районе является повсеместная в образовательных организациях активная проектная деятельность обучающихся в составе проектных команд, разработка и реализация социально-значимых проектов, участие в республиканских и межрегиональных и конкурсах.
20. Все указанные направления реализуются в тесном взаимодействии между собой посредством различных форм и мероприятий и предусматривают опосредованное или непосредственное участие родителей (законных представителей), участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности, достижения (или имеющие внутренние предпосылки для таких достижений) и высокий уровень мотивации в познании той или иной деятельности.
Раздел 5. Механизмы реализации Стратегии
21. В целях реализации Стратегии применяются нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
22. Нормативно-правовое регулирование в сфере воспитания включает:
1) развитие и совершенствование муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии, в том числе для осуществления сетевого и межведомственного взаимодействия, организационно-методического обеспечения воспитательной работы.
23. Организационно-управленческими механизмами являются:
1) внедрение рабочих программ воспитания в образовательных организациях Большеигнатовского муниципального района;
2) реализация и анализ программы развития воспитания и плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Большеигнатовском муниципальном районе на период до 2025 года;
3) развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей;
4) обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания;
5) разработка и внедрение системы мотивации обучающихся образовательных организаций;
6) проведение мониторинга внедрения рабочей программы воспитания в образовательных организациях;
7) совершенствование деятельности психологической службы в образовательных организациях, в том числе оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей;
8) мониторинг деятельности образовательных организаций по выявлению и предупреждению девиантных и антиобщественных проявлений у детей и молодежи.
24. Развитие кадрового потенциала как средства воспитательной работы предполагает:
1) выявление лучших практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания;
2) развитие системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих непосредственную организацию воспитательного процесса;
3) информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в сфере выявления и предупреждения девиантных и антиобщественных проявлений у детей.
25. Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания включает:
1) проведение мониторинга потребителей и поведенческих особенностей молодежной аудитории в российском сегменте в информационно-коммуникационной системе "Интернет" в целях повышения уровня информированности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере воспитания, о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения;
2) проведение муниципальных конференций, семинаров по актуальным вопросам воспитания;
3)методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию воспитательной работы в образовательных организациях.
26. Развитие информационных механизмов в сфере воспитания предполагает:
1) организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением региональных и муниципальных средств массовой информации;
2) оказание консультативной помощи родителям (законным представителем) несовершеннолетних и педагогическим работникам по вопросам организации воспитания и социализации обучающихся.
Раздел 6. Требования к порядку проведения мониторинга реализации Стратегии
27. Мониторинг реализации Стратегии проводится с целью управления качеством воспитательной работы в соответствии с положениями Стратегии, анализа практики ее реализации, оказания своевременной качественной методической помощи родителям, муниципальными органами управления образованием, руководителем образовательных организаций и педагогическим работникам.
28. Объектами мониторинга реализации Стратегии являются муниципальные образовательные организации.
29. Предметом мониторинга выступает система организации воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях.
30. Оператором проведения мониторинга реализации Стратегии выступает МКУ "ЦИМиТОМУ".
31. Методы сбора информации определяются муниципальным оператором проведения мониторинга.
32. Показателями качества системы организации воспитания являются:
1). в области развития социальных институтов воспитания:
- наличие рабочих программ воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, их соответствие требованиям;
- использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
- использование воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
- наличие условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- использование потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры для включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- наличие инфраструктуры для семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
- наличие условий для участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
- функционирование семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
- наличие условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
2). в области обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе научных традиций:
- наличие в рабочих программах воспитания, планах мероприятий по реализации Стратегии, рабочих программах воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, целей, задач и мероприятий, направленных на гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение обучающихся к культурному наследию, популяризацию среди обучающихся научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и деятельность по профессиональному самоопределению обучающихся, экологическое воспитание обучающихся, обеспечение физической, информационной и психологической безопасности и т. д.;
- осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;
- организация психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся и количество детей, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного времени;
3). по развитию добровольчества (волонтерства) среди обучающихся:
- проведение специальных добровольческих (волонтерских) мероприятий, функционирование добровольческих (волонтерских) отрядов;
- организованное участие обучающихся в региональных, муниципальных волонтерских проектах и программах;
4). по развитию детских общественных объединений:
- наличие в образовательных организациях детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и пр.);
- количество обучающихся, зарегистрированных в детских общественных объединениях;
- наличие условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
5). в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся:
- наличие в образовательных организациях служб медиации;
- реализация в образовательных организациях проектов и программ, направленных на предупреждение и ликвидацию безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, профилактику, направленную на предупреждение и раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, в том числе предотвращение жестокого обращения с детьми;
6). в области эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству и подготовке кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся:
- прохождение обучения по программам повышения квалификации, программам переподготовки специалистов в сфере воспитания;
- наличие мероприятий по обмену эффективными воспитательными практиками.
33. По результатам мониторинга проводится анализ, составляются аналитические справки, формулируются адресные рекомендации, на основании которых руководителями образовательных организаций и руководителем управления по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района принимаются необходимые меры и управленческие решения. Анализ эффективности принятых мер проводится управлением по социальной работе Администрации Большеигнатовского муниципального района.
Раздел 7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
34. Реализация целей Стратегии предусматривает достижение в Республике Мордовия к 2025 году результатов, соответствующих приоритетам государственной политики в области воспитания:
1) укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей; создание единого воспитательного пространства в образовательных организациях Республики Мордовия с учетом региональных социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Республики Мордовия
2) повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
3) создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
4) развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
5) повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
6) повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
7) укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
8) доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
9) создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
10) утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии, снижение уровня негативных социальных явлений и уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
11) развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
12) повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
13) повышение уровня информационной безопасности детей;
14) формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
План
по реализации в 2021 - 2025 годах в образовательных учреждениях Большеигнатовского муниципального района Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Большеигнатовского муниципального района на период до 2025 года
(утв. постановлением Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 25 августа 2021 г. N 360)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемый результат |
1 |
Разработка плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 в образовательных учреждениях района |
III квартал 2021 года |
Управление по социальной работе, МКУ "ЦИМиТОМУ" |
Утверждение плана мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания РФ в ОУ |
2 |
Приведение воспитательных программ образовательных учреждений Большеигнатовского района в соответствие со Стратегией развития воспитания |
1 сентября 2021 года |
Руководители образовательных учреждений |
Программа воспитания |
3 |
Организация информационного сопровождения мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания, размещение на официальных сайтах информации о проведении мероприятий по реализации Стратегии воспитания. |
постоянно |
Управление по социальной работе, МКУ "ЦИМиТОМУ", руководители образовательных учреждений |
Обеспечение доступа к полной и объективной информации о мероприятиях по реализации Стратегии развития воспитания в РФ на сайтах ОУ |
4 |
Мониторинг эффективности воспитательной деятельности в образовательных учреждениях |
Ежегодно до 25 декабря |
Управление по социальной работе, МКУ "ЦИМиТОМУ" |
Информационно-аналитические материалы |
5 |
Организация работы университета педагогических знаний для родителей и родительского лектория по вопросам поддержки семейного воспитания, повышения социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности |
В течение всего периода |
Руководители образовательных учреждений |
Информационно-аналитические материалы |
6 |
Проведение социально значимых мероприятий, направленных на повышение социальной и воспитательной роли семьи, в том числе посвященных Международному дню Семьи, Дню семьи, любви и верности, Всероссийскому дню матери, Дню защиты детей |
В течение всего периода |
Управление по социальной работе, МКУ "ЦИМиТОМУ", руководители образовательных учреждений |
Повышение социального статуса и общественного престижа родительства |
7 |
Обеспечение организационно- методической поддержки деятельности детских общественных объединений, движений и других форм общественной самоорганизации детей и взрослых, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей |
В течение всего периода |
Управление по социальной работе, МКУ "ЦИМиТОМУ", руководители образовательных учреждений |
Анализ деятельности общественных объединений, движений и других форм общественной самоорганизации детей |
8 |
Проведение детских фестивалей, конкурсов, соревнований и иных мероприятий, направленных: на гражданское воспитание; на патриотическое воспитание; на духовно-нравственное воспитание; на физическое воспитание; на трудовое воспитание; на экологическое воспитание; на приобщение детей к культурному наследию |
В течение всего периода |
Управление по социальной работе, МКУ "ЦИМиТОМУ", руководители образовательных учреждений |
Методическое сопровождение педагогических работников в сфере воспитания и дополнительного образования |
9 |
Проведение фестивалей, спартакиад, праздников, направленных на формирование здорового образа жизни, приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом, в том числе, участие школьников в районных спартакиаде, соревнованиях |
В течение всего периода |
Управление по социальной работе, МКУ "ЦИМиТОМУ", руководители образовательных учреждений |
Освещение результатов мероприятий на официальных сайтах образовательных учреждений |
10 |
Участие педагогов образовательных учреждений в совещаниях, семинарах по актуальным проблемам развития воспитания |
В течение всего периода |
Руководители образовательных учреждений |
Протоколы совещаний и семинаров |
11 |
Проведение муниципальных этапов конкурсов профессионального мастерства педагогов |
Ежегодно |
Управление по социальной работе, МКУ ЦИМиТОМУ" |
Аналитический отчет |
12 |
Создание доступной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья в целях организации занятий по программам дополнительного образования в соответствии с комплексом мер по обеспечению доступности дополнительного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
В течение всего периода |
Управление по социальной работе, руководители учреждений дополнительного образования |
Увеличение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительным образованием |
13 |
Расширение форм мероприятий, направленных на успешную социальную адаптацию несовершеннолетних "группы риска" и находящихся трудной жизненной ситуации. |
В течение всего периода |
Управление по социальной работе |
Информационные материалы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 25 августа 2021 г. N 360 "Об утверждении Стратегии развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Большеигнатовского муниципального района на период до 2025 года"
Вступает в силу с 27 августа 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Большеигнатовский вестник" от 26 августа 2021 г. N 43