Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 16.09.2021 N 806-пп
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - государственный контроль (надзор)).
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями (индивидуальными предпринимателями и организациями) Оренбургской области (далее - контролируемые лица) обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области (далее - обязательные требования).
3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
4. Государственный контроль (надзор) осуществляется министерством труда и занятости населения Оренбургской области (далее - министерство).
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица министерства), являются:
первый заместитель министра труда и занятости населения Оренбургской области;
заместитель министра труда и занятости населения Оренбургской области;
должностные лица министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
6. Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются первый заместитель министра труда и занятости населения Оренбургской области, заместитель министра труда и занятости населения Оренбургской области (далее - первый заместитель (заместитель) министра).
7. Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении контролируемых лиц, которым Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Оренбургской области от 2 ноября 2004 года N 1526/257-III-ОЗ "О квотировании рабочих мест в Оренбургской области" установлена квота для приема на работу инвалидов.
8. Объектами государственного контроля (надзора) являются деятельность, действие (бездействие) контролируемых лиц, связанные с выполнением установленной квоты для приема на работу инвалидов, в том числе соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов:
1) по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
2) по принятию локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов;
3) по ежемесячному представлению органам службы занятости информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
4) по оформлению в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в соответствии с установленной квотой.
9. Министерством обеспечивается учет объектов контроля и связанных с ними контролируемых лиц посредством внесения их в перечень объектов государственного контроля (надзора), размещаемого на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - перечень объектов).
Перечень объектов ведется уполномоченными должностными лицами, указанными в пункте 5 настоящего Положения, в электронном виде, а также посредством федеральных или региональных информационных систем (при их наличии).
10. В целях формирования перечня объектов используется информация:
представляемая контролируемыми лицами в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
получаемая в рамках межведомственного взаимодействия;
находящаяся в общем доступе.
11. Актуализация информации об объектах государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лицах, содержащейся в перечне объектов, осуществляется по мере ее поступления в министерство, но не реже одного раза в год.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
12. Государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
13. С учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также с учетом добросовестности контролируемых лиц объекты контроля подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска (далее - категории риска).
14. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется министерством на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объекта контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - критерии риска), указанным в приложении N 1 к настоящему Положению.
15. При осуществлении государственного контроля (надзора) используется перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, определенный приложением N 2 к настоящему Положению.
16. При отнесении объекта контроля к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) используются сведения о контролируемых лицах, характеризующих уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, Оренбургской области из любых источников, обеспечивающих их достоверность.
17. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
18. В случае поступления в министерство сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
19. Министерство в рамках осуществления государственного контроля (надзора) проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
20. Информирование осуществляется должностными лицами министерства посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
21. Обобщение правоприменительной практики осуществляется должностными лицами министерства.
По итогам обобщения правоприменительной практики министерством не реже 1 раза в год готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора) (далее - доклад), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад утверждается приказом министерства и размещается до 1 марта года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
22. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение оформляется в письменной форме в соответствии с типовой формой предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Должностное лицо министерства регистрирует предостережение в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера.
В случае объявления министерством предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется в министерство не позднее 15 календарных дней с момента получения предостережения в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты.
Возражение рассматривается должностным лицом министерства, объявившим предостережение. По итогам рассмотрения контролируемому лицу направляется ответ в течение 30 календарных дней со дня получения возражения.
В случае согласия с возражением министерством аннулируется направленное предостережение с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений. В случае несогласия с возражением в ответе контролируемому лицу указываются соответствующие обоснования.
23. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется должностным лицом по обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
Личный прием контролируемых лиц и их представителей проводится должностными лицами министерства.
Информация о месте консультирования, а также об установленных для консультирования днях и часах размещается на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
Консультирование (в том числе письменное) осуществляется по следующим вопросам:
1) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
2) соблюдение обязательных требований в сфере исполнения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;
3) порядок осуществления государственного контроля (надзора);
4) порядок обжалования решений министерства.
Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом министерства в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов государственной власти или лиц.
Министерство осуществляет учет консультирований, который проводится посредством внесения соответствующей записи в журнал консультирования.
Если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом министерства.
24. Профилактический визит проводится должностным лицом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита должностным лицом министерства может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ и пунктом 23 настоящего Порядка.
В ходе профилактического визита должностным лицом министерства может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения контролируемого лица к категориям риска, в том числе должностным лицом для ознакомления запрашиваются сведения, необходимые для отнесения контролируемого лица к категориям риска.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, впервые предоставивших в органы службы занятости населения ежемесячную информацию (сведения) о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, а также сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов не позднее чем в течение одного года с момента предоставления таких сведений.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется министерством не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита определяется должностным лицом министерства самостоятельно и не должен превышать одного рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, первый заместитель (заместитель) министра может продлить срок проведения обязательного профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные работодателями в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Если при проведении профилактического визита (обязательного профилактического визита) установлено, что объект контроля представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом первому заместителю (заместителю) министра для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в форме отчета о проведенном профилактическом визите.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
25. Государственный контроль (надзор), предусматривающий взаимодействие должностного лица министерства с контролируемым лицом, осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
26. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
27. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
28. Индивидуальный предприниматель, являющийся объектом контроля, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия подтверждается документами при наступлении следующих случаев:
заболевание индивидуального предпринимателя (справка медицинской организации, листок временной нетрудоспособности);
приходящееся на период контрольного (надзорного) мероприятия судебное разбирательство, в котором контролируемое лицо участвует на основании судебного акта (судебная повестка);
призыв индивидуального предпринимателя на срочную военную службу или на военные сборы (уведомление (повестка);
выезд индивидуального предпринимателя в запланированную поездку (обучение, туризм) за пределы Оренбургской области (договор, платежные документы).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится должностным лицом министерства на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя.
29. Плановые проверки осуществляются должностными лицами на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, формируемого министерством и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
30. Частота проведения плановых проверок устанавливается для объектов контроля, отнесенных к категории:
среднего риска - 1 раз в 4 года;
умеренного риска - 1 раз в 6 лет.
В отношении контролируемых лиц, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
31. При наличии оснований, установленных подпунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, министерством проводятся следующие внеплановые проверки:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
32. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с подпунктами 3 - 6 части 1 и части 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
По-видимому, в предыдущем абзаце после слов "подпунктами 3 - 6 части 1" пропущены слова "статьи 57"
33. В день подписания решения о проведении внеплановой (выездной) проверки в целях согласования ее проведения министерство направляет в орган прокуратуры сведения о внеплановой проверке с приложением копии решения о проведении внеплановой проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.
V. Осуществление государственного контроля (надзора)
34. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
35. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
36. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) рассматривается министром труда и занятости населения Оренбургской области.
37. Жалоба подлежит рассмотрению в срок не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с необходимостью исследования значительных по объему материалов (более 200 листов), запроса материалов в других органах государственной власти и организациях, указанный срок может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Раздел VII настоящего положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VII. Оценка результативности деятельности министерства по осуществлению государственного контроля (надзора)
38. Министерство обеспечивает достижение целевых значений ключевого показателя регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, отражающего допустимый уровень риска причинения вреда (ущерба) в рамках государственного контроля (надзора), и индикативных показателей, указанных в приложении N 3 к настоящему Положению.
39. Сведения о достижении ключевого показателя и сведения об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевого показателя, указываются министерством в ежегодном докладе о государственном контроле (надзоре).
40. Паспорт ключевого показателя результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности министерства при осуществлении государственного контроля (надзора) утверждается приказом министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.