Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
областной Думы
от 14.09.2021 N 3226
Информация
о законодательном обеспечении и региональной практике государственно-общественного управления в сфере дополнительного образования детей, общего и профессионального образования в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе
(представлена заместителем Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Западновой Н.Л.)
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ) действует Закон "О государственно-общественном управлении в сфере дополнительного образования детей, общего и профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в соответствии с которым в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сформированы попечительские советы (22), управляющие советы (298), наблюдательные советы (47) и другие коллегиальные органы управления (43), предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Координацию создания и функционирования вышеуказанных коллегиальных органов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляет государственно-общественный совет по дополнительному образованию детей, общему и профессиональному образованию, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.08.2007 N 204-п (далее - Совет).
Более 30,0 тысячи представителей родительской общественности и местного сообщества, бизнес-структур, учащихся школ, работников образования вовлечены в процесс общественного управления образовательными организациями, развития системы образования и реализации российской образовательной политики.
Органы государственно-общественного управления принимают участие в решении вопросов функционирования и модернизации образования, осуществляя контроль введения новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, формирования новой образовательной среды школ, качества условий обучения, комплексной безопасности, выбора поставщиков школьного питания, качества работы учителя.
Вовлечение органов государственно-общественного управления в решение вопросов воспитания детей и молодежи в образовательных организациях автономного округа по итогам 2020/21 учебного года обеспечило преемственность и непрерывность воспитания на всех уровнях общего образования начиная с дошкольного возраста.
В автономном округе на постоянной основе организуются и проводятся мероприятия по совершенствованию организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием за счет:
совершенствования действующих и разработки новых нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующих взаимодействие в сфере управления образованием исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и общества;
создания и обеспечения работы общественно-государственных органов управления образованием, действующих при исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с участием представителей общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, родительской общественности;
организации и обеспечения проведения мониторинга развития государственно-общественного управления образованием;
разработки и реализации научно-методических и образовательных программ, направленных на повышение эффективности взаимодействия государства и общества в сфере образования;
разработки и апробации механизмов общественной оценки качества образовательных услуг;
создания института общественных экспертов.
Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры общественно-государственного управления образованием осуществляются за счет:
анализа состояния и динамики развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
информирования населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о функционировании органов общественно-государственного управления образованием;
повышения информационной открытости образовательных учреждений для потребителей образовательных услуг: обеспечения ежегодного представления публичных докладов, обеспечения функционирования сайтов образовательных учреждений и др.;
организации и проведения конкурсов, направленных на выявление лучшего опыта по развитию государственно-общественного управления образованием.
С целью содействия органам местного самоуправления в вопросах развития муниципального государственно-общественного управления в сфере дополнительного образования детей, общего и профессионального образования региональный государственно-общественный совет ежегодно проводит выездные заседания с участием работников муниципальных органов управления образованием автономного округа, руководителей и работников муниципальных образовательных организаций, дает разъяснения, консультации, заслушивает отчеты по вопросам, входящим в компетенцию государственно-общественного совета, информирует муниципальные органы управления образованием о фактах нарушения действующего законодательства в сфере образования, выявляет и представляет лучшие муниципальные практики, а также практики общеобразовательных организаций по вопросам развития государственно-общественного управления. Лучшие руководители, члены муниципальных общественных советов по развитию образования, школьных управляющих советов на отчетном заседании регионального государственно-общественного совета (ежегодно в декабре) награждаются дипломом.
Ежегодно на заседаниях педагогических советов образовательных организаций заслушиваются публичные отчеты о работе управляющих советов, проводятся семинары по обучению членов управляющих советов основам государственно-общественного управления образовательной организацией. Темы семинаров: роль родителей - общественных управляющих в реализации вопросов школьной жизни, в обеспечении комфортных условий образовательного процесса для их детей (атмосфера в школе, отношения между учителями и учениками, учебный процесс, библиотека, питание детей, школьное здание, финансы, внеклассные мероприятия и т.д.); роль педагогов - общественных управляющих в умении представлять интересы детей, родителей, педагогического коллектива, реализации стратегических направлений развития школы и другие темы.
Учитывая важность задач, обусловленных реализацией федеральных национальных проектов "Образование", "Демография", проводятся обучающие семинары по вопросам стратегии развития образовательной организации, определения задач и ресурсов, необходимых для достижения результатов нацпроекта, обеспечения прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса.
Члены общественных советов принимают активное участие в вопросах согласования:
программ развития системы дополнительного образования детей, общего и профессионального образования автономного округа;
публичного отчета системы дополнительного образования детей, общего и профессионального образования по итогам учебного и финансового года;
внесения в органы государственной власти автономного округа в установленном порядке предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере дополнительного образования детей, общего и профессионального образования и закрепляющих выбранные приоритеты развития сферы дополнительного образования детей, общего и профессионального образования автономного округа;
развития общественного участия в оценке качества дополнительного образования детей, общего и профессионального образования, организации и проведения общественного наблюдения деятельности образовательных организаций, обеспечения участия представителей общественности в процедурах проведения олимпиад и иных конкурсных мероприятий, аккредитации и лицензирования образовательных организаций, аттестации педагогических кадров, контроля качества образования, проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена;
программ по созданию здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательных организациях системы дополнительного образования детей, общего и профессионального образования автономного округа;
программ содействия общественности, общественным объединениям и благотворительным организациям в создании здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях, содействия в привлечении системой дополнительного образования детей, общего и профессионального образования автономного округа средств из внебюджетных источников.
Во всех общеобразовательных учреждениях автономного округа созданы коллегиальные органы управления школой с участием представителей родительской общественности и местного сообщества, из них 97,5% - это управляющие советы.
Создание управляющих советов всех уровней позволило вовлечь в практику управления образовательными учреждениями около трех тысяч представителей родительской общественности и местного сообщества, бизнес-структур, учащихся школ, работников образования. Большинство из них не являются профессионалами сферы образования, а значит, не имеют опыта управления образовательными учреждениями. Поэтому основная работа направлена на создание системы обучения общественных управляющих: сформирована региональная команда тьюторов в количестве 36 человек, ими проведено около 100 семинаров во всех муниципальных образованиях, ведется консультирование.
Как результат участия в совершенствовании нормативной базы образовательных учреждений - управленческие полномочия закреплены в уставах образовательных учреждений. Управляющие советы участвуют в формировании и согласовании программ развития образовательных учреждений, вариативной части учебного плана школ. С привлечением управляющих советов были открыты группы кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, реализован общественный заказ на предпрофильную и профильную подготовку обучающихся - это 70% школ автономного округа. Обеспечивается доступ участников образовательного процесса к цифровым образовательным ресурсам, курсам дистанционного обучения, сетевым образовательным проектам. Всего дистанционным обучением охвачено 3 214 обучающихся из сельских и труднодоступных районов, 3 022 ребенка-инвалида подключены к дистанционному обучению.
Велика роль государственно-общественного управления в сфере дополнительного образования детей, общего и профессионального образования и в разработке содержания дополнительного образования и воспитания в части обеспечения условий для сохранения культуры, традиций, родного языка коренных малочисленных народов Севера, воспитания культуры межнационального общения.
В формировании культуры межнациональных отношений большое значение имеет образование. Перед образованием встает комплекс проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений обучающихся в поликультурном образовательном пространстве. Это развитие личности посредством обогащения сознания национальными ценностями разных культур, этно-педагогическое просвещение с целью расширения и углубления ее этнокультурных представлений, формирование мировоззрения, интеллекта межнациональных взаимоотношений, предполагающих гармонию межкультурного взаимодействия школьников, а также формирование толерантного отношения в поликультурном образовательном пространстве.
При непосредственном участии управляющего совета в школах создаются и получают развитие этнографические, историко-краеведческие музеи (Сургутский, Березовский, Кондинский, Нижневартовский районы), организуется временная трудозанятость детей и подростков в каникулярное время (Ханты-Мансийский район, города Нижневартовск, Нягань, Лангепас).
Участие государственно-общественного управления в сфере дополнительного образования детей, общего и профессионального образования в формировании бюджетных заявок, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных школой от иной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников, дало возможность подготовить современную учебно-материальную базу для образовательных организаций автономного округа к переходу на новые стандарты (города Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Сургутский район), а также возможность проведения ремонтных работ и подготовки учреждений к новому учебному году во всех муниципальных образованиях. В некоторых муниципальных образованиях привлеченные средства были использованы и для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Одним из направлений комплексной программы модернизации образования стал переход на новую систему оплаты труда, основанную на оценке качества труда педагога. Переход оказался очень проблемным и достаточно болезненным: впервые вводилась общественная оценка результатов деятельности педагога. Это подтолкнуло многих из них к использованию в образовательной практике новых технологий и форм обучения, в том числе ИКТ-технологий. Сегодня на базе 27 методических центров разработаны и внедряются новые модульные программы обучения педагогов. Ресурсы методических центров позволяют учителям принимать участие в телекоммуникационных проектах, проводимых с использованием сети Интернет. Для объективной оценки педагогического труда и определения критериев стимулирования члены управляющих советов входят в состав муниципальных и институциональных комиссий.
Другим важным направлением комплексной программы модернизации образования являются открытость и прозрачность образования, доступность информации для всех субъектов образовательного процесса. С этой целью введена система публичной отчетности образовательных учреждений. Ежегодные публичные отчеты, основанные на статистических данных, результатах социальных исследований, иной аналитической информации, согласовываются управляющими советами и представляются широкой общественности. Во всех 22 муниципальных образованиях (100%) публичные доклады размещаются на официальных сайтах, материалы школьных советов публикуются на сайтах образовательных учреждений.
В условиях конкурентной среды учреждений общего образования публичная отчетность становится механизмом удовлетворения потребностей образовательных услуг, формирования имиджа учреждений образования.
С целью открытости системы образования члены советов во всех муниципальных образованиях участвуют в работе комиссий по отбору конкурсных материалов претендентов, распределении путевок обучающимся в выездные летние лагеря.
Общественность принимает участие в оценке качества образования: процедуре государственной (итоговой) аттестации выпускников, лицензировании и аккредитации образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Члены советов согласовывают и утверждают программы развития, бюджетные заявки, сметы бюджетного финансирования и сметы расходования средств, полученных школой от иной приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников; участвуют в определении системы стимулирования качественного труда работников; заслушивают, согласовывают и представляют общественности ежегодные публичные отчеты по итогам учебного и финансового года; участвуют в оценочных процедурах и определении качества работы учителя, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Решения, принимаемые региональным советом, реализуются муниципальными советами по развитию образования, управляющими советами школ. Такая связь не только обеспечивает результативность деятельности советов, но и способствует повышению гражданской активности сообщества автономного округа.
Образование становится более открытой для общества системой. Население более активно участвует в работе управляющих советов различных уровней, а значит - в формировании заказа образованию.
Возросла удовлетворенность качеством услуг, предоставляемых системой образования. По результатам социологического опроса, проводимого ежегодно в рамках мониторинга процесса внедрения государственно-общественного управления в системе общего образования автономного округа, следует отметить рост доли респондентов, позитивно оценивающих результаты деятельности моделей государственно-общественного управления образованием: доля ответов "очень хорошие", "скорее хорошие" превысила 60%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.