Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МТ и СР РС (Я)
от 1 июня 2021 г. N 977-ОД
Программа
подготовки кандидатов в патронатные воспитатели, желающих установить попечительство над несовершеннолетними выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа подготовки кандидатов в патронатные воспитатели, желающих установить попечительство над несовершеннолетними выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Программа), разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
Целью Программы является осуществление психолого-педагогической и правовой подготовки для формирования социально-психологической готовности к приему и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, и принятию гражданами ответственного, взвешенного решения относительно установления попечительства.
9 сентября 2014 вышло постановление Правительства Республики Саха (Якутии) N 283 "Об утверждении Порядка осуществления патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)".
В период обучения несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях профессионального образования после выпуска из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над ними может быть установлено попечительство в виде патронатного воспитания до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 18 лет, а также патронатное воспитание устанавливается с целью формирования необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических и иных условий для жизнеустройства и адаптации в обществе несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Назначение патронатного воспитателя осуществляется органами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) с учетом мнения несовершеннолетнего выпускника организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние дееспособные лица, прошедшие специальную подготовку, не лишенные родительских прав и не имеющие судимость.
1. Учебно-тематический план
N |
Темы |
Количество часов |
Занятия |
Форма обучения |
|||
группов. работы |
в том числе |
инд. работы |
|||||
лекции |
практ. |
||||||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в патронатные воспитатели. Содержание и цели программы подготовки. |
1 |
1 |
|
1 - самостоятельное изучение материала - |
Занятие 1. "Приглашение к сотрудничеству" (7 ч.) |
Очная |
2 |
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2 |
1 |
1 |
|||
3 |
Потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации патронатных воспитателей |
4 |
1 |
3 |
|||
4 |
Возрастные особенности развития ребенка. Возрастные особенности подросткового возраста |
7 |
1 |
6 |
2 - самос. изучен. матер. |
Занятие 2. "Возрастные особенности развития ребенка" (7 ч.) |
Очная |
5 |
Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей |
3 |
1 |
2 |
2 - самос. изучен. матер. |
Занятие 3. "Психологические особенности детей, лишившихся семьи" (7 ч.) |
Очная |
6 |
Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Понятие "психологическая травма" |
4 |
1 |
3 |
|||
7 |
Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и патронатного воспитателя |
2 |
0,5 |
1,5 |
2 - самос. изучен. матер. |
Занятие 4. "Психологические особенности детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот" (7 ч.) |
Очная |
8 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
5 |
1 |
4 |
|||
9 |
"Трудное" поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, навыки управления "трудным" поведением ребенка. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка |
3 |
1 |
2 |
1 - самос. изучен. матер. |
Занятие 5. "Трудное" поведение ребенка-сироты (7 ч.) |
Очная |
10 |
Родительские и профессиональные функции патронатного воспитателя. Взаимодействие с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
3 |
1 |
2 |
|||
11 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в патронатные воспитатели, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью |
1 |
1 |
|
|
||
|
Всего |
35 |
10,5 |
24,5 |
8 |
|
|
|
Итого |
43 часа (группов. - 35 часов, инд. - 8 часов) |
|
2. Программа тем
Занятие 1. "Приглашение к сотрудничеству"
Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в патронатные воспитатели. Содержание и цели программы подготовки.
Содержание и цели программы подготовки патронатных воспитателей.
Задачи подготовки, в том числе, касающиеся:
- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, ответственности патронатных воспитателей;
- ознакомления кандидатов с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- понятие обучающе-психологического тренинга.
Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.
Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования кандидатов в патронатные воспитатели, осваивающих курс подготовки патронатных воспитателей (далее - участники тренинга), и членов их семьи.
Содержание обучающе-психологического тренинга.
Правила работы участников тренинга в группе.
Знакомство участников тренинга.
Ожидания и опасения участников тренинга.
Тема 2. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот).
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке кандидатов в патронатные воспитатели (далее - организация по подготовке патронатных воспитателей).
Процесс и этапы подготовки кандидатов в патронатные воспитатели.
Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение патронатных воспитателей (далее - сопровождающая организация) после устройства ребенка.
Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком. Основы безопасного воспитания ребенка.
Организация контроля за воспитанием ребенка в семье патронатного воспитателя.
Тема 3. Потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации патронатных воспитателей.
Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальным патронатным воспитателем.
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в семье патронатного воспитателя, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами необходимости их обеспечивать.
Оценка кандидатами своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.
Компетенции кандидатов по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Знания и умения, необходимые кандидату в патронатные воспитатели.
Занятие 2. "Возрастные особенности развития ребенка"
Тема 4. Возрастные особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Возрастные особенности подросткового возраста.
Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Занятие 3. "Психологические особенности детей, лишившихся семьи"
Тема 5. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Понятие "диспропорции развития ребенка".
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Мозаичность развития. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие. Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.
Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие).
Тема 6. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Понятие "психологическая травма".
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Дихотомия "жертва - агрессор". Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания.
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.
Оценка кандидатом своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Занятие 4. "Психологические особенности детей, проживающих в организациях для детей-сирот"
Тема 7. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и патронатного родителя.
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают кандидаты.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса в учреждении. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи патронатных воспитателей в процессе адаптации (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями семьи патронатного воспитателя, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление патронатными воспитателями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи кандидатам в составлении "Книги жизни ребенка".
Тема 8. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Занятие 5. "Трудное" поведение ребенка-сироты"
Тема 9. "Трудное" поведение ребенка, оставшегося без попечения родителей, навыки управления "трудным" поведением ребенка. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.
Формы "трудного" поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание патронатными воспитателями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Типичные ошибки воспитания в семье патронатного воспитателя. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, оставшегося без попечения родителей. Проблема различий интерпретирования указаний патронатного воспитателя родными детьми и ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Понимание патронатными воспитателями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений кандидатов в патронатные воспитатели и возможность их развития.
Семейная история и ее обсуждение.
Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в патронатные воспитатели распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в патронатные воспитатели. "Система поддержки" и ресурсы семьи.
Личная и семейная ситуация кандидатов в патронатные воспитатели в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
Семья как реабилитирующая среда образ жизни семьи, семейные традиции.
Опыт воспитания родных и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье кандидата в патронатные воспитатели.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в патронатные воспитатели проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Тема 10. Родительские и профессиональные функции патронатного воспитателя. Взаимодействие с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Родительские и профессиональные функции патронатного воспитателя.
Отношение патронатного воспитателя к родителям и кровным родственникам ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их взаимодействие.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - патронатный воспитатель).
Формирование мотивации к сотрудничеству патронатных воспитателей с сопровождающей организацией.
Взаимодействие с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Информирование кандидатов о доступной инфраструктуре социальных услуг для патронатных воспитателей в месте проживания семьи.
Взаимодействие семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Тема 11. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в патронатные родители, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в патронатные воспитатели, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
Оценка степени усвоения курса подготовки кандидатов. Итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.
Вручение свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих установить попечительство над несовершеннолетними выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Итоговая аттестация по Программе
Итоговая аттестация патронатных воспитателей проводится в форме собеседования о возможных формах семейного устройства ребенка, о потребностях развития и поведения ребенка, о воспитательных компетенциях граждан и их готовности к приему ребенка, и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2021 г. N 977-ОД "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.