Минпросвещения России направляет методические рекомендации по содействию занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования (далее - методические рекомендации), согласованные Минтрудом России, для использования в работе органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, совместно с иными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, координирующими вопросы содействия занятости населения, развития экономики, а также образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования.
Прошу организовать работу в соответствии с методическими рекомендациями, обеспечить 100% охвата выпускников мероприятиями по содействию занятости.
Первый заместитель министра |
А.В. Бугаев |
УТВЕРЖДАЮ
директор Департамента государственной политики
в сфере среднего профессионального образования
и профессионального обучения Минпросвещения России
B.C. Неумывакин
19 августа 2021 г.
Методические рекомендации
по содействию занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи субъектам Российской Федерации по содействию занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, и разработке соответствующих планов мероприятий.
К числу занятых выпускников относятся выпускники, которые осуществляют трудовую деятельность по трудовому договору, договору гражданско-правового характера, являются самозанятыми или индивидуальными предпринимателями.
Принципами организации работы по содействию занятости выпускников являются:
1) системность (комплексный подход к решению вопросов занятости, обеспечение межведомственного взаимодействия, привлечение заинтересованных сторон);
2) обеспечение широты охвата выпускников различных категорий мероприятиями по содействию трудоустройству;
3) открытость и доступность информации о мерах по содействию занятости;
4) нацеленность на результат.
Работа по содействию трудоустройству выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, включаете себя:
1) анализ существующих условий для содействия занятости выпускников в субъекте Российской Федерации, образовательной организации (ресурсы, заинтересованные стороны, эффективность реализуемых мероприятий, факторы, проблемы и перспективы развития и др.) и социально-экономических условий региона;
2) разработку плана мероприятий по содействию занятости на уровне субъекта Российской Федерации, устанавливающего ключевые задачи, сроки реализации, ответственные стороны, заинтересованные стороны и механизмы их вовлечения, показатели для измерения эффективности от реализации мероприятий, в том числе их базисные и целевые значения, а также разработку соответствующих планов на уровне образовательных организаций;
3) ведение мониторинга занятости выпускников (в разрезе образовательных организаций, профессий и специальностей), отслеживание показателей в динамике и корректировку (при необходимости) разработанного плана мероприятий;
4) адресную работу с выпускниками, находящимися под риском нетрудоустройства.
Для обеспечения системной работы план мероприятий по содействию занятости выпускников должен включать в себя мероприятия, учитывающие специфические особенности отдельных категорий выпускников (см. таблицу). Это позволит вовлечь в мероприятия по содействию занятости до 100% выпускников.
Таблица
Категория выпускников |
Специфические особенности |
1 |
2 |
Лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, дети-инвалиды |
Потребность в особых условиях труда. Возможность низкой мотивации к трудоустройству. Охват мероприятиями по содействию трудоустройству может производиться с использованием ресурсов Базовой профессиональной образовательной организации |
Участники чемпионатов Абилимпикс |
Потребность в особых условиях труда. Охват мероприятиями по содействию трудоустройству может производиться с использованием ресурсов Базовой профессиональной образовательной организации. Наличие заинтересованности в трудоустройстве таких выпускников у работодателей, вовлеченных в организацию и проведение чемпионата или признающих результаты чемпионата |
Участники чемпионатов Ворлдскиллс, конкурсов профессионального мастерства |
Наличие заинтересованности в трудоустройстве таких выпускников у работодателей, вовлеченных в организацию и проведение чемпионата, конкурса или признающих результаты чемпионата, конкурса |
Выпускники, имеющие статус сироты |
Возможность низкой мотивации к трудоустройству. Возможность смены места жительства |
Выпускники, имеющие договор о целевом обучении |
Высокая вероятность трудоустройства. Потребность в защите прав при нарушении условий договора о целевом обучении со стороны работодателя |
Выпускники, призванные в армию |
Не могут быть охвачены мероприятиями по содействию занятости в год выпуска. Потребность в актуализации полученных в период обучения знаний, умений и навыков и в содействии трудоустройству после завершения службы |
Выпускники, сменившие место жительства (переехавшие в другой регион) |
Необходимость синхронизировать мероприятия по содействию занятости с органами исполнительной власти и организациями другого субъекта Российской Федерации |
Выпускники образовательных организаций, в которых не создан центр (отдел, служба) содействия трудоустройству |
Охват мероприятиями по содействию трудоустройству должен производиться с использованием ресурсов Базового центра содействия трудоустройству (или иной организации, которая обладает его полномочиями по оказанию помощи выпускникам на региональном уровне) |
Выпускники, которые ушли в отпуск по уходу за ребенком |
Низкая вероятность трудоустройства. Потребность в актуализации полученных в период обучения знаний, умений и навыков и в содействии трудоустройству после окончания отпуска |
Выпускники, находящиеся под риском нетрудоустройства (по различным причинам) |
Необходимость предусмотреть мероприятия по содействию в осуществлении альтернативных форм занятости (самозанятость, индивидуальное предпринимательство), мероприятия, отличные от уже реализуемых мер |
Методические рекомендации включают в себя ключевые разделы, содержащие необходимую информацию для разработки планов мероприятий, которая корректируется и дополняется с учетом региональной специфики и опыта субъекта Российской Федерации.
1. Перечень мероприятий, рекомендованных к реализации (раздел I).
Перечень подготовлен на основе обобщения практик субъектов Российской Федерации и образовательных организаций по содействию занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования.
Ключевые слова отражают специфические особенности каждого из мероприятий.
Мониторинг - мероприятия, связанные с проведением мониторинга занятости выпускников, направленные на сбор информации о текущей ситуации в сфере содействия занятости, выявление проблем и перспектив развития. По результатам мониторингов делается вывод об эффективности реализуемых мероприятий, принимаются управленческие решения в сфере содействия занятости.
Заинтересованные стороны и участники - мероприятия, предусматривающие вовлечение в их реализацию заинтересованных сторон, включая работодателей, ответственных за достижение результатов в сфере содействия занятости участников.
Мероприятия РОИВ - мероприятия, реализация которых относится преимущественно к полномочиям региональных органов исполнительной власти.
Мероприятия ПОО - мероприятия, реализация которых относится преимущественно к образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального образования (при одновременной координации их деятельности региональными органами исполнительной власти).
Выпускники предыдущих лет - мероприятия, направленные на содействие трудоустройству выпускников, которые завершили обучение в предыдущие годы.
Адресная работа с обучающимися - мероприятия, которые требуют детализированного подхода и работы с каждым конкретным выпускником.
Информирование - мероприятия, направленные на обеспечение открытости и доступности информации о существующих мерах содействия занятости.
Раздел представляет собой списки положительных, отрицательных и нейтральных (неопределенных) факторов, которые оказывают или могут оказать влияние на эффективность реализации мероприятия. Так, например, положительный фактор "Развитие дистанционных технологий (как в сфере образования, так и на рынке труда)" создает возможности для реализации многих мероприятий (оказание содействия выпускникам в подготовке резюме, проведение ярмарок вакансий и др.) в дистанционном формате. При этом использование преимуществ данного фактора невозможно без приобретения ответственными исполнителями соответствующих компетенций в сфере использования дистанционных технологий.
В зависимости от специфики каждого субъекта Российской Федерации и образовательной организации факторы могут быть дополнены, скорректированы или исключены из предлагаемых списков.
В разделе представлен список ответственных субъектов и заинтересованных сторон, которые могут быть привлечены к реализации мероприятий по содействию занятости выпускников
Для каждой из заинтересованных сторон необходимо определить характеристику участия. Например, выпускники предыдущих лет, трудоустроенные на предприятиях, могут содействовать налаживанию взаимодействия между образовательными организациями и данными предприятиями, участвовать в профориентационных и профагитационных мероприятиях по мотивированию к трудоустройству и др.
Характеристика участия ответственных субъектов или заинтересованных сторон будет зависеть от уровня реализации мероприятий - на региональном уровне и на уровне образовательной организации.
Раздел содержит в себе ключевые нормативные акты, документы, в соответствии с которыми разрабатывается план мероприятий. В зависимости от разработчика (региональный орган исполнительной власти, образовательная организация) раздел дополняется региональными, муниципальными актами, локальными нормативными актами образовательной организации.
Системообразующие документы - это документы, устанавливающие общие правила, принципы, основы мероприятий по содействию занятости.
Документы, задающие направления государственной политики в сфере содействия занятости выпускников, содержат в себе конкретные векторы развития, показатели, с которыми должен соотноситься план мероприятий.
5. Распространенные проблемы, которые требуют решения в процессе реализации мер по содействию занятости.
Раздел содержит в себе распространенные проблемы, которые препятствуют эффективной реализации мер по содействию занятости выпускников. План мероприятий должен быть построен таким образом, чтобы препятствовать возникновению и (или) способствовать решению указанных проблем.
6. Показатели, характеризующие деятельность по содействию занятости выпускников.
Раздел содержит в себе примерный перечень показателей, которые могут быть использованы для определения базисных, целевых значений в целях измерения эффекта от реализации мероприятий.
Таким образом, анализ существующих условий для содействия занятости выпускников включает в себя:
1) анализ текущей ситуации по показателям занятости, эффективности реализуемых мер;
2) выявление факторов, оказывающих влияние (положительное или отрицательное) на эффективность реализации мероприятий по содействию трудоустройству выпускников в субъекте Российской Федерации;
3) определение субъектов, которые могут быть задействованы в реализации мероприятий по содействию занятости выпускников, предмета их интереса, возможного участия в реализации мероприятий;
4) определение возможных рисков при реализации мероприятий.
План мероприятий по содействию занятости включает в себя:
1) непосредственно мероприятия, планируемые к реализации в установленные сроки, ответственных за реализацию мероприятий;
2) привлекаемых к реализации мероприятий субъектов, характеристику их участия;
3) показатели для измерения эффективности реализуемых мероприятий, их базисные и целевые значения;
4) меры по преодолению рисков.
Для целей реализации мероприятий в сфере содействия занятости рекомендовано использовать ресурсы Центра опережающей профессиональной подготовки, центров содействия трудоустройству, базовых профессиональных образовательных организаций, ресурсных учебно-методических центров, руководствуясь письмом Минпросвещения России от 21 мая 2020 г. N ГД-500/05 "О направлении рекомендаций" (вместе с Рекомендациями по вопросам трудоустройства выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в период подготовки к поэтапному полному или частичному возобновлению образовательными организациями образовательного процесса*).
I. Перечень мероприятий, рекомендованных к включению в план мероприятий по содействию занятости выпускников в субъекте Российской Федерации
Мероприятие |
Ключевые слова |
1 |
2 |
Создание советов по взаимодействию с работодателями (в том числе отраслевых), межведомственных рабочих групп, которые будут рассматривать вопросы занятости выпускников (в том числе по конкретным областям образования) |
Мероприятия РОИВ. Заинтересованные стороны и участники |
Создание и (или) обеспечение 100%-го охвата выпускников деятельностью центров (отделов, служб) содействия трудоустройству выпускников, в том числе базового |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО. Заинтересованные стороны и участники |
Обеспечение координации базовым центром содействия трудоустройству выпускников действий центров (отделов, служб) содействия трудоустройству образовательных организаций (при наличии базового центра или иной региональной структуры) |
Мероприятия РОИВ. Заинтересованные стороны и участники |
Выявление групп риска (категорий выпускников, профессий и специальностей, с которыми сопряжен наибольший риск нетрудоустройства) и проработка универсальных и адресных мер по содействию в их трудоустройстве |
Мероприятия РОИВ. Мониторинг |
Формирование реестра выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства |
Мероприятия РОИВ. Адресная работа с обучающимися |
Формирование реестра выпускников, завершающих прохождение военной службы по призыву |
Мероприятия РОИВ. Адресная работа с обучающимися |
Размещение информации о мерах содействия занятости выпускников, способах получения помощи в сети "Интернет" (на сайтах, страницах в социальных сетях региональных органов исполнительной власти, ПОО) |
Информирование. Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Размещение сведений об актуальных вакансиях на информационных стендах организаций |
Мероприятия ПОО. Информирование |
Распространение информации об особенностях ведения предпринимательской деятельности и деятельности в форме самозанятости, актуальной для выпускников, о налоговом законодательстве |
Мероприятия ПОО. Мероприятия РОИВ. Информирование |
Создание горячей линии по вопросам занятости выпускников по субъекту Российской Федерации |
Мероприятия РОИВ. Информирование |
Создание горячих линий по вопросам занятости выпускников в образовательных организациях |
Мероприятия ПОО. Информирование |
Размещение в интернет-источниках материалов по содействию занятости выпускников для образовательных организаций, которые находятся в постоянном доступе и дополняются новыми материалами (практиками, методическими рекомендациями, протокольными решениями и др.) |
Мероприятия РОИВ. Информирование |
Использование ресурсов информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", агрегаторов вакансий |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО. Информирование |
Проведение мониторинга занятости выпускников (в разрезе профессий, специальностей, образовательных организаций) |
Мониторинг. Мероприятия РОИВ |
Верификация данных о занятости выпускников, представляемых образовательными организациями, с использованием иных источников информации |
Мониторинг. Мероприятия РОИВ |
Проведение выборочных исследований трудоустройства выпускников по полученной специальности |
Мониторинг. Мероприятия РОИВ |
Использование результатов мониторинга занятости выпускников, проведенного на основе данных, полученных из достоверных источников, при принятии управленческих решений в отношении подведомственных образовательных организаций (в части распределения контрольных цифр приема за счет регионального бюджета, создания мастерских, оснащенных современной материально-технической базой и др.) |
Мониторинг. Мероприятия РОИВ |
Оказание содействия выпускникам, не имеющим работы, в подготовке и размещении резюме |
Мероприятия ПОО. Адресная работа с обучающимися |
Предоставление выпускникам предыдущих лет, в том числе вернувшимся из армии или из отпуска по уходу за ребенком, доступа к оборудованию, к учебным материалам по освоенной образовательной программе для актуализации полученных в период обучения знаний, умений, навыков и компетенций |
Мероприятия ПОО. Выпускники предыдущих лет |
Проведение для выпускников предыдущих лет, в том числе вернувшихся из армии или из отпуска по уходу за ребенком, занятий, курсов по освоенной образовательной программе |
Мероприятия ПОО. Выпускники предыдущих лет |
Сопровождение выпускников при их обращении в органы службы занятости |
Мероприятия ПОО. Заинтересованные стороны и участники |
Организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки для выпускников |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Формирование базы лучших практик образовательных организаций по содействию трудоустройству выпускников и содействие их широкому применению |
Мероприятия РОИВ. Информирование |
Формирование электронной базы стажировок |
Мероприятия РОИВ. Информирование |
Развитие целевой модели наставничества "студент-работодатель" |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО. Заинтересованные стороны и участники |
Развитие целевого обучения |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО. Заинтересованные стороны и участники |
Развитие практико-ориентированного (дуального) обучения |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО. Заинтересованные стороны и участники |
Организация временной занятости студентов, в том числе в летний период |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Взаимодействие с региональными органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации по вопросам сопровождения занятости выпускников, завершивших обучение и переехавших в другой регион |
Мероприятия РОИВ |
Организация и проведение ярмарок вакансий для обучающихся и выпускников (в том числе регионального и межрегионального уровней) |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО. Заинтересованные стороны и участники |
Выплата пособия выпускникам для трудоустройства в сельской местности и в иных территориях региона, испытывающих нехватку кадров |
Мероприятия РОИВ |
Выплата пособия выпускникам для трудоустройства по медицинским и педагогическим профессиям |
Мероприятия РОИВ |
Организация повышения квалификации преподавателей, социальных педагогов, педагогов-психологов и иных сотрудников образовательных организаций по вопросам трудоустройства выпускников |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Поиск партнеров из числа работодателей и их объединений и заключение с ними соглашений по вопросам проведения стажировок, трудоустройства выпускников |
Мероприятия ПОО |
Оказание содействия выпускнику по переезду в другую местность региона (в том числе сельскую местность и местность, испытывающую нехватку кадров) для трудоустройства |
Мероприятия РОИВ |
Проведение экскурсий на предприятия для обучающихся и выпускников |
Мероприятия ПОО |
Проведение групповых социально-психологических тренингов для обучающихся и выпускников по вопросам трудоустройства и поведения на рынке труда, адаптации к профессиональной деятельности |
Мероприятия ПОО |
Оказание правовой помощи выпускникам по вопросам занятости, в том числе по соблюдению работодателями обязательства по трудоустройству выпускников, имеющих договор о целевом обучении, с соблюдением установленных сроков трудоустройства |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Оказание психологической поддержки выпускников |
Мероприятия ПОО. Адресная работа с обучающимися |
Построение индивидуальных траекторий профессионального развития для студентов и выпускников |
Мероприятия ПОО. Адресная работа с обучающимися |
Тьюторское сопровождение выпускников |
Мероприятия ПОО |
Измерение качества подготовки кадров с участием работодателей (демонстрационный экзамен, независимая оценка квалификаций, конкурсы профессионального мастерства и др.) |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО. Заинтересованные стороны и участники |
Проведение конкурсов, направленных на профессиональную агитацию и мотивирование выпускников к трудоустройству |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Проведение конкурсов лучших предпринимательских идей, в том числе предусматривающих предоставление финансирования на реализацию идеи, в том числе посредством самозанятости (конкурс грантов) |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Проведение кейс-чемпионатов с участием в числе экспертов заинтересованных представителей работодателей |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО. Заинтересованные стороны и участники |
Трудоустройство выпускников на имеющиеся вакансии непосредственно в образовательной организации |
Мероприятия ПОО |
Профессиональное консультирование, выявление профессиональных планов и намерений (уточнение возможных направлений профессиональной деятельности, а также вариантов занятости с учетом ситуации на региональном [местных] рынках труда, выявление недостающих профессиональных компетенций и квалификаций, позволяющих расширить потенциал для трудоустройства [занятости], оценка индивидуально-психологических особенностей и т.д.) |
Мероприятия ПОО |
Внедрение оценочного листа по итогам прохождения практики, стажировки студентов (в дополнение к отзыву о прохождении практики) - для оценки работодателем готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности, выявления его сильных и слабых сторон |
Мероприятия ПОО |
Реализация проектов и организация конкурсов, направленных на содействие занятости выпускников, обеспечение участия выпускников в таких проектах (Профстажировки 2.0, ProfStories и др.). |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Проведение региональных и межрегиональных конференций, семинаров, круглых столов, посвященных вопросам содействия занятости выпускников |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Оказание правовой помощи и консультационной поддержки обучающимся и выпускникам из числа иностранных граждан, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, по получению СНИЛС |
Адресная работа с обучающимися |
Ведение личных дел обучающихся и выпускников с отслеживанием профессионального развития, учетом оказанных мер поддержки по содействию трудоустройству |
Адресная работа с обучающимися |
Обучение (в том числе с использованием ресурсов центров занятости населения) основам предпринимательской деятельности |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Предоставление выпускникам информации о платформах дистанционного обучения и иных источниках информации в сети "Интернет", посредством которых они могут актуализировать полученные знания (Открытое образование, Coursera, Stepik, собственные информационные ресурсы образовательных организаций и другое, в том числе в зависимости от освоенной профессии, специальности) |
Информирование |
Реализация мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций как механизм обеспечения профессионального самоопределения и содействия осознанному выбору профессии (с применением и [или] с учетом опыта проектов "Ломоносовский маршрут", "Za собой", "ПрофСториз", Билет В Будущее, Кванториум, Россия - Страна Возможностей, ВорлдСкиллс, Я - Профессионал, Моя Страна - Моя Россия, "Цифровой Прорыв", Case-ln и другие) |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Реализация мероприятий по развитию добровольчества и волонтерства, поддержке молодежных инициатив (как мероприятий, способствующих развитию у молодого специалиста качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, для вывода из категории находящихся под риском нетрудоустройства, для взаимодействия с потенциальными работодателями) |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Создание Ассоциации выпускников (на уровне региона, образовательной организации) |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Создание на базе профессиональной образовательной организации организации или предприятия для выполнения работ, оказания услуг или производства товаров по профилю реализуемых программ и трудоустройства выпускников |
Мероприятия ПОО |
Обучение студентов и выпускников навыкам делового общения, самопрезентации для участия в собеседованиях |
Мероприятия ПОО |
Организация сбора заявок от работодателей на подбор персонала из числа выпускников профессиональных образовательных организаций |
Мероприятия РОИВ |
Проведение профессиональных тестирований, диагностик |
Мероприятия ПОО. Адресная работа с обучающимися |
Проведение опроса (беседы, интервью, анкетирование) обучающихся и выпускников в целях определения уровня удовлетворенности качеством работы по содействию трудоустройству (РОИВ - в целях мониторинга качества, ПОО - для выявления проблем и перспективных направлений развития деятельности) |
Мероприятия РОИВ. Мероприятия ПОО |
Выплаты субсидий работодателям на частичное возмещение затрат на оплату труда при трудоустройстве выпускников, при прохождении ими стажировки, выплаты за наставничество |
Мероприятия РОИВ |
Проведение для выпускников встреч с представителями профессий |
Мероприятия ПОО |
Сбор и распространение лучших практик по содействию занятости выпускников |
Мероприятия РОИВ |
Организация площадки по проведению аккредитации выпускников, получивших медицинское, фармацевтическое образование, на базе образовательной организации |
Мероприятия ПОО |
Содействие в формировании студентами и выпускниками портфолио |
Мероприятия ПОО |
Создание региональной базы портфолио выпускников |
Мероприятия РОИВ |
Содействие с участием представителей работодателей формированию корпоративной культуры у студентов |
Мероприятия ПОО |
II. Факторы, оказывающие влияние на эффективность реализации мероприятий по содействию трудоустройству выпускников в субъекте Российской Федерации
Положительные |
Отрицательные |
Нейтральные (неопределенные) |
Создают дополнительную основу для создания положительного эффекта |
Приводят к возникновению рисков, преодоление которых нужно предусмотреть |
Характер влияния зависит от конкретных обстоятельств и условий. Фактор может быть перенесен в другие графы |
1 |
2 |
3 |
Развитие дистанционных технологий |
Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка и ограничительные мероприятия |
Наличие (отсутствие) в регионе достаточного количества вакансий, по которым могут трудоустраиваться выпускники |
Появление и распространение такой формы занятости, как самозанятость |
Приоритет у работодателей в некоторых отраслях экономики отдается выпускникам с высшим образованием |
Уровень заработной платы в регионе |
Развитие социальных сетей, в которых широко представлена целевая аудитория - выпускники |
|
Уровень безработицы в регионе |
Распространение механизма демонстрационного экзамена |
|
Степень соответствия знаний, умений, навыков и компетенций выпускников потребностям работодателей |
|
|
Миграция выпускников |
III. Субъекты, которые могут быть задействованы в реализации мероприятий по содействию занятости выпускников
Субъект |
Характеристика участия, место и роль в реализации мероприятий по содействию занятости (графа для заполнения) |
1 |
2 |
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации: |
|
осуществляющий государственное управление в сфере образования; |
|
осуществляющий государственное управление в сфере труда и занятости населения; |
|
осуществляющий государственное управление в сфере экономического развития; |
|
иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. |
|
Органы власти муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации |
|
Иные субъекты Российской Федерации и(или) их структуры |
|
Центр опережающей профессиональной подготовки |
|
Базовый центр содействия занятости выпускников; иные региональные структуры, ответственные за обеспечение занятости выпускников региона, за проведение мониторинга трудоустройства, взаимодействие с работодателями и т.д. |
|
Базовая профессиональная образовательная организация |
|
Ресурсные учебно-методические центры |
|
Представители работодателей, в том числе отраслевые объединения (перечислить) |
|
Конкретные предприятия и организации (перечислить) |
|
Центры занятости населения |
|
Профессиональные образовательные организации (в том числе негосударственного сектора) |
|
Образовательные организации высшего образования |
|
Налоговые органы |
|
Пенсионный фонд Российской Федерации |
|
Обучающиеся по программам среднего профессионального образования |
|
Выпускники, завершившие обучение по программам среднего профессионального образования (основная целевая аудитория мероприятий) |
|
Выпускники предыдущих лет |
|
Родительское сообщество |
|
Иные субъекты (дополнить) |
|
IV. Основные нормативные акты, документы, в соответствии с которыми в регионе осуществляется содействие занятости выпускников
Уровень |
Наименование |
1 |
2 |
Системообразующие
| |
Федеральные |
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" | |
Региональные |
(поле для заполнения) |
(поле для заполнения) | |
Задающие направления государственной политики в сфере содействия занятости выпускников
| |
Федеральные |
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" |
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" | |
Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" | |
Федеральный проект "Содействие занятости" национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" | |
Региональные |
(поле для заполнения) |
(поле для заполнения) | |
Иные акты, документы
| |
Федеральные |
Письмо Минпросвещения России от 21 мая 2020 г. N ГД-500/05 "О направлении рекомендаций" |
Региональные |
(поле для заполнения) |
Акты и документы муниципального уровня, локальные нормативные акты
| |
Муниципальные |
(поле для заполнения) |
(поле для заполнения) | |
Локальные нормативные акты |
(поле для заполнения) |
(поле для заполнения) |
V. Распространенные проблемы, которые требуют решения в процессе реализации мер по содействию занятости
Проблема |
Способы преодоления (графа для заполнения) |
Недостаток системности работы в области содействия занятости, отсутствие координации (ограниченный охват участников мероприятиями, точечная реализация мероприятий и проектов, отсутствие вовлечения различных органов и организаций в работу) |
|
Отсутствие верификации представляемых образовательными организациями данных о трудоустройстве выпускников |
|
Сведение мониторинга трудоустройства к опросу выпускников |
|
Непоследовательность в мероприятиях по профессиональной ориентации и содействию занятости выпускников по уровням образования (от общего образования к среднему профессиональному образованию, к высшему образованию) |
|
Отсутствие сформированной системы показателей для отслеживания состояния сферы содействия занятости выпускников образовательных организаций, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования. Отсутствие целевых значений показателей по региону |
|
VI. Показатели, характеризующие деятельность по содействию занятости выпускников
1. Численность трудоустроенных выпускников, выпускников, ставших индивидуальными предпринимателями, самозанятыми, а также выпускников, продолживших обучение (в том числе в разрезе различных категорий выпускников).
2. Численность выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства (в том числе в разрезе различных категорий выпускников).
3. Численность выпускников, которые получили поддержку (консультацию, помощь в составлении резюме, информацию о вакансиях и т.д.) в центрах (отделах, службах) содействия трудоустройству выпускников (по видам поддержки).
4. Охват выпускников мероприятиями по содействию занятости (в том числе по видам мероприятий), %.
5. Количество профессиональных образовательных организаций, выпускники которых получили поддержку (консультацию, помощь в составлении резюме, информацию о вакансиях и т.д.) в базовом центре содействия трудоустройству.
6. Доля профессиональных образовательных организаций, в которых созданы центры (отделы, службы) содействия трудоустройству выпускников.
7. Доля профессиональных образовательных организаций, на официальных сайтах которых размещена информация о вакансиях для трудоустройства выпускников, о сайтах - агрегаторах вакансий.
8. Уровень информированности выпускников о реализуемых в профессиональной образовательной организации, в субъекте Российской Федерации мероприятиях по содействию занятости.
9. Численность выпускников, состоящих на учете в центрах занятости населения в качестве безработных.
10. Численность выпускников, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
11. Количество опубликованных резюме выпускников, вакансий работодателей, требующих среднего профессионального образования, предложений по стажировкам (по видам).
12. Численность выпускников, получивших пособие для трудоустройства (в том числе для переезда в целях трудоустройства), иные финансовые меры поддержки.
13. Численность работодателей, получивших субсидии на возмещение затрат, связанных с трудоустройством выпускников (на выплату заработной платы), иные финансовые меры поддержки.
14. Вовлеченность работодателей региона в мероприятия по содействию трудоустройству (общий охват работодателей и вовлеченность в различные формы сотрудничества каждого из работодателей).
15. Численность выпускников, которые имеют договор о целевом обучении.
16. Численность выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена при участии экспертов из числа представителей работодателей.
17. Численность выпускников, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства, проведенных при организационной поддержке представителей работодателей.
18. Иные показатели, подобранные в зависимости от реализуемых мероприятий по содействию занятости выпускников, специфических особенностей и факторов, целевой аудитории (категории выпускников), участников, реализующих мероприятия, и т.д.
______________________________
* См.: Администратор образования. 2020. N 12. С. 54-58.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 августа 2021 г. N АБ-1282/05 "О направлении методических рекомендаций по содействию занятости выпускников"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", сентябрь 2021 г., N 18, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", декабрь 2021 г., N 41