В соответствии с письмами Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 N 03-1510 и заместителя Министра просвещения Российской Федерации от 15.09.2021 N A3-581/03:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, на 2021/2022 учебный год (далее - План).
2. Определить государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее - АСОУ) в качестве организации, обеспечивающей интеграцию в систему повышения квалификации и методической поддержки педагогов методологии и методического инструментария формирования и оценки функциональной грамотности.
3. Назначить ответственными за вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области:
Сторчак Любовь Николаевну, заместителя министра образования Московской области;
Оброскову Елену Николаевну, начальника управления государственной итоговой аттестации и независимой оценки качества образования;
Серикову Людмилу Владиславовну, проректора по непрерывному образованию и сетевому взаимодействию АСОУ (далее вместе - ответственные).
4. Ответственным, назначенным в соответствии пунктом 3 настоящего распоряжения, обеспечить выполнение мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, в соответствии с Планом.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра образования Московской области Михайлову Е.А.
Первый заместитель министра образования |
Е.А. Михайлова |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Министерства
образования Московской области
от 16.09.2021 N Р-590
План
мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, на 2021/2022 учебный год
N |
Направление мероприятия (формирование / оценка функциональной грамотности) |
Сроки |
Участники |
Ответственные |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
I. Оценка и диагностика уровня функциональной грамотности обучающихся | ||||
1. |
Мониторинг уровня функциональной грамотности обучающихся 9 классов (2 этап). |
сентябрь 2021 года |
Общеобразовательные организации, расположенные на территории Московской области (далее - 00), вошедшие в выборку |
Институт развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области "Академия социального управления" (далее соответственно - ИРО, АСОУ), Министерство образования Московской области (далее - МОМО), органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющие управление в сфере образования (далее - МОУО) |
2. |
Оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (для обучающихся 9 классов). |
ноябрь 2021 года |
ОО, вошедшие в выборку |
ИРО, МОМО, МОУО |
3. |
Участие в проведении общероссийской оценки по модели PIS А в 2021 году. |
ноябрь 2021 года |
ОО, вошедшие в выборку |
ИРО, МОМО, МОУО |
II. Методические мероприятия, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся | ||||
1. |
Постоянно действующий семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" (ежеквартально): |
|
|
ИРО, МОУО |
|
"О проведении мониторинга уровня функциональной грамотности обучающихся в Московской области"; |
сентябрь 2021 года |
МОУО по графику |
|
|
"Результаты мониторинга уровня функциональной грамотности обучающихся в Московской области: дефициты и способы их преодоления" |
ноябрь - декабрь 2021 года |
МОУО по графику |
|
|
"Как повысить уровень читательской грамотности учащихся: секреты управления результатами"; |
февраль 2022 года |
МОУО по графику |
|
|
"Можно ли управлять процессом формирования функциональной грамотности школьников: вопросы и ответы". |
май 2022 года |
МОУО по графику |
|
2. |
Постоянно действующие семинары на базе стажировочных площадок: "Открытая лекция: Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA/Функциональная грамотность: трудности, задачи, противоречия"; |
октябрь 2021 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников АСОУ (далее - ЦНППМПР) |
|
"Современный урок как средство формирования функциональной грамотности учащихся"; |
октябрь 2021 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
Педагогические чтения "Функциональная грамотность: дань моды или необходимость?" |
ноябрь 2021 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
Круглый стол по теме: "Приемы формирования основ функциональной грамотности на уроках в средней школе"; |
ноябрь 2021 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
"Читательская компетентность ученика начальной школы как одно из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших класса" |
ноябрь 2021 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
Семинар "Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса по развитию креативного мышления и читательской грамотности учащихся и воспитанников"; |
ноябрь 2021 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
"Обзор практико-ориентированных и компетентностных заданий, используемых на уроках по формированию знаний в различных сферах человеческой деятельности. Работа с текстом как метод развития функциональной грамотности"; |
декабрь 2021 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
"Математическая грамотность как средство социализации личности ученика начальной школы"; |
декабрь 2021 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
"Подготовка учащихся к международному тестированию с применением практических заданий на уроках"; |
январь 2022 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
"Эффективные приемы работы по формированию функциональной грамотности школьников"; |
февраль 2022 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
Практикум "Формирование естественно-научной грамотности учащихся средствами медиапроектирования"; |
февраль 2022 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
"Креативное мышление как способ самореализации возможностей учащихся начальной школы"; |
февраль 2022 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
"Технологии, способствующие формированию умений применять полученные в процессе обучения знания для решения практических задач"; |
март 2022 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
"Формирование естественнонаучной грамотности как способность использовать знания для решения жизненных ситуаций"; |
март 2022 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
Семинар "Развитие математической грамотности и креативного мышления учащихся и воспитанников в дополнительном образовании"; |
апрель 2022 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
Итоговая конференция по теме: "Формирование функциональной грамотности обучающихся как средство достижения знаний в различных сферах человеческой жизни"; |
апрель 2022 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
|
"ПРОЕКТ ариум-лаборатория функциональной грамотности, или "От слова к делу". Эффективные педагогические практики при формировании функциональной грамотности"; Онлайн конференция "Функциональная грамотность - основа качества образования". |
ежемесячно февраль 2022 года |
все МОУО все МОУО |
|
III. Мероприятия для обучающихся по формированию функциональной грамотности обучающихся | ||||
1. |
Национальная технологическая олимпиада (далее - НТО). Junior. |
декабрь 2021 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
ИРО, МОУО |
2. |
Олимпиада НТО. |
март 2022 года |
МОУО по графику в соответствии с выборкой |
|
3. |
Региональный фестиваль идей и технологий Кружкового движения. |
декабрь 2021 года |
все МОУО |
ИРО, МОУО |
IV. Организационные мероприятия и мероприятия по мониторингу реализации Плана | ||||
1. |
Создание рабочей группы для координации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Московской области. |
сентябрь 2021 года |
АСОУ, МОМО, МОУО |
АСОУ, МОМО |
2. |
Организация разработки и утверждения планов мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций. |
сентябрь 2021 года |
АСОУ, МОМО, МОУО |
АСОУ, МОМО |
3. |
Мероприятия по формированию сети стажировочных площадок по формированию функциональной грамотности обучающихся. |
сентябрь 2021 года |
АСОУ, МОМО, МОУО |
АСОУ, МОМО |
4. |
Организация работы общеобразовательных организаций Московской области по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования". |
сентябрь 2021 года |
АСОУ, МОМО, МОУО |
АСОУ, МОМО, МОУО |
5. |
Методические совещания по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с муниципальными органами управления образованием. |
еженедельно, по четвергам |
АСОУ, МОМО, МОУО |
АСОУ, МОМО |
6. |
Заседания рабочей группы. |
ежемесячно, 1 и 3 вторник |
|
АСОУ, МОМО |
7. |
Формирование базы обучающихся 8-9 классов 2021/2022 учебного года, а также учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов по шести направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, критическое мышление. |
сентябрь 2021 года |
|
АСОУ |
8. |
Организация курсов повышения квалификации для учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов по шести направлениям: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, критическое мышление. |
до 1 ноября 2021 года |
|
АСОУ |
9. |
Актуализация планов работы региональных учебно-методических объединений, методических служб, предметных ассоциаций и др. в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. |
до 1 октября 2021 года |
|
АСОУ |
10. |
Контроль актуализации планов работы региональных учебно-методических объединений, методических служб, предметных ассоциаций и др. в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. |
до 1 октября 2021 года |
|
АСОУ, МОУО |
11. |
Методическая поддержка учителей и образовательных организаций. |
в течение года |
|
ЦНППМПР |
12. |
Информационно-просветительская работа с родителями, представителями средств массовой информации, общественностью по вопросам функциональной грамотности. |
в течение года |
|
МОМО, АСОУ, МОУО, ОО |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 16 сентября 2021 г. N Р-590 "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, на 2021/2022 учебный год"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 17 сентября 2021 г.