Решение Самарского областного суда от 20 июля 2021 г. N 3а-1072/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1072/2021 по административному исковому заявлению Л.Э.И. о признании недействующим нормативного правового акта в части, установил:
Л.Э.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, указывая, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельных участков: размещение санаторно-курортных учреждений, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов. При приобретении земельного участка, согласно выписке из ЕГРН какие-либо ограничения, связанные со строительством объектов капитального строительства, в том числе вспомогательных отсутствовали. В настоящее время в соответствии с картой градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области Правил землепользования и застройки в отношении земельного участка установлена подзона Р4* с параметром "Максимальная высота зданий, строений сооружений - 0 м" в зоне Р4 (Зона отдыха и туризма), что фактически запрещает осуществлять на принадлежащем ему земельном участке любое строительство. Полагает, что установление подзоны Р4* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в зоне Р4 (Зона отдыха и туризма) в соответствии с Картой градостроительного зонирования сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области Правил землепользования и застройки, в отношении принадлежащего ему земельного участка является незаконным, нарушает его права и законные интересы на распоряжение и пользование принадлежащим ему земельным участком в соответствии с видом разрешенного использования, в том числе на осуществление строительства объектов недвижимости. Оспариваемый нормативный правой акт противоречит пункту 4 статьи 1 ГрК РФ, пункту 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360, поскольку сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны затопления, подтопления, отсутствуют. Просил признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47 (в редакции от 27.08.2020 N 277/79 в части установления подзоны Р4* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в зоне Р4 (Зона отдыха и туризма) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности К.Д.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, заинтересованные лица: Администрация сельского поселения Курумоч, Администрация муниципального района Волжский Самарской области, министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского БВУ не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Собрание представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, администрация сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области и министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представили письменные отзывы.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования следует удовлетворить.
В соответствии со статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 статьи 6 Устава муниципального района Волжский сельское поселение Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, включает в себя поселок Власть Труда, село Курумоч, железнодорожную станцию Курумоч, железнодорожную станцию Мастрюково, с административным центром в селе Курумоч (официальный сайт собрания Представителей муниципального района Волжский Самарской области https://volzh.samgd.ru/info/).
Как следует из пункта 20 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года N 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике "Вести сельского поселения Курумоч" от 27 декабря 2013 года N 32 (74).
Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельный участок с кадастровым номером N, расположены в подзоне Р4* (подзона отдыха и туризма N 1) с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" зоны Р4 (зона отдыха и туризма), сведения также содержатся в ГИСОГД что подтверждается ответом на обращение администрации муниципального района Волжский Самарской области от 17.02.2021
Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, в зоне Р4 установлена подзона Р4* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.
Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> принадлежи на праве собственности Л.Э.И., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.01.2021.
В целях осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на здание вспомогательного назначения Л.Э.И. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Самарской области N КУВД-001/2021-11038787/1 осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостановлено, поскольку нежилое здание в соответствии с Картой градостроительного зонирования поселка Власть Труда земельный участок с кадастровым номером N , расположен в территориальной зоне Р4*. Возможность строительства в данной территориальной зоне ставится в зависимость от проведения мероприятий по инженерной защите территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод в отношении водного объекта. Кроме того, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, которая может быть представлена застройщиком для возможности строительства объекта недвижимости, не может быть предоставлено после выявления самовольной постройки, что подтверждает отсутствие оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по уведомительному порядку.
Вместе с тем как установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью первой статьи 263 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
На основании части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом. В соответствии со статьями 37 и 38 ГрК РФ в градостроительном регламенте также указываются виды разрешенного использования и предельные параметры объектов капитального строительства.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления (часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с ВК РФ обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 названного кодекса).
Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.
Как следует из ответа филиала ФГБУ "Ф." по Самарской области на запрос суда по состоянию на 14 июля 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зонах затопления (потоплении) на территории кадастрового округа Самарский.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 28.01.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером N сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия отсутствуют.
Из ответа Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по Самарской области) от 06.07.2021 N ПМ-10/2168 следует, что по состоянию на июль 2021 года карт (планов) объектов землеустройства и Приложений по водным объектам на территории муниципального района Волжский в том числе в районе 5 км юго-восточнее п. Власть Труда, в адрес отдела от министерства не поступало, сведения о границах зон затопления, подтопления для внесения в Государственный водный реестр в Единый государственный реестр недвижимости не направлялись.
В соответствии с ответом от 12.05.2021 N МИХ-04-01/11453 Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на запрос суда, министерством на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области составлен график установления зон затопления, подтопления. Вместе с тем, выполнения работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи испрашиваемого земельного участка в настоящее время не предусмотрено.
В силу требований ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Между тем Правила землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте.
Как указывалось ранее границы зон затопления, подтопления определялись уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ в редакции от 21.10.2013), а с момента принятия Положения о зонах затопления, подтопления - Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с требованиями Положения о зонах затопления, подтопления.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая, что зоны затопления, подтопления в границах земельного участка с кадастровым номером N не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, суд приходит к выводу, что Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Р4* в отношении земельного участка с кадастровым номером N противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 3, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на строительство, требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части, со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административные исковые требования Л.Э.И. удовлетворить.
Признать недействующей Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 N 107/47, в редакции решения собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 27.08.2020 N 277/79, в части установления подзоны Р4* с параметрами "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в территориальной зоне Р4 "Зона отдыха и туризма" в отношении земельного участка с кадастровым номером N - со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Вести сельского поселения Курумоч" в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 30.07.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 июля 2021 г. N 3а-1072/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании