Решение Самарского областного суда от 28 июля 2021 г. N 3а-1162/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1162/2021 года по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "П." к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
ООО "П." обратилось в Самарский областной суд с административным иском к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, указывая, что приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год", в Перечне под порядковым номером N 22058 указано принадлежащее административному истцу производственное здание с кадастровым номером N N расположенное по адресу: <адрес> Включение указанного производственного здания в Перечень является незаконным, поскольку здание не относится к объектам, обозначенным ст. 378.2 НК РФ. Просит признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, в части включения в него под пунктом 22058 нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>., взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Е.Н.А. административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на административный иск, в которых указал, что поскольку спорный объект недвижимости имеет наименование "отделение главного магазина N 3",что позволяет его отнести к объектам, предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании п. 4 ст. 378.2 НК РФ. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица ГБУ СО "ЦРР" в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 названного кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса,
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости. Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пункт 4 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и документам технического учета должны быть безусловными, бесспорными.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года N 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
Оспариваемый приказ издан в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспариваются.
В перечень на 2021 год под порядковым номером 22058 включено нежилое здание, наименование с кадастровым номером N, площадью 536,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником нежилого здания является ООО "П." что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.03.2021.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "П.", основным видом экономической деятельности является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, что не является оказание бытовых услуг населению. В дополнительных видах деятельности также отсутствует указание на оказание бытовых услуг населению.
Административный истец, как собственник нежилого здания является плательщиками налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, соответственно вправе оспорить нормативный правовой акт - приказ министерства имущественных отношений Самарской области, которым объект капитального строительства включен в Перечень на 2021 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N от 02.03.2021, данный объект недвижимости имеет наименование "о. г. м. N 3" и назначение: "нежилое", данные о виде разрешенного использования помещения отсутствуют.
Здание расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - под завод, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, таким образом не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на нем объектов в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из позиции административного ответчика следует, что основанием для включения здания в Перечень на 2021 год явилось его наименование" отделение главного магазина N 3", что, по мнению административного ответчика, позволяет отнести его к зданию, предназначенному для использования в целях размещения торговых объектов (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации). Считает, что союз "или" в п. 4 ст. 378.2 НК РФ предоставил уполномоченному органу самостоятельные основания для включения в перечень объектов недвижимости, в частности, либо установление вида фактического использования объектов недвижимости, либо признание объекта предназначенного для использования в тех и (или) иных целях, исходя из сведений ЕГРН и технического учета
Между тем, из анализа пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что правовое значение для признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Из технического паспорта от 09.01.2017 года, усматривается, что спорное нежилое здание состоит из одного этажа, общей площадью 536,7 кв. м., включающих помещения назначением: склад, коридор, санузел, кабинет, трансформаторная
Из имеющейся в технической документации экспликации к поэтажному плану не следует, что более 20 процентов общей площади спорного здания назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, сведения технического паспорта, сведения Единого государственного реестра недвижимости о нежилом здании, о земельном участке, на котором расположено здание, нежилых помещениях факт использования здания как торговый объект, объект общественного питания и (или) объект бытового обслуживания, не подтверждают.
Суд отмечает, что указание на наименование здания "Отделение главного магазина N 3" без установления помещений, поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания, не позволяет отнести здание к категории торгового объекта (торгового комплекса), объекта общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Поскольку наименование и назначение нежилого здания не могло быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 N 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого здания в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2021 годы до начала налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ) административным ответчиком не проводилось.
Доказательств тому, что здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, административно-деловой либо торговой деятельности, размещения объектов бытового обслуживания, общественного питания административным ответчиком в нарушении требований ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
Согласно акту осмотра от 16.06.2021, подготовленному ГБУ СО "ЦРР" помещение б/н 20,4 кв. м. по результатам визуального осмотра - офис, что составляет менее 20% от площади здания., помещение б/н 419,9 кв. м. - ремонтный цех, помещение б/н 7,6 кв. м. склад, помещение б/н 19,8 кв. м. - комната приема пищи, помещение б/н 1,5 кв. м. - душевая, помещение б/н 2,6 кв. м. сан. Узел, помещение б/н 17,4, б/н 1,6 коридор тамбур. На прилегающую к объекту территорию беспрепятственный доступ отсутствует. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером N не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечень произведено в целях налогообложения на 2021 год, нормативный правовой акт затрагивает права административного истца, поскольку предоставляет возможность начисления, взыскания недоимки налоговым органом.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеют ограниченный срок действия, признание его отдельных положений не действующими с момента принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
На основании части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для юридических лиц составляет 4 500 рублей.
Административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, что подтверждается платежным поручением.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ, суд полагает возможным взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ООО "П." в счет возврата уплаченной государственной пошлины 4 500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью "П." к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год", утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 года N 2014 в части включения в него под пунктом N 22058 нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с министерства имущественных отношений в пользу Общества с ограниченной ответственностью "П." расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская коммуна" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение ссуда в окончательной форме изготовлено 11.08.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 июля 2021 г. N 3а-1162/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании