Решение Самарского областного суда от 5 августа 2021 г. N 3а-1325/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1325/2021 по административному исковому заявлению ПАО "Р.В." в лице филиала - "Самарские распределительные сети" о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
ПАО "Р.В." в лице филиала - "С.Р.С." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год", в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N; приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год", в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, также просило взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ПАО "Р.В." в лице филиала "С.Р.С." государственную пошлину в размере 4500 руб.
Требования обоснованы тем, что включенные в указанные пункты Перечней принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания не отвечают критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они не предусматривают размещение и не используются для размещения в них офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в аренду иным лицам не передаются, на территории указанных объектов действует пропускной режим; бассейн, парная, помывочная, комната отдыха и кухня, располагающиеся в здании с кадастровым номером N, используются для отдыха инженерно-технического персонала административного истца после дежурств. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности Б.Э.В., П.И.Е., Т.М.Н. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, с учетом доплаты государственной пошлины просили взыскать ее в размере 9 000 руб.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения.
Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 7 октября 2019 года N 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год.
Нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2020 год.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года N 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158 (30741), 23.10.2019 года.
Приказ министерства от 19 октября 2020 года N 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171 (30955), 21.10.2020.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ПАО "Р.В.", являющегося правопреемником ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N площадью 2278,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение нежилое, наименование - контора ВЭС.
По сведениям технического учета в указанном нежилом здании располагаются кабинеты, коридоры, подсобные помещения, электрощитовые, санузлы, душевые, лестничные клетки, лаборатория, служебное помещение, вестибюль, проходная.
При этом понятие "кабинет" не тождественно понятию "офис", остальные помещения являются вспомогательными или подсобными помещениями.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: под базу ВЭС.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на даты утверждения Перечней административным ответчиком не проводились.
Указанное здание включено министерством в Перечни в связи с его наименованием: здание конторы.
Однако, наименование объекта не свидетельствует о том, что указанный объект относится к объектам офисного, делового, коммерческого назначения, а сведения технического учета и Единого государственного реестра недвижимости не позволяли министерству включать нежилое здание в Перечни.
Административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N площадью 2666 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное здание имеет наименование: Управление электрических сетей, назначение - нежилое.
Указанное здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для размещения электросетевых комплексов и объектов недвижимого имущества.
По сведениям технических паспортов в этом здании располагаются коридоры, проходные, санузлы, кабинеты, бытовые, подсобные, служебные, основные помещения, лестничные клетки, холл, диспетчерский зал, актовый зал, архивы.
Министерство имущественных отношений Самарской области предоставило суду акт осмотра указанного объекта недвижимости от 26 февраля 2020 года, выполненный ГБУ СО "ЦРР", из которого следует, что в этом здании располагаются офисы, централизованное приемное помещение, диспетчерская, помещение ля размещения офисной мебели, комната для приема пищи, комната охраны, медицинский кабинет, раздевалка, санузел, актовый зал, библиотека, архив, кладовая, склад, комната связи, комната АТС (автоматическая телефонная станция), серверная, аппаратная. электролаборатория, электрощитовая (теплоузел), пустое помещение коридор лестница, тамбур, в помещение на 1 этаже б/н доступ не предоставлен.
Указанное нежилое здание включено в Перечень как объект офисного, коммерческого, делового назначения в соответствии с его наименованием и актом осмотра.
Однако, наименование здания - Управление электрических сетей и акт осмотра здания не свидетельствуют о том, что это здание относится к объектам офисного назначения.
Указанное здание предназначено для производственной деятельности и размещения сотрудников ПАО "Р.В.".
В собственности административного истца находится также нежилое здание с кадастровым номером N площадью 115,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание имеет назначение - нежилое здание, наименование - здание санитарной обработки.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N (единое землепользование) с видом разрешенного использования: для размещения конторы, здания санобработки, гаражей ЛМП Новобуянского участка и учебного полигона.
Согласно техническому паспорту в этом здании располагаются бассейн, парная, помывочная, комната отдыха, кухня.
Фактическое использование этого здания было проверено актом осмотра от 26 февраля 2020 года, выполненным ГБУ СО "ЦРР", из которого следует, что в здании располагается парная (площадью 11,8 кв. м), бассейн (15 кв. м), раздевалка (8,2 кв. м), комната отдыха (32,7 кв. м), комната для приема пищи (25,9 кв. м), кухня (13.6 кв. м), санузел (2,1 кв. м), коридор (6,5 кв. м).
Указанное здание включено в Перечень как объект бытового обслуживания в связи с нахождением в нем парной и бассейна.
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1514.
В настоящих Правилах понятия "потребитель" и "исполнитель" применяются в значениях, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года N 2300-1 основные понятия, используемые в настоящем законе: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Основным видом деятельности ПАО "Р.В." является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям, услуги бытового характера гражданам административный истец не оказывает, помещение парной и бассейн используются для отдыха собственными сотрудниками организации, допуск на территорию здания посторонним лицам ограничен, территория административного истца охраняется частной охранной организацией, наименование одного из помещений этого здания - "кухня" не позволяет отнести данный объект к объектам общественного питания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилые здания не отвечают критериям для включения в Перечни, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2020 год в части включения в него нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N, Перечня на 2021 год в части включения в него нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020, 2021 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Административным истцом при подаче административного иска оплачена государственная пошлина в размере 9000 руб. (платежные поручения N 10049 от 25 июня 2021 года и N 11515 от 21 июля 2021 года).
В связи с тем, что решение принято в пользу административного истца, в его пользу подлежит взысканию государственная пошлина в указанном размере с Министерства имущественных отношений Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования ПАО "Р.В." в лице филиала "С.Р.С." удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N - нежилого здания с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ПАО "Р.В." в лице филиала "С.Р.С." государственную пошлину в размере 9 000 руб.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 5 августа 2021 г. N 3а-1325/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании