Постановление Правительства Челябинской области от 20 сентября 2021 г. N 431-П
"О Положении о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"
В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П "Об уполномоченном органе" (Южноуральская панорама, 9 июня 2012 г., N 84, спецвыпуск N 19);
2) пункт 3 постановления Правительства Челябинской области от 25.12.2013 г. N 605-П "Об Административном регламенте исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области племенного животноводства на территории Челябинской области и о внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П" (Южноуральская панорама, 1 февраля 2014 г., N 14, спецвыпуск N 4);
3) постановление Правительства Челябинской области от 19.11.2014 г. N 610-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П" (Южноуральская панорама, 4 декабря 2014 г., N 192, спецвыпуск N 56);
4) пункт 2 постановления Правительства Челябинской области от 18.02.2015 г. N 59-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 18.04.2012 г. N 188-П, от 23.05.2012 г. N 225-П" (Южноуральская панорама, 26 февраля 2015 г., N 28, спецвыпуск N 8);
5) постановление Правительства Челябинской области от 12.08.2015 г. N 394-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 августа 2015 г.);
6) пункт 3 постановления Правительства Челябинской области от 17.11.2015 г. N 595-П "Об Административном регламенте исполнения государственной функции "Осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции", внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П, от 20.05.2015 г. N 251-П и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 18 ноября 2015 г.);
7) постановление Правительства Челябинской области от 15.06.2016 г. N 304-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 16 июня 2016 г.);
8) постановление Правительства Челябинской области от 24.05.2017 г. N 250-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 26 мая 2017 г.);
9) пункт 4 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 27.06.2017 г. N 334-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 июня 2017 г.);
10) пункт 1 постановления Правительства Челябинской области от 20.09.2017 г. N 514-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П, от 18.07.2012 г. N 380-П и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 сентября 2017 г.);
11) пункт 4 постановления Правительства Челябинской области от 20.12.2017 г. N 672-П "Об Административном регламенте исполнения государственной функции "Осуществление регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов" и внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 12.02.2009 г. N 20-П, от 23.05.2012 г. N 225-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 26 декабря 2017 г.);
12) постановление Правительства Челябинской области от 17.10.2018 г. N 466-П "О Порядке организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 18 октября 2018 г.);
13) постановление Правительства Челябинской области от 17.10.2018 г. N 479-П "Об Административном регламенте исполнения государственной функции "Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 18 октября 2018 г.);
14) постановление Правительства Челябинской области от 17.04.2019 г. N 193-П "О Порядке оформления и содержании заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, результатов проведения мероприятий по контролю и внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 17.10.2018 г. N 479-П" (Южноуральская панорама, 25 апреля 2019 г., N 38, спецвыпуск N 9);
15) пункты 1, 2 постановления Правительства Челябинской области от 23.08.2019 г. N 362-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 17.10.2018 г. N 466-П, от 17.10.2018 г. N 479-П и признании утратившим силу постановления Правительства Челябинской области от 24.09.2018 г. N 417-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 августа 2019 г.);
16) постановление Правительства Челябинской области от 24.10.2019 г. N 482-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 октября 2019 г.);
17) пункт 1 постановления Правительства Челябинской области от 31.01.2020 г. N 27-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 23.05.2012 г. N 225-П и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 5 февраля 2020 г.);
18) пункт 4 постановления Правительства Челябинской области от 10.07.2020 г. N 317-П "Об Административном регламенте исполнения государственной функции "Осуществление государственного надзора в области обращения с животными на территории Челябинской области", Административном регламенте предоставления государственной услуги "Государственная регистрация аттракционов" и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 14 июля 2020 г.);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 4 постановления" имеется в виду "пункт 4 изменений, которые вносятся в некоторые постановления"
19) постановление Правительства Челябинской области от 25.12.2020 г. N 724-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 17.10.2018 г. N 466-П, от 17.10.2018 г. N 479-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 декабря 2020 г.);
20) постановление Правительства Челябинской области от 14.04.2021 г. N 136-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 17.10.2018 г. N 466-П, от 17.10.2018 г. N 479-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 15 апреля 2021 г.);
21) пункт 1 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 08.06.2021 г. N 221-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 9 июня 2021 г.).
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель Правительства |
А.Л. Текслер |
Утверждено
постановлением Правительства
Челябинской области
от 20 сентября 2021 г. N 431-П
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее именуется - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее именуется - Федеральный закон N 171-ФЗ) и устанавливает порядок организации и осуществления на территории Челябинской области регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее именуется - региональный государственный контроль) является:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
3. Региональный государственный контроль осуществляет Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее именуется - Министерство).
Организационная структура Министерства соответствует структуре Министерства, утвержденной постановлением Губернатора Челябинской области от 09.08.2004 г. N 407 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства сельского хозяйства Челябинской области".
4. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
Министр сельского хозяйства Челябинской области;
первый заместитель Министра сельского хозяйства Челябинской области;
заместитель Министра сельского хозяйства Челябинской области.
5. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля, являются:
1) Министр сельского хозяйства Челябинской области;
2) первый заместитель Министра сельского хозяйства Челябинской области;
3) заместитель Министра сельского хозяйства Челябинской области;
4) начальник управления лицензирования и контроля за оборотом алкогольной продукции Министерства;
5) начальник отдела декларирования и контроля Министерства (далее именуется - отдел декларирования и контроля);
6) консультанты отдела декларирования и контроля, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального государственного контроля;
7) главные специалисты отдела декларирования и контроля, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального государственного контроля;
8) ведущие специалисты отдела декларирования и контроля, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального государственного контроля.
6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1 и 20.1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении контроля уполномочены составлять:
Министр сельского хозяйства Челябинской области;
первый заместитель Министра сельского хозяйства Челябинской области;
заместитель Министра сельского хозяйства Челябинской области;
начальник отдела декларирования и контроля;
консультанты отдела декларирования и контроля;
главные специалисты отдела декларирования и контроля;
ведущие специалисты отдела декларирования и контроля.
7. Объектами регионального государственного контроля (далее именуются - объекты контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся контролируемыми лицами в соответствии со статьей 31 Федерального закона N 248-ФЗ (далее именуются - контролируемые лица), в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 2 настоящего Положения (далее именуются - обязательные требования), в том числе предъявляемые к организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим данную деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе продукции (товаров), работ и услуг, к которым предъявляются обязательные требования в рамках регионального государственного контроля;
3) здания, помещения, сооружения, территории и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и к которым предъявляются обязательные требования.
8. Учет объектов контроля осуществляется Министерством с использованием:
автоматизированной системы "Алкоголь";
единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее именуется - ЕГАИС).
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля
9. Региональный государственный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
10. При осуществлении регионального государственного контроля Министерство относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее именуются - категории риска):
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
11. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска (далее именуются - критерии риска) приведены в приложении 1 к настоящему Положению.
12. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется на основе сопоставления его характеристик с критериями риска. В случае поступления в Министерство сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска объекта контроля.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. При осуществлении регионального государственного контроля Министерством проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
14. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
15. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится за каждое полугодие не позднее месяца, следующего за отчетным периодом, утверждается приказом Министра сельского хозяйства Челябинской области и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его утверждения.
16. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее именуется - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемым лицом, получившим предостережение, могут быть направлены возражения на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, либо иными указанными в предостережении способами в течение 3 рабочих дней с момента его получения.
17. Возражение в отношении полученного предостережения должно содержать:
1) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
18. Министерство рассматривает поступившие возражения на предостережение и по итогам их рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
19. По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения о Министерством принимается одно из следующих решений:
1) об оставлении предостережения в силе;
2) об отмене предостережения.
Министерство осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
20. Должностные лица Министерства проводят консультирование контролируемых лиц и их представителей в письменной форме при их письменном обращении либо в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица, в ходе осуществления профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
21. Должностные лица Министерства осуществляют консультирование по следующим вопросам:
1) применение обязательных требований, предусмотренных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ;
2) учет и декларирование оборота маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 171-ФЗ;
3) ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ;
4) основания возбуждения дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
22. Должностные лица Министерства осуществляют письменное консультирование по вопросам, предусмотренным пунктом 21 настоящего Положения.
23. По итогам устного консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
Контролируемое лицо, которому предоставлено устное консультирование, вправе направить запрос в Министерство о предоставлении письменного ответа по предмету консультирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Результатом письменного консультирования является направление контролируемому лицу письменного ответа в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
24. Информация о перечне должностных лиц Министерства, осуществляющих личный прием, и о времени осуществления ими личного приема размещается в помещениях Министерства на информационных стендах и на сайте Министерства.
25. В случае поступления в Министерство 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
26. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.
Министерство не позднее чем в течение одного года с момента начала осуществления контролируемыми лицами деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции направляет в адрес контролируемого лица предложение о проведении обязательного профилактического визита.
27. Должностное лицо проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по вопросам, указанным в пункте 21 настоящего Положения, а также по следующим вопросам:
1) содержание нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, а также о сроках и порядке вступления их в силу, применяемых к деятельности контролируемого лица либо к принадлежащим ему объектам контроля;
2) применение обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения, либо последствия нарушения которых влекут угрозу охраняемым законом ценностям;
3) наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение календарного года при проведении не менее чем 10 процентов контрольных (надзорных) мероприятий.
Продолжительность проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочего дня.
IV. Осуществление регионального государственного контроля
28. Региональный государственный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка;
4) контрольная закупка.
29. В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ при осуществлении регионального государственного контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
30. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 28 настоящего Положения, проводятся Министерством по следующим основаниям:
1) наличие у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля (надзора) параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении проверки в отношении объекта контроля (надзора);
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения предписания Министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на основании заданий уполномоченных должностных лиц Министерства.
31. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерством применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований, приведенные в приложении 2 к настоящему Положению.
32. В случаях проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 28 настоящего Положения, должностными лицами Министерства могут использоваться способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований, установленные частью 6 статьи 65 Федерального закона N 248-ФЗ.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, самостоятельно.
33. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных доказательств нарушений обязательных требований. При осуществлении аудио- и видеозаписи в начале и конце записи должностным лицом делается уведомление о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушения обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
34. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Министерство документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
2) препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
По результатам рассмотрения указанной в настоящем пункте информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения.
35. Проведение документарной или выездной проверки осуществляется на основании решения Министра сельского хозяйства Челябинской области (заместителя Министра сельского хозяйства Челябинской области), оформленного с учетом положений части 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
36. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в порядке, установленном статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
37. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства в порядке, предусмотренном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
38. В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
39. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Министерство.
40. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля в порядке, предусмотренном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
О проведении внеплановой выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии приказа Министерства о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
41. В ходе проведения выездной проверки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза.
42. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
43. Контрольная закупка проводится в порядке, предусмотренном статьей 67 Федерального закона N 248-ФЗ.
44. В ходе проведения контрольной закупки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) эксперимент.
45. В ходе контрольной закупки эксперимент проводится с использованием тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований) и (или) тест-ситуаций.
При проведении эксперимента тест-субъектами являются должностные лица Министерства, уполномоченные на проведение контрольной закупки.
Эксперимент проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его обособленных структурных подразделений).
46. Непосредственно в ходе проведения контрольной закупки могут моделироваться следующие ситуации:
1) приобретение алкогольной продукции тест-субъектами с целью выявления нарушений особых требований розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания: фиксация факта вскрытия потребительской тары алкогольной продукции;
2) приобретение алкогольной продукции тест-субъектами с целью выявления контрафактной алкогольной продукции, а именно: реализация алкогольной продукции контролируемыми лицами без фиксации данных о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС и (или) без выдачи кассового чека покупателю.
Результаты эксперимента, в том числе каждой ситуации, определенной подпунктами 1, 2 настоящего пункта, подлежат отражению в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
V. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию
47. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ и настоящим Положением.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
48. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
49. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, при этом должностное лицо Министерства вправе провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
50. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований должностное лицо Министерства обязано совершить действия, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
VII. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
51. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Министерства могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
52. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
53. Жалоба на решение и действия (бездействие) должностных лиц Министерства может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
54. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству контролируемого лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом, определяемым в соответствии с пунктом 58 настоящего Положения.
55. Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) автоматизированной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Челябинской области", за исключением случая, предусмотренного пунктом 56 настоящего Положения. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
56. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается в форме документа на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
57. Действия (бездействие) должностных лиц Министерства, решения, принятые Министерством в ходе осуществления регионального государственного контроля, могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
58. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, указанных в подпунктах 4 - 8 пункта 5 настоящего Положения, рассматривается Министром сельского хозяйства Челябинской области.
Жалоба на решения, действия (бездействие) Министра сельского хозяйства Челябинской области, первого заместителя Министра сельского хозяйства Челябинской области, заместителя Министра сельского хозяйства Челябинской области рассматривается Губернатором Челябинской области.
59. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
60. Уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица должны обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
61. Жалоба подлежит рассмотрению в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
62. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на двадцать рабочих дней в следующих исключительных случаях:
проведение в отношении должностного лица Министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
отсутствие должностного лица Министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
63. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
64. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов либо подведомственных им организаций.
65. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
66. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Министерство.
67. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение Министерства полностью или частично;
отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц Министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
68. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Приложение 1
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции
Критерии
отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований:
непредставление (несвоевременное представление) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничную продажу спиртосодержащей продукции, в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 7 к Порядку предоставления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, утвержденному приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 г. N 396 "Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций" (далее именуется - Порядок), и деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме приложения N 8 к Порядку в случае, если в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции имеются сведения о закупке (поставке) алкогольной и спиртосодержащей продукции:
5 и более раз - 10 баллов;
от 2 до 4 раз - 5 баллов;
1 раз - 0 баллов.
2. Критерии вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований:
N п/п |
Критерии вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований |
Показатель |
Баллы |
1. |
Наличие вступивших в законную силу в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска постановлений о назначении административного наказания юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях |
1 |
1 |
от 2 до 4 |
2 |
||
4 и более |
4 |
||
2. |
Наличие в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица к категории риска двух и более решений о приостановлении действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции за нарушения, не влекущие аннулирование указанной лицензии |
имеется |
2 |
3. |
Наличие в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица к категории риска решения об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции |
имеется |
2 |
4. |
Наличие в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
имеется |
1 |
3. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска осуществляется в соответствии с количеством набранных баллов согласно следующей шкале:
Количество баллов |
Категории риска |
от 8 и более баллов |
значительный риск |
от 3 до 8 баллов |
средний риск |
менее 3 баллов |
низкий риск |
Приложение 2
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Индикаторами риска нарушения обязательных требований в области розничной продажи, алкогольной и спиртосодержащей продукции, используемыми при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, является наличие в Министерстве сельского хозяйства Челябинской области сведений:
1) о систематической (два и более раз в квартал) фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее именуется - ЕГАИС) розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации органом;
2) о неоднократном (два и более раз в течение календарного года) привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) о неоднократной выдаче (два и более раз в течение календарного года) предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
4) о трех и более жалобах (обращениях) в течение календарного года на контролируемое лицо, содержащих информацию о нарушении обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о нарушении требований к маркировке алкогольной продукции, в том числе сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5) о систематическом непредставлении (несвоевременном представлении) (два и более раза в течение календарного года) деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции в случае, если в ЕГАИС имеются сведения о закупке (поставке) алкогольной и спиртосодержащей продукции;
6) о неоднократном (два и более раза в течение календарного года) приостановлении действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции за нарушения, не влекущие аннулирования указанной лицензии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При осуществлении регионального госконтроля Министерство относит объекты контроля к одной из категорий риска причинения вреда (значительный, средний, низкий риск). Обязательные профилактические визиты (не более 1 дня) проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.
Определены индикаторы риска нарушения обязательных требований к обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые учитываются Министерством при принятии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Постановление Правительства Челябинской области от 20 сентября 2021 г. N 431-П "О Положении о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Вступает в силу с 21 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ 21 сентября 2021 г. N 7400202109210006
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Челябинской области от 20 февраля 2024 г. N 141-П
Изменения вступают в силу с 21 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 30 августа 2023 г. N 452-П
Изменения вступают в силу с 31 августа 2023 г.