Решение Калининградского областного суда от 19 июля 2021 г. N 3а-138/2021
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "В." об оспаривании нормативно-правового акта Лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества Калининградской области, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 27 мая 2020 года N 182 в части, установил:
ООО "В." обратилось с административным иском в суд, указав, что осуществляет деятельность по заготовке древесины в Багратионовском лесничестве Калининградской области на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ года N., заключенного по итогам аукциона с Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области. 20 января 2016 года, в период действия Лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества Калининградской области с изменениями, внесенными приказом Агентства от 27 ноября 2015 года N 185, административным истцом было заключено дополнительное соглашение к договору аренды N. по результатам проведенного в 2015 году в Калининградской области лесоустройства. Впоследствии приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 6 декабря 2018 года N 676 был утвержден новый Лесохозяйственный регламент Багратионовского лесничества Калининградской области на 2019-2028 г.г. В нарушение п. 15 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N указанный нормативный акт официально не опубликован. В дальнейшем Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области приказом N 182 от 27 мая 2020 года утвержден Лесохозяйственный регламент Багратионовского лесничества Калининградской области сроком действия с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года (далее по тексту - Регламент 2018). В указанном Регламенте таблицы 2.17.2.2 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий", 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" по содержанию идентичны соответствующим таблицам действовавшего ранее Лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества Калининградской области, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 27 ноября 2015 года N 185. Перечисленные таблицы Регламента 2018, а также таблица 2.17.3.4.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению" раздела 2.17.3.4 "Нормативы мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению" и таблица 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок" раздела 2.1.3 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины)" противоречат законодательству и подлежат признанию недействующими с момента принятия. При разработке Регламента 2018 были использованы данные лесоустроительной документации 2015 года, содержащиеся в государственном лесном реестре. В соответствии с п. 2.1 Приложения к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 ноября 2013 года N 496 документами, являющимися основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, служат акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра, а также акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. В силу п. 2.2 Приложения к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 ноября 2013 года N 496 основанием для внесения документированной информации в указанные акты является первичная документация, в том числе лесные декларации, заключения экспертизы проектов освоения лесов, отчеты об использовании лесов, отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, первичные документы лесопатологических обследований, отчеты о защите лесов и иная первичная документация. В период с 1 января 2016 года по 2018 год административный истец проводил санитарно-оздоровительные мероприятия, при этом было проведено сплошных вырубок на площади 41,1 га, что составляет 8743 куб. м. древесины. Сведения о вырубках, выявленных погибших насаждениях были приведены ООО "В." в направленных в Министерство отчетах. В этой связи при разработке новых лесохозяйственных регламентов административным ответчиком должны были быть учтены изменения в фонде погибших и поврежденных насаждений. Административный истец неоднократно в письменной форме сообщал о том, что обследование лесного фонда не выявило тот объем поврежденных и погибших лесных насаждений, который был указан в проекте лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества, разработанного в 2018 году. 16 октября 2018 года ООО "В." направило в адрес Багратионовского лесничества свои замечания по проекту лесохозяйственного регламента, которые во внимание приняты не были. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12 сентября 2016 года N 470 были изменены критерии отбора деревьев в санитарную рубку, в частности, в очагах бактериальной водянки не назначаются в рубку деревья 3-4 категорий состояния, в связи с чем площадь, требующая сплошных рубок, уменьшилась. На основании лесопатологических обследований административным истцом в проект освоения лесов были внесены изменения в части уменьшения площадей лесных насаждений, требующих проведения выборочных и сплошных санитарных рубок, эти изменения получили положительное заключение государственной экспертизы. Однако в лесохозяйственном регламенте Багратионовского лесничества - 2018 указанные выше изменения в федеральном законодательстве в части нормативов и параметров санитарно-оздоровительных мероприятий не отражены. Поскольку нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий рассчитаны с нарушением требований федерального законодательства, площадь лесосек предстоящего периода в таблице 2.17.3.4.1 также рассчитана неверно. Также при расчете нормативов и параметров мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению нарушены требования п. 11 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 февраля 2017 года N 72, а именно не использовались данные государственного лесного реестра. Допущенные нарушения при составлении таблиц 2.17.2.2, 2.17.2.3 раздела 2.17 являются основанием для признания недействительной таблицы 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок" раздела 2.1.3. В целях использования арендованного лесного участка ООО "В." был составлен проект освоения лесов, который прошел государственную экспертизу. В дальнейшем в проект вносились изменения. Ежегодный объем заготовки древесины определен приложением 3 к Дополнительному соглашению, разработанному на основании проведенного в 2015 году лесоустройства и составляет 19,7 куб. м., из которых: при рубке погибших и поврежденных насаждений - 8,9 тыс. куб.м.; при рубках ухода за лесами - 8,8 тыс. куб.м.; при рубке спелых и перестойных деревьев - 2 тыс. куб. м. Таким образом, на санитарные рубки приходится 45% от общего объема лесозаготовки. Размер арендной платы по договору N определен на основании учета единиц объема допустимых к изъятию лесных ресурсов, в связи с чем параметры санитарной рубки в значительной степени определяют размер арендной платы. Однако, ввиду изменений законодательства и фактического состояния арендованного лесного участка у ООО "В." отсутствует возможность освоения его в полном объеме разрешенной лесозаготовки, производимой посредством санитарных рубок. Просит признать недействующими с момента принятия Таблицы 2.17.2.2 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий", 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов", Таблицу 2.17.3.4.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению" раздела 2.17.3.4 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению", Таблицу 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок" раздела 2.1.3 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) при всех видах рубок" лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества Калининградской области, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 27 мая 2020 года N 182.
Законный представитель административного истца ООО "В." В.В.И. и представитель административного истца ООО "В." Т.С.Н. поддержали заявленные административные исковые требования по изложенным выше основаниям и пояснили, что при составлении оспариваемого лесохозяйственного регламента должны были быть учтены изменения в фактическом состоянии арендованного лесного участка, исходя не только из данных последнего лесоустройства, проводившегося в 2016 года, но и данные документации, которые подлежали внесению в лесной реестр. Так, из Регламента-2015 без изменений был перенесен показатель - объем сплошных санитарных рубок, при том, что в 2015-2018 г.г. были произведены сплошные санитарные рубки на значительной территории лесничества, то есть потенциальная площадь сплошных санитарных рубок на последующий период значительно уменьшилась. Произведенный административным истцом расчет площади сплошных рубок соответствует данным ООО "Г." по этому же показателю, указанному в проекте лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества - 2018. Поскольку объем, предусмотренный Регламентом-2018, выбран быть не может, ООО "В." несет убытки ввиду уплаты необоснованно завышенных арендных платежей, которые определяются в зависимости от предусмотренного лесохозяйственным регламентом объемом рубок, а не фактически заготовленной древесины.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области П.Е.А. административные исковые требования не признала и пояснила, что основанием для составления лесохозяйственного регламента, внесения в него изменений, являются данные лесоустройства, иные сведения об изменении состава, характеристик лесов. В силу положений действующего законодательства лесопользователь обязан проводить лесопатологические обследования на всей территории предоставленного ему лесного участка и направлять информацию административному ответчику, который после проверки актов и проведения иных административных процедур вносит ее в лесной реестр. ООО "В." свою обязанность по проведению лесопатологических обследований не выполняет, в связи с чем участки, на которых фактически возможно проведение сплошных санитарных рубок, т.е. с погибшими насаждениями, не выявляются, и актуальная информация о состоянии леса на арендованном участке отсутствует. Проект Регламента-2018, подготовленный на основании контракта N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Г.", поступил в Министерство от заказчика, и без каких-либо изменений был утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области N 676 от 6 декабря 2018 года в качестве лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества. Утверждению регламента предшествовала экспертиза результатов, предусмотренных контрактом на выполнение работ по разработке проекта лесного плана Калининградской области и проектов лесохозяйственных регламентов N от ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлено заключение от 8 ноября 2018 года. Однако, впоследствии приказ N был отменен, поскольку не был опубликован в установленном порядке, и приказом от 27 мая 2020 года 2020 года N вновь утвержден в таком же виде. За 2017 год сведения о санитарных рубках, выполненных ООО "В.", в лесной реестр внесены не были, поскольку в этот год ООО "В." был вырублен больший объем древесины без законных на то оснований, в связи с чем с организации были взысканы денежные средства в возмещение ущерба, таким образом, эти рубки не могли быть учтены как санитарные мероприятия.
Представитель ГКУ КО "У." Р.А.Ю. относительно заявленных административных исковых требований возражал, выразил согласие с пояснениями, данными представителем Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, а также пояснил, что все материалы, поступившие в учреждение во исполнение контракта на выполнение работ по разработке проекта лесного плана Калининградской области и проектов лесохозяйственных регламентов N от ДД.ММ.ГГГГ от ООО "Г.", были переданы без изменений, в полном объеме, в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Представители заинтересованных лиц ООО "Г.", Правительства Калининградской области, Филиала ФБУ "Р." - "Ц." будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица ГКУ КО "У.", заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные административные исковые требования удовлетворить, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72) лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2, 11, 12 ст. 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Кодексом, если их утверждение не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; установление возрастов рубок; осуществление государственной инвентаризации лесов; ведение государственного лесного реестра.
Согласно ч. 1 ст. 82 Лесного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены на владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в их собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Как указано в п. 2 этой же статьи, лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются, помимо прочего, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, требования к охране, защите, воспроизводству лесов (п.п. 2, 4). Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 7).
Состав лесохозяйственного регламента, порядок его разработки определены Приказом Минприроды России от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений".
В силу п.п. 1 п. 7 данного Приказа Глава 2 лесохозяйственного регламента должна содержать нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины.
В соответствии с п. 13 этого же приказа органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) на срок не менее 30 дней со дня размещения на официальном сайте, указав информацию о сроках ознакомления, адресе электронной почты или почтовом адресе для направления замечаний и предложений, а также другие сопроводительные документы при наличии.
В предложениях заинтересованных лиц излагается суть и краткое обоснование предложений, а также могут прикладываться в электронном виде либо на бумажных носителях обосновывающие материалы, в том числе схемы и графические материалы, отображающие предложения заинтересованных лиц. Представленные материалы возврату не подлежат.
По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний в течение 30 дней орган государственной власти или орган местного самоуправления организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение.
В силу п. 15 органы власти в 3-х дневный срок со дня утверждения лесохозяйственного регламента или внесенных в него изменений размещают их на своем официальном сайте.
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области создано указом Губернатора Калининградской области от 23.11.2015 N 157 и в соответствии с ним наделено полномочиями в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В соответствии с пп. 2 п. 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утв. Постановление Правительства Калининградской области от 23.11.2015 N 642, указанное региональное ведомство уполномочено разрабатывать и утверждать лесохозяйственные регламенты.
Установлено, что между Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области и ООО "В." <адрес> заключен договор аренды N лесного участка площадью 12267,1 га, в котором сторонами определены сроки действия сделки и размеры арендных платежей. Согласно положениям договора, обществу с целью осуществления заготовки древесины предоставлен лесной участок Багратионовского лесничества, находящийся в федеральной собственности.
4 мая 2018 года между ГКУ КО "У." и ООО "Г." заключен контракт N на разработку лесного плана Калининградской области и проектов лесохозяйственных регламентов региональных лесничеств, в т.ч. Багратионовского лесничества. Проекты указанных документов были подготовлены ООО "Г." и представлены заказчику.
В соответствии с п. 13 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 N 72 проект лесохозяйственного регламента 8 июля 2018 года размещен на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в сети Интернет для ознакомления.
6 декабря 2018 года приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области N 676 утвержден лесохозяйственный регламент Багратионовского лесничества.
27 мая 2020 года приказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области N 676 был отменен в связи с тем, что не был опубликован в установленном порядке, и в тот же день приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области N 182 утвержден лесохозяйственный регламент Багратионовского лесничества сроком действия с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года, который был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 29 мая 2020 года.
При таких условиях суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом и опубликован с соблюдением установленной процедуры.
Ранее, в 2015 году, Агентством по охране воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области утвержден лесохозяйственный регламент Багратионовского лесничества (далее - Регламент-2015). В указанном регламенте содержатся следующие параметры (по таблицам):
- Таблица 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок" (фрагмент): при рубке спелых и перестойных лесных насаждений - площадь 37,7, запас (ликвид) 2.1, запас (деловой) 1.6; при рубке лесных насаждений при уходе за лесами - площадь 87,6, запас (ликвид) 13.0, запас (деловой) 7.9; при рубке поврежденных и погибших насаждений - площадь 129,7, запас (ликвид) 9,3, запас (деловой) 4.1;
- Таблица 2.17.2.2 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий" (фрагмент):
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
353,1 |
68,4 |
284,7 |
0.0 |
353,1 |
тыс. куб. м. |
26,5 |
15.1 |
11.2 |
0.0 |
26,4 |
|
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
Площадь |
га |
129,7 |
34,7 |
95,0 |
0.0 |
129,7 |
Выбираемый запас, всего: |
|
|
|
|
|
|
корневой |
тыс. куб. м. |
11,5 |
7,7 |
3,8 |
0,0 |
11,5 |
ликвидный |
тыс. куб. м. |
9,3 |
6,2 |
3,2 |
0,0 |
9,3 |
деловой |
тыс. куб. м. |
4,1 |
3,3 |
0,7 |
0,0 |
4.3 |
Таблица 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов":
Проведение обследований очагов вредных организмов |
га |
19263 |
ежегодно |
1926 |
Выборочные санитарные рубки |
га/тыс. куб. м. |
284,7/11,2 |
3 года |
95/3,8 |
Сплошные санитарные рубки |
га/тыс. куб. м. |
68,4/15,1 |
2 года |
34,2/7,7 |
Уборка неликвидной древесины |
га/тыс. куб. м. |
0 |
10 лет |
0 |
Рубка аварийных деревьев |
В соответствии с Приказом Минприроды N 470 от 12.09.2016 п. 45 в целях недопущения вреда или ущерба |
|||
Рубка регулирования |
В соответствии с Приказом Минприроды N 361 от 23.06.2016 п.п. 37 и 38 планируется в случае развития активного процесса заражения деревьев от 1 до 3 категории состояния |
|||
Выкладка ловчих деревьев |
В соответствии с Приказом Минприроды N 361 от 23.06.2016 п. 35 |
Таблица 2.17.3.4.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению" (фрагмент):
земли, нуждающиеся в восстановлении (всего) |
113 |
38 |
55 |
206 |
312,3 |
0 |
518,3 |
в том числе искусственное (создание лесных культур) |
108 |
34 |
0 |
142 |
54,9 |
0 |
196,9 |
Утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 6 декабря 2018 года N 676 лесохозяйственный регламент Багратионовского лесничества имел идентичное содержание в части приведенных таблиц.
Оспариваемые положения Регламента-2018 имеют следующее содержание (выделены показатели, отличные от показателей Регламента-2015 и ранее утверждавшегося приказом от 6 декабря 2018 года N 676 лесохозяйственный регламент Багратионовского лесничества):
- Таблица 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок" (фрагмент): при рубке спелых и перестойных лесных насаждений - площадь 37,7, запас (ликвид) 2.1, запас (деловой) 1.6; при рубке лесных насаждений при уходе за лесами - площадь 87,6, запас (ликвид) 13.0, запас (деловой) 7.9; при рубке поврежденных и погибших насаждений - площадь 129,7, запас (ликвид) 9,3, запас (деловой) 4,1;
- Таблица 2.17.2.2 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий" (фрагмент):
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
353,1 |
68,4 |
285 |
0.0 |
353,1 |
тыс. куб. м. |
26,5 |
15.4 |
11.4 |
0.0 |
26,4 |
|
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
Площадь |
га |
129,7 |
34,2 |
95,0 |
0.0 |
129,2 |
Выбираемый запас, всего: |
|
|
|
|
|
|
корневой |
тыс. куб. м. |
11,5 |
7,7 |
3,8 |
0,0 |
11,5 |
ликвидный |
тыс. куб. м. |
9,3 |
6,2 |
3,2 |
0,0 |
9,3 |
деловой |
тыс. куб. м. |
4,1 |
3,3 |
0,7 |
0,0 |
4.3 |
Таблица 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов":
Наименование мероприятия |
Единицы измерения |
Объем мероприятия |
Срок проведения |
Ежегодный объем мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Проведение обследований очагов вредных организмов |
га |
19263 |
Ежегодно |
1926 |
Выборочные санитарные рубки: |
га/тыс. м3 |
285/11,4 |
3 года |
95/3,8 |
Сплошные санитарные рубки |
га/тыс. м3 |
68,4/15,4 |
2 года |
34,2/7,7 |
Уборка неликвидной древесины |
га/тыс. м3 |
0 |
10 лет |
0 |
Рубка аварийных деревьев |
В соответствии с Приказом Минприроды N 470 от 12.09.2016, п. 45, в целях недопущения вреда или ущерба |
|||
Рубка регулирования |
В соответствии с Приказом Минприроды N 361 от 23.06.2016, п. 37 и 38, планируется в случае развития активного процесса заражения деревьев от 1-й до 3-й категории состояния |
|||
Выкладка ловчих деревьев |
В соответствии с Приказом Минприроды N 361 от 23.06.2016, п. 35, число ловчих деревьев зависит от соотношения относительной численности текущего поколения вредных организмов к предыдущему |
Таблица 2.17.3.4.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению" (фрагмент):
земли, нуждающиеся в восстановлении (всего) |
113 |
38 |
55 |
206 |
312,3 |
0 |
518,3 |
в том числе искусственное (создание лесных культур) |
108 |
34 |
0 |
142 |
54,9 |
0 |
196,9 |
Как видно из приведенных выше данных, в Таблице 2.17.2.2 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий" спланировано незначительное увеличение площади выборочных рубок при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий по сравнению с Регламентом - 2015 - с 284,7 га до 285 га. Несмотря на это, общая площадь вырубки идентична прежнему значению - 353,1 га, что не соответствует арифметической сумме площади разных видов вырубок - 68,4+285=353,4, а не 353,1. Кроме того, несмотря на увеличившиеся по сравнению с Регламентом-2015 объемы выборочной вырубки с 11,2 до 11,4 тыс. куб.м. и сплошной вырубки с 15,1 до 15,4 тыс. куб.м., общий объем выявленного фонда вырубки при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий указан как 26,4 тыс. куб.м., хотя сумма значений объема сплошных и выборочных выборок составляет: 15,4+11,4=26,8, а не 26,4, как это указано в итоговой графе. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины согласно Таблице 2.17.2.2 составляет 129,2 га, что меньше этого же параметра, указанного в Регламенте-2015, на 0,5 га (было 129,7 га).
В Таблице 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов" площадь/объем выборочных и сплошных санитарных рубок соответствуют значениям Таблицы 2.17.2.2-285/11,4; 15,4 тыс. куб.м., которые, как указано выше, более этих же параметров Регламента-2015, однако, ежегодный объем этих мероприятий идентичен показателям в предшествовавшем нормативном акте - 95/3,8 и 34,2/7,7.
В таблице 2.17.3.4.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению" по сравнению с Регламентом-2015 изменены площади земель, нуждающихся в лесовосстановлении в связи с вырубками - с 38 до 32 га, итого с 206 до 200, площадь лесосек предстоящего периода уменьшена с 312,3 до 312 га. Всего площадь таких земель указана как 512,3 га, между тем как арифметическое равенство площади разных категорий земель, подлежащих лесовосстановлению, составит: 312+200=512 га. Согласно этой же таблице, значительно увеличено запланированное искусственное создание лесных культур по сравнению с Реглментом-2015 - с 96 до 256 га.
В Таблице 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок" показатели полностью соответствуют таковым в Регламенте-2015-129,7 га, однако, при таком положении параметр "площадь ежегодного допустимого объема изъятия древесины при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений" не соответствует актуальным данным Таблицы 2.17.2.2, являющимся первичным по отношению в ней, согласно которой параметр составляет 129,2 га.
Таким образом, в таблицах 2.17.2.2 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий", 2.17.3.4.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению", 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок" данные не соответствует либо арифметическим равенствам, либо первичным данным (2.1.3.1), что свидетельствует об их недостоверности и является основанием для признания их недействующими и подлежащими отмене.
В Таблице 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов" административным истцом оспаривается показатель "объем сплошных санитарных рубок", который составляет 68,4 га/15,4 тыс. куб.м. на 2 года, или 34,2 га/7,7 тыс. куб.м. ежегодно. Площадь рубок была оставлена без изменений по сравнению с Регламентом-2015, хотя объем рубок изменился с 15,1 до 15,4 тыс. куб.м.
В обоснование этого показателя Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области, как следует из письменного отзыва и пояснений его представителей, ссылается на проект лесохозяйственного регламента, подготовленный ООО "Г." и якобы утвержденный без изменений; на показатели лесного плана Калининградской области; на недостаточное проведение лесопатологических обследований ООО "В.", вследствие чего участки, подлежащие сплошной санитарной вырубке, выявлены не были, по вине общества.
Однако, с перечисленными доводами согласиться и принять их в качестве достаточного обоснования оспариваемого показателя нельзя.
Как следует из письма ООО "Г." исх. N 409 от 21 июня 2021 года и приложенных к нему материалов, в составе проекта лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества в адрес заказчика была направлена Таблица 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов" в которой показатель "объем сплошных санитарных рубок" составляет 50,3 га/7,5 тыс. куб.м. на 2 года, или 25,4 га/2,9 тыс. куб.м. ежегодно. Таким образом, разработчиком Регламента-2018 были предложены иные показатели.
Показатели лесного плана Калининградской области по погибшим насаждениям не могут быть экстраполированы на отдельное лесничество без изменений, поскольку состояние лесов в каждом лесничестве различается.
ООО "В.", ссылаясь на Реестр лесных участков, занятых поврежденными и погибшими лесными насаждениями по Калининградской области, представило свой расчет площади таких насаждений, приходящихся на Багратионовское лесничество. Согласно расчету, площадь таких участков по лесничеству по состоянию на 1 июня 2018 года составляла 51,7 га, что соотносится с показателем, предложенным разработчиком ООО "Г." - 50,3 га.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО 8 пояснил, что в 2018-2019 г.г. работал в Департаменте лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области. Разработкой Регламента-2018 занималось ГКУ КО "У.", непосредственного проект регламента готовился ООО "Г.". Он участия в разработке регламента не принимал, курировал этот вопрос начальник отдела. Вносились ли какие-либо изменения в представленный ООО "Г." проект должностными лицами Министерства и в связи с чем, ему неизвестно.
Суд признает, что административным ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что ООО "Г." был представлен проект с показателями, без изменений изложенными в оспариваемом Регламенте-2018, а не с теми, которые отражены приложены к письму ООО "Г." исх. N от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве такового не может быть принят оригинал текста лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества Калининградской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 27 мая 2020 года N 182, а также сопроводительное письмо ООО "Г." от 29 июня 2018 года и заключение проведения экспертизы результатов, поскольку содержание проекта в этих документах не раскрывается.
В соответствии с ч. 3 ст. 60.6 Лесного кодекса РФ лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий
Согласно пункту 9 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480, объемы лесопатологических обследований в лесном плане субъекта Российской Федерации и лесохозяйственном регламенте лесничеств (лесопарков) не указываются и определяются ежегодно, в том числе с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга и иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.
В силу п. 5 действовавших до 1 января 2021 года Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607, проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются: на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, - лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
ООО "В." в отношении арендуемого лесного участка проводились лесопатологические обследования, акты направлялись в адрес административного ответчика. Факт проведения ЛПО не оспаривается Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области, его представители указали лишь на недостаточность проведения таких обследований. Однако, на положения нормативных актов, обязывающих лесопользователя провести их в большем объеме, не сослались.
Необходимо учесть, что в соответствии с разделом 2 Перечня форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утв. Приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются, помимо прочих, заключение экспертизы проекта освоения лесов, акты осмотра мест рубок, акты осмотра лесного участка, отчеты об использовании лесов; отчеты об охране и о защите лесов; отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении; первичные документы лесопатологического обследования насаждений.
ООО "В." представлялись в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области данные о воспроизводстве лесов и лесоразведении, о защите лесов, в т.ч. о проведенных санитарно-оздоровительных мероприятиях за 2016-2020 г.г. Согласно этим сведениям, сплошные санитарные рубки были произведены: в 2016 году - на 10 га; в 2017 году - на 23,6 га; в 2018 году - на 7,5 га, а всего за три года, предшествовавших началу действия Регламента-2018 года, на 41,1 га, что составляет существенную площадь относительно оспариваемого показателя. Согласно данным Филиала ФБУ "Р." - Ц.", площадь выявленных погибших насаждений (то есть подлежащих сплошной санитарной рубке) составила: 2017 год - 1 га, 2018 год - 5,8 га; площадь проведенных сплошных санитарных рубок составила: 2017 год - 46,35 га, 2018 год - 26 га. В лесной реестр были внесены следующие данные о сплошных санитарных рубках по Багратионовскому лесничеству: в 2016 году - 10 га, в 2017 году - 0 (ничего), в 2018 году - 7,5 га.
Невнесение сведений о сплошных санитарных рубках (ССР) за 2017 год объяснено представителем Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области тем, что в 2017 году со стороны ООО "В." имела место незаконная вырубка деревьев, с общества были взысканы денежные средства в возмещение ущерба судебными актами. В этой связи невнесение сведений в реестр о ССР носило характер санкции, так как объем незаконно добытой древесины должен был перекрывать убыль доступного к вырубке леса в последующем. Однако, с таким суждением согласиться нельзя, поскольку такое решение уполномоченного органа привело к искажению данных лесного реестра, незаконная вырубка леса по существу не может быть приравнена к сплошной санитарной рубке, которая осуществляется только на участках, занятых погибшими насаждениями.
Довод представителя Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области о том, что, несмотря на существенную фактическую ССР в годы, предшествовавшие принятию Регламента-2018, площадь погибших насаждений оставалась неизменной ввиду гибели в это же время насаждений на других участках лесничества, ничем не подтвержден.
При таких обстоятельствах следует признать, что в Таблице 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов" показатель "объем сплошных санитарных рубок", который составляет 68,4 га/15,4 тыс. куб.м. на 2 года, или 34,2 га/7,7 тыс. куб.м. принят безосновательно, в связи с чем лесохозяйственный регламент Багратионовского лесничества Калининградской области, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 27 мая 2020 года N 182, подлежит отмене и в части Таблицы 2.17.2.3. Необходимо также учесть, что этот показатель является первичным, и влияет также на достоверность данных, изложенных в таблицах 2.17.2.2, 2.17.3.4.1, 2.1.3.1.
Суд соглашается с доводом ООО "В." о том, что регламент Багратионовского лесничества Калининградской области нарушает его права и законные интересы, так как в силу положений ч. 2 ст. 73 ЛК РФ арендная плата, вносимая обществом по договору от<адрес> N . зависит от объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, а таковые объемы определяются лесохозяйственным регламентом.
При таких обстоятельствах административные исковые требования ООО "В." следует удовлетворить, признав не действующими и не подлежащими применению со дня вынесения решения суда Таблицу 2.17.2.2 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий", Таблицу 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов", Таблицу 2.17.3.4.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению", Таблицу 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок" лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества Калининградской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 27 мая 2020 года N 182.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ООО "В." удовлетворить.
Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вынесения решения суда Таблицу 2.17.2.2 "Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий", Таблицу 2.17.2.3 "Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов", Таблицу 2.17.3.4.1 "Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению", Таблицу 2.1.3.1 "Расчетная лесосека по всем видам рубок" лесохозяйственного регламента Багратионовского лесничества Калининградской области, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 27 мая 2020 года N 182.
Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 19 июля 2021 г. N 3а-138/2021
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании